«Занимательные задания на уроках русского языка»
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Занимательные задания на уроках русского языка»
Автор: Егоркина Марина Михайловна
Разработка методической темы «Занимательные задания на уроках русского языка» Выполнила учитель МКОУ «Назиевская СОШ» Кировского р-на Ленинградской областиЕгоркина Марина МихайловнаГде я использовала занимательные упражнения и игровые моментыВ 5 классе:При изучении следующих тем:Лексика. Словообразование. Правописание.Фонетика. Орфоэпия.Глагол.Имя существительное.Имя прилагательное.В 6 классе:При изучении следующих тем:Имя существительное.Имя прилагательное.ГлаголПричастие Цель данной методической темы- сделать обучение русскому языку увлекательным и приносящим радость, а, следовательно, эффективным; помочь ученикам познать устройство русского языка, постичь его тайны и секреты, превращая серьезную учебу в интересное занятие. Вообще изучение русского языка представляет трудность для многих учащихся из-за большого количества орфограмм, исключений из правил, которые не всегда понятны и трудны для запоминания. Существуют разнообразные методические пособия для учителей, сайты для учителей, учеников и их родителей, где размещены материалы, помогающие изучать грамматику русского языка. Но не всегда хватает времени на уроках, чтобы использовать эти материалы в полном объеме. Возникла мысль создать пособие для шестиклассников, где были бы собраны шутливые стихи, лингвистические сказки, благодаря которым можно будет легко запомнить, например, как правильно ставить ударения в словах, какие буквы писать в корнях с чередованиями, приставках на З/С, ПРИ-/ПРЕ-, в словарных словах и т.п. То есть, собрать все , что поможет учащимся на уроках русского языка усваивать учебный материал. Работая над данной методической темой, я использовала различную информацию, привлекая методическую литературу и интернет-ресурсы. Классифицировать материал решено было по степени усложнения : начинать с ударения в словах, букв и сочетаний букв, затем-морфемы , части речи и, наконец, знаки препинания( в соответствии с основными разделами грамматики). Актуальность данной темы очевидна Не секрет, что немногие учащиеся назовут русский язык своим любимым предметом. И дело не в том, что дети не хотят изучать родной язык, просто они часто испытывают трудности при изучении той или иной темы. Много правил, много исключений из правил, есть трудные орфограммы. Выучить все это, постоянно повторять и совершенствовать свои знания - великий труд. Вот уже несколько лет подряд во всех средствах массовой информации говорят об ухудшении результатов по русскому языку у выпускников школ. В 6 классе закладываются основы грамотности, которые потом закрепляются в 7-9 классах. К учащимся нужен особый подход на уроках русского языка, чтобы, с одной стороны, они не пугались трудностей и не внушали себе, что русский язык невозможно выучить, а с другой стороны- не относились бы к этому серьезному предмету легкомысленно. Как стать более грамотным? Что поможет легко понять и запомнить сложную программу по русскому языку в 6 классе и радовать учителя и родителей хорошими результатами? В ходе изучения методической темы я постаралась сделать подборку материала по занимательной грамматике для шестиклассников, которая позволит им взглянуть на грамматику русского языка по- новому.Раздел первый. ОРФОЭПИЯ.Используя данное стихотворение, легко запомнить, как правильно ставить ударения в некоторых часто употребляемых словах.Неграмотный пират.Свёкла плакать начала,До корней намокла:-Я, ребята, не свекла,Я, ребята, свЁкла! (И.Синявский)(Н.Агеева)Раздел второй. ФОНЕТИКА.Этот раздел тесно связан с орфографией. Для того, чтобы правильно писать, например, приставки на З/С, нужно вспомнить глухие и звонкие согласные. В этом учащимся помогут несколько предложений, которые легко запомнить.Все согласные звонкие в предложении: Где жизнь была в мире + й***Употребление разделительных ь и ъ знаков в словах тоже вызывает затруднение у учащихся. Стихотворения, которые помогут зто запомнить.Раздел третий. ОРФОГРАФИЯ.Начнем с самого простого- сочетания букв, которые тоже запоминали еще в начальной школе, но в написании которых делают ошибки даже ученики 9 класса.Не чудеСНо, не прекраСНо, а ужаСНо и опаСНО букву «Т» писать напраСНо.И ужасно, и опасноБукву Т писать напрасно!Всем известно, как прелестноБукву Т писать уместно!В русском языке очень много слов, которые нельзя проверить, а нужно запомнить. Посмотреть, как их правильно писать, можно только в словаре.Конечно, невозможно запомнить все словарные слова, но некоторые просто необходимо!Раздел третий. МОРФЕМИКА.Учащиеся с трудом запоминают правописание приставок. Если не выучить их в шестом классе, то и в 7,8,9 классах будут постоянно делать ошибки в написании приставок. Много в русском языке различных суффиксов. Особую трудность вызывают правописание Н и НН в суффиксах прилагательных.Раздел четвертый. МОРФОЛОГИЯ.Есть такое стихотворение, которое помогает учащимся распознавать части речи - «Части речи». Большие сложности вызывает у учащихся правописание частиц НЕ-НИНе с глаголамиГрамматическая сказка « Сила любви».Гордую и упрямую частицу НЕ полюбил благородный Глагол. Трудной и печальной была эта любовь. Он говорил: «Люблю», а она ему: « Не люблю». Он признавался: « Верю», а она ему: « Не верю».Частица НЕ никогда не подходила к Глаголу близко и писалась от него только отдельно. Однако Глагол был постоянным в своих чувствах. И вот однажды НЕ и говорит ему: «Я отвечу тебе взаимностью, если докажешь, что жить без меня не сможешь».Вздохнул Глагол печально и отправился скитаться по словарям да учебникам. Когда же он возвратился к своей любимой, она , как обычно, отскочила от него с криком: «Негодую! Ненавижу!» И вдруг замерла от неожиданности, оказавшись в объятьях Глагола. Так Глагол доказал, что в некоторых случаях не только он, но и сама Частица НЕ жить друг без друга не могут. ( По Ф. Кривину). Познавательные материалы , особенно веселые стихотворения , оказывают действенную практическую помощь при изучении трудных тем в курсе русского языка 6 класса, помогают учиться с удовольствием и интересом.Литература:А.Т. Арсирий, Г.М. Дмитриева Материалы по занимательной грамматике русского языка М., Учпедгиз. 1963.Интернет-ресурсЛИТЕРА: Занимательная лингвистикаallajulia47.blogspot.com/p/blog-page_12.htmlЗанимательная лингвистика - Сайт учителя русского ...mrimma.jimdo.com/занимательная-лингвистика/Занимательная лингвистика - LiveLibСтранности нашего языка. Занимательная лингвистика ...