Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности
Автор: Трифонова Татьяна Павловна
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад общеразвивающего вида с.Наумовка муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан Сообщение из опыта работы: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности» Воспитатель: Трифонова Т.П.Февраль 2025 год.Сообщение из опыта работы: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности» Театрализованная деятельность являетсянеисчерпаемым источником развития чувств,переживаний и эмоциональных открытий ребёнка,приобщает его к духовному богатству.(В. А. Сухомлинский) Почему именно театрализованная деятельность? Театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Самым популярным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность. Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру. Огромно и воспитательное значение театрализованных игр. У детей формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Увлеченность детей театрализованной игрой, их внутренний комфорт, раскованность, легкое, не авторитарное общение взрослого и ребенка, почти сразу пропадающий комплекс «я не умею» - все это удивляет и привлекает. Очевидно, что театрализованная деятельность формирует творческую личность ребёнка, развивает умение импровизировать. Целью моей работы является создание педагогических условий, для развития речи детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности. Для решения данной цели изучила методическую литературу:Поставила перед собой следующие задачи:Создать условия для:- Формирования устойчивого интереса к театрально-игровой деятельности;- Расширения словаря детей, его активизации;- Совершенствования диалогической речи;- Формирования желания перевоплощаться в изображаемые образы, используя различные средства выразительности (поза, движение, жест, мимика);- Проявления самостоятельности, активности в игре с игрушками и театральными куклами. Может показаться , что это сложно, ведь мы не актёры, но тут и не надо актёрского мастерства, лишь наше желание весело и с пользой провести время с детьми. Малыши уже в раннем возрасте склонны к творческой деятельности, через которую они познают окружающий мир, познавая через мир сказки, через мир театра, что такое добро и зло, они учатся по-доброму относиться к друзьям, к маме, к взрослым, к животным. Театр для ребенка - это всегда праздник, яркие незабываемые впечатления. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе, находит отражение стихийно, потому что связана с игрой. Малыши очень любят театрализованные представления. Волшебство, превращения, сказка очаровывают их. С первыми театрализованными действиями малыши знакомятся очень рано в процессе разнообразных игр-забав, хороводов, при прослушивании выразительного чтения и стихов взрослыми. Существует классификация театрализованных игр - это режиссерские игры к ним относятся;- настольный кукольный театр - театр на фланелеграфе- театр на руке Игры драматизации, к ним относятся:- инсценирование небольших сказок, потешки, песни, творчество детей- театр масокИз всех видов кукольного театра в группе младшего возраста наибольшей популярностью пользуются театр настольный, театр на руке, театр на фланелеграфе. В нашем театральном уголке собраны разнообразные виды театров, которые наиболее эффективны, понятны и доступны для наших малышей. Так же в уголке находится ширма, которая позволяет сделать кукольный спектакль более интересным, магнитофон с записями музыки для разыгрывания этюдов и мини спектаклей, любимые книжки детей, книжки-малышки, книжки-игрушки. Итак, остановимся поподробнее на каждом виде театров.Настольный театр - помогает учить координировать движения рук и глаз, сопровождать движения пальцев речью. Выражать свои эмоции посредством мимики и речи. Он прост и доступен, не требует определённых умений, дети сами действуют с игрушками - персонажами, охотно перевоплощаются в действующих персонажей. Настольный театр используем для знакомства с литературными произведениями, сказками («Маша и медведь» обр. М. Булатова, «Теремок»» обр. М. Булатова, «Козлятки и волк» обр. К. Ушинского, народные сказки «Колобок», «Курочка Ряба»); параллельно знакомим детей с жестами, мимикой (изобразить удивление, показать сердитого волка, веселого зайчика, с движениями (например: погрозить, потопать, похлопать, напугать). С персонажами из сказок мы слушаем и поем, танцуем и играем, знакомимся с музыкальными инструментами.Это развивает художественный и эстетический вкус, расширяет музыкальные впечатления, способствует проявлению активности. Благодаря музыке, образы персонажей и их характеры становятся более полными и понятными малышам.Театр на руке: театр очень прост в обращение. Кукла надевается на руку ребенка, он не испытывая не каких усилий легко манипулирует ею при показе сказки. «Театр на руке» доставляет детям радость; вызывает активный интерес к участию в постановке сказки; в процессе игры развиваются психические процессы; речь становится более четкой и выразительной.Театр картинок фланелеграф предназначен специально для того, чтобы дети не только слушали сказку, но и видели ее героев. Маленькие дети очень любят смотреть картинки в книгах, но если картинки показать двигающими, действующими, они получать еще большее удовольствие. Самым любимым театром для наших детей стал пальчиковый театр.Уникальность этого театра в том, что маленькие куколки – герои несут в себе творческую энергию и отражают частичку сердца, которая передается малышу. Театрализованная деятельность является источником развития чувств и эмоций, учит распознавать эмоциональное состояние по мимике, жесту, интонации.В результате целенаправленной и систематической работы по развитию речи детей средствами театрализованной деятельности ребята научились с легкостью рассказывать сказки по иллюстрациям и использовать различные виды театров и участвовать в театрализации. Дети могут определять положительных и отрицательных героев. Научились сопереживать слабому.Дети понимают речь, отвечают на вопросы воспитателя, с удовольствием рассказывают знакомые литературные произведения, охотно вступают в речевые контакты с взрослыми и сверстниками, с удовольствием участвуют в инсценировках. Хочется закончить словами известного всем нам писателя Джанни Родари: «Именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот, что необходимо ребёнку».