Урок русского языка в 6 классе по теме; «Неопределенные местоимения»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Урок русского языка в 6 классе по теме; «Неопределенные местоимения»
Автор: Гаврилова Тамара Николаевна

Урок по теме Неопределенные местоимения
Цель: ознакомление обучающихся с новым разрядом местоимений – неопределенные местоимения
Предметные:
вспомнить теоретический материал о неопределенных местоимениях;
совершенствовать орфографические навыки написания неопределенных местоимений;
формировать практические умения по осознанному применению полученных знаний в практике.
Метапредметные:
Познавательные: классифицировать, обобщать, систематизировать изученный материал.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Регулятивные: уметь сохранять заданную цель.
Личностные:способность ставить цели.
Ход урока
Оргмомент. Притча. Урок бабочки.
Однажды в коконе, в котором была бабочка, появилась маленькая щель, случайно проходивший мимо человек долгие часы стоял и наблюдал, как через эту маленькую щель пытается выйти бабочка. Прошло много времени, бабочка как будто оставила свои усилия, а щель оставалась такой же маленькой. Казалось, бабочка сделала все что могла, и у нее не было больше сил.
Тогда человек решил помочь бабочке, он взял перочинный ножик и разрезал кокон. Бабочка тотчас вышла. Но ее тельце было слабым и немощным, она едва двигались.
Человек продолжал наблюдать, думая, что она улетит. Но ничего не случилось!
Остаток жизни бабочка так и не смогла летать.
А все потому, что человек, желая ей помочь, не понимал того, что усилие необходимо бабочке, чтобы расти и развиваться.
Иногда именно оно необходимо нам в жизни, поэтому нам нужно трудиться, чтобы быть умными и сильными.
Эпиграфом к нашему уроку я взяла пословицу: СЛАЙД 3
Знания и умения всегда найдут применения (Пословица)
- Как вы понимаете это высказывание?
-Один ученик делает синтаксический разбор предложения.
- Второй – морфологический разбор существительного знания.
II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
Цель этапа:готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия.
1. Решение кроссвордаСЛАЙД 4
– Ответьте на вопросы кроссворда и поймете, какой части речи будет посвящен наш урок.1. Принадлежащий мне (мой)2. Возвратное местоимение в родительном падеже (себя)3. Определительное местоимение, синоним местоимений КАЖДЫЙ, ЛЮБОЙ (ВСЯКИЙ)4. Вопросительное местоимение КАКОЙ по порядку(КОТОРЫЙ)5. Указательное местоимение, антоним местоимения ЭТОТ (ТОТ)6. Отрицательное местоимение: НИ ТЫ, НИ Я, НИ ОН. (НЕКТО)7. Определительное местоимение третья буква в нем – М (САМЫЙ)8. Неопределенное местоимение, синоним местоимения КТО-ТО (НЕКТО)9. Принадлежащий нам (НАШ)10. Личное местоимение 3-го лица множественного числа. (ОНИ)11. Неопределенное местоимение: неизвестно ЧТО (НЕЧТО)
–Какое ключевое слово у нас получилось? (МЕСТОИМЕНИЕ)– Дайте определение местоимению.– Назовите разряды местоимений.
2. Работа со стихотворением
– А вот о каком местоимении мы будем с вами говорить на сегодняшнем уроке, вы мне скажите чуть позже.
СЛАЙД 5
Перед вами стихотворение. Автор Юрий Коваль На яхте(СТРОЧКУ ПРОПУСТИТЬ ДЛЯ ТЕМЫ!)
Однажды куда-то на яхтеОткуда-тоКто-топоплыл,Леталикакие-точайки,Очём-токричали ему.Какой-тодельфин остроносыйВ зеленые волны нырял.И ветер, почти незаметный,Чуть-чуть паруса надувал.Наверно,какие-толюдиГлядели уплывшему вслед,Икто-то,наверное, думал:“Скорей возвращайся назад.”И мне бы хотелось на яхтеВ открытое море уйти,Послушать, о чем кричат чайки,Дельфина увидеть в волнах.А вечером после закатаНа берег вернуться, домой.Но пусть менякто-нибудьвстретит,Но пусть менякто-нибудьждет.
– Запишите:– Кто плыл на яхте? (кто-то)– О чём кричали чайки? (о чем-то)– Какие люди глядели уплывшему дельфину в след? (какие-то)– Какой дельфин в зелёные волны нырял? (какой-то)– К какому разряду относятся данные местоимения? (к неопределенным)– Итак, какому разряду местоимений будет сегодня посвящен наш урок?
СЛАЙД 6
ЗАПИСЫВАЕМ ТЕМУ УРОКА: НЕОПРЕДЕЛЕННЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ
1. Работа с кластером
– Посмотрите на кластер и скажите, что нам уже известно, а чего мы еще не знаем о неопределенных местоимениях? СЛАЙД 7
– Какие цели перед собой поставим?
2. Цели урока:
Научиться правильно писать неопределенные местоимения.
Учиться употреблять их в речи.
- Открываем учебники стр….. параграф……
Работаем в парах . Читаем параграф и будем заполнять в таблице пустые места. (выполняем вместе).
4. В таблице нам встретилось местоимение НЕКТО. СЛАЙД 8
Дайте лексическое толкованиеНЕКТО–1) Некий человек, кто-то.2) Кто-то малоизвестный (обычно в сочетании с именем, фамилией, кличкой)- Придумайте и запишите сложное предложение с этим местоимением.
5. ФИЗМИНУТКАСЛАЙД 9
Для глаз. Закрыть ладошками. Открыть, поморгать, посмотреть близко и далеко (всё по 5 раз)
6. Первичное закрепление.
1. Замените выделенные местоимения синонимичными, более свойственными разговорной речи.СЛАЙД 10
Друг рассказал мне нечтоинтересное (что-то)Нектозабыл дома тетрадь (кто-то)Дай мнечто-либопочитать (что-нибудь)
2. Творческое списывание
Задание:вставить подходящие по смыслу неопределенные местоимения с суффиксами -то, -либо, -нибудь, с приставкой кое-.
1. Поздно вечером … постучался к нам.2. На берегу реки росла … пышная зелень.3. Расскажите … о вашей поездке по стране.4. Товарищ вытащил из шкафа … книгу.5. Вскоре мы заметили на дороге … черное.
- Объяснение правописания неопределенных местоимений.
3. Цифровой диктантСЛАЙД
Раздельное написание местоимения – 1, через дефис – 2.Беседовал кое(с)кем, с кем(нибудь) посоветуйся, встретишь кого(нибудь), догадайся кое(о)чем, кое(кого) не было, приобрести что(либо).
Ответы:1, 2, 2, 1, 2, 2.
4.Самостоятельная работа. С последующей самопроверкой.
УРОВЕНЬ на 3
Прочитайте текст. Спишите, обозначьте неопределённые местоимения. Объясните, как пишутся неопределённые местоимения.Кое с кем это уже случалось, кое у кого совсем недавно было много неприятностей. Надо было бы мне узнать кое о чём и поговорить кое с кем об этом. Но боюсь, кое-кто не захочет делиться со мной кое-чем. Думаю, что кое-кому это неинтересно – рассказывать мне кое о чём. Жаль, но мне придётся самому решать, с кем остаться.
УРОВЕНЬ на 4
Пос...дить какие(нибудь) р...стения; слыш...ш(ь) какой(то) ш...рох; р...здают(ь)ся чьи(то) шаги; проч...тать что(либо); что(то) бл...стит; пр...обрести (кое)какие вещи; пр...бывать в каком(то) (не)доумени...; кое(в)чем (не)согласит(ь)ся; встрет...шь кого(нибудь).
УРОВЕНЬ на 5
(Не)произвел (н...)какого впеч...тления; н...(на)что ра(с, сс)читывать; (н...)чего пр...обрести; ра(с, сс)казать (н....)что интересное; (н...)чем (не) интересуется; н...(у)кого (не)вызвал восторга; (не)боит(ь)ся (н...)каких пр...пятствий; (н...)чем (не)уд...вишь; н...(с)чем сравнить; н...(у)кого (не) был; (н...)кого ра(с, сс)просить; н...(к)кому сп...шить; н...(с)кем пр...рекат(ь)ся; н...(перед)чем (не) пр...клонят(ь)ся; (н...)кого (не) пр...зирать; (н...)кому (н...)чего (не) расскажу.
Работа с текстом.
Весна
Ещё хмурится свинцовое небо, но в просветах облаков нанекотороевремя пробивается мечом луч солнца. Весна набирает скорость.
По утрам лёгкий холодок держится в низинах, а на южной стороне пригорка уже загорелись жёлтые огоньки какого-то растения. Это мать-и-мачеха. Ни с чем не спутаешь листики и жёлтые корзинки её цветка.4
Вот что-то блеснуло в розовом веере лучей. Это мягко сливается с блеском вод и остатками снега заоблачное сияние солнца.
Из кустов доносится чьё-то пение, словно звенит серебряный колокольчик. Овсянки! Зимой они вялые, неприметные, а сейчас заговорили полным голосом. Пройдет какая-нибудь неделя, и грачиный гомон и песни жаворонков объявят о победе весны. Вернутся и другие птицы. Много трудностей придется преодолеть им на пути к родным местам, ноникакиепрепятствия не остановят их.
(100 слов.) (По материалам книги Энциклопедия чудес природы)
- Тема текста?
-В каком предложении заключена основная мысль текста?
-Стиль текста? Докажите.
- Назовите в тексте неопределённые местоимения . Объясните их написание.
- Какие ещё местоимения вы увидели в тексте. Назовите их и разряд.
- Если бы вы писали диктант по этому тексту, какие правила вам пришлось бы вспомнить?
5. Итог урока.
- Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?
- Чему научились?
6. Домашнее задание.
УРОВЕНЬ на 3
Прочитайте текст. Спишите, обозначьте неопределённые местоимения. Объясните, как пишутся неопределённые местоимения.Кое с кем это уже случалось, кое у кого совсем недавно было много неприятностей. Надо было бы мне узнать кое о чём и поговорить кое с кем об этом. Но боюсь, кое-кто не захочет делиться со мной кое-чем. Думаю, что кое-кому это неинтересно – рассказывать мне кое о чём. Жаль, но мне придётся самому решать, с кем остаться.
УРОВЕНЬ на 4
Пос...дить какие(нибудь) р...стения; слыш...ш(ь) какой(то) ш...рох; р...здают(ь)ся чьи(то) шаги; проч...тать что(либо); что(то) бл...стит; пр...обрести (кое)какие вещи; пр...бывать в каком(то) (не)доумени...; кое(в)чем (не)согласит(ь)ся; встрет...шь кого(нибудь).
УРОВЕНЬ на 5
(Не)произвел (н...)какого впеч...тления; н...(на)что ра(с, сс)читывать; (н...)чего пр...обрести; ра(с, сс)казать (н....)что интересное; (н...)чем (не) интересуется; н...(у)кого (не)вызвал восторга; (не)боит(ь)ся (н...)каких пр...пятствий; (н...)чем (не)уд...вишь; н...(с)чем сравнить; н...(у)кого (не) был; (н...)кого ра(с, сс)просить; н...(к)кому сп...шить; н...(с)кем пр...рекат(ь)ся; н...(перед)чем (не) пр...клонят(ь)ся; (н...)кого (не) пр...зирать; (н...)кому (н...)чего (не) расскажу
._________________________________________________________
УРОВЕНЬ на 3
Прочитайте текст. Спишите, обозначьте неопределённые местоимения. Объясните, как пишутся неопределённые местоимения.Кое с кем это уже случалось, кое у кого совсем недавно было много неприятностей. Надо было бы мне узнать кое о чём и поговорить кое с кем об этом. Но боюсь, кое-кто не захочет делиться со мной кое-чем. Думаю, что кое-кому это неинтересно – рассказывать мне кое о чём. Жаль, но мне придётся самому решать, с кем остаться.
УРОВЕНЬ на 4
Пос...дить какие(нибудь) р...стения; слыш...ш(ь) какой(то) ш...рох; р...здают(ь)ся чьи(то) шаги; проч...тать что(либо); что(то) бл...стит; пр...обрести (кое)какие вещи; пр...бывать в каком(то) (не)доумени...; кое(в)чем (не)согласит(ь)ся; встрет...шь кого(нибудь).
УРОВЕНЬ на 5
(Не)произвел (н...)какого впеч...тления; н...(на)что ра(с, сс)читывать; (н...)чего пр...обрести; ра(с, сс)казать (н....)что интересное; (н...)чем (не) интересуется; н...(у)кого (не)вызвал восторга; (не)боит(ь)ся (н...)каких пр...пятствий; (н...)чем (не)уд...вишь; н...(с)чем сравнить; н...(у)кого (не) был; (н...)кого ра(с, сс)просить; н...(к)кому сп...шить; н...(с)кем пр...рекат(ь)ся; н...(перед)чем (не) пр...клонят(ь)ся; (н...)кого (не) пр...зирать; (н...)кому (н...)чего (не) расскажу.
Самопроверка
УРОВЕНЬ на 4
Посадить какие-нибудь растения; слышишь какой-то шорох; раздаются чьи-то шаги; прочитать что-либо; что-то блестит; приобрести кое-какие вещи; пребывать в каком-то недоумении; кое в чем не согласиться; встретишь кого-нибудь.
УРОВЕНЬ на 5
Не произвел никакого впечатления; не на что рассчитывать; нечего приобрести; рассказать нечто интересное; ничем не интересуется; ни у кого не вызвал восторга; не боится никаких препятствий; ничем не удивишь; не с чем сравнить; ни у кого не был; некого расспросить; не к кому спешить; не с кем пререкаться; ни перед чем не преклоняться; никого не презирать; никому ничего не расскажу.
Самопроверка
УРОВЕНЬ на 4
Посадить какие-нибудь растения; слышишь какой-то шорох; раздаются чьи-то шаги; прочитать что-либо; что-то блестит; приобрести кое-какие вещи; пребывать в каком-то недоумении; кое в чем не согласиться; встретишь кого-нибудь.
УРОВЕНЬ на 5
Не произвел никакого впечатления; не на что рассчитывать; нечего приобрести; рассказать нечто интересное; ничем не интересуется; ни у кого не вызвал восторга; не боится никаких препятствий; ничем не удивишь; не с чем сравнить; ни у кого не был; некого расспросить; не к кому спешить; не с кем пререкаться; ни перед чем не преклоняться; никого не презирать; никому ничего не расскажу.
Самопроверка
УРОВЕНЬ на 4
Посадить какие-нибудь растения; слышишь какой-то шорох; раздаются чьи-то шаги; прочитать что-либо; что-то блестит; приобрести кое-какие вещи; пребывать в каком-то недоумении; кое в чем не согласиться; встретишь кого-нибудь.
УРОВЕНЬ на 5
Не произвел никакого впечатления; не на что рассчитывать; нечего приобрести; рассказать нечто интересное; ничем не интересуется; ни у кого не вызвал восторга; не боится никаких препятствий; ничем не удивишь; не с чем сравнить; ни у кого не был; некого расспросить; не к кому спешить; не с кем пререкаться; ни перед чем не преклоняться; никого не презирать; никому ничего не расскажу.