Консультация для педагогов «Невербальные средства общения с ребенком».
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Консультация для педагогов «Невербальные средства общения с ребенком».
Автор: Дерябина Анна Сергеевна
Консультация для педагогов «Невербальные средства общения с ребенком». Долгое время считалось, что чем больше взрослый говорит, тем лучше это для развития малыша. Но речь - это не единственное средство коммуникации. На сегодняшний день доказано, что существует 2 языка общения: - один язык – это язык слов, который включает в себя речевые единицы, фразы, понятия, термины, обобщения и т.п.; - второй язык-это язык бессловесный, язык телодвижений, жестов, мимики, различных эмоций. С помощью второго языка можно передать от 60 до 80% информации, и только 20-40% передается с помощью вербальных средств общения. Большинство исследователей соглашается, что с помощью слов передается в основном информация, а с помощью жестов – различное отношение к этой информации, а иногда жесты могут заменять и слова. Многим людям трудно до сих пор принять мысль, что люди – это те же животные. Подобно другим видам, нами управляют биологические законы, которые контролируют наши действия, наши реакции и наши жесты, поэтому человек редко задумывается над тем, какие движения он делает во время разговора, и может оказаться так, что он говорит одно, а его жесты явно показывают, что он имеет в виду совсем другое. Принято считать, что женщины лучше мужчин, а дети лучше взрослых умеют расшифровывать язык жестов. Второй язык появляется очень рано и позволяет малышу «считывать» информацию об отношениях окружающих к нему людей и друг другу, их настроение, эмоции. С детства человек всё определяет интуитивно, кто его любит, а кто нет, и без всяких слов знает, как к нему относятся. Благодаря этой интуиции и умению «читать» язык жестов ребенок это чувствует гораздо тоньше и сильнее. Зачастую в семьях уходом за малышом и его воспитанием и развитием занимается мама. И кому как не женщине знать и хорошо владеть этой бессловесной коммуникацией. Ребенок реагирует буквально на все формы невербального поведения взрослого, какое выражение лица, каков «язык тела», особенно по отношению к нему - малышу, цвет и аксессуары одежды, запах тела и косметики и т.п. И даже на то, какая дистанция между ними во время общения. Каждый человек, в т.ч. и ребенок, имеет свою зону общения. Аллан Пиз, автор методики обучения коммуникации, считает, что таких зон четыре. Какие же это зоны? (В скобках указаны представители социального окружения человека, которые имеют доступ в ту или иную зону общения). 1. интимная – от 15см до 46 см (родители, дети, близкие родственники); 2. личная (индивидуальная) - от 46 см до 1,2 м (родственники ,друзья); 3. социальная – от 1,2 м до 3,6 м (посторонние люди, которые не очень хорошо знакомые); 4. общественная – от 3,6 м (незнакомые люди). Из всех зон самая главная – интимная, поскольку именно эту зону человек охраняет как собственность. Разрешается проникнуть в эту зону только тем лицам, кто находится в тесном эмоциональном контакте с ним. В этой зоне имеется еще подзона радиусом в 15 см, в которую можно проникнуть только посредством физического контакта. Это сверхинтимная зона. Обычно «границу» интимной зоны нарушают по двум причинам. Первая – когда «нарушитель» близкий родственник, вторая - когда «нарушитель» проявляет враждебные тенденции и склонен атаковать. Ребенок это маленький человек с врожденной природной программой, унаследованной от наших биологически предков. Поэтому если он может терпеть вторжение посторонних лиц в его личную или социальную зоны, то вторжение незнакомого человека в интимную зону вызывает внутри его организма различные физиологические реакции и изменения. Сердце начинает биться быстрее, происходит выброс адреналина в кровь, и она приливает к мозгу и мышцам как сигнал физической готовности его организма к бою, т.е. наступает состояние боевой готовности. Зоны общения являются частью территории человеческого окружения. Территория также включает в себя и пространство, которое человек(ребенок) считает своим, как будто это пространство является продолжением его физического тела .Игрушки, мебель, окружающие взрослые, все по праву и мнению малыша, является его собственностью. Из всех ведущих систем отражения невербального поведения человека, включающего в себя ни один десяток структур, элементов, компонентов, наибольший вес на эмоциональное состояние малыша оказывают такие формы ,как выразительные движения (поза, жест, мимика, походка, интонация) и такесика (прикосновения). Что касается выразительных движений, то сама фраза говорит за себя. С помощью движений мы выражаем свое отношение к окружающему нас миру, и порой даже не подозреваем, что тем самым выдаем то, что есть в нашем подсознании. Человек в отличии от животных, на которых в невербальном поведении он очень похож, имеет дополнительную возможность реагировать на происходящее с помощью мимики лица. Ученые установили, что маленькие дети еще очень многое не знаю об окружающем мире, но по выражению лица взрослого делают свои первые выводы о том, что хорошо, а что плохо. Уже в возрасте 5-8 месяцев ребенок различает улыбающееся и злое выражение лица, а после 8 месяцев ребенок дифференцирует мимическое многообразие. В ситуации новизны у детей возникает определенное ориентировочное действие – «взор на лицо взрослого», в неясной ситуации малыш сразу поворачивается к взрослому и вглядывается в его лицо. Таким образом, выражение лица взрослого играет роль «лакмусовой бумажки». Неэмоциональные лица непонятны ребенку, безразличные или злые глаза при деланной улыбке на лице взрослого воспринимаются ребенком как маска. «Язык» эмоций считается самым первым способом коммуникации в окружающем мире. Взгляд имеет колоссальную силу и в зависимости от того, как им пользоваться, можно направить эту силу на создание или разрушение. Понимая это, обращаться со взглядом нужно очень осторожно. Дети не должны встречаться с такими взглядами, как горделивый, подозрительный, пронизывающий, отсутствие взгляда, блуждающий, рассеянный, тяжелый. Ребенок должен «купаться» в спектре ярких, светлых, солнечных взглядов:нежный.добрый,участливый,утешающий,сопереживающий,веселый,прощающий,довольный,взгляд с хитринкой или с искорками, благодарный, теплый, взгляд разделённой радости, любящий, признательный, сияющий, заботливый, приятно удивленный. Немаловажное значение в невербальном общении с ребенком имеют жесты, поза взрослого. Жесты открытости: «открытые руки» (протянутые вперед ладонями вверх) и жесты расположения: руки, прикладываемые к груди (открытость ,приближение) скажут ребенку о расположении взрослого к общению с малышом. Взрослому необходимо понимать и помнить, что скрещенные руки и (или) ноги говорят о том, что человек закрыт для общения. И даже если взрослый во время разговора смотрит на ребенка, но носки его обуви не повернуты к малышу, это значит что, взрослый не заинтересован им и он выпадает из общения. Следует также избегать жестов, демонстрирующих пренебрежение (взрослый указывает на ребенка большим пальцем собранной в кулак руки),превосходство (рука взрослого на голове ребенка, разговор с высоты своего роста),отдаленности и отстранения (разговор с большого расстояния или из-за стола, что является барьером, препятствием в возникновении коммуникации).Ребенок, "считывая"данную информацию с поведения взрослого, на подсознательном уровне ощущает свой низкий социальный статус. Чтобы это не происходило, взрослому мало это знать, ему необходимо уметь владеть своим телом и жестами. Разговаривать с ребенком можно только на уровне его глаз, т.е. стать таким же большим» как ребенок, уметь подняться до его роста. Устанавливая контакт с ребенком, необходимо учитывать какое расстояние (оно не должно быть ни близким, ни далеким) так и барьеры (например, предметы мебели), которые не способствуют в установлении теплых доверительных взаимоотношений. Не следует забывать, что физическое прикосновение при контакте с ребенком также необходимо, как и духовное общение. В ведущей системе отражения невербального поведения человека за это «отвечает» такая структура как такесика, включающая в себя статическое прикосновение (рукопожатие, поцелуй, объятия) и динамическое (поглаживание и похлопывание). Сын моей знакомой, уже будучи не маленьким ребенком (лет 9-10) ,не стесняясь присутствующих, мог спокойно подойти к маме и потереться с ней носами. Из рассказа другой моей собеседницы я узнала, что её ребенок (лет 5-6) во время волнения мог подойти к ней и как бы пощипать кожу на шее в районе горла. В том и другом случае это был ритуал, который зародился еще в младенчестве. Этакая тайна двоих, связующая нить с периодом, когда было сытно, тепло и сухо. После этого мальчики спокойно возвращались к своим делам. Дочь моей подруги кидалась к груди матери не тогда когда была голодной(она уже давно не была на грудном вскармливании),а когда она была чем-то расстроена. Американский психолог Роберт Мак считает, что для того, чтобы ребенок просто существовал, ему требуется четыре (4) объятия в день, двенадцать (12) – для нормального развития и семнадцать (17) для того, чтобы он был счастлив. А ведь есть дети, которым не хватает объятий даже просто для существования. Это – мы взрослые, не придаем должного значения этим физическим прикосновениям. А ведь, обнимая ребенка, прижимая его к себе, мы на бессловесном языке «говорим» ребенку: « ты мой, я разрешаю проникнуть твоему телу в мою интимную зону и соприкоснуться с моей сверхинтимной зоной». Помимо этого, любому человеку, как и ребенку приятны поглаживания, легкие похлопывания, массаж. Не надо забывать, что все мы животные в хорошем смысле слова, и как любому другому представителю животного мира нам приятен физический контакт. У англичан есть хорошая пословица: «Если кошку долго не гладить, у нее высыхает мозг».Сколько людей, и в т.ч. детей ходят рядом с нами с «полузасохшим» или «высохшим» мозгом? А обыкновенное поглаживание или легкий массаж «воротниковой зоны» (плечевая зона спины) способствует раннему и успешному речевому развитию. Поглаживание теменной области головы помогает скорому усыплению малыша. Если находить сходство между образом жизни людей и животных, то в невербальном поведении их найдется большего всего. Это объясняется тем, что корни поведения людей берут начало в образе жизни наших предков как человеческих, так и дочеловеческих. Туалет, который делает своим детенышам многие животные, преследует не только инстинктивные «гигиенические» цели, но и цели «удовлетворения» потребности детенышей в контактных раздражителях. Сходную роль играет купание младенцев у людей. Купание, пеленание, кормление, любой другой физический контакт, который дают малышу необходимые кинестетические, тепловые, осязательные, тактильные и другие контактные раздражения, без которых его развитие может пострадать. Первенствующее значение в развитии любви младенцев к матери является разнообразие контактов с мягким теплым телом. Это объясняется врожденным инстинктом. Если дать младенцу в руки теплый пушистый предмет, он прижмёт его к себе и замрёт. Если дать ему в руки по одному пальцу – ребенок крепко их стиснет, а если его поднять таким образом – он удержится. Это древний инстинкт приматов – найти мать и уцепиться за её шерсть. Мать стала другим видом – человеком и уже десятки тысяч лет лишена шерсти, а и инстинкт жив. Поэтому, когда ребенок волнуется или хочет спать, ему очень важно, чтобы рядом был пушистый предмет – игрушка, одеяло, волосы матери. Один мальчик, засыпая, накручивал на свой пальчик мамину прядь волос. Но в детском саду мамы не было, тогда малыша научили при засыпании делать это со своими волосами. Инстинктивная потребность успокоить себя контактом с матерью остается на всю жизнь. В любом возрасте чаще других слов человек в отчаянии кричит: «Мама» и хватается руками за шерсть, которая всегда под руками,- за собственные волосы. Может поэтому маленькие дети так не любят посещать парикмахерскую и лишать себя «спасательного круга» в трудной ситуации. При поступлении в ясли или детский сад (и дальнейшем его посещении) ребенка должен сопровождать его «пушистый друг»- игрушка или мягкая ворсистая вещь (мячик, сумочка, кусочек ткани, а если еще и с родным запахом мамы, дома).Это необходимо ребенку в стрессовой ситуации успокоить себя, держась за «пушистого спутника» и даже может быть для обогрева рук. У многих детей, испытывающих небольшой эмоциональный шок, сопровождаемый плачем, истерикой, может понижаться температура конечностей. Одной девочке при разлуке с мамой спасательным кругом послужил носовой платочек, крепко зажатый двумя кулачками. Она не расставалась с ним ни на прогулке, ни во время сна. С точки зрения гигиены это неправильно. Но стоит ли об этом думать, когда на первый план выходит эмоциональное благополучие ребенка. Еще один пример, который подтверждает нашу связь с животными. У хвостатых приматов детеныш, обследуя мир, сохраняет спасательный контакт с матерью, держась за её хвост. Миллионы лет у всех гоминид нет хвоста, а инстинкт цепляться за хвост сохранился. Ребенок если он волнуется, цепляется вместо хвоста за юбку матери. Совет родителям: если, вы мать, выходите на прогулку с ребенком в узких джинсах, нелишне было бы привязать на пояс искусственный хвост. Есть модель джинсов с боковой лямкой, как раз на уровне руки маленького ребенка. Чтобы ни делал взрослый для успешного эмоционального благополучия ребенка, он должен помнить одно – ребенок существо невербальное. Вся информация воспринимается ребенком через отношения, а не через слова. Словами у ребенка загружается левое полушарие, которое отвечает за логику и речь. А ребенок – правополушарное существо, его мышление образное. Поэтому добрая улыбка, подбадривающий теплый взгляд, ласковое прикосновение и приятное поглаживание рукой со стороны взрослого скажут ребенку о том, что он любим и дорог лучше всяких слов. Ничто в жизни не проходит бесследно. У человека 95% эмоциональной программы закладывается до 18 лет, из них 50% - до 5 лет,30% - до 8 лет,15 % - до 18 лет, ни много, ни мало – больше половины. Все радости, горечи, переживания остаются в глубинах этой эмоциональной программы, которая принесет плоды через много лет. Большую роль играют в этой программе взрослые, окружающие ребенка. Поэтому при общении с ребенком важно помнить слова Марии Монтессори, создательницы «молчаливой педагогики»: «Не переводи в словесный ряд то, что можно не переводить. Отношения лучше не вербализировать, тем более всякие замечания словесно не оформлять».