Организация самостоятельной работы на уроке. Осуществление обратной связи.
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Организация самостоятельной работы на уроке. Осуществление обратной связи.
Автор: Тимакова Людмила Владиславовна
Организация самостоятельной работы на уроке. Осуществление обратной связи.Составлена: Тимаковой Л.В.Аннотация: В статье рассматривается проблема организации самостоятельной работы учащихся на уроках в начальной школе. Анализируются основные принципы и подходы к отбору видов самостоятельной работы, определению её объёма и содержания. Особое внимание уделено важности соблюдения принципа доступности, систематичности, связи теории с практикой, а также дифференцированному подходу к учащимся. Рассматриваются особенности применения данных принципов в практике преподавания. Кроме того, обсуждаются различные формы обратной связи, используемые на уроках, такие как "светофор", "опрос по цепочке", "тихий опрос" и другие, которые способствуют повышению мотивации и вовлечённости учащихся в учебный процесс. Организация самостоятельной работы – это отбор средств, форм и методов, стимулирующих познавательную активность, обеспечение условий эффективности. При отборе видов самостоятельной работы, при определении ее объема и содержания необходимо руководствоваться основными принципами дидактики.Наиболее важное значение в этом деле имеют принцип доступности и систематичности, связь теории с практикой, принцип постепенности в нарастании трудностей, принцип творческой активности, а также принцип дифференцированного подхода к учащимся.Применение этих принципов к руководству самостоятельной работой имеет следующие особенности:1. Самостоятельная работа должна носить целенаправленный характер. Это достигается четкой формулировкой цели работы. Задача учителя заключается в том, чтобы найти такую формулировку задания, которая вызывала бы у школьников интерес к работе и стремление выполнить ее как можно лучше. Учащиеся должны ясно представлять, в чем заключается задача и каким образом будет проверяться ее выполнение. Это придает работе учащихся осмысленный, целенаправленный характер, и способствует более успешному ее выполнению. Недооценка указанного требования приводит к тому, что учащиеся, не поняв цели работы, делают не то, что нужно, или вынуждены в процессе ее выполнения многократно обращаться за разъяснением к учителю. Все это приводит к нерациональной трате времени и снижению уровня самостоятельности учащихся в работе.Самостоятельная работа может проводиться на любом этапе урока. Все зависит от цели, с которой она проводиться. Если с целью проверить, как дети справляются с домашним заданием, то она дается в начале урока, при этом берутся задания аналогичные тем, которые были даны на дом. По времени она занимает 5-10 минут. Если самостоятельная работа проводится с целью посмотреть, как дети усвоили новый материал, то она дается на этапе закрепления. По времени она занимает 5-10 минут. Такие самостоятельные работы даются детям в том случае, если новый материал был не очень сложным. Самостоятельные работы на этапе работы над пройденном материалом занимают 15-20 минут.2. Самостоятельная работа должна быть действительно самостоятельной и побуждать ученика при ее выполнении работать напряженно. Однако здесь нельзя допускать крайностей: содержание и объем самостоятельной работы, предлагаемой на каждом этапе обучения, должны быть посильными для учащихся, а сами ученики — подготовлены к выполнению самостоятельной работы теоретически и практически.3. На первых порах у учащихся формирую простейшие навыки самостоятельной работы. В этом случае самостоятельной работе учащихся должен предшествовать наглядный показ приемов работы с учителем, сопровождаемый четкими объяснениями, записями на доске. Самостоятельная работа, выполненная учащимися после показа приемов работы учителем, носит характер подражания. Она не развивает самостоятельности в подлинном смысле слова, но имеет важное значение для формирования более сложных навыков и умений, более высокой формы самостоятельности, при которой учащиеся оказываются способными разрабатывать и применять свои методы решения задач учебного или производственного характера.4. В организации самостоятельной работы необходимо учитывать, что для овладения знаниями, умениями и навыками различными учащимися требуется разное время. Нужно осуществлять это путем дифференцированного подхода к учащимся. Наблюдая за ходом работы класса в целом и отдельных учащихся, учитель должен вовремя переключать успешно справившихся с заданиями на выполнение более сложных. Некоторым учащимся количество тренировочных упражнений можно свести до минимума. Другим дать значительно больше таких упражнений в различных вариациях, чтобы они усвоили новое правило или новый закон и научились самостоятельно применять его к решению учебных задач. Перевод такой группы учащихся на выполнение более сложных заданий должен быть своевременным. Здесь вредна излишняя торопливость, как и чрезмерно продолжительное «топтание на месте», не продвигающее учащихся вперед в познании нового, в овладении умениями и навыками.5. Задания, предлагаемые для самостоятельной работы, должны вызывать интерес учащихся. Он достигается новизной выдвигаемых задач, необычностью их содержания, раскрытием перед учащимися практического значения предлагаемой задачи или метода, которым нужно овладеть. Учащиеся всегда проявляют большой интерес к самостоятельным работам, в процессе выполнения которых они исследуют предметы и явления.6. Самостоятельные работы учащихся необходимо планомерно и систематически включать в учебный процесс. Только при этом условии у них будут вырабатываться твердые умения и навыки. Результаты работы в этом деле оказываются более ощутимы, когда привитием навыков самостоятельной работы происходит на занятиях по всем предметам.7. При организации самостоятельной работы необходимо осуществлять разумное сочетание изложения материала учителем с самостоятельной работой учащихся по приобретению знаний, умений и навыков. В этом деле нельзя допускать крайностей: излишнее увлечение самостоятельной работой может замедлить темпы изучения программного материала, темпы продвижения учащихся вперед в познании нового.8. При выполнении учащимися самостоятельных работ любого вида руководящая роль должна принадлежать учителю. Учитель продумывает систему самостоятельных работ, их планомерное включение в учебный процесс. Он определяет цель, содержание и объем каждой самостоятельной работы, ее место на уроке, методы обучения различным видам самостоятельной работы. Он обучает учащихся методам самоконтроля и осуществляет контроль за качеством, изучает индивидуальные особенности учащихся и учитывает их при организации самостоятельной работы.Признаки самостоятельной работы• наличие задачи, проблемного вопроса, особого времени на решение;• проявление умственной нагрузки;• проявление самостоятельности, сознательности, активности.Целью самостоятельной работы является:• формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализацииЗадачи самостоятельной работы• выработка способности работать самостоятельно;• развитие познавательной активности;• стимулирование творческого мышления;• повышение культуры умственного труда, интереса к работе;• осмысление приобретенных знаний ("что сделано самим, лучше запоминается");• формирование умения планировать время;• выработка ответственности и инициативности.Наличие интересных форм обратной связи на уроке поможет учителю не только повысить накопляемость оценок, но и сделает работу живее и интереснее.«Светофор»При опросе обучающиеся поднимают «светофор» красной или зеленой стороной к педагогу, сигнализируя о своей готовности к ответу (пассивность невозможна, обучающийся вынужден каждый раз явно для себя и для педагога зафиксировать, те оценить свои знания).«Опрос по цепочке»Рассказ одного обучающегося прерывается в любом месте и передается другому жестом педагога, и так несколько раз до завершения ответа (применяем в случае, когда предполагается развернутый, логический ответ).«Тихий опрос»Беседа с одним или несколькими студентами происходит полушепотом, в то время как группа занята другим делом, например, тренировочной контрольной работой или групповой работой (педагог может контролировать знание основных формул и понятий у отстающих или тех, кто болел во время изучения материала).«Программируемый опрос»Студент выбирает один верный ответ из нескольких предложенных (редко используется в устном опросе; хороший шанс получить столкновение мнений, где непонимание перейдет в понимание).«Взаимоопрос»Студенты опрашивают друг друга по базовым листам (разновидность: студент - эксперт; сильный - слабый, слабый - сильный).«Показательный ответ»Один студент отвечает у доски, остальные слушают (В традиционном виде опрос у доски иногда играет отрицательную роль: один отвечает, остальные как бы слушают. И все-таки такой опрос нужен, когда студент демонстрирует блестящий ответ, чтобы формировать у остальных образ ответа, к которому нужно стремиться).«Защитный лист»Перед каждым уроком, всегда в одном месте лежит «Лист защиты», куда каждый студент без объяснения причин может вписать свою фамилию и быть уверенным, что его сегодня не спросят. Педагог, анализируя эти листы, держит ситуацию под полным контролем.«Щадящий опрос»Педагог проводит тренировочный опрос, при этом сам педагог студентов не выслушивает, позволяя им задать друг другу 10 вопросов, готовясь к настоящему ответу педагога.«Идеальный опрос»Студент сам оценивает степень своей подготовки и сообщает об этом педагогу.Обратная связь осуществляется на уроках в следующих направлениях: учитель - ученики, ученик - ученики, учитель - ученик, ученик - ученик. Она может осуществляться как в устной, так и в письменной форме.ЗаключениеВ ходе проведенного анализа было установлено, что организация самостоятельной работы на уроках в начальной школе является важным элементом образовательного процесса, способствующим развитию у учащихся самостоятельности мышления, творческих способностей и навыков самоорганизации. Применение принципов доступности, систематичности, связи теории с практикой, а также дифференцированного подхода к обучению обеспечивает эффективное освоение учебного материала и формирует у детей ответственное отношение к учебе.Особое внимание следует уделить разнообразию форм обратной связи, которые могут существенно повысить мотивацию и вовлечённость учащихся в учебный процесс. Использование таких методик, как "светофор", "опрос по цепочке", "тихий опрос" и других, позволяет сделать уроки более интерактивными и интересными, что положительно сказывается на результатах обучения.Таким образом, грамотно организованная самостоятельная работа и обратная связь являются ключевыми факторами успешного обучения в начальной школе, способствующими всестороннему развитию личности ребенка и подготовке его к дальнейшему образованию.Список литературы:Гузеев В.В. Планирование результатов обучения в современной школе. – Москва: Народное образование, 1998. – 240 с.Краевский В.В. Основы обучения: Дидактика и методика. – Москва: Академия, 2009. – 352 с.Лернер И.Я. Развитие самостоятельного мышления учащихся в процессе обучения. – Москва: Педагогика, 1971. – 224 с.Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. – Москва: Просвещение, 1979. – 160 с.Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. – Москва: Сентябрь, 1996. – 96 с.