«Реализация инклюзивной практики в образовании. Педагогические условия развития коммуникативных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Реализация инклюзивной практики в образовании. Педагогические условия развития коммуникативных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья»
Автор: Оснач Екатерина Петровна

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОНЕЦКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ЦЕНТР ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ МАНГУШСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА«Реализация инклюзивной практики в образовании. Педагогические условия развития коммуникативных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья»Автор:ЗАВЕДУЮЩИЙ «ГБОУ» ДРУМЦ ПС СО» ЦЕНТР ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ МАНГУШСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГАОСНАЧ ЕКАТЕРИНА ПЕТРОВНА 2025 г.АННОТАЦИЯВнедрение концепции инклюзивного образования при реализации программ дошкольного образования требует изменений требований к педагогическим условиям развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста.Цель исследования: выявление педагогических условий развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.Задачи: 1.Проанализировать педагогическую литературу по теме исследования.2.Рассмотреть современные технологии в обучении детей с ОВЗ.3.Разработать картотеку дидактических игр, способствующих развитию коммуникативных навыков у детей с ОВЗ.4.Разработать консультации для родителей и педагогов, способствующих развитию коммуникативных навыков у детей с ОВЗ.В первом разделе проанализирована педагогическая литература по теме исследования. Также, рассмотрены современные технологии в обучении детей с ОВЗ. Во втором разделе разработана картотека дидактических игр, способствующих развитию коммуникативных навыков у детей с ОВЗ.Разработаны консультации для родителей и педагогов, способствующих развитию коммуникативных навыков у детей с ОВЗ.В ходе исследования освещена проблема организации педагогических условий развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями согласно требованиям ФГОС ДО, с точки зрения современного понимания инклюзивного обучения. Известно, что одним из наиболее эффективных и доступных способов формирования коммуникативных навыков у детей с ОВЗ является игра и другие условия реализации образовательной программы дошкольного образования.В приложениях содержатся примеры, консультаций для родителей и педагогов дидактических игр и упражнений, направленных на развитие коммуникативных навыков у детей с ОВЗ.СОДЕРЖАНИЕВведение…………………………………………………………………………...4Раздел 1. Теоретические основы формирования коммуникативных умений у детей дошкольного возраста…………………………………………………..…61.1.Понятия «коммуникация», «коммуникативные навыки» и «коммуникативные умения» в психолого-педагогической литературе…………………………………………………………………………61.2. Особенности формирования навыков общения у детей дошкольного возраста……………………………………………………………….……….8Раздел 2. Исследование особенностей развития коммуникативных навыков дошкольников с ОВЗ ……………………………………………………………122.1. Особенности развития коммуникативных навыков дошкольников с ОВЗ………………………………………………………………………………..122.2. Развитие коммуникативных навыков у детей с ОВЗ по средствам игровой деятельности…………………………………………………………....15Выводы…………………………………………………………………………...28Список использованной литературы……………………………………..…….30Приложение 1…………………………………………………………………32Приложение 2……………………………………………………………………36ВВЕДЕНИЕАктуальность выбранной темы. Коммуникативная деятельность занимает значимое место в социальном пространстве, в котором существует личность. Коммуникативная деятельность для детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) – это процесс общения с окружающими людьми, который включает в себя различные формы и способы коммуникации. Ее целью является развитие речи ребенка с ОВЗ и социально-эмоциональных навыков. К тому же, конструктивное общение считается показателем культуры современной личности в целом.Современное образование преследует главной целью – реализацию интересов человека, семьи, общества, государства, а также включает в себя совокупность процессов воспитания и обучения, и в тоже время является важнейшим и общественно значимым благом. Результатом деятельности, направленной на развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, является не только совокупность приобретаемых знаний, умений, помимо этого, в эту категорию можно отнести и приобретение определенных навыков в результате общения в коллективе среди сверстников.Необходимо понимать, что современный образовательный процесс это целостная динамичная система взаимодействия взрослых и детей, которая имеет личностно-ориентированный характер, направленный на воспитание личностных свойств и качеств дошкольников, что впоследствии приведет к достижению социально-значимых результатов. В связи с этим, в современном дошкольном образовательном учреждении возникает необходимость применения инновационных подходов в организации образовательного процесса.Очень важно понимать, что ребенок - это развивающаяся личность. Без способности ребенка с ОВЗ легко находить общий язык со всеми сверстниками – последующие шаги вовлечения его в социально-образовательный процесс будут обречены. Данный факт требует наличия четкой и научно обоснованной системы взаимодействия ребенка с окружающими в условиях ДОУ.Основываясь на анализе педагогической литературы, собственной педагогической деятельности и опыта, была определена проблема исследования, которая заключается в социальной актуальности, что и обусловило выбор темы исследования «Педагогические условия развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья».Цель исследования: выявление педагогических условий развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.Объект исследования – коммуникативные навыки у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.Предмет исследования – современные подходы к формированию педагогических условий развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровьяЗадачи исследования:1.Проанализировать педагогическую литературу по теме исследования.2. Выявление педагогических условий развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровых технологий.3.Разработать картотеку дидактических игр, способствующих развитию коммуникативных навыков у детей с ОВЗ.4.Разработать консультации для родителей и педагогов, способствующих развитию коммуникативных навыков у детей с ОВЗ.Методы исследования:1. Теоретические (изучение литературных источников).2. Эмпирические (анализ, классификация, системный подход).РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА1.1. Понятия: «коммуникация», «коммуникативные навыки» и «коммуникативные умения» в психолого-педагогической литературеВ психолого-педагогической литературе зачастую употребляются два близких по значению понятия: «коммуникация» и «общение». Важнейшим фактором формирования личности, в психологии, рассматривается общение, как главное условие развития ребенка, ведущий вид деятельности человека, ориентированный на самопознание и самооценку, средствами взаимодействия с окружающими (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.С. Мухина, С.Л. Рубинштейн, А.Г. Рузская, Е.О. Смирнова, Д.Б. Эльконин, М.И. Лисина и др.).Коммуникация - это процесс обоюдного обмена информацией между партнерами по средствам общения. Она представляет собой передачу и прием знаний, идей, воззрений, эмоций. Помимо передачи информации речь является связующим звеном обоюдного воздействия собеседников в процессе совместной деятельности. Понятия «коммуникация» приведены в таблице 1.1.Таблица 1.1 - Понятие «коммуникация»Так же, стоит отметить, что в педагогической литературе термины «коммуникативные навыки» и «коммуникативные умения», часто отмечают как тождественные, но, стоит учитывать, что эти термины имеют значительные отличия.Л. Я. Лозован считает, что: «Коммуникативные навыки представляют собой индивидуально-психологические свойства личности ребенка, обеспечивающие ей условия для личностного развития, социальной адаптации, самостоятельной информационной, перцептивной, интерактивной деятельности на основе субъект – субъектных отношений» [16].По мнению Е. О. Смирнова: «Коммуникативные навыки – это осмысленные действия ребенка (на основе знаний структурных компонентов умений и коммуникативной деятельности), а также способность правильно строить свое поведение, управлять им согласно целям общения» [16].Коммуникативные умения тесно связаны с пониманием психологии человека, а именно: умение выбрать нужную интонацию, жесты, умение сопереживать, умение, верно выстраивать свое поведение [3].По мнению Б. Г. Ананьева: «Коммуникативные умения являются специфическим видом деятельности, и главной его характеристикой является то, что через него человек строит свои отношения с другими людьми». [9].Таким образом, можно отметить, что, несмотря на различные трактовки понятий «коммуникация», «коммуникативные навыки» и «коммуникативные умения», которые встречаются в психолого – педагогической литературе, их объединяет практическая направленность и указание на различные компоненты общения. Это умение вести диалог, используя обороты речи для установления полноценного контакта с собеседником, поддерживая и логически завершая диалогическое общение, умение задавать вопросы и отвечать на них, слушать внимательно собеседника, не перебивая.1.2. Особенности формирования навыков общения у детей дошкольного возрастаЗначимую роль в формировании навыков общения у детей имеет воздействие взрослого, который контролирует данный процесс и полноценно, шаг за шагом расширяет зону ближайшего развития. Развитие коммуникативного общения ребенка с окружающими замедлится или даже прекратится, без организации, участия и максимальной поддержки своего ребенка взрослым.Смирнова Е.О., Терещук Р.И., Холмогорова В.М. в своей работе на тему межличностных отношений доказали, что только к 4 годам ребенок предпочитает для общения сверстника, в отличие от предыдущего возрастного периода, где общение основывалось только на участии взрослого.Коммуникативное общение со сверстником отличает ряд специфических особенностей, посреди которых богатство и многообразие коммуникативных действий, чрезвычайная чувствительная концентрация, нестандартность и нерегламентированность коммуникативных актов [7].Становление коммуникативного общения ребенка 4 - 7 лет со сверстником также проходит ряд этапов. На первом этапе (4 года) сверстник является партнером вдоль чувствительно-утилитарному взаимодействию, которое основано на подражании и чувствительном «заражении» ребенка [15]. Главной коммуникативной надобностью является спрос в участии сверстника, которое проявляется в параллельных действиях детей.На втором этапе (4 - 6 лет) появляется спрос в ситуативно - деловом сотрудничестве со сверстником. Сотрудничество, в различие от участия, полагает разделение игровых ролей и функций, а значит, и контроль действий и воздействие с компаньоном. Ключевым моментом общения становится совместная (основным образом, игровая) деятельность. На этом же этапе появляется иная и во многом противоположная спрос в уважении и признании сверстника.На третьем этапе (6 - 7 лет) общение со сверстником приобретает черты вне ситуативности – общение отходит от наглядных обстановок, начинают складываться устойчивые избирательные предпочтения между детьми. В коммуникативном общении со сверстником дозволено отслеживать уйма действий и обращений, которые фактически не встречаются в контактах с взрослыми.К концу старшего дошкольного возраста в жизни ребенка все большее время и внимание занимают сверстники. Появляются разные сообщества, обмениваются своими мыслями в зависимости от проблем, инцидента. Часто ребенок за год имеет бесчисленные знакомства, но еще не настоящую дружбу. В этом возрасте дружба скорее напоминает сотрудничество в каком-то деле. Заканчивается дело – заканчивается и сотрудничество [4].Общаясь со сверстником, ребенок желает и может стать равным партнером в общении. Сверстник выступает объектом сопоставления с собой, это та мерка, которая разрешает оценить себя на ярусе реальных вероятностей [18]. Главное побуждение к коммуникативному общению рождается из тяготения ребенка к самопознанию и самооценке по средствам общения со сверстником, с его поддержкой, и это в идентичной степени относится к обеим сферам коммуникации детей.Таким образом, в дошкольном возрасте коммуникативные спросы выходят за рамки общения с членами семьи и в жизни ребенка возникают «друзья» и соратники. В данный период главное взаимодействие детей между собой происходит в игре. Именно в игре они осваивают и учатся использовать вербальные и невербальные средства и методы коммуникации, примеры поведения в разных обстановках, методы чувствительного реагирования.Коммуникация дошкольников очень многообразна, в ней немало эмоций, творчества, фантазии. Подмечено, что в общении детей между собой «почти в десять раз более экспрессивно-мимических проявлений и подчеркнуто блестящих колоритных интонаций, чем в общении ребенка и взрослого» [20].В современных условиях многие общественные аспекты и нарастающая волна информационного становления человечества ограничивают и мощно меняют нрав общения детей. Часто дошкольники испытывают недобор полновесного взаимодействия в энергичных играх, ограничения в тактильном, сенсорном, чувствительном отношении. В организации поведения, регуляции чувствительно-волевой сферы, в образовании самосознания и самооценки в основе нарушенной коммуникации лежит недобор общественного взаимодействия, обусловленный вторичными причинами [12].Из-за отсутствия навыка общения дети не обладают средствами и методами коммуникации, испытывают трудности при инициировании контакта, не обладают темами востребованных интересов сверстников. Современные дети, воспитывающиеся в семье, в основном, находясь под непрерывным надзором взрослых и в силу общественных причин ограничены в общении. Дети фактически не играют во дворах, из энергичного применения понемногу уходят обычные поворотливые игры, а это тоже серьезные данные становления коммуникативных опытов.Согласно целевым ориентирам ФГОС ДО [1], на этапе заключения дошкольного формирования:-ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, - проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, игре, общении, - познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.;-способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.Сформированность коммуникативных опытов сопутствует дошкольнику стать образованным, просто приспособиться в социуме [10]. Значительную роль в становлении коммуникативной деятельности детей играет их общественная практика, которую они приобретают в семье. Слаженные взаимоотношения в семье благоприятствуют увеличению сферы общения ребенка. В неполной семье, где присутствует конфликтные, асоциальные семейные отношения, это содействует замедленному становлению фигуры ребёнка и в последующем могут привести его десоциализации. Обзор научной литературы позволяет нам сделать вывод, что коммуникативные умения у таких детей находятся на низком уровне. Нужно также отметить, что задача коммуникативного становления дошкольников всерьез волнует всех, кто связан с фактическими вопросами дошкольного формирования. Невзирая на существенные усилия педагогов, результативность особых занятий в данном направлении остается недостаточной. В ходе этих занятий не получается расширить вероятности установления контакта в разных обстановках общения, отработать опыты осмысления других людей, себя, а также взаимоотношений между людьми; овладеть опытами результативного слушания, активизировать процесс самопознания и самоактуализации фигуры дошкольника, расширить диапазон творческих способностей ребенка, снять коммуникативные барьеры общения. На решение данных проблемных вопросов направлено реальное исследование.РАЗДЕЛ 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ2.1. Особенности развития коммуникативных навыков дошкольников с ОВЗПроблема формирования коммуникативных умений у детей дошкольного возраста с ОВЗ представляется недостаточно изученной. Главной задачей воспитателей в ДОУ – научить детей общаться, приобрести необходимые для этого знания и качества.Детям с ОВЗ сложнее овладеть техникой общения, как и многими другими умениями, так как все эти процессы происходят с отставанием [15]. Желаемым результатом является, то, чтобы эти дети пусть и не в полном объеме, но прошли все ступени коммуникативных умений. Главным фактором, в этой непростой задаче, является оказать помощь детям в преодолении всех трудностей, как можно быстрее, не теряя драгоценного времени.Дети с ОВЗ - это особая группа детей, которые имеют физические и (или) психические недостатки, препятствующие их нормальному развитию. Затруднено социальное развитие ребенка, дети слабо ориентируются в нравственно-этических нормах поведения, с большими трудностями овладевают средствами речевого общения. Усвоенные ими речевые средства не рассчитаны на удовлетворение потребности в общении. Контакты носят поверхностный характер, а у многих общение со сверстниками эпизодическое. Большинство детей предпочитает играть в одиночку. Когда дети играют вдвоем, их действия часто носят несогласованный характер. Общение по поводу игры наблюдается в единичных случаях.Таким образом, у одних не сформированы правила коммуникации, другие не умеют их использовать в актуальных жизненных ситуациях. Часто отсутствует пролонгированный эффект полученных навыков. А взрослый, носитель культуры, не может или не знает, каким образом передать социальный опыт, который каждый нормально развивающийся ребёнок приобретает без специально организованных условий обучения.В связи с инклюзией в образовании дети с ОВЗ обучаются и воспитываются вне изолированных коррекционных учреждений и остро нуждаются в практическом освоении социальных ритуалов и форм социального взаимодействия.Необходимо целенаправленно формировать у них коммуникативные навыки: умения взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, выбирая адекватную дистанцию и формы контакта, сопереживать другим и делать самостоятельный моральный выбор в обыденных житейских ситуациях.Особенности коммуникации детей с ОВЗ:-снижение потребности в общении, так как не знают, как (дома часто его потребности угадываются родителями до того, как он о чем-то попросит);речевые недостатки (нарушения звукопроизношения, лексико-грамматического строя и трудности построения связного высказывания) мешают правильному выражению мыслей;-трудности понимания обращенной речи;-трудности в употреблении невербальных средств общения - выразительных движений, мимики, жестов;-при нарушениях зрения наблюдается также затрудненное восприятие неречевых средств, дети не видят реакцию собеседника (они не видят и не понимают улыбку, одобрение) [17].Развитие выше перечисленных умений необходимы для того, чтобы любой ребенок мог гармонично влиться в любой коллектив и чувствовать себя полноправными членами общества, т.е. социализироваться. Социализация – процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества [21].При формировании коммуникативных навыков необходимо опираться на возможности детей с ограниченными возможностями здоровья и, в первую очередь, развивать [19]:-способность ориентироваться в социальных отношениях и умение включаться в них;-умение концентрировать внимание и реагировать на обращение окружающих;-восприятие речи;-умение подражать;-умение соблюдать очередность в разговоре;-умение применять навыки общения в повседневной жизни.Для более успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья необходимы следующие коммуникативные умения:-сотрудничать;-слушать и слышать, и вступать в диалог;-участвовать в коллективном обсуждении проблем;-интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;-говорить самому или использовать альтернативную коммуникацию;-развивать личностные качества учащихся, эмоционально-волевую сферу.Работа по формированию коммуникативных умений должна быть систематична и многогранна, органично включаться во все виды деятельности: обучение, игру, труд и т.д. Целенаправленная разнообразная работа воспитателя во взаимодействии с детьми, приведет к положительной динамике развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья [22].Основным условием преодоления трудностей в общении является включение ребенка в различные виды совместной деятельности со взрослыми и детьми:-в игровой деятельности (дидактические, сюжетно-ролевые игры, подвижные игры, театрализованные игры);-через беседы, обсуждения литературных произведений;-в творческой деятельностиУчитывая, что игра является ведущим видом деятельности у детей дошкольного возраста, она и является одним из наиболее эффективных и доступных способов формирования коммуникативных навыков детей, имеет важное значение для нормального психологического развития и эмоционального состояния.Через игру происходит развитие всех основных психических процессов, способностей ребенка, волевых и нравственных качеств личности, формирование элементов социальной активности детей.Создавая условия для развития коммуникативных навыков в ДОУ для детей с ОВЗ, можно убедиться, что ребёнок с особыми образовательными потребностями должен быть вовлечен в целостный процесс развития, воспитания, социализации, обучения, несмотря на физические, интеллектуальные и личностные особенности. Инклюзивное образование является одним из основных направлений модернизации системы специального образования во многих странах мира. В последние годы в образовательных учреждениях всё больше обучается детей с ограниченными возможностями здоровья, что предъявляет новые и более высокие требования ко всем педагогам, воспитателям, а также к другим детям, посещающих образовательное учреждение.2.2. Развитие коммуникативных навыков у детей с ОВЗ по средствам игровой деятельностиИгровая деятельность является наиболее эффективным и доступным способом формирования коммуникативных навыков у детей с ОВЗ [21]. Игровая деятельность способствует развитию детей, так как, во время игры дети взаимодействуют с окружающим миром, со сверстниками и взрослыми, развивается их речь: увеличивается объем словаря, развивается грамматический строй речи, умение слушать и думать, выражать свои потребности и чувства с помощью вербальных и невербальных средств общения, движений, жестов, мимики. Игра формирует у детей знания и умения доброжелательного общения, воспитывает культуру общения (хорошие манеры), умение сопереживать. В игре они приобретают навыки, умения и опыт, необходимый для адекватного поведения в обществе, способность оценить других, умение регулировать своё поведение в соответствии с нормами и правилами.Основные принципы развивающих игр, направленные на развитие коммуникативных навыков, это:-совмещение элементов игры и учения;-переход от игр - забав через игры - задачи к учебно – познавательной деятельности;-постепенное усложнение обучающих задач и условий игры;-повышение умственной активности ребенка, формирование вербального и невербального общения в игровой деятельности;-единство обучающих и воспитательных воздействий [17].При подборе дидактических материалов, игр, пособий, детской литературы учитывать особенности разноуровнего развития детей и помогать осуществить необходимую коррекцию для позитивного продвижения каждого ребенка.Для этого необходимо помнить несколько простых правил:1.Во время игры, взрослый должен верить в игру так, как верит в неё ребенок, принимать детей такими, какие они есть, выслушивать любой ответ ребенка, предложение, решение, способствовать импровизации.2.Для детей педагог является образцом в речи, поскольку дети учатся речевому общению, подражая, слушая, наблюдая за вами.3.Ребенок постоянно изучает то, что он наблюдает, и понимает гораздо больше, чем может сказать.4.Речь детей успешнее всего развивается в атмосфере спокойствия, безопасности и любви, когда взрослые слушают его, общаются с ним, разговаривают, направляют внимание.5.Педагогу принадлежит исключительно активная роль в обучении детей, умению думать и говорить, но не менее активная роль в интеллектуальном, эмоциональном, речевом и коммуникативном развитии присуща самому ребенку.6.Нужно обеспечить детям широкие возможности для использования всех пяти органов чувств: видеть, слышать, трогать руками, пробовать на вкус, чувствовать различные элементы окружающего мира.7.У каждого ребенка свой темперамент, свои потребности, интересы, симпатии и антипатии. Очень важно уважать его неповторимость, ставить для ребенка реальные цели.Ежедневное включение в педагогический процесс игр на развитие коммуникативных навыков предполагает следующие формы: игры-инсценировки, игры-забавы, игры - соревнования, дидактические, творческие, сюжетно-ролевые игры, подвижные игры, игры-драматизации, игры-имитации, игры-хороводы и т.д.Игры имеют большую пользу для развития коммуникативных навыков детей с ограниченными возможностями здоровья. Вот несколько способов, которыми игры могут помочь детям с ОВЗ:1.Развитие языковых навыков: игры могут помочь детям расширить свой словарный запас, улучшить грамматику и научиться использовать язык для коммуникации. Во время игры дети могут выражать свои мысли и чувства, задавать и отвечать на вопросы, а также практиковать навыки слушания и понимания.2.Социальная коммуникация: игры позволяют детям учиться работать в группе и взаимодействовать с другими детьми. Во время игры дети учатся обмениваться информацией, задавать вопросы, выражать свои потребности и желания, а также договариваться о правилах игры.3.Невербальная коммуникация: игры могут помочь детям развить навыки невербальной коммуникации, такие как жесты, мимика, интонация и телодвижения. Игры, такие как «Шарады» или игры с использованием пиктограмм, могут помочь детям выразить свои мысли и чувства без использования слов.4.Развитие эмпатии: игры могут помочь детям с ограниченными возможностями здоровья развивать свою эмпатию и понимание чувств других людей. Например, игры симуляции или ролевые игры могут помочь детям поставить себя на место других и лучше понять, каким образом их действия и слова могут повлиять на других людей.5.Улучшение самооценки: участие в играх может помочь детям с ОВЗ повысить их чувство самооценки и уверенности. Успех в игре и положительные отзывы других детей или взрослых могут поднять настроение и повысить уверенность в своих коммуникативных навыках.Являясь интерактивными и мотивирующими, игры являются отличным средством не только для развития коммуникативных навыков, но и для общего развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Они помогают детям с ОВЗ лучше адаптироваться в обществе, повысить их самооценку и поверить в свои силы.Для развития коммуникативных навыков, можно рекомендовать картотеку дидактических игр (она представлена в таблице 1.2). Эти игры направлены на развитие навыков конструктивного общения, умения получать радость от общения, умение слушать и слышать другого человека, формирование навыков коллективной деятельности. Таблица 1.2 – Картотека Дидактических игр. Известно, что целью работы педагога является развитие речи детей с ОВЗ дошкольного возраста и становление начальной коммуникативной компетентности ребенка. Реализация данной цели предполагает, что к концу дошкольного возраста речь становится универсальным средством общения ребенка с окружающими людьми: старший дошкольник может общаться с людьми разного возраста, пола, социального положения. Это предполагает свободное владение языком на уровне устной речи, умение ориентироваться на особенности собеседника в процессе общения: отбирать адекватное его восприятию содержание и речевые формы. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО)[1]: «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».Для достижения ребенком с ОВЗ коммуникативной компетентности воспитатель помогает ее становлению посредством решения задач по развитию разных сторон речи ребенка во всех возрастных группах: развитие связной речи, развитие словаря, освоение грамматически правильной речи, освоение звуковой культуры речи, подготовка к обучению грамоте. Построение образовательного процесса должно основываться на адекватных возрасту формах работы с детьми. Исходя из опыта работы с детьми ОВЗ дошкольного возраста авторами было выявлено, что ведущей деятельностью дошкольника с ОВЗ является игра. Игра – это особый и очень важный вид деятельности, необходимый для гармоничного развития ребенка и развития его коммуникативных навыков. Играя, малыш учится общаться с миром людей и предметов, в игре проявляется его личность и складывается характер. Касаясь вопроса о влиянии игры на формирование всех психических процессов у ребенка, советский психолог Д.Б. Эльконин совершенно определенно делает вывод: «Специальные экспериментальные исследования показывают, что игра влияет на формирование всех основных психических процессов, от самых элементарных психических процессов до самых сложных».В процессе игрового общения выявлено, что дошкольник учится коммуницировать со взрослыми и детьми, проявлять себя, вырабатывать различные поведенческие стратегии, позволяющие ему увидеть целесообразность и значимость результатов собственной деятельности и поведения. Знания в этом случае становятся не самоцелью, а условием личностного развития. Необходимо не накапливать их, а решать с их помощью важные жизненные задачи.Также было выявлено, что игровые обучающие ситуации позволяют успешно решать задачи, которые являются уже традиционными, например, для методики развития речи: обогащение и активизация словаря, воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя языка, развитие связной речи. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, отношения с людьми. В процессе игры зарождаются и развиваются новые виды деятельности дошкольника. Именно в игре впервые появляются элементы обучения. Игра создает «зону ближайшего развития ребенка»В процессе исследования педагогических условий развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья разработан комплекс консультационных мероприятий:- для педагогов «Развитие коммуникативных навыков у детей с ОВЗ через игру» (Приложение 1) Консультация на тему: "Развитие коммуникативных навыков у детей с ОВЗ через игру" имеет важное значение для педагогов по нескольким причинам.Во-первых, коммуникативные навыки являются фундаментальными для успешного участия в обществе и достижения успехов в личной жизни. Развитие у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) коммуникативных навыков через игру поможет им установить активную связь с окружающими людьми, выразить свои мысли и эмоции, развить навыки слушания и понимания других людей.Во-вторых, игра является естественным и понятным способом взаимодействия для детей. Она стимулирует интерес, мотивацию и активность, что особенно важно для детей с ОВЗ, которые могут испытывать трудности в обучении и социальной адаптации. Коммуникативные навыки, развитые через игру, будут легче усваиваться и применяться детьми в повседневной жизни.В-третьих, консультация поможет педагогам получить новые знания и методы работы для эффективного развития коммуникативных навыков детей с ОВЗ через игру. Педагоги смогут узнать о различных игровых методиках, упражнениях и техниках, которые помогут активизировать у детей навыки общения, а также найти подходящие игры, специально адаптированные к их потребностям и возможностям.Кроме того, консультация поможет педагогам обменяться опытом и идеями с коллегами, которые также работают с детьми с ОВЗ. Это позволит обогатить свой профессиональный арсенал и применить новые методы в своей работе, что в свою очередь приведет к более эффективному развитию коммуникативных навыков у детей с ОВЗ.В целом, консультация на тему "Развитие коммуникативных навыков у детей с ОВЗ через игру" является неотъемлемой частью работы педагогов, которая помогает им повышать свою профессиональную компетентность и обеспечивать наиболее эффективное развитие детей с ОВЗ.- для родителей консультация на тему: «Развитие коммуникативных навыков у детей с ОВЗ через игру» (Приложение 2) Родителям консультация на тему: "развитие коммуникативных навыков у детей с ОВЗ через игру" может быть полезна по нескольким причинам:Во-первых, понимание важности коммуникативных навыков: Коммуникация является ключевым аспектом нашей жизни. Развитие коммуникативных навыков у детей с ОВЗ поможет им взаимодействовать с другими людьми, выражать свои мысли и чувства, адаптироваться к окружающей среде и учиться новым навыкам.Во-вторых, понимание особенностей развития детей с ОВЗ: Дети с ОВЗ могут иметь особенности в развитии коммуникативных навыков, такие как задержка речевого развития, социальная неуклюжесть или трудности в понимании невербальных сигналов. Родителям важно быть осведомленными о том, каким образом эти особенности могут влиять на коммуникацию и в чем можно помочь своему ребенку.В-третьих, игра как инструмент развития: Игровая деятельность имеет большое значение для развития коммуникативных навыков у детей с ОВЗ. Она позволяет им на практике понимать и выражать эмоции, развивать слуховое восприятие и речь, учиться сотрудничать и взаимодействовать с другими. Консультация поможет родителям узнать о различных играх и активностях, способствующих развитию коммуникативных навыков у их детей.А так же, консультация поможет родителям понять особенности своего ребенка и выбрать игры и активности, которые будут соответствовать его уровню развития и интересам. Она также предоставит родителям советы по адаптации игрового материала для лучшего усвоения информации и достижения конкретных целей.В итоге, консультация на тему "развитие коммуникативных навыков у детей с ОВЗ через игру" поможет родителям лучше понять важность коммуникации, особенности развития детей с ОВЗ и использование игры как эффективного инструмента для развития коммуникативных навыков. Она также предоставит родителям конкретные рекомендации и стратегии для использования игры в повседневной жизни с целью помощи ребенку в развитии его коммуникативных навыков.ВЫВОДЫТеоретические и практические результаты исследования заключаются в следующем:1. Проведен анализ педагогической литературы по теме исследования. В фундаментальных исследованиях А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, М. С. Кагана, Д. Б. Эльконина, А. Валлона, Ж. Пиаже, И. Лингарта, рассматриваются важные теоретико-методологические основы изучения коммуникативного развития детей дошкольного возраста. Так же в концепции М. И. Лисиной широко рассматривается проблема коммуникативного становления дошкольников, ее содержание, структура.2. Выявлены педагогические условия развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровых технологий. Важный фактор социализации ребенка дошкольного возраста – это успешность его в процессе общения со сверстниками и взрослыми. Процесс становления социализации ребенка является ключевым звеном становления личности, и влияет на успешность обучения и на психологическое здоровье в целом. Для ребенка дошкольного возраста непосильной проблемой является - самостоятельное изучение сути окружающего мира. Базисом становления коммуникативных навыков и коммуникативной компетентности является непременное соучастие и поддержка взрослого. Именно становление коммуникативных навыков и умений является значимым направлением социально-личностного развития ребенка дошкольного возраста и важнейшим условием успешной учебной деятельности. В качестве одного из средств формирования коммуникативной компетентности выступает игровая деятельность. Основной деятельностью ребенка в дошкольном детстве является игра.Постижение процесса развития общения у детей дошкольного возраста является на современном этапе очень значимой задачей, так как позволяет не только прогнозировать возможные трудности взаимодействия между людьми, но и позволяет предупредить их возникновение.Рассмотрены направления работы, методы и приемы способствуют формированию навыков межличностного взаимодействия и формированию коммуникативно-речевых умений. 3. Авторами разработана картотека дидактических игр, способствующих развитию коммуникативных навыков у детей с ОВЗ.Авторами данной выпускной работы разработана картотека дидактических игр, которая целенаправленно способствует развитию коммуникативных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Взаимодействие и коммуникация с окружающими являются важными аспектами человеческой жизни. Однако, дети с ОВЗ часто испытывают трудности и ограничения в общении. Поэтому, разработка эффективных и адаптированных игр, способствующих развитию их коммуникативных навыков, является актуальной задачей.Картотека включает в себя разнообразные игры и упражнения, которые помогают детям с ОВЗ научиться основам коммуникации, развить умение слушать и понимать других людей, а также выражать свои мысли и чувства. Каждая игра в картотеке разработана с учетом особенностей детей с ОВЗ. Они адаптированы и индивидуализированы, чтобы соответствовать особым потребностям каждого ребенка. Картотека предлагает игры, направленные на улучшение навыков вербальной и невербальной коммуникации, а также на развитие социальной и эмоциональной компетенции.Разработанная картотека дидактических игр способствует не только развитию коммуникативных навыков у детей с ОВЗ, но и создает положительную и поддерживающую атмосферу для их общения. С помощью этих игр, дети могут научиться лучше понимать и воспринимать мир вокруг себя, а также активно включаться в общение с другими людьми.Таким образом, разработанная авторами картотека дидактических игр представляет собой ценный инструмент, способствующий развитию коммуникативных навыков у детей с ОВЗ. Она помогает преодолеть трудности в общении и создать условия для полноценной социализации и взаимодействия детей с окружающими.4.Разработаны консультации для родителей и педагогов, способствующих развитию коммуникативных навыков у детей с ОВЗ. Данные консультации имеют цель расширения знаний воспитателей и родителей о инклюзивном обучении в дошкольных учреждениях. Данные консультации направлены на развитие навыков общения у детей с ограниченными возможностями здоровья.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ1.Федеральный образовательный стандарт дошкольного образования: сайт. - (дата обращения: 04.02.2024).2.Арушанова, А.Г Развитие коммуникативных способностей дошкольника: Методическое пособие / А.Г. Арушанова. М.: ТЦ Сфера, 2011. – 80 с.3.Батенова, Ю.В. Особенности развития коммуникативной сферы дошкольника в современной социокультурной ситуации / Ю.В. Батенова // Азимут научных исследований : педагогика и психология. – 2017. – № 3 (20). – С. 288-292.4.Белкина, В.Н. Детская психология. Взаимодействие со сверстниками: учеб. пособие для СПО/ В.Н. Белкина. – М.: Юрайт, 2019. – 170 с.5.Гавра, Д.П. Основы теории коммуникации: Учебник для академического бакалавриата/ Д.П. Гавра. – М.: Юрайт, 2019. – 231с.6.Диденко, И.В. Проблема общения у дошкольников / И.В. Диденко // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы III междунар. науч. конф.– Санкт-Петербург : Свое изд-во, 2017. – С. 39-42. 7.Донецкая Народная Республика. Законы. Об образовании: Закон № 55-IHC, постановление № I-233П-НС от 19 июня 2015 года: [принят Народным Советом Донецкой Народной Республики: подписан Главой Донецкой Народной Республики 7 июля 2015 года]. – Донецк, 2015 – Доступ из справочно-правовой системы.8.Дьяченко, Т.В. Роль общения в развитии личности ребенка-дошкольника / Т.В. Дьяченко // Молодой ученый. – 2019. – № 38 (276). – С. 60-62.9.Иксанова, Г.Н. Общение ребенка и трудности: проблемы и пути решения / Г.Н. Иксанова // Проблемы современного педагогического образования. – 2018. – № 58-3. – С. 316-319.10.Клюева, Н.В. Филиппова Ю.В. Общение. Дети 5-7 лет / Н.В. Клюева, Ю.В. Филиппова. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2016. – 160 с.11.Когут, А.А. К вопросу диагностики развития коммуникативной деятельности старших дошкольников / А.А. Когут // Человек и образование. – 2012. - № 4. – С. 161 – 164.12.Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении / М.И. Лисина. – СПб.: Питер, 2009. – 320 с.13.Мириманова, М.С. Психолого-педагогические основы организации общения детей дошкольного возраста / М.С. Мириманова. – 2-е изд., стер. – Москва: Академия, 2019. – 248 с.14.Мирцева, Е.Ю. Развитие навыков межличностного общения в процессе социализации детей дошкольного возраста / Е.Ю. Мирцева, Т.В. Волкодав // Universum: психология и образование. – 2017. – № 4 (34). – С. 35-3815.Развитие диалогического взаимодействия дошкольников с речевыми нарушениями: монография. / под ред. Л.Г. Соловьева. – Архангельск: Поморский университет, 2006. – 164 с.16.Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2015. – 718 с.17.Сидельникова, В.А. Формирование готовности к общению у дошкольников с отклонениями в интеллектуальном развития через игровую деятельность / В.А. Сидельникова, Е.М. Сафронова // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. – 2019. – №2 (42). – С. 136-14018.Скворцова, Е.В. Восприятие эмоций детьми дошкольного возраста с проблемами общения / Е.В. Скворцова, М.М. Пастернак // Воспитание и обучение детей младшего возраста : сб. материалов ежегодной междунар. науч.-практ. конф. – Москва: Мозаика-Синтез, 2018. – № 7. – С 397-398.19.Смирнова, Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция/ Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова. – М.: Владос, 2005. – 158 с.20.Типовая образовательная программа дошкольного образования «Растим личность» / Авт.-сост. Л. Н. Арутюнян, Е. В Сипачева, Е. П. Макеенко [и др.].// ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». – Донецк: Истоки, 2018.–208с.21.Феофанов, В.Н. Особенности межличностных отношений дошкольников с ограниченными возможностями здоровья со сверстниками в условиях инклюзивного образования / В.Н. Феофанов, Н.П. Константиенова, Ю.А. Королева // Образование и наука. – 2020. – № 5. – С. 67-89.22.Шипицына, Л.М. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения с взрослыми и сверстниками. (Для детей от 3 до 6 лет) / Л.М. Шипицына, О.В. Защиринская, А.П. Воронова. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010. – 384 с.Приложение 1Консультация для педагогов«Развитие коммуникативных навыков у детей с ОВЗ через игру»Игра – это одно из ведущих средств всестороннего воспитания и развития личности ребенка. Обучение детей с ОВЗ наиболее успешно осуществляется в повседневной жизни, путем интеграции естественных для детей видов деятельности, главной из которых является игра. Учитывая, что игра является ведущим видом деятельности, она и является одним из наиболее эффективных и доступных способов формирования коммуникативных навыков детей, имеет важное значение для нормального психологического развития и эмоционального состояния.Для развития коммуникативных навыков у детей с ОВЗ через игру необходимо:1.Изучение особых потребностей детей с ОВЗ в области коммуникации: оспаривание, затруднения социальной адаптации, проблемы в устной и письменной коммуникации и т.д. Педагогам нужно иметь хорошее представление о том, какие коммуникативные навыки требуют особого внимания.2.Создание структурированной и безопасной среды для общения: детям с ОВЗ может быть сложно вступать во взаимодействие с другими. Педагоги должны обеспечить безопасное и поддерживающее окружение для развития их коммуникативных навыков.3.Внедрение игровых и интерактивных методик: игры могут быть отличным инструментом для развития коммуникативных навыков у детей с ОВЗ. Педагоги могут использовать разнообразные игры, ролевые игры, импровизации, драматизации и т.д., чтобы стимулировать общение между детьми и улучшить их навыки.4.Индивидуализация подхода: каждый ребенок с ОВЗ уникален и имеет свои специфические потребности в обучении. Педагогам следует учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка и адаптировать игры и упражнения в соответствии с их потребностями и возможностями.5.Использование специальных обучающих программ и технологий: существует множество специальных программ и технологических средств, которые могут помочь педагогам в развитии коммуникативных навыков у детей с ОВЗ. Это могут быть приложения для планшетов, компьютерные программы, робототехника и т.д. Цель состоит в том, чтобы использовать эти средства в качестве дополнительных инструментов для расширения коммуникативных возможностей детей.6.Сотрудничество с родителями и другими специалистами: сотрудничество с родителями и другими специалистами (логопедами, психологами и т.д.) является крайне важным для эффективного развития коммуникативных навыков у детей с ОВЗ. Педагогам следует устанавливать регулярную коммуникацию с родителями и консультироваться с другими специалистами, чтобы получить дополнительные рекомендации и поддержку.7.Оценка прогресса и коррекция: педагогам следует вести наблюдение за прогрессом каждого ребенка и регулярно оценивать его коммуникативные навыки. Если необходимо, применять корректирующие меры и адаптировать методики обучения для достижения наилучших результатов.Комплекс игр помогает в решении коррекционно-развивающих задач по формированию коммуникативных навыков детей с ОВЗ, формирует у детей знания и умения доброжелательного общения, воспитывает культуру общения (хорошие манеры), помогает сформировать у детей коммуникативные навыки, умение распознавать эмоции других людей и владеть своими чувствами, сопереживать – радоваться чужим радостям и огорчаться из-за чужих огорчений. Они приобретают навыки, умения и опыт, необходимый для адекватного поведения в обществе, способность оценить других, понять и выразить себя через общение, умение регулировать своё поведение в соответствии с нормами и правилами. Основные принципы развивающих игр, направленные на развитие коммуникативных навыков, это совмещение элементов игры и учения, переход от игр - забав через игры - задачи к учебно – познавательной деятельности. Постепенное усложнение обучающих задач и условий игры. Повышение умственной активности ребенка, формирование вербального и невербального общения в игровой деятельности. Единство обучающих и воспитательных воздействий.Цель игры, два аспекта цели:1.Познавательный - обучение способам действия с предметами.2.Воспитательный - обучение способам сотрудничества, формам общения и отношениям с другими людьми.Каждый ребенок развивается в своем темпе, задача педагога – бережно относится к этому процессу, создавать условия для естественного индивидуального личностного роста. Постепенно развивать игровой опыт каждого ребенка, помогать открывать новые возможности игрового отражения мира, пробуждать интерес к творческим проявлениям в игре и игровому общению со сверстниками, воспитание доброго отношения детей к друг другу, доверия детей к окружающим. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому ребёнку.При подборе дидактических материалов, игр, пособий, детской литературы учитывать особенности разноуровнего развития детей и помогать осуществить необходимую коррекцию для позитивного продвижения каждого ребенка.Театрализованные игры имеют огромное значение в жизни ребёнка. Они в полном объёме развивают речь ребёнка, активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи. Развивается эмоционально-волевая сфера, происходит коррекция поведения, развивается чувство коллективизма, ответственности друг за друга, стимулируется развитие творческой активности, самостоятельности.Сюжетно – ролевые игры являются источником формирования социального сознания ребёнка и возможности развития коммуникативных навыков. В игре воспитывается умение жить и действовать сообща, оказывать помощь друг другу, развивается чувство коллективизма, ответственности за свои действия. Игры с правилами – дидактические, настольные, подвижные способствуют познавательному, двигательному развитию, а также умению договариваться.Соревновательные игры дают возможность общаться друг с другом, доверять товарищу, сопереживать, помогают ребёнку выразить собственное «Я» через сравнение с другими, проявить свою индивидуальность, позволяют увидеть в сверстнике равноценную личность.Особое место отводится произведениям малых фольклорных жанров: потешкам, прибауткам, песенкам, так как они развивают еще эмоциональную сферу ребенка.Развитию коммуникативных навыков также способствует и творческая деятельность. В процессе такого рода деятельности обеспечивается возможность саморазвития ребёнка, который свободно выбирает деятельность, отвечающую его способностям и интересам. При этом педагог для ребёнка становится партнёром, готовым откликнуться на любую просьбу о поддержке и помощи. Кроме того, в ходе деятельности создаётся микроклимат, в основе которого лежит уважение к личности ребёнка, забота о нём, доверительные отношения между взрослым и детьми. Дети становятся более инициативными, любознательными, более внимательными и доброжелательными друг к другу. У детей развивается уверенность в своих силах. Полученные навыки дети смогут применять в повседневной жизни, что будет способствовать их дальнейшей успешной социализации.Консультация может включать в себя как теоретическую информацию, так и практические рекомендации. Педагогам рекомендуется изучить дополнительную справочную литературу, присутствовать на специализированных тренингах и семинарах, чтобы расширить свои знания и навыки в этой области.Приложение 2Консультация для родителей "Развитие коммуникативных навыков у детей с ОВЗ через игру"Игра имеет огромное значение для развития детей с ОВЗ и является важным элементом их обучения и воспитания. Родителям (Законным представителям) рекомендуется: 1.Использование игровых форматов для обучения: Игра является естественным способом общения и взаимодействия для детей. Рекомендуется использовать игровые форматы для развития коммуникативных навыков у детей с ОВЗ. Например, игры-ролевые игры, драматизация, игра с куклами или мягкими игрушками - все это может помочь детям научиться выражать свои мысли, эмоции и идеи.2.Сознательное моделирование: Родители должны моделировать коммуникативные навыки перед детьми. Например, обращайте внимание на то, как вы говорите, как слушаете других и как выражаете свои мысли. Дети с ОВЗ могут иметь ограниченные навыки коммуникации, поэтому важно, чтобы родители стали их образцом и помогли им освоить эту навык.3.Игры, развивающие языковые навыки: Игры, которые помогают развивать языковые навыки, будут полезны для детей с ОВЗ. Например, игры на развитие словарного запаса, игры на развитие фонетического слуха, игры на развитие грамматических навыков и прочие. Это поможет детям расширить свой словарь, повысить понимание языка и научиться правильно формулировать свои мысли.4.Содействие взаимодействию с другими детьми: Родители могут организовывать игры и активности, которые способствуют взаимодействию между детьми с ОВЗ и их сверстниками. Например, можно организовать совместные игры на развитие коммуникативных навыков или ситуационные игры, в которых дети будут сотрудничать и общаться друг с другом.5.Индивидуальный подход: Каждый ребенок уникален, и родители должны учитывать его индивидуальные особенности при выборе игр и активностей. Некоторые дети могут испытывать трудности в понимании инструкций или выражении своих мыслей. Поэтому важно адаптировать игры и ситуации под их потребности.Важно помнить, что развитие коммуникативных навыков - это процесс, который требует времени, терпения и постоянной практики. Родители могут оказывать поддержку и мотивировать детей к развитию и совершенствованию их коммуникативных навыков через игру. Если возникают трудности, родители всегда могут обратиться за помощью к специалистам, таким как педагоги, психологи или логопеды.В целом игры могут помочь детям с ОВЗ развивать коммуникативные навыки, интегрироваться в общество, взаимодействовать с другими людьми и адаптироваться к новым ситуациям. Игра является неотъемлемой частью образования детей с ОВЗ, помогая им развиваться и достигать своего максимального потенциала.