" Гражданская война: политика красных и белых"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: " Гражданская война: политика красных и белых"
Автор: Вахромова Татьяна Александровна

Тема урока : «Города Эллады подчиняются Македонии»Цель: объяснить причины упадка Греции и подчинение её Македонии. Сформировать представления об образовании Македонского царства и начале завоеваний Филиппа..УУД:
  • ЛичностныеУУД: понимание жизненной необходимости научиться критически относиться ко всем событиям, историческим и государственным деятелям, их оценкам и информации, поступающей из различных источников, сверять её с практикой.
  •  Регулятивные УУД: уметь организовывать своё рабочее место; определять цель выполнения заданий на уроке, определять план выполнения заданий на уроках; использовать в своей деятельности учебник, иллюстрации, карту, дополнительные источники уметь различать способ и результат действия.
  • Коммуникативные УУД: умения и навыка работать в группе (паре), общаться, слушать друг друга, высказываться
  • Познавательные УУД: способствовать развитию интереса к истории, к политике прошлого и современности
  • Планируемые результаты:
  • углубление знаний учащихся по истории Древней Греции;
  • Знание причин возвышения Македонии
  • Знание причин упадка Греции и подчинение её Македонии
  • Материалы: презентация PowerPoint, энциклопедия для детей «Всемирная история», материал из Википедии — свободной энциклопедии, учебник истории «Древнего мира 5 класс» А.А. Вигасин, карта « Древняя Греция в V веке до н. э.»Оборудование: экран, ноутбук, карта.Методы работы на уроке:
  • Словесные – объяснение учителя , выступление учащихся;
  • Наглядные – презентация, карта «Древняя Греция», исторический документ;
  • Групповые: работа с документами;
  • Индивидуальные – работа с тестом, работа с учебником, с источниками;
  • Парная: работа с материалами энциклопедии
  • .Ход урокаI Организационный момент:-Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас сегодня на своем уроке. Давайте проверим вашу готовность к уроку ( ступеньки).Молодцы!IIАктуализация опорных знанийНа прошлом уроке мы с вами познакомились с новой темой « Афинская демократия при Перикле». Давайте проверим наши знания по данной теме.Сделаем это в форме терминологического диктанта. Вам предлагаются термины необходимо дать им определения.Слайд11.Власть народа2.Простой народ3.Коренной житель Греции4.город-государство5.Человек, умеющий красиво и убедительно произносить речи.6.ВоеначальникСлайд 2.1.Демократия2.Демос3.Гражданин4.Полис5.Оратор6.Стратег Оцените свою работу: всё верно-5, 1 ошибка -4, 2-3 ошибки -3III. Мотивация к учебной деятельностиСегодня мы с вами выступим в роли отважных искателей приключений и отправимся впутешествие по просторам Греции. Ребята скажите, а что с собой привозили искатели приключений из далёких стран?( сокровища)-Как вы думаете, что для учеников является главным сокровищем? ( знания)-В конце урока мы увидим, насколько велик ваш сундук с сокровищами.Ребята, посмотрите, жители Греции прислали за нами транспортное средство. Вам оно знакомо? Как называется? (триера)- А вас ничего не удивляет? Почему паруса черные? Что пытаются сообщить нам греки?( что-то случилось)Вы хотите узнать, что произошло? Тогда устраивайтесь поудобнее, мы отплываем.Ребята греки очень предусмотрительны и оставили нам послание.- К какому виду источников его можно отнести?( письменным)- Что дают нам источники? (информацию)- Посмотрите внимательно на название документа, и скажите какую информацию мы можем получить, прочитав его? ( о положении Греции в 4 веке до н.э.)- Давайте прочитаем и найдём ответы на следующие вопросы:Слайд№3Что происходило в Греции в 4в. до н.э.?К чему это привело?Какое царство в это время возвышается?-Работая с документом, вы можете делать пометки. Греция в 4 веке до н.э.«Расцвет греческих городов-государств был недолгим. Еще при жизни Перикла в самой Греции начались междоусобные войны между городами за право главенствовать в Элладе. И Афины, и Спарта стремились к господству над Грецией. Для греков настали страшные времена: лилась кровь, разрушались жилища, приходили в запустение оливковые рощи, разорялись крестьяне и ремесленники... Всё это ослабляло Грецию. А между тем северный сосед Греции Македония в это время становится сильным и мощным государством.»-Что же вы узнали из документа? .Слайд №4 ( воюющие города)Слайд № 5- междоусобные войны( войны внутри государства между различными его областями); -ослабление государства (упадок хозяйства, разорение крестьян и ремесленников, обострение борьбы внутри гражданского общества); - возвышение Македонии;IV.Cоздание проблемной ситуации-- Как вы думаете, какую опасность для Греции может представлять Македония? (захватить)Исходя, из всего вышесказанного давайте попробуем сформулировать тему урока «Города Эллады подчиняются Македонии». Как вы думаете о чём пойдёт речь на уроке?( задачи)V. Открытие новых знаний(На доске)- выяснить причины падения Греции;- определить причины возвышения Македонии;На одном из уроков мы уже знакомились с греческими воинами.- Давайте вспомним с кем и когда пришлось воевать Греции? ( с персами в5 веке до н.э.)- Каковы итоги Греко –персидской войны? ( персы потерпели поражение)- Что помогло грекам одержать победу над персами? (1. Чувство патриотизма. Они защищали свою Родину.2. Союз 30 полисов 3.Незаурядный талант греческих стратегов.)- Как же можно одолеть врага? (Только в единстве, в желании защитить свою страну )-Как вы думаете почему же произошло подчинение Греции Македонии( ответы учеников).-Гипотеза: предположим, что Причины подчинения Греции Македонии – ослабление Греции и усиление Македонии.- Работая на уроке мы попытаемся доказать или опровергнуть наше предположение. А работать мы будем по следующему плану:(На доске) 1)Македония в 4 в. до н.э.:-Филипп Македонский. Его качества.-Реформы Филиппа.-Армия Македонии, её особенности.2) Отношение греков к вторжению македонской армии 3) Сражение греков с армией Филиппа IIСлайд № 6( карта)Давайте посмотрим на карту и определим местоположение Македонии ( С. 114 учебника)( Северо-восток Балканского п-ова)Каковы ее размеры, по сравнению с Грецией? ( одинаковая) Почему же ей удалось захватить Грецию? Мы сумеем ответить на этот вопрос, если узнаем что происходило в Македонии в 4 в. до н.э. Для решения данной проблемы мы разделимся на три группы, каждая из которых получит своё задание ( по 1 пункту плана).1 группа« Возвышение Македонии началось в 4 в. до н.э. при царе Филиппе II, дальновидном и энергичном политике, искусном дипломате и талантливом полководце. Он стремился создать сильное государство, чтобы властвовать над всем миром. Филипп был решительным и смелым человеком, талантливым полководцем и искусным дипломатом. Он рассчитывал не только на военную силу. Филипп умел заключать выгодные для себя договоры: одних он подкупал деньгами, других обещаниями. Для достижения своих целей Филипп использовал угрозы, подкуп, интриги, стравливал соперников между собой.Но если этого было мало, в дело шла армия»Слайд № 7-Кто такой Филипп Македонский. Как его характеризуют историки. Какими методами добивался своих целей? На какие слова вы обратили внимание? Почему?2группа«Основными целями Филиппа было укрепление границ царства и выход к морю, т. е. борьба с греческими колониями. Первой реформой, проведенной Филиппом, была военная реформа. Он создал сильную и боеспособную армии. По своим боевым качествам, по построению и вооружению, а также по суровой военной дисциплине, эта армия стояла несравненно выше любой армии греческих городов. Усилил свою власть, подчинив себе самые знатные семьи. При Филиппе создавались новые города, расцветала культура. Захват золотых рудников позволил Филиппу начать выпускать монеты Македонии, на которой ставилось его имя. Благодаря ей пополнялась государственная казна, развивались торговые связи с другими государствами»-Какие реформы( изменения, нововведения) провел в государстве ФилиппIIСлайд №8Реформы Филиппа II
  • Укрепил царскую власть
  • Начал чеканить золотую монету
  • Основал новые города.
  • Установил тесные торговые связи с соседями.
  • Создал большую и боеспособную армию
  • 3группа Созданная армия была сильной и боеспособной. Македонская армия состояла из конницы и пехоты. Каждый пехотинец получал шлем, кожаный панцирь, круглый щит, короткий меч и длинное копье. Фаланга строилась в 16 рядов. В бою первые шесть рядов держали двумя руками копья, направляя их в сторону врага: первый ряд — перед собой, а воины остальных рядов клали свои копья на плечи впереди стоящих. Если же часть вражеского войска заходила фаланге в тыл, то воины последних рядов поворачивались к противнику лицом. Тогда фаланга становилась неприступной со всех сторон. Недаром говорили, что она похожа наощетинившегося железом зверя, к которому опасно приближаться.Армия Филиппа имела метательные орудия, с помощью которых в противника бросали камни, бревна и большие стрелы. Такие орудия устанавливались также в огромных многоэтажных башнях на колесах»Какова армия Македонии? Из чего состояла армия Филиппа?Из скольких рядов состояла фаланга? В чём особенность построения в фаланге? Слайд №9 (фаланга)Почему её принимали за ощетинившегося зверя? Чем оснащена армия?Слайд № 10( метательные орудия,)Слайд №11( Осадные башни) Для наглядности давайте обратимся к таблице. Сравним армию греков с македонской( таблица)Слайд №12- Какой вывод можно сделать? ( македонская армия сильная , превосходит греческую)-Мы много узнали о Македонии . Можем ли мы сформулировать причины возвышения Македонии?:- умелая политика Филиппа;-сильная и боеспособная армия;( на доске)Физ.минуткаА сейчас, немного отдохнем, и попробуем выполнить несколько упражнений, построившись македонской фалангой. (Фаланга, шаг вправо, влево, вперед, назад)-Легко, тяжело, выполнять действия в фаланге? Какими качествами должны были обладать македонские воины? (внимательность организованность)Как вы думаете, причина поражения греков, и их подчинение Филиппу IIкроется, только ли в сильном и многочисленном войске македонян? Были ли ещё причины?Ответ на этот вопрос мы найдем в сообщении Сотинчук Софьи ( сообщение об отношении греков к вторжению македонской армии«В середине IV века до н.э. ранее отсталая, слабая Македония превратилась в самое сильное средиземноморское государство. Создав лучшую в мире армию, Филипп Македонский перешёл кпокорению Эллады. Первыми под власть македонского царя попали полисы Северной Греции. Однако на пути дальнейшего продвижения стали Афины. В этом полисе разгорелась борьба между сторонниками и противниками Филиппа. Живший в это время афинский писатель Исократ видел спасение родины в добровольном подчинении Филиппу. Он призывал его объединить всех эллинов и вместе с ними двинутся походом против персидского царя.Но были и такие греки, которые выше всего ставили независимость и свободу своего народа. В Афинах страстным и непримиримым противником Филиппа стал оратор Демосфен. Разъезжая по Греции и произнося гневные речи против македонского царя,, он сплотил ряд городов для борьбы с нимСлайд № 13Что можно сказать о положении внутри страны?( разногласия)-Кто являлся сторонником Филиппа в Афинах? ( Исократ)- Почему оратор Исократ поддерживал Филиппа? (сохранить жизнь, одолеть персов)- Кто являлся противником Филиппа? ( Демосфен)- Почему? ( главное это независимость)Собрав войско греков, Демосфен выступил против армии Филиппа. Как происходило решающее сражение узнаем, обратившись к учебнику на с. 199( прочтение)Слайд № 14( картинка боя)Слайд №15- Когда и где произошла битва? Найдите на карте.- Чем закончилось сражение?-Благодаря чему армия Филиппа сумела одержать победу?(Умелым действиям Филиппа его сына Александра Македонского)-Что добился Филипп от греческих городов? (поклялись в верности и провозгласили его -военным предводителем)- Каковы дальнейшие планы Филиппа? (поход на персов)-Однако задуманный поход против Персии Филиппу не удалось осуществить. Во время праздника в театре один из приближённых Филиппа нанёс смертельный удар царю. Убийца Филиппа был настигнут телохранителями, и его постигла та же учесть, что и Филиппа. Тайна смерти царя так и осталась не раскрытой. Новым правителем Македонии был провозглашён сын Филиппа Александр.Слайд № 14( фото)VI. Применение новых знаний: Наше путешествие подошло к концу. Давайте подытожим. -Как называется тема урока? -В каком веке это произошло?У каждой группы есть строчки характеризующие Грецию и Македонию в 4 в. До н.э., соотнесите их записям на доске.Греция в IV в. до н.э. Македония в IVв. до н.э. -разногласия между политиками - ловкая политика правителя-междоусобные войны в государстве - реформы в государстве- ослабление в государстве - возвышение государстваVII. Закрепление новых знаний:В начале урока мы с вами сделали предположение о том , что причины подчинения Греции Македонии – ослабление Греции и усиление Македонии.Давайте посмотрим, сумели ли мы доказать нашу гипотезу.(Да потому что Греция действительно ослабла в результате междоусобных войн , аМакедония возвысилась благодаря умелой политике Филиппа и создании им сильной армии)VIII.Выставление оценок: Вы хорошо сегодня поработали, а каждая работа поощряется. Поэтому оценки за урок получают…IX. Рефлексия - А теперь давайте заглянем в наш сундук с сокровищами .Какие же знания вы привезли с собой из путешествия ( собираем сундук знаний)X. Домашнее задание: П.41, записи в тетради