Развитие личности ребенка с ОВЗ и инвалидностью в условиях дистанционного обучения посредством изобразительного творчества
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Развитие личности ребенка с ОВЗ и инвалидностью в условиях дистанционного обучения посредством изобразительного творчества
Автор: Наумова Клара Николаевна
Наумова Клара Николаевна, педагог дополнительного образования АУ ДПО «Институт новых технологий РС(Я)», г.Якутск, Республика Саха(Якутия).Развитие личности ребенка с ОВЗ и инвалидностью в условиях дистанционного обучения посредством изобразительного творчестваАннотация. В статье освещается опыт работы по творческому развитию и удовлетворению потребностей, интересов детей с ОВЗ и инвалидностью в условиях дистанционного обучения. Приведены примеры участия детей в различного уровня олимпиадах, конкурсах и НПК, проводимых в институте, единственном учреждении, ведущем дополнительное дистанционное обучение детей с ОВЗ и инвалидностью в республике.Ключевые слова: обучение, ИЗО, развитие творческих способностей детей с ОВЗ, дистанционные конкурсы, воспитательная работа. Педагог дистанционного обучения, как и учитель в школе, имеет дело прежде всего с целостной личностью ребенка. В нашем случае – это особенные дети, требующие тонкого, особого, бережного подхода, внимания. С 2009 года в республике Саха(Якутия) в рамках приоритетного национального проекта «Образование» началась реализация мероприятия «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов», которое успешно продолжает действовать по сегодняшний день. Ребенку, мир которого ограничивался стенами дома, телевизором, нечастым приходом учителя домашнего обучения, был предоставлен персональный компьютер с комплектом периферийного оборудования, бесплатный интернет, организовано дистанционное обучение. Вот с этого момента обучения, овладения навыками работы на операционной системе Макинтош, Windows начинается, по моему мнению и не только, точка отсчета самореализации личности детей с особенностями в развитии. Каждый обучающийся для нас, педагогов, работающих с учеником за монитором, интересен своей уникальностью, и высокая задача педагогики – сберечь эту уникальность, вырастить самоценную личность, развить склонности и таланты, расширить возможности каждого «Я». При том, учитывая индивидуальные особенности развития, диагноза своего ученика. Дистанционное обучение с института новых технологий нашей республики ведется с детьми-инвалидами и с детьми с ОВЗ, что предполагает обучение детей, которые физически не могут посещать школу, также детей, обучающихся в общеобразовательном учреждении. Дети с особенностями развития получают дополнительное образование по разным направлениям деятельности – художественной, технической, естественно-научной, социально-педагогической. Так, на мой курс «Юный художник », предназначенный для учащихся 5-11 классов записываются дети по своему желанию. Обучение начинается с освоения навыков работы на компьютере, здесь раскрывается перед ребенком та область, в которой он иногда новичок, иногда компетентен. Работа ведется и с родителями, которые тоже не все умеют работать на компьютере и помогать своему ребенку. Далее после освоения основных навыков работы в нужных программах, начинаем вести сам учебный курс. Что касается изобразительного искусства, оно интересно любому ребенку, ведь у каждого ребенка заложена потребность в творчестве. Желающих обучаться на моих курсах всегда хватало, но дистанционное обучение рисованию имеет свои особенности и трудности, поэтому педагог постоянно и сам обучается, ищет новые методики, техники, приемы, способствующие повышению качества обучения. Основной целью моего курса является развитие личности ребенка посредством привития любви к искусству, опыта художественно-творческой деятельности, получения эмоционально-ценностного опыта, ведущих к повышению самооценки ребенка, помогающих его социализации. Методика преподавания основана на законах искусства, на законах восприятия искусства; направлена на снятие физического и психологического напряжения, на увеличение работоспособности детей, на помощь в преодолении барьеров в общении, на развитие мелкой моторики рук. На своих занятиях мы работаем в программе ArtRage. Задача - познакомить учащихся с компьютерной программой ArtRage как средством создания изображения, не заменяющим, а дополняющим другие художественные средства. Данная программа удобна особенно для обучающихся с ограниченной моторикой рук. Дистанционные занятия по рисованию, конечно, проигрывают по удобству обучению рисованию в очных школьных и кружковых занятиях. Здесь педагог не имеет возможности держать ребенка за руку, помогать ему правильным движениям руки, есть свои неудобства при изучении цветов, света, тени и тд. Поэтому активно используется веб-камера, демонстрация экрана, местами удаленный доступ к экрану ученика. Программа ArtRage удобна в дистанционном обучении, очень нравится детям, это уникальная графическая программа, специально разработанная для детей. Она предоставляет юным художникам возможность выразить свои творческие идеи с помощью цифровых инструментов, которые имитируют реальные художественные материалы. ArtRage предлагает широкий спектр возможностей, которые делают процесс рисования увлекательным и доступным для детей. Вот некоторые из них:Реалистичные инструменты рисованияПрограмма включает в себя разнообразные инструменты, такие как кисти, карандаши, мелки и маркеры. Каждый инструмент имитирует поведение своего реального аналога, что позволяет детям создавать реалистичные рисунки. Например, кисть в ArtRage реагирует на силу нажатия и угол наклона, как настоящая кисть. Это помогает детям лучше понять, как работают настоящие художественные материалы, и развивать свои навыки рисования.Кроме того, программа предлагает различные текстуры для кистей, что позволяет создавать уникальные эффекты. Например, можно выбрать кисть с текстурой холста или бумаги, что добавляет реалистичности рисункам. Это особенно полезно для детей, которые хотят экспериментировать с различными стилями и техниками рисования.Слои и смешивание цветовArtRage поддерживает работу со слоями, что позволяет детям экспериментировать с различными элементами рисунка, не боясь испортить основное изображение. Слои дают возможность создавать сложные композиции, добавляя детали и эффекты поэтапно. Это также помогает детям лучше понять структуру и композицию рисунка.Кроме того, программа предлагает функции смешивания цветов, которые позволяют создавать плавные переходы и уникальные оттенки. Например, можно смешивать краски прямо на виртуальной палитре, как в реальной жизни. Это помогает детям развивать чувство цвета и учиться создавать гармоничные цветовые сочетания.Шаблоны и трафаретыДля тех, кто только начинает осваивать рисование, ArtRage предлагает разнообразные шаблоны и трафареты. Это отличная возможность для детей научиться основам композиции и пропорций, следуя готовым контурам. Шаблоны включают в себя различные формы и фигуры, которые можно использовать для создания сложных рисунков.Трафареты также помогают детям развивать точность и аккуратность в рисовании. Например, можно использовать трафарет для создания ровных линий или симметричных узоров. Это особенно полезно для детей, которые только начинают осваивать основы рисования и нуждаются в дополнительной поддержке.Особенности интерфейса и инструментовИнтерфейс ArtRage разработан с учетом потребностей детей, что делает его интуитивно понятным и легким в использовании.Это делает процесс рисования более удобным и интуитивно понятным.Кроме того, интерфейс программы можно настроить под индивидуальные предпочтения ребенка. Например, можно изменить расположение панелей инструментов или выбрать другой цветовой режим. Это позволяет детям адаптировать программу под свои нужды и предпочтения, делая процесс рисования еще более комфортным.Настраиваемые инструментыКаждый инструмент в ArtRage можно настроить под индивидуальные предпочтения ребенка. Например, можно изменить размер кисти, интенсивность цвета или степень прозрачности. Это позволяет детям экспериментировать и находить свой уникальный стиль рисования. Настройки инструментов также помогают детям лучше понять, как различные параметры влияют на результат, и развивать свои навыки рисования.Кроме того, программа предлагает возможность создания собственных инструментов. Например, можно создать кисть с уникальной текстурой или настроить параметры смешивания цветов. Это дает детям больше свободы для творчества и экспериментов, позволяя им создавать уникальные и оригинальные рисунки.Интерактивные уроки и подсказкиПрограмма включает в себя интерактивные уроки и подсказки, которые помогают детям освоить основные приемы рисования. Например, при выборе нового инструмента появляется краткое описание его возможностей и советы по использованию. Это помогает детям быстрее освоить программу и начать создавать свои первые рисунки.Интерактивные уроки также включают в себя пошаговые инструкции по созданию различных рисунков. Например, можно следовать уроку по созданию пейзажа или портрета, выполняя каждый шаг по очереди. Это помогает детям лучше понять процесс рисования и развивать свои навыки. Мониторинг результатов освоения обучающимися образовательной программы, ежегодное анкетирование обучающихся и детей показал:более устойчивый познавательный интерес детей к изучаемому предмету,положительную динамику по параметрам: обученность, креативность,хорошее психологическое состояние ребенка на занятии и позитивную ориентацию учебно-воспитательных взаимодействий в отношениях между педагогом и ребенком с ОВЗ.удовлетворенность родителей и учащихся качеством образовательных услуг. Отсутствие навыков самооценивания является препятствием в формировании у детей способности к самообразованию, саморазвитию, без чего невозможна успешная социализация в современном быстро меняющемся мире. В плане самореализации, самооценки обучающихся в институте организована большая воспитательная работа - ежемесячно проводятся различные дистанционные творческие конкурсы, интересные акции, ведутся познавательные, полезные игры, где обучающиеся присылают свои конкурсные работы, там же они хранятся, подводятся итоги, все могут видеть свои результаты, оценивать, сравнивать свои работы. Ежегодно в институте проводится НПК “Юный исследователь”, ежегодно проводятся уже ставшие традиционными творческие конкурсы и внутри института, и в республике. Заметно, что обучающиеся с ОВЗ в творческом плане проявляют большой интерес, много творят руками, особенно по ИЗО и прикладному творчеству всегда очень много достойных творческих работ. Наши внутренние школьные конкурсы имеют большое значение для повышения самооценки детей, для из самореализации, как личности, для их творческой радости. Окрыленные результатами наших конкурсов дети дальше принимают участие и в городских, и в республиканских, и в российских, и в международных конкурсах, становятся дипломантами и победителями. Есть дети, которые после школы выбрали творческие профессии - художника, дизайнера и др.. Творческие способности детей – это механизм развития разнообразной деятельности ребёнка, накопление его опыта, развитие его личности. Мои учащиеся активно участвуют во многих конкурсах разного уровня,(в том числе Всероссийского и Международного). Ежегодно стараюсь организовать индивидуальные выставки талантливых обучающихся: - в 2023 г. в нашем институте была организована выставка моей ученицы Алексеевой Камиллы “Я дарю Вам весну!” - в 2024 г. в Якутском национальном художественном музее была успешно проведена первая персональная выставка моего уникального ученика с тяжелым диагнозом Ким Владимира «Хрустальный звон моей души» Достижения детей обеспечиваются успешными условиями для творчества, свободой выбора, оказанием помощи со стороны родителя и педагога, доброжелательностью, коммуникабельностью. Дистанционное образование для детей с ОВЗ дает расширение возможности для жизненного самоопределения детей, формирование творчества и отношения между людьми — сверстниками и взрослыми, происходит освоение нового и закрепление полученного, и применение, а также наиважнейшее - понимание своего личностного «Я».Литература1.Беленкова Л.Ю. Инновационные подходы к образованию детей с ограниченными возможностями здоровья: от интеграции к инклюзии. ж., «Интеграция в образовании» №1, 20112.Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации / Под ред. Е.Н. Степанова. - М.: ТЦ «Стефа», 2000. 3. Неменская Л.А. / Под ред. Неменского Б.М. Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь. - М.: Просвещение, 2014 год;4. Горяева Н.А. / Под ред. Неменского Б.М. Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас. 3 класс. - М.: Просвещение, 2014 год;Интернет-материалы1.2. Развитие творческого потенциала детей с ОВЗ.3. Шадрина Т.В.МБОУ ДОД ЦВО «Творчество» г.о. Самара»«Проблемы организации развития творческого потенциала у детей с ограниченными возможностями здоровья», 2014г