Методическая разработка (работа) по экологии: Тема: Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с сезонными явлениями в природе (на примере одного времени года – зима) Подготовлено воспитателем: Говоровой Оксаной Мирославовной МОСКВАСОДЕРЖАНИЕ Введение………………………………………………………………………….......3 Основная часть Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы в ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с сезонными явлениями в природе……………………….7 1.1. Значение изучения сезонных явлений в природе с детьми…………………..7 1.2. Краткая характеристика сезонов года………………………………………..12 1.3. Знакомство с сезонными явлениями в природе как часть экологического воспитания детей ………………………………………………………………… 15 1.4. Понятие о погоде, её составных элементах………………………………….20 Глава 2. Методика формирования системных знаний детей старшего дошкольного возраста с сезонными явлениями в природе……………………...22 2.1. Методы и формы обучения. Наблюдение как основной метод ознакомле - ния детей с природой на занятиях, прогулках и в повседневной жизни ………22 2.2. Значение ведения календаря погоды с детьми ………………………….......29 2.3. Экскурсии – знакомства с природой в естественных условиях…………….31 2.4. Роль художественной литературы и произведений изобразительной деятельности в ознакомлении детей с сезонными изменениями в природе …. 34 2.5 Игры, праздники и досуги как средство закрепления знаний о сезонных изменениях в природе……………………………………………………………...37 Заключение………………………………………………………………………….39 Список литературы…………………………………………………………………41 3 ВВЕДЕНИЕ Человек- это всего лишь часть природы. Велика роль природы в духовной жизни общества. Природа – это вся Вселенная с существующим в ней органическим (живым) и неорганическим (неживым) миром. С незапамятных времён человечество ценит природу и видит в ней не только свою кормилицу, но и мудрую воспитательницу и наставницу. Всестороннее развитие личности человека, всех его способностей и дарований - важнейшая социально-педагогическая задача развития современного общества, тем более, когда стоит вопрос о совершенствовании системы образования. Среди совокупности средств и форм осуществления данной работы важное место занимают изучение особенностей развития природоведческих знаний в дошкольном возрасте, в частности – знаний о сезонных изменениях в природе в сочетании с экологической культурой. Воспитание бережного и заботливого отношения к живой и неживой природе возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о них, овладеют несложными способами выращивания растений, ухода за животными, научатся наблюдать природу, видеть её красоту. Сущность экологического образования и воспитания заключается в обретении каждым человеком чувства природы, умения вникать в ее мир, в ее незаменимую ценность и красоту; понимании, что природа есть основа жизни и существования всего живого на земле; диалектической неразрывности и взаимообусловленности природы и человека. В таких условиях развитие у дошкольников системы представлений о сезонных изменениях в природе способствует формированию нравственно-ценностных отношений к природе и людям, чувства личной ответственности за 4 состояние окружающей среды, практического участия в возрождении нарушенного равновесия между человеком и природой. Специфической чертой экологического образования дошкольников является непосредственный контакт ребенка с объектами природы. Дети старшего дошкольного возраста могут усваивать закономерные связи живых организмов с окружающей средой и понимать правила общения с живыми существами, гуманно, бережно относиться к природе. Как отмечает П.Г. Саморукова, при ознакомлении дошкольников с сезонными изменениями в природе обогащается кругозор детей, они получают представление о богатстве мира природы. Наряду с этим развивается интерес детей к природе, наблюдательность, любознательность, речь. По ее мнению, развитие представлений о сезонных изменениях может использоваться для развития интеллектуальных умений, так как представляют обширный материал для сравнения, установления причинно-следственных связей, применения знаний в новой ситуации. Систематизация знаний о сезонах происходит на основе установления временных (что за чем происходит) и причинно-следственных (от чего происходят те или иные явления) связей. Важно развивать у детей умение наблюдать за изменениями природных явлений, воспитывать чувство любви ко всему живому, обучать некоторым несложным способам охраны природы. Актуальность работы заключается в том, что один из путей общего психологического развития ребенка – развитие познавательных способностей, позволяющих ему адекватно оценивать происходящие вокруг него изменения. Представления дошкольников о сезонных изменениях в природе должны быть заложены в процессе дошкольного воспитания. Наиболее яркими и наиболее интересными проявлениями окружающего ребенка мира является природа. Поэтому формирование у дошкольника представлений о сезонных изменениях в природе служит понятным для него инструментом развития способностей и осознания окружающей его реальности. Они оказывают большое влияние на 5 формирование личности ребенка, диалектической направленности мышления, предпосылок и первичных элементов материалистического мировоззрения. М. Н. Скаткин неоднократно подчеркивал, что знания о природе отличаются диалектичностью, отражающейся в процессах роста и развития живых существ, в явлениях одновременной изменчивости и тождественности объектов. Ознакомление детей с конкретными фактами диалектически развивающейся природы исподволь укореняет в сознании детей идеи диалектики. В процессах смены сезонов наглядно проявляются непрерывные изменения, совершающиеся в объектах живой и неживой природы. У детей возникают представления о её динамичности. Познанию изменчивости окружающего мира как фактору умственного развития детей большое значение придавал Н.Н. Поддъяков, Н.Е. Веракса. Ознакомление детей с сезонными изменениями в природе влияет на их перцептивное и сенсорное развитие. Об этом упоминается в трудах А.В. Запорожца, А.П. Усовой и др. Исходя из вышесказанного, считаю обоснованным и актуальным выбор темы и её раскрытие: "Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с сезонными явлениями в природе", так как она полностью отвечает современному базисному содержанию дошкольного уровня образования, которое отбирается и выстраивается по определенным принципам и имеет следующий характер: - развивающий, направленный на раскрытие потенциальных возможностей ребенка; - системный, обеспечивающий взаимосвязи объектов и явлений, познавае- мых ребенком и выступающих в системе; - интегрированный, направленный на развитие детей на основе чувственного и рационального познания на уровне, соответствующем их возрасту; - деятельный, обеспечивающий различные виды деятельности, ее основные компоненты (цель, выбор средства, нахождение способов и др.). 6 Целью данной работы является изучение основ развития представлений у детей старшего дошкольного возраста о сезонных изменениях в природе. Цель исследования: изучение методики ознакомления дошкольников с сезонными изменениями в природе. Предмет исследования: пути и методы развития знания о сезонных изменениях в природе у дошкольников. Объект исследования: использование методик ознакомления дошкольников с сезонными изменениями в природе как практического инструмента формирования у ребенка представлений о природе. Согласно целям исследования, к его задачам можно отнести: 1. Рассмотрение теоретических аспектов формирования у детей дошкольного возраста природоведческих знаний. 2.Особенности содержания системных знаний о сезонных изменениях в природе у детей дошкольного возраста. 3.Изучение форм и методов формирования представлений о сезонных изменениях в природе у детей старшего дошкольного возраста и их применение на практике. Методы исследования: изучение литературы, исторических источников, их анализ, сравнение. Наблюдение, беседа, практические занятия. База исследования: ГОУ № 1392 Юго-Западного округа, гор. Москвы 7 ОСНОВНАЯЧ ЧАСТЬ Глава 1 Теоретическое обоснование проблемы в ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с сезонными явлениями в природе 1.1.Значение изучения сезонных явлений в природе с детьми старшего дошкольного возраста Сезонными изменениями в природе называют периодические явления, повторяющиеся ежегодно в одной и той же последовательности. Периодические явления природы, обусловливаемые годовым ходом метеорологических элементов, называют сезонными явлениями. Потребность в изучении сезонных явлений в природе возникла у человека давно в связи с развитием земледелия, рыболовства, охоты. Определяя ежегодно даты наступления сезонных изменений и сопоставляя их со временем сельскохозяйственных работ, можно установить лучшие сроки обработки почвы, посева семян и тем повысить урожай. Параллельные наблюдения за ходом развития растений и питающихся ими насекомых облегчают установление сроков обезвреживания культурных растений. Фенологические наблюдения дают богатый фактический материал, который служит доказательством учения Ч. Дарвина о естественном отборе и помогает понять сущность основного закона биологии ― единство организма и необходимых ему условий жизни. Значение природы в жизни людей очень велико и многообразно. Наблюдения за явлениями в природе расширяют кругозор человека, повышают его интерес и любовь к природе. В то же время они не требуют сложного оборудования и доступны любому человеку. Влияние родной природы является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь. Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с природой. Окраска, форма и запах цветов и плодов, пение птиц, шелест травы, дождь, снег, лес и многое другое позволяет детям почувствовать природу и может служить 8 богатым материалом для развития у детей эстетического чувства, сенсорного воспитания. Отсутствие у детей знаний о природе, приводит нередко к образованию у них различных предрассудков и суеверий. Незнания или неправильные представления часто служат причиной недоброжелательного отношения детей к животным, неправильное обращение с ними и растениями, например: уничтожение ими ежей, полезных насекомых, лягушек, беря в руки птенцов из гнезда, стреляя по птицам из рогатки, вырывая гриб с корнем, вениками неся из леса ветки, цветы и др. Понятно, что это не только наносит вред природе, но и отрицательно действует на психику детей и ожесточает их. Исправить имеющиеся неправильные представления значительно труднее, чем образовать новые, правильные. Вот почему очень важно, чтобы дети уже в дошкольном возрасте получили важные сведения о природе. Для того, чтобы дети правильно отображали явления природы, необходимо направлять процесс восприятия ими природы. Без приближения детей к природе и широкого использования её в воспитательно-образовательной работе детского сада, нельзя решать задачи всестороннего развития дошкольников – умственного, эстетического, нравственного и физического. Великий педагог К.Д. Ушинский придавал огромное значение осознанному усвоению знаний и считал, что обучение даёт детям полноценные знания только тогда, когда оно отличается ясностью, систематичностью и последовательностью. Доказывая необходимость наглядного обучения, он разработал теорию наглядности и подчёркивал, что наблюдения над явлениями природы и их обобщения должны быть основными источниками знаний. Он говорил, что природа является естественной средой, в которой человек развёртывает свою деятельность, используя её в своих целях. Человек постигает законы природы и заставляет её служить себе. Далее он отмечал, что педагог обязан научить детей сначала наблюдать, затем делать умозаключения, сравнения. Он считал, что непосредственные наблюдения в природе имеют огромное воспитательное значение для развития детей, что с ними трудно 9 соперничать слову педагога. Умение наблюдать, вырабатываемое в процессе познания природы, рождает привычку делать выводы, воспитывает логику мысли, чёткость и красоту речи – развитие мышления и речи идёт как единый процесс. Многие педагоги обращали внимание воспитателя на необходимость открыть ребёнку книгу природы как можно раньше, чтобы она каждый день приносила что-то новое. В книге В.А. Сухомлинского ©Сердце отдаю детямª отмечается – ©чтобы каждый шаг был путешествием и истоком мышления и речи – к чудесной красоте природы. Каждое знакомство с природой – урок развития детского ума, творчества, чувства. Своей необычностью, новизной, разнообразием природа эмоционально воздействует на ребёнка, вызывает его удивление, желание больше узнать, побуждает к передаче чувств и мыслей в речиª. Разнообразие, яркость, красота природы, наглядность её связей и зависимость обеспечивают доступность их понимания детьми и оказывают существенное влияние на совершенствование их мыслительной деятельности, что проявляется в развитии логичности, самостоятельности мышления. Ребёнок учится находить и правильно определять словом причинную и временную зависимость, последовательность, взаимосвязь предметов и явлений природы, т.е. учится элементарно объяснять наблюдаемое им. Совершенствуется умение детей сопоставлять, сравнивать, делать выводы. Ребёнок учится рассуждать, рассказывать, описывать, тем самым развивая свою речь. Природа предоставляет возможности для разнообразной деятельности детей, что способствует активному усвоению и использованию приобретённых знаний. Процесс познания природы во всём её многообразии способствует пониманию и использованию в связной речи различных грамматических категорий, обозначающих названия, действия, качества и помогающих анализировать предметы и явления со всех сторон. Основная задача в умственном воспитании – образование у детей знаний о неживой и живой природе, доступных чувственному восприятию детей, связях 10 между объектами и явлениями природы. Нужно показать детям природу такой, какая она есть в действительности, воздействуя на их органы чувств. Мнение П.Г. Саморуковой о значении ознакомление детей с явлениями в природе было приведено в введении. Ознакомление дошкольников с природой предполагает дать детям определенный объем знаний: о предметах и явлениях неживой и живой природы (умение различать ©живоеª и ©неживоеª), некоторых существенных особенностях растений и животных как живых организмов; о влиянии факторов внешней среды на их жизнь, взаимодействии растений и животных в условиях экосистемы (лес, луг, поле и др.); о взаимоотношениях человека и природы; подведение детей к пониманию и установлению доступных для этого возраста разнообразных связей и зависимостей, существующих в природе. Познание природы, проникновение в её причинно-следственные связи между объектами и явлениями развивает мышление и способность к формированию научного мировоззрения. Воспитательное значение природы трудно переоценить. Воспитание бережного и заботливого отношения к живой и неживой природе возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о них, овладеют несложными способами выращивания растений, ухода за животными, получат возможность наблюдать природу, видеть её красоту. На этой основе и формируется любовь детей к природе, родному краю. В детском саду ребят знакомят с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретённых знаний формируются такие качества, как любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому. Непременным условием успешного усвоения дошкольниками знаний является одновременное овладение и практическими действиями. Например, недостаточно дать знания о том, какие растения есть в поле, на лугу; необходимо научить детей различать, узнавать наиболее распространённые из 11 них по характерным признакам, знакомить детей с ядовитыми растениями и целебными. Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения. Бесконечно разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес, любознательность, побуждает их к игре, труду, художественной деятельности. Однако далеко не всё может быть правильно понято детьми при самостоятельном общении с природой, далеко не всегда при этом формируется правильное отношение к растениям и животным. Ввести ребёнка в мир природы, сформировать реалистические представления – знания о её объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту родной природы, любовь, бережное и заботливое отношение к ней – важнейшие задачи дошкольного учреждения. Любовь к природе - великое, жизнелюбивое чувство, оно помогает человеку стать справедливее, великодушнее, ответственнее. Бесспорно, что любить природу может лишь тот, кто ее знает и понимает, кто умеет ее видеть. А, чтобы человек научился этому, необходимо прививать ему любовь к природе с самого раннего детства. В.А. Сухомлинский писал: © К тому, кто был глух к природе с детства, кто в детские годы не подобрал выпавшего из гнезда птенца, не открыл для себя красоты первой весенней травы, к тому потом с трудом достучится чувство прекрасного а, может быть, и простая человечностьª. 1.2.Краткая характеристика сезонов года Сезоны года – это времена года (зима, весна, лето, осень). Причины сезонных изменений. Времена года характеризуются различными световыми и температурными условиями, определяющими ход изменений жизненных процессов растений и животных. В умеренных широтах наблюдается закономерная повторяемость и последовательность времен года. Поэтому изменяются высота Солнца над горизонтом, угол падения солнечных лучей на Землю, количество поступающей солнечной радиации.... Каждый из периодов времен года обусловлен географическим положением и климатическими условиями. 12 Смена времен года происходит в результате годового обращения Земли вокруг Солнца при неизменном положении наклона земной оси к плоскости орбиты. Положение Земли на ее орбите определяет наступление астрономических времен года. Яркость и продолжительность ежедневной солнечной радиации в разное время года влияет на температуру воздуха и почвы, на влажность, что влечет за собой изменения в жизни растений и животных. Но в связи с непостоянством периодических изменений погоды астрономические начала времен года не совпадают со сроками наступления периодических явлений в живой природе. Так, например, астрономическая весна наступает в день весеннего равноденствия (21 марта); натуралисты же считают началом весны 19 марта― средний срок прилета грачей. Сроки наступления сезонных явлений и их продолжительность относительны, например срок прилета грачей колеблется между 7 и 31 марта. Лето начинается у нас не 22 июня, с началом астрономического лета, а раньше, и кончается оно не 23 сентября, а также раньше этого срока. Это обстоятельство заставило исследователей природы принять во внимание, кроме астрономических, другие показатели времен года. Знания. Дети знакомятся с комплексом характерных явлений в неживой природе и их изменений в разные сезоны. Дошкольник, является свидетелем сезонных изменений природы, но не всегда способен их самостоятельно заметить, поэтому ему надо показать красивые пейзажи и рассказать о закономерной последовательности роста и развития всего живого, зависимости его состояний от сезона меняющихся факторов внешней среды. Всего в году двенадцать месяцев. Календарный год начинается 1 января и кончается 31 декабря. Времен года в нашей полосе четыре, по три месяца в каждом: зима, весна, лето, осень. Детей в старшей группе знакомят с названиями, количеством, последовательностью месяцев в году и в каждом времени года, с основными характеристиками времен года и их отличиями между собой. 13 Краткая характеристика времен года. Зима. Самые короткие дни и длинные ночи. Солнце на небе высоко не поднимается – падает мало света и тепла. Холодно, мороз, небо часто серое, облачное, идет снег, иногда бывают вьюга, метель. Водоемы покрываются льдом, земля - снегом. В оттепель появляются сосульки, гололед. Растения и животные приспособились к суровым условиям зимы: деревья и кустарники стоят без листьев, не растут, так как отсутствуют необходимые условия; травы завяли, но под землей у них сохранились корни и корневища. Зимой растения находятся в состоянии покоя. Зимующие птицы питаются семенами растений, их надо подкармливать. Животные зимуют не одинаково – одни находятся в спячке, другие питаются запасами, третьи активны, отыскивают или добывают пищу. Весна. Заметно увеличивается день и укорачивается ночь. Солнце светит ярко, поднимается на небе все выше, с каждым днем дает больше света и тепла. Тает снег, лед, бегут ручьи, реки выходят из берегов. Условия для роста и развития, жизни растений и животных становятся с каждым днем благоприятнее: начинается период активной вегетации, набухают и затем распускаются почки на деревьях и кустарниках, появляются листочки, растет трава, зацветают цветы (сначала с солнечной стороны), оживают насекомые, природа. Возвращаются перелетные птицы, они вьют гнезда, откладывают яйца, выводят птенцов. Пробуждаются и становятся активными лесные животные. Все готовятся выводить потомство. Лето. Самые продолжительные дни и короткие ночи. Летом наиболее благоприятные условия для жизни и растений: много света и тепла, солнце в полдень поднимается высоко над головой, идут теплые дожди, бывают ливни с грозами, может сверкать молния, иногда после дождя появляется на небе радуга. Прекрасные условия для жизни растений и животных. Все кругом зеленое, много цветов растения растут, цветут, плодоносят. Много насекомых, птиц. Пищи для диких животных и птиц достаточно. Лесные животные растят своё потомство. Ветер теплый, переменчивый. 14 Осень. День постепенно становится короче, а ночь длинней; уменьшается количество света и тепла, нарастают прохлада и холод; часто бывают низкая облачность и моросящие дожди. Такие условия – постепенное уменьшение света и тепла – влияют на растения и животных, они меняют свое состояние (окраску) и образ жизни в преддверии зимы: травы вянут, деревья и кустарники сбрасывают листву, замирает жизнь растений: они готовятся к состоянию покоя. Изменения в жизни растений приводят к изменениям в жизни животных. Животные по-разному готовятся к зиме и приспосабливаются к осенне-зимним холодам: одни откармливаются и устраиваются на спячку, другие делают запасы кормов, идет осенняя линька птиц и зверей, некоторые из них меняют жилище, улетают перелетные птицы в теплые края, исчезают насекомые. Эти общие закономерности могут быть усвоены детьми при условии, если в течение дошкольного возраста у них будут сформированы конкретные представления о каждом сезоне (продолжительность дня, температура воздуха, типичные осадки, состояние растений, образ жизни животных, птиц и людей, труд взрослых, изменения в жизни самих детей в тот или иной сезон.). 1.3.Знакомство с сезонными явлениями в природе как часть экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста Периодические явления природы, обусловливаемые годовым ходом метеорологических элементов, называют сезонными явлениями. Сезонные изменения в живой природе изучает наука фенология. Наблюдения за периодическими изменениями в растительном и животном мире называют фенологическими. Сущность фенологических наблюдений состоит в том, чтобы постоянно следить за ходом сезонных явлений и записывать даты их наступления. Используя даты многолетних фенологических наблюдений, натуралисты составляют фенологические календари (календари природы). Наблюдая из года в год за одними и теми же объектами, и фиксируя одни и те же явления, ученые тщательно записывают сроки этих явлений, а потом 15 выводят (вычисляют) средние сроки наблюдаемых явлений. Например, средний срок зацветания вербы в Подмосковье приходится на 22 апреля. Наблюдения за сезонными явлениями в природе включают: наблюдения за изменением продолжительности разных частей суток, температуры воздуха, появлением осадков и их видами, направлением ветра. Основным содержанием наблюдений являются наблюдения за ростом, развитием, а также состоянием растений и животных. В процессе систематических наблюдений ученые отмечают определенные моменты (фенофазы) в жизни наблюдаемых объектов. Так, у деревьев и кустарников это будут начало сокодвижения, набухание почек, начало развертывания листьев, появление бутонов, зацветание, массовое цветение, конец цветения, начало созревания плодов и семян, начало осеннего окрашивания листьев, начало листопада, полное осеннее окрашивание листьев, конец листопада. Фенологические прогнозы, предсказывающие, какими будут предстоящие весна и лето, помогают полеводам выбрать для посева нужные сорта растений, садоводам - защитить сады от губительного воздействия заморозков и многое другое. Вот почему так важно знать и изучать природу. Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Главная цель экологического воспитания – формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребенка к природе, его окружающей; к себе и людям как к части природы; к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется. Такое отношение строится на элементарных знаниях экологического характера. На взгляд некоторых ученых, экологический кризис в значительной степени является проблемой воспитания и этики, поскольку от внутреннего мира каждого отдельного человека зависит воздействие человеческого общества на природу. Образование и устойчивое развитие – два процесса, имеющих непосредственное отношение друг к другу, ибо направлены на качественную жизнь будущих поколений. Экологическое образование является условием устойчивого развития общества. Главной целью образования должно стать 16 воспитание новой личности, ориентированной на систему экологических ценностей, а не на ценности так называемого общества потребления. Только общество, состоящее из людей с новым мировоззрением, будет способно развиваться устойчиво. Поэтому образование выступает и как инструмент и как механизм достижения устойчивого развития. Осознанное, правильное отношение к природе основывается на первоначальных знаниях о живом. Исследования показывают, что трудности гуманного отношения к живому в природе являются следствием недостаточных знаний детей о растениях и животных как живых организмах. Эти сведения следует предоставить в виде системы знаний о растениях и животных, живом организме на основе центральной связи – взаимодействия организма и среды (например: для роста растений нужны земля, вода, воздух и тепло). Такая программа содержит знания о комплексе существенных признаков живого (способность к питанию, дыханию, движению, росту, развитию, размножению), его морфо-функциональной целостности, конкретных взаимосвязях растений и животных со средой обитания, особенностях существования в условиях экосистемы (леса, луга, водоемы). Освоение систематизированных знаний о растениях и животных как о живых организмах формирует основы экологического мышления, обеспечивает максимальный эффект умственного развития детей и готовность их к усвоению экологических знаний в школе. Экологические знания – это сведения о взаимосвязи конкретных растений и животных со средой обитания, об их приспособленности к ней. Очень важно прослеживать зависимость жизни и состояния растений и животных от факторов внешней среды. Эти знания помогают ребенку осмыслить, что рядом с ним находятся живые существа, к которым относится и человек, то есть он сам. Человеку также нужны хорошие условия, чтобы он себя нормально чувствовал, был здоров. Знания не являются самоцелью в экологическом воспитании, но они представляют собой необходимое условие выработки такого отношения к окружающему миру, которое носит эмоционально-действенный характер и 17 выражается в форме познавательного интереса, гуманистических и эстетических переживаний, практической готовности созидать, а не разрушать вокруг себя. Главная задача экологического воспитания в детском саду - научить детей любить и беречь природу, воспитать защитников природы, учить детей бережно распоряжаться богатствами природы, воспитывать экологическую культуру, чувства ответственности по отношению к окружающему миру. Эффективность экологического воспитания дошкольников целиком зависит от создания и правильного использования развивающей экологической среды, а также от систематической работы с детьми. Их развитие и повышение уровня экологической воспитанности возможно в результате создания технологий для всех возрастных групп и внедрения их в педагогический процесс детского сада. Экологическое воспитание осуществляется в детском саду через весь педагогический процесс – в повседневной жизни и на занятиях. Используя разные типы занятий, в работе по экологическому воспитанию приоритет следует отдать углубленно-познавательным и обобщающим занятиям, которые направлены на выявления причинных связей в природе, на формирование обобщенных представлений. Интересны комбинированные занятия, в которых познание природы сочетается с художественной деятельностью (речевой, музыкальной, изобразительной). В реализации задач экологического воспитания большое значение имеет природное окружение в детском саду. Задачи и содержание знаний о природе, навыки и умения детей расширяются и усложняются от одной возрастной группы к другой. Рассмотрим основные задачи и содержание знаний о сезонных изменениях в природе в старшей группе. В старшей группе необходимо расширять, уточнять и закреплять представления детей о растениях, домашних и диких животных, птицах, о сезонных изменениях в природе. Важно развивать у детей умение наблюдать за изменениями природных явлений, анализировать и делать выводы о некоторых 18 закономерностях и взаимосвязях, воспитывать чувство любви ко всему живому, обучать некоторым несложным способам охраны природы. У детей старшего дошкольного возраста развивается способность к аналитико-синтетической деятельности. Дети шестого года жизни не ограничиваются узнаванием отдельных конкретных фактов, внешних свойств явлений, а стремятся проникнуть в суть, понять причины явлений. С учетом этого в старшей группе усложняются задачи и программа ознакомления с природой. У детей формируют систему представлений и простейших понятий о предметах и явлениях неживой природы: они узнают причину изменения продолжительности дня и ночи, особенности осадков, погоды в разные сезоны; учатся различать и правильно называть растения, усваивают правила ухода за ними; учатся видеть основные стадии роста и развития растений, понимать основные изменения в состоянии растений по сезонам, узнают о некоторых особенностях ухода за растениями. Дети учатся различать своеобразие внешнего строения и повадки животных, получают знания о развитии некоторых видов, о способах защиты животных от врагов, их образе жизни, питании, овладевают основными навыками ухода за обитателями уголка природы. В старшей группе необходимо формировать умения обобщать и классифицировать объекты природы по ярким и существенным признакам и связям. Основной задачей становится формирование у детей знаний о связях и отношениях, существующих в природе: о потребностях растений и животных в зависимости от условий жизни и состояния, о связях между некоторыми органами и их функциями. Дать представление о выращивании растений из семян, о зависимости их роста от наличия влаги, света, тепла, питательных веществ. Учить детей по виду растений замечать, чего не хватает им ( листья вянут, опускаются - недостаточно воды; листья бледнеют - не хватает света; растение становится слабым, растет медленно - не хватает питательных веществ ). 19 Систематизация знаний о сезонах происходит на основе установления временных (что за чем происходит) и причинно-следственных (от чего происходят те или иные явления) связей. Важно развивать у детей умение наблюдать за изменениями природных явлений, воспитывать чувство любви ко всему живому, обучать некоторым несложным способам охраны природы. Важной задачей остается воспитание у детей бережного, заботливого отношения и любви к природе (птицам, растениям, животным), эстетического восприятия природы. Все эти знания постепенно усваиваются детьми к концу дошкольного возраста. 1.4.Понятие о погоде, её составных элементах Погода — совокупность значений метеорологических параметров и явлений, оказывающих существенное влияние на жизнь и деятельность людей. Погодой называют состояние атмосферы в определённом месте в данный момент или в течение некоторых промежутков времени. Она характеризуется несколькими показателями — количеством солнечной радиации, температурой воздуха и его влажностью, атмосферным давлением, силой и направлением ветра, облачностью, осадками. Погода зависит от того, на какой широте находится данное место, от времени года и времени суток, от перемещения воздушных масс, формирования циклонов, антициклонов и атмосферных фронтов. Циклоном (от греч. kyklon — вращающийся, кружащийся) называется атмосферный вихрь с низким давлением в центре. Перед приближением циклона на западе появляются перистые облака, давление падает. Постепенно усиливаются ветер и облачность. Для передней части циклона характерны обложные осадки, связанные с восходящими движениями воздуха, — тёплый воздух в центре циклона вытесняется вверх более холодным воздухом, окружающим его. Летом циклоны приносят похолодание, а зимой — оттепели. 20 Физические механизмы, обуславливающие изменения погоды, изучаются метеорологией. Погода на Земле очень переменчива даже в течение дня. Современные научные исследования позволяют предсказывать погоду ( к сожалению в последнее время не всегда точно). На основе показаний, полученных с всемирных метеорологических станций, морских судов, самолётов, искусственных спутников Земли, создаются синоптические (от греч. synoptikos — способные всё обозреть) карты. Прогноз погоды необходим не только для того, чтобы знать, какую одежду надеть и взять ли с собой зонтик. Он нужен работникам сельского хозяйства, без него не может обойтись транспорт, судоходство и некоторые другие отрасли промышленности. Наблюдения за погодой включают три параметра, компонента: определение состояния неба и осадков, наличие или отсутствие ветра и степень тепла и холода, по которым определяется общее ее состояние: облачная, дождливая или ясная, солнечная; ветреная или тихая; жаркая, теплая, холодная или морозная. Наблюдая за погодой, дети учатся выделять отдельные явления (светит солнце, идет дождь или снег, дует ветер и др.), степень их интенсивности и другие характеристики ( солнце яркое или тусклое, греет сильно или слабо; дождь мелкий, моросящий или крупный, проливной, ливень, прямой или косой; ветер слабый или сильный, ураган, теплый или холодный и т.д.). Дети наблюдают не только сами явления погоды, но и их влияние на окружающие предметы: от дождя появляются лужи, асфальт становится мокрый, темный, блестящий, листья на деревьях сверкают; ветер качает ветки; солнце делает все предметы яркими, дает от них тень. Небо может быть голубым, чистым, может ярко светить солнце, но оно может быть белым или серым, облачным или темным, с грозовой тучей. Может идти дождь или снег, град, сверкать молния, появиться радуга. Ветер – это перемещение воздуха в пространстве, ветер не видим, бывает теплым и холодным. Его можно ощутить кожей, почувствовать телом (продувает насквозь), заметить по изменениям других предметов (качаются 21 ветки деревьев, наклоняются в одну сторону (в том направлении и дует ветер), развеваются волосы, летит пыль, мусор и др.). Дети обычно берут с собой на прогулку вертушку, по которой определяют силу ветра (чем сильнее крутится, тем сильнее ветер). Степень тепла и холода определяется градусником, детям доступнее определять погоду по собственной одежде. Глава 2 Методика формирования системных знаний с сезонными явлениями в природе у детей старшего дошкольного возраста 2.1.Методы и формы обучения. Наблюдение как основной метод ознакомления детей старшего дошкольного возраста с природой на занятиях, прогулках и в повседневной жизни Метод – это способ достижения цели, представляющий собой определённым образом упорядоченную деятельность. Следует отличать методы ведения научных исследований от методов обучения и воспитания. Методы обучения - это способы совместной деятельности воспитателя и детей, в ходе которых осуществляется формирование знаний, умений и навыков, отношение к окружающему миру, а также развитие их познавательных способностей. Каждый метод состоит из определенных приемов педагога и обучаемых. Прием обучения в отличие от метода направлен на решение более узкой учебной задачи. Сочетание приемов образует метод обучения. Чем разнообразнее приемы, тем содержательнее и действеннее метод, в который они входят. Используются различные методы обучения - наглядные, практические, словесные и формы – занятия, экскурсии. При ознакомлении детей с природой широко используются все указанные методы и формы. К наглядным методам относятся наблюдение, рассматривание картин, демонстрация моделей, кинофильмов, диафильмов, диапозитивов. Наглядные методы с наибольшей полнотой соответствуют возможностям познавательной деятельности детей дошкольного возраста, позволяют сформировать у них яркие, конкретные представления о природе. 22 Практические методы - это игры, труд, элементарные опыты и моделирование. Использование этих методов в процессе ознакомления с природой позволяет воспитателю уточнять представления детей, углублять их путем установления связей и отношений между отдельными предметами и явлениями природы, приводить в систему полученные знания, упражнять дошкольников в применении знаний. Словесные методы - это рассказы воспитателя и детей, чтение художественных произведений о природе, беседы. Словесные методы используются для расширения знаний детей о природе, систематизации и обобщения их. Они помогают формировать у детей эмоционально положительное отношение к природе, развивают речь, память, мышление. ©Метод отраженной природыª занимает значительное место в системе экологического воспитания. Работа с календарями природы, знакомство с изобразительной продукцией, восприятие произведений искусства, создающихся профессионалами (художественных картин, музыкальных и литературных произведений), предметов народного промысла, в которых отражены мотивы природы, – все это позволяет уточнить, закрепить и расширить представления детей, полученные при непосредственном контакте с природой. Вариантами ©метода отраженной природыª являются игровые обучающие ситуации, которые воспитатель включает в разные формы экологической работы с детьми. Одним из них является словесно- литературный метод, выделенный в самостоятельный в силу большой специфики речевой деятельности. В работе по ознакомлению детей с природой необходимо использовать разные методы в комплексе, правильно сочетать их между собой. Выбор методов и необходимость комплексного их использования определяются возрастными возможностями детей, характером воспитательно-образовательных задач, которые решает воспитатель. Разнообразие самих объектов и явлений природы, которые должен познать ребенок, также требует использования разнообразных методов. 23 Среди разнообразных методов ознакомления детей с явлениями в природе важное место занимает наблюдение. Наблюдение — это специально организованное воспитателем, целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы. Наблюдение может проводиться на занятиях со всевозможными наглядными пособиями и материалом в группе, на прогулках, на участке, экскурсиях и в повседневной жизни (в частности за живыми объектами уголка природы – животными, птицами, рыбами; в зеленой зоне – за растениями). К наглядным пособиям относятся: учебные картины, слайды, познавательные видеофильмы, диафильмы, различный иллюстрированный материал (фотографии, вырезки из календарей и журналов репродукции известных художников). Они могут оказать неоценимую пользу в ознакомлении детей с экосистемами, недоступными для непосредственного их восприятия; более широко и наглядно расширить знания детей о разнообразии леса, животных, растениях, явлениях природы и дальних объектах: морях, пустынь, Арктикой и т.д. Важно иметь в фонотеке детского сада различные музыкальные произведения (классические, детские, современные), отражающие природу и ее явления, а также деятельность людей. Закреплению и систематизации знаний детей о природе в течение года помогают настольно-печатные игры: лото ©Времена годаª, ©Ботаническое лотоª, ©Зоологическое лотоª и др. Типы занятий можно разбить на первично- ознакомительные и обобщающие, на которых в старшем дошкольном возрасте можно сформировать обобщенные представления об однородных объектах и явлениях природы. Целью наблюдения может быть усвоение разных знаний — установление свойств и качеств, структуры и внешнего строения предметов, причин изменения и развития объектов (растений, животных), сезонных явлений. Ознакомление дошкольника с природой осуществляется через наблюдения. Для успешного достижения поставленной цели воспитатель продумывает и использует специальные приемы, организующие активное восприятие детей: задает вопросы, предлагает обследовать, сравнивать объекты между собой, 24 устанавливать связи между отдельными объектами и явлениями природы. Особенностью наглядных методов обучения является то, что они обязательно предполагают в той или иной мере сочетания их со словесными методами. Тесная взаимосвязь слова и наглядности вытекает из того, что диалектический путь познания реальности предполагает применение в единстве живого созерцания, мышления и практики. Во время занятий и наблюдений воспитатель объясняет, рассказывает, задает вопросы; применяет малые формы фольклора: читает стихи, загадывает загадки, приводит пословицы, поговорки. Включение разнообразных органов чувств, в процессе наблюдения, обеспечивает полноту и конкретность формируемых знаний. Таким образом, сущность наблюдения заключается в чувственном познании природных объектов, в познании их через различные формы восприятия – зрительные, слуховое, тактильное, кинестетическое, обонятельное и др. Наблюдение необходимо сопровождать точной речью воспитателя и детей, чтобы полученные знания усвоились. Так как наблюдение требует сосредоточенности произвольного внимания, педагог должен регулировать его по времени, объему и содержанию. Чем конкретнее, ярче сформировалось представление об изучаемом и наблюдаемом объекте, тем легче ребенку использовать его в практической и познавательной деятельности. А для этого необходимы частые непосредственные встречи с природой, наблюдение за ее объектами. Воспитатель использует разные виды наблюдения. Для формирования у детей представлений о разнообразии растений и животных, объектов неживой природы, распознавания особенностей тех или иных объектов, их свойств, признаков, качеств используется распознающее наблюдение. Оно обеспечивает накопление у детей ярких, живых знаний о природе. Используется и наблюдение, способствующее формированию представлений о росте и развитии растений и животных, сезонных изменениях в природе. Часто в процессе наблюдения бывает необходимо установить целое явление по отдельным его признакам. Например, определить по цвету: зрелый или 25 незрелый плод; узнать по упавшему семени или веткам, какому семейству деревьев оно принадлежит; по следу-какое животное прошло, какая птица и т.д. В зависимости от количества детей, участвующих в наблюдении, оно может быть индивидуальным, групповым и фронтальным. В зависимости от поставленных воспитателем целей наблюдение бывает эпизодическим, длительным и итоговым (обобщающим). На длительное наблюдение требуется ни один день, а несколько дней, неделю или сезон. Содержание длительных наблюдений многообразно: рост и развитие растений, установление их основных изменений, развитие животных и птиц (попугай, канарейка, курица, кролик, кошка), сезонные наблюдения за неживой и живой природой и т.д. В соответствии с ними наблюдение разбивается на эпизодические системы. Каждое эпизодическое наблюдение проводится, когда изменения проявились у объекта достаточно ярко. Подготовка к наблюдению. Прежде всего, воспитатель определяет место наблюдения в системе предстоящей работы по ознакомлению детей с природой. Затем определяет задачи (содержание знаний, умений и навыков в соответствии с программой), которые с наибольшей полнотой могут быть решены с помощью этого вида деятельности; ведет поиск соответствующей их организации и оптимальных форм и приемов включения в них детей. Одновременно выбирает объект для наблюдения (растение, животное, объект неживой природы, труд взрослых и т.д.), который должен быть для детей интересным и в то же время доступным для восприятия и готовятся материалы, которые нужны для конкретного наблюдения. Основные требования: 1. Цель и задача наблюдения должны быть поставлены четко и конкретно. Во всех случаях задача должна иметь познавательный характер, заставлять ребенка думать, вспоминать, искать ответ на поставленный вопрос. 2. Для каждого наблюдения воспитателю необходимо отбирать небольшой круг знаний. Представления об объектах природы формируются у детей постепенно, в результате многократных встреч с ними. Каждое наблюдение должно давать 26 детям новые знания, постепенно расширяя и углубляя первоначальные представления. 3. В организации наблюдений следует предусматривать системность, что обеспечит их взаимосвязь. В результате у детей сформируется полное, глубокое представление об окружающей природе. 4. Наблюдение должно способствовать развитию умственной и речевой активности детей. Активизация умственной деятельности достигается разнообразными приемами: постановка конкретной и доступной задачи наблюдения, использование обследовательских действий как способа наблюдения, привлечение детского опыта, проговаривание результатов наблюдения, сравнение одного объекта с другим, предъявление вопросов разной степени сложности (вопросы должны будить мысль ребенка). 5. Наблюдение должно возбудить интерес детей к природе, желание как можно больше узнать о ней. 6. Знания, полученные детьми в процессе наблюдений, должны закрепляться, уточняться, обобщаться и систематизироваться с помощью других методов и форм работы. Такими способами могут быть рассказ воспитателя, чтение книги о природе, рисование и лепка, ведение календарей природы, беседы о том, что увидели и узнали. 7. В результате каждого наблюдения у детей должно быть сформировано представление или элементарное понятие о том или ином объекте природы. Некоторые наблюдения на прогулке зимой. Необходимо обращать внимание детей на красоту зимнего дня, цвет снега и неба. Следует отметить признаки наступающей зимы: холодает (мороз), земля замершая, деревья без листьев, идет снег. Можно привлечь детей к измерению толщины снежного покрова в разные месяцы зимы, установлению зависимости свойства снега от температурных условий ( в теплую- липкий, плотный; в мороз - рассыпчатый, пушистый). Следует показать детям разнообразие снежинок в зависимости от погоды: в мороз – отдельные снежинки, в более тёплую – хлопья, при похолодании – в виде крупы. Объяснить, почему скрипит снег (ломаются 27 снежинки). Можно рассмотреть снежинки, в лупу, отметить их разнообразие по форме, но все они шестиугольные. Следует показать детям разнообразные следы птиц и животных на снегу ( распознавать чьи они), состояние воздуха (влажный, сухой; теплый холодный; чистый или с каким-либо запахом) и т.д. Хорошо привлекать родителей к устройству кормушек для птиц, развесить их на участке и понаблюдать с детьми, какие птицы прилетят кормиться, что кто ест, понаблюдать за повадками птиц, их окраской, пением в солнечную погоду. Спросить у детей, каких зимующих птиц они знают? ( Это - снегири, клесты, синицы, сороки, сойки, вороны, голуби, воробьи). Постоянно подкармливать птиц, чистить кормушки от снега и старой еды. Дети шестого года жизни способны к довольно тонким наблюдениям. Можно рассмотреть с детьми (лучше через увеличительное стекло) почку лиственного дерева или кустарника (ивы, клена, сирени), показать им зимнюю ©одеждуª почки — чешуйки или волосики, а если ее разрезать, ребята увидят свернутые зеленые листочки и поймут: в почке все готово для того, чтобы вырос листок, цветок. Когда придет весна, станет тепло, почка раскроется. Примерные занятия, расширяющие знания о явлениях в природе зимой в старшей группе: беседы – ©Гололедª, ©Зимовье диких животныхª, ©Как растения приспособились зимоватьª, ©Как животные приспособились к зимеª. ©Распознавание деревьев по их веткамª, ©Лесные этажиª. Обобщающая беседа - ©Как узнать зимуª, ©Все нужны друг другу в лесуª, и т.д. 2.2.Значение ведения календаря погоды с детьми старшего дошкольного возраста Ценным пособием для знакомства с природой может стать календарь природы, который отражает состояние природы - неживой и живой (растительного и животного мира) в ту неделю, когда происходят ежедневные наблюдения. Эти мероприятия проводятся в повседневной жизни под руководством воспитателя. С помощью календаря можно надолго сохранить в 28 памяти детей интересные впечатления от наблюдений на участке, прогулки, экскурсии. Работа с календарем природы. В старшей группе детского сада календарь природы может быть несколько усложнен, так как у детей шестого года жизни возросли возможности воспринимать и осмысливать природные явления, отражать увиденное в рисунках, а также простейших схематических изображениях. Сезонные явления природы, состояние погоды могут быть представлены в календаре более подробно, с помощью условных знаков. При этом воспитателю следует использовать календарь не только как средство фиксации наблюдений детей, но и для развития у них умения ©читатьª календарь. Возросшая к старшему дошкольному возрасту наблюдательность, а также накопленные детьми знания об изменчивости погоды позволяют использовать в календаре значительное количество (6-7) условных изображений погодных явлений. Ко второй половине года дети старшей группы владеют некоторыми первоначальными знаниями о времени (день, неделя). Поэтому воспитатель может внести в календарь условное изображение недели (полоска с клетками по числу дней недели) и приучить детей самостоятельно отмечать состояние погоды. Такие фиксированные наблюдения позволяют показать детям изменчивость погоды, динамичность явлений природы в относительно небольшой период времени, а также закрепить представления о днях недели. В календарь природы в старшей группе, так же как и в средней, следует помещать наиболее интересные рисунки детей, отражающие их наблюдения за погодой, жизнью растений и животных, людей. Воспитателю следует побуждать детей к самостоятельным наблюдениям, выражать заинтересованность этой деятельностью, положительно ее оценивать, формировать потребность зарисовать увиденное, рассказать о нем, пользуясь своим рисунком. Возле календаря природы хорошо иметь все необходимое для рисования - бумагу, карандаши или краски, трафаретки значков и рисунков. Важную роль в этом 29 моделировании играет специальная страница календаря, на которой изображены значки и символы. Она помогает правильно заполнять календарь. Большую роль в умственном развитии детей играет календарь нового типа, который из чисто пиктограммного становится пиктограммно- символическим: ребята рисунками изображают растительный и животный мир данного периода сезона, значками- пиктограммами – параметры погоды, цветом дни недели. Аналогичными становятся календари наблюдений за зимующими птицами. Наблюдая зимой за пернатыми, дети ежедневно в период ведения календаря выставляют в соответствующих графах картинки с изображением тех птиц, которые они видели во время прогулки, а затем переносят общую картину в символический план – ©галочкамиª разного цвета (т.е. символами ) на строке данного дня обозначающих птиц, которые прилетели на подкормку, участок. Картинки воспитатель убирает, а в календаре остаются их © следы ©- цветные галочки. Форма ведения календаря разная: в виде настенного панно, альбома, ширмы. Календари используются в итоговых беседах о том или ином времени года. Они помогают подвести детей к простейшим формам обобщения. Так, например, три страницы календаря отражают в начале, середине и конце сезона различные изменения в состоянии неживой и живой природы. Рассматривание календаря позволяет увидеть весь сезон со всеми его изменениями и компонентами, что дает возможность полноценно построить обобщения. В целом обобщающие занятия позволяют интенсивно развивать интеллект детей. 2.3.Экскурсия – знакомства с природой в естественных условиях Экскурсия — один из видов занятий по ознакомлению детей с природой. Главное значение и преимущество экскурсий на природу состоит в том, что дети наблюдают явления и объекты природы в естественной обстановке, находясь в непосредственном контакте, рассматривают их не изолированно, а в сочетании с другими объектами и могут увидеть их взаимосвязь, видеть труд людей в разное время года. Дети получают знания о единстве и разнообразии природы. Экскурсия помогает формировать у ребят первичные мировоззренческие представления о взаимосвязях, существующих в природе, 30 материалистическое миропонимание, способствуют развитию наблюдательности, возникновению интереса к природе. Пребывание на свежем воздухе, в движении благотворно сказываются на физическом развитии детей и укреплении их здоровья. По содержанию экскурсии условно делят на два вида: 1.Природоведческие (познавательные), которые могут проводится в парке, в лесу, сквере, на реке, на лугу, в ближайшем лесу, а также в зоопарке, ботаническом саду (они проводятся в разные сезоны). 2.Экскурсии на сельскохозяйственные объекты — в поле, на птицефабрику, в сад, огород и т. д. в целях ознакомления с трудом взрослых (если это возможно). Экскурсию как форму занятия за пределы детского сада проводят в средней, старшей и подготовительной группах. Природоведческие экскурсии проводят в определенной системе: определяется перечень экскурсий, устанавливается их последовательность и примерные сроки проведения. На каждой экскурсии воспитательные и образовательные задачи решаются в единстве. Организовывать их целесообразно на одни и те же объекты в разные времена года, с тем, чтобы показать детям сезонные изменения, которые происходят в природе. Воспитатель, планируя экскурсию, намечает объект экскурсии, точно определяет тему и цель экскурсии, конкретизирует программное содержание, усвоение которого обязательно для всех детей группы, что отличает экскурсии от повседневных прогулок. Принципы: -экскурсии должны обеспечить первоначальное восприятие предметов и явлений; -повторные экскурсии проводятся, когда в объектах наблюдаются изменения; -расширение знаний осуществляется за счет углублении конкретизации информации об уже знакомых предметах; -должна прослеживаться четкая взаимосвязь между спланированными экскурсиями. 31 Важно выбрать дорогу до места, которая не была бы утомительной, не отвлекала детей от намеченной цели. Определяя место экскурсии, надо учитывать физические возможности детей, а также сезон, особенности дороги, состояние погоды. При подготовке к экскурсии нужно обратить внимание на одежду детей. Они должны одеваться с учетом погоды и сезона. Хорошо привлечь детей к подготовке вместе с воспитателем экскурсионного снаряжения и оборудования. Приведя детей к месту экскурсии, воспитатель в краткой беседе напоминает цель занятия, дает им осмотреться, разрешает подвигаться, побегать, посидеть. Очень важно, чтобы они почувствовали природу. Затем дети приступают к наблюдению намеченных объектов и явлений природы. Основная часть экскурсии — коллективное наблюдение, с помощью которого решаются основные программные задачи экскурсии. Воспитатель помогает детям подметить и осознать характерные признаки предметов и явлений. Важное место отводится на экскурсии вопросам - заданиям, заставляющим детей рассматривать предмет, сравнивать его, устанавливать связь между различными явлениями природы. При рассматривании объектов следует учитывать, что знания детей будут прочны только в том случае, если они получены в результате активной работы всех органов чувств. Путем непосредственных наблюдений дети знакомятся с сезонными изменениями в растительном мире. Например, во время экскурсии на тему ©Деревья зимойª они узнают о зимнем состоянии лиственных (сбрасывают листья осенью) и хвойных деревьев (вечно зеленые). Кроме того, учатся распознавать и сравнивать их по коре, веткам, стволам, семенам, почкам, отличать деревья от кустарников, дерево и пень. Рассматривая хвойные деревья, видят, что на побегах ели и сосны видны шишки около двух лет, поэтому в кроне сосны видны как зеленые шишки с плотно сомкнутыми чешуями, так и более взрослые шишки, затвердевшие и побуревшие. На ветках снежноягодника, жимолости, крушины, рябины, калины и зимой можно увидеть (если не склевали птицы) сочные плоды, Хорошо бы собрать эти 32 плоды и зимой подкармливать ими птиц в кормушках возле домов, детского сада. Сравнивая деревья, дети устанавливают: ©У березки ствол тонкий, белый, с темными пятнами, а у липы толстый, коричневыйª; ©Почки у тополя длинные и липкие, а у липы маленькие, как горошинкиª; ©Семена у березы похожи на червячков, а у липы, как черненькие ягодкиª. Могут сравнить толщину веток, потрогать руками, понюхать их разглядеть. В процессе беседы на экскурсии необходимо уточнить словарь детей, так как они часто не знают названий частей дерева: называют ствол столбом, ножкой, корни — корягами. Тем для изучения явлений в природе для экскурсий можно составить достаточно много. Одна из них ©Что изменилось в лесу ( в парке, сквере, саду) зимой по сравнению с другими временами годаª. Экскурсии и прогулки, организуемые в разные сезоны года, позволяют наблюдать неодинаковое состояние растений и периоды их развития. Обобщающая беседа используется для обобщения знаний, формирования элементарных понятий, заставляет детей глубже осмысливать увиденное. Беседуя с детьми, воспитатель должен так ставить вопросы, чтобы в их памяти восстановился весь ход экскурсии. Нужно подчеркнуть наиболее важные в образовательном и воспитательном отношении моменты. Подвести детей к выводам и обобщениям. 2.4.Роль художественной литературы и произведений изобразительной деятельности в ознакомление детей с сезонными изменениями в природе Литература представляет богатый материал, на основе которого можно воспитывать подрастающее поколение. Специфика литературы дает возможность формировать у детей на основе содержания художественных произведений любовь к природе, глубже ее познавать, расширять свои знания о природе и ее явлениях. Предметом чтения могут стать, прежде всего, произведения таких писателей, как В. Бианки и М. Пришвин, Э. Сетон-Томпсон, Д. Кервурд, Д. Корбет, Д. Хантер, К.Чуковский, С.Маршак, С. Михалков. 33 Произведения Виталия Бианки отличаются яркой экологической направленностью. На основе его сказок и рассказов можно воспитывать любовь и уважение к природе, учить понимать природу, ее законы и особенности. На занятиях по ознакомлению с художественной литературой основным источником обогащения речи становится текст художественного произведения, который воспитатель читает или рассказывает детям, а дополнительно остается речь воспитателя и иллюстрации книги. Поэтому, прежде всего, подбираются книги с яркими иллюстрациями, где бы можно было почувствовать красоту, дать элементарные знания о природе, воспитать бережное отношение к ней. Перед тем как познакомить детей с защитными свойствами снега и состоянием растений, можно прочитать рассказ ©Под снегом на лугуª. Ребята узнают о том, что растения зимой не погибают, а только прекращают свой рост. Проверка сведений, полученных из этого рассказа, становится задачей наблюдения на прогулке. Использование природоведческой литературы в процессе наблюдения помогает детям правильно воспринять и понять окружающий мир природы, связать его со своим опытом. Для этого полезны короткие сообщения из ©Лесной газетыª В. В. Бианки, ©Сорочьих тараторокª Н. Сладкова и др. Природоведческую книжку воспитатель читает детям и после наблюдения. Это помогает подытожить увиденное, дополнить, углубить наблюдение, направить внимание детей на дальнейшее восприятие природных явлений. Чтение детской природоведческой книги может быть и самостоятельным методом ознакомления с природой с обязательной беседой после чтения. В беседе после чтения книги важно помочь детям понять смысл произведения, полнее и глубже освоить его содержание. Поэтому беседа не должна строиться на пересказе прочитанного текста. Главное внимание здесь следует уделять раскрытию связей между явлениями, осмыслению фактов. Запас ранее приобретенных знаний влияет на усвоение детьми новых сведений. Поэтому в беседе следует устанавливать связи личного опыта с новыми знаниями. Обязательное требование к беседе — сохранить у детей непосредственность 34 впечатлений от художественных образов. Это достигается с помощью вопросов от лица героя при использовании в вопросах образов рассказа, сказки. К группе наглядных методов относятся рассматривание картин, произведения изобразительной деятельности, что дает возможность подробно рассмотреть явления природы, длительно сосредоточить на них внимание, что часто бывает невозможно сделать при непосредственном наблюдении в силу динамичности и изменчивости природы. Иллюстрации нужны для уточнения и расширения детских представлений о знакомых животных, растениях, сезонных явлениях в природе и т.п. В детском саду использование этих методов позволяет решить разнообразные задачи: уточнять и конкретизировать представления детей, систематизировать и обобщать их, формировать у детей эстетическое восприятие, а так же давать новые знания о том, что увидеть непосредственно невозможно. Картины должны быть выполнены художественно, и иметь крупные размеры. При ознакомлении детей с природой используются дидактические, сюжетные, предметные и художественные картины. Дидактические, сюжетные и предметные картины специально созданы как наглядные пособия для обучения детей. К таким картинам относятся серии ©Четыре времени годаª, ©Домашние животныеª, ©Дикие животныеª, ©Травянистые растенияª и др. Они используются с различными дидактическими целями. В старших группах предметные картины используют и для формирования понятий. К занятию воспитатель подбирает серию картин, организует рассматривание и анализ каждой картины. Затем воспитатель проводит сравнение серии картин по выделенному существенного в явлении. Например, для формирования понятия ©Зимаª, следует рассмотреть некоторые картины о зиме, которые могут быть рекомендованы для рассматривания дошкольниками: · И.И.Левитан "Зимой в деревеньке", "Зимой в лесу", · В. Д. Поленов "Зима" , · И. И. Шишкин "Зима", "На севере диком" · В. И. Суриков "Взятие снежного городка" · К. А. Коровин "Зимой" · И. Э. Грабарь "Зима", "Февральская лазурь", 35 "Иней" · А. К. Саврасов "Зимний пейзаж", "Зимняя дорога", "Иней" · А. А. Пластов "Первый снег" · К. Ф. Юон "Русская зима", "Волшебница - зима", "Зима. Черные березы", "Конец зимы. Полдень", "Лыжная экскурсия", "Зимка" · И. Медведев "Снегири и др. Одна из целей использования картин состоит в том, чтобы сформировать у детей эстетическое отношение к природе, умение видеть её красоту, воспринимать образно-художественный смысл картины, видеть яркие средства выразительности, использованные художником. Рассматривая художественную картину с детьми, воспитатель задаёт вопросы, помогая осмыслить образ, почувствовать настроение, переданное художником: ©Что хотел рассказать художник в этой картине? Что красивого в природе заметил художник? Как художнику удалось показать зиму?ª и т. д. Обучая детей выделять главное в картине, воспитатель предлагает придумать название к ней. Рассматривание художественной картины может сопровождаться слушанием музыки и поэтических произведений. 2.5.Игры, праздники и досуги как средство закрепления знаний о сезонных изменениях в природе. Углублению восприятия ознакомления с природой, совершенствованию знаний и навыков о ней служат праздники, концерты, утренники, развлечения, всевозможные игры, организуемые в дошкольном учреждении. Праздничные утренники занимают особое место в системе ознакомления с природой в детском саду. В основе каждого утренника лежит главная идея, которая должна быть понята детьми, а значит должна быть преподнесена им в простой, доступной форме. Праздник в детском саду – это радость, веселье, торжество, которое разделяют взрослые и дети. Он должен войти в жизнь ребёнка ярким событием и оставаться в памяти надолго. Недаром говорят, что впечатления раннего детства самые сильные, самые незабываемые. Педагогический смысл праздников и досугов заключается в том, чтобы вызвать у детей 36 положительный эмоциональный отклик на их ©природноеª содержание. Эмоции рождают отношение, воздействуют на личность ребенка в целом. Экологические праздники могут быть посвящены временам года, урожаю (осенью), снежной и ледяной скульптуре (зимой), весеннему возрождению природы (©веснянкиª) и т.д. На празднике следует использовать песни, стихи, танцы, которые дети учили, исполняли раньше. Интересны праздники, посвященные писателям и поэтам, произведения которых дети хорошо знают. В старшей группе праздники могут быть построены на произведениях С.Я. Маршака, А.Л. Барто, К.И.Чуковского, А.С Пушкина, С.А. Есенина, В. Бианки и др., у которых немало стихов о животных, природе. Чаще, чем праздники, проводятся досуги на разные темы – их организует воспитатель. Интересно проходят досуги с участием кукол (концерты для них, чаепитие с ними). Например, досуг ©Елка для куколª может быть проведен в конце декабря или февраля во всех возрастных группах. Игра – это практический метод экологического образования. Дидактические игры – игры с готовым содержанием и правилами. Знания детей уточняются, закрепляются, систематизируются, расширяются; развивается память, внимание, мышление; способствуют становлению личностных качеств детей – способность играть вместе, договариваться в процессе игры . Виды игр: предметные, настольно-печатные, словесные, творческие. Предметные игры – с использованием различных предметов природы (шишки, листья, семена и т.д.) Цель – уточнение и конкретизации знаний детей о качествах и свойствах природы, развивают сенсорику ребенка. Словесные игры – не требующие наглядного материала. Содержанием является устные вопросы относительно уже имеющихся у детей представлений о природе. ( Кто летает ? Кто прыгает? ). Развивают речь, внимание, сообразительность, память. 37 Творческие игры: строительные, сюжетно-ролевые. Специфика игр - организуются по инициативе детей. Помогает выявить уровень экологических знаний и отношение детей к природе. Строительные игры с природным материалом (песок, вода, глина, снег, шишки и т.д.). В процессе игры обогащается, совершенствуется опыт, развиваются познавательные способности, познают проблемные ситуации, связанные с физическими свойствами материалов (почему сухой песок рассыпается и из него ничего нельзя ничего строить; снег тает, из него можно лепить разные постройки или фигуры, глина прилипает к рукам?). Интересны и важны сюжетно-ролевые игры, отражающие свой опыт, знания, приобретенные в процессе общения, взаимодействия с миром природы. Обогащается опыт детей посредством проведений экскурсий, видеофильмов. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Первые представления, элементарные знания об окружающем мире, в том числе о живой и неживой природе, человек получает в детстве. Основная задача, стоящая перед педагогами – воспитание детей в духе ценностного, гуманного отношения к природе и человеку, к окружающему миру предметов и вещей, развитие осмысленного желания и умения понимать и участвовать в целесообразном преобразовании мира, создание необходимых условий для развития индивидуальности каждого ребёнка. В дошкольных учреждениях процесс познания и накопления детьми чувственного опыта регулируется целенаправленной педагогической работой. Ознакомление с природой – одна из составных частей этой работы предполагает решение ряда воспитательно-образовательных задач, определённых программой дошкольного учреждения. Воспитатель должен стремиться не только и не столько к тому, чтобы дети имели определённое знание о природе, но чтобы представления эти были достаточно глубокими и полными, а также умели разумно применять их в своей деятельности. Воспитатель должен стимулировать активную познавательную деятельность детей, формировать у них правильное представление о природе на 38 основе ярких, живых непосредственных наблюдений. Необходима систематическая работа по обучению детей наблюдению. Перед воспитателем стоит важная задача – умело сочетать два пути познания (непосредственное и опосредованное) ребёнком действительности, чтобы опосредованные знания опирались на непосредственное и систематически накапливаемый личный опыт ребёнка. В данной работе я стремилась показать, как вести маленького ребёнка в мир познания окружающей действительности, как побудить и утвердить в нём интерес к предметам и явлениям живой и неживой природы. Были показаны методы, формы и приёмы работы по развитию наблюдения. Большое место уделено наблюдениям детей в природе, на занятиях, экскурсиях, прогулках. Воспитатель должен учить детей правильно соотносить слова с воспринимаемыми предметами, чтобы каждое слово было наполнено конкретным близким ребёнку содержанием. Только на такой основе будут образованы чёткие, точные представления, которые послужат прочным фундаментом для образования понятий, обобщений и умозаключений. Разрабатывая конкретное занятие, педагог должен обратиться к программе детского сада и определить тот объем знаний, навыков познавательной или практической деятельности, который должен быть усвоен детьми. Наиболее целесообразно использовать для этого занятия, проводимые методом наблюдения. Широко применяется и особый вид занятий - экскурсии в природу. Если непосредственное наблюдение за объектами по каким-либо причинам невозможно или затруднено, накопление конкретных представлений может быть осуществлено на занятиях с использованием дидактических картин (рассматривание картин природоведческого содержания, прослушивание дисков и просмотр кинофильмов, диафильмов). Таким образом, занятия обеспечивают последовательное усложнение, обогащение и расширение знаний, умений и навыков, их обобщение. При ознакомлении дошкольников с природой важное значение имеют вопросы формирования представлений о сезонных явлениях в природе. Они 39 оказывают большое влияние на развитие личности ребенка, диалектической направленности мышления, предпосылок и первичных элементов материалистического мировоззрения. Для того чтобы дети правильно отображали явления природы, необходимо направлять процесс восприятия ими природы. Без приближения детей к природе и широкого использования её в воспитательно-образовательной работе детского сада, нельзя решать задачи всестороннего развития дошкольников_-умственного, эстетического, нравственного и физического. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Бобылева Л.Д. Экологические знания дошкольникам // Дошкольное вос-питание. - 1997. - №7 2. Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой. 1973. 3. Егоренков Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников. 2000. 4. Каменева Л.А., Л.М. Маневцова, А.К. Матвеева. Как знакомить дошкольников с природой. Пособие для воспитателей детских садов (Под редакцией П.Г. Саморуковой).- М. ©Просвещениеª, 1983. 5. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика : Учебное пособие.-М.: Издательский центр ©Академияª, 1998. 6. Маневцова Л.М, Саморукова П.Г. Мир природы и ребенок. (Методика экологического воспитания дошкольников),-С.-Пб., 1998. 7. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. 3-е изд.-М.: Издательский центр ©Академияª, 2005. 8. Николаева С.Н. Общение с природой начинается с детства. - Пермь, 1992. 9. Николаева С.Н. Формирование начальной экологической культуры //Дошкольное воспитание. – М. 1997. - №7. 10. Потапова Т. Экологическая культура в раннем детстве // Обруч. - 1997. - №2. 11. Рыжова Н.А. Природа сложнее, чем нам кажется // Обруч. - 1997. - №2. 12. Саморукова П.Г. Роль деятельности и руководство ею в развитии наблюдений у детей старшего дошкольного возраста. / Ученые зап. ЛГПУ им. Герцена: Дошкольное воспитание. – Л., 1967, - т. 319. 13. Саморукова П.Г. Формирование у детей старших дошкольников возможности умения видеть существенные признаки, наблюдаемых предметов // Тезисы докладов Всесоюзной конференции. – М., 1970. 14. Серебрякова Т.А. ©Экологическое образование в дошкольном возрастеª.-М.: Издательский центр ©Академияª, 2006. 15. Сухомлинский В.А.Сердце отдаю детям. -Киев . – 2005.