Влияние адаптивной физической культуры на здоровье обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Влияние адаптивной физической культуры на здоровье обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Автор: Тебенькова Наталья Витальевна
До недавнего времени проблемы, связанные с адаптацией людей с ограниченнымивозможностями, к окружающему миру, довольно значительно игнорировались, но в послед-нее время в результате постепенной гуманизации и толерантности общества, были принятыВсемирная программа действий в отношении инвалидов и Стандартные Правила ООН пореализации равных возможностей инвалидов.C каждым годом увеличивается количество детей, имеющих нарушения в состоянииздоровья. На сегодняшний день число детей с патологиями составляет около 80 % от общегочисла новорожденных, и лишь некоторая часть этих детей получит соответствующую по-мощь в лечении.По данным статистики зарубежных стран, только 10 % всех детей получают необхо-димую медицинскую и моделирующую помощь. В Российской Федерации в настоящее вре-мя 1.5 миллиона детей относятся к категории лиц с ограниченными возможностями здоро-вья, из них только 500 тысяч детей и подростков получают необходимую поддержку в сис-теме образования и здравоохранения.Во многих зарубежных странах также отработана система привлечения инвалидов кзанятиям физической культурой и спортом, которая включает в себя посещение реабилита-ционных центров, спортивных секций и клубов для инвалидов.Основная цель привлечения инвалидов к регулярным занятиям - восстановить утра-ченное восприятие окружающего мира, создать необходимые условия для полноценногоконтакта с обществом, участие в общественно полезном труде и реабилитации своего здоро-вья. Кроме того, физическая культура и спорт помогают психическому и физическому со-вершенствованию этой категории населения, способствуя их социальной адаптации и воссо-единения с обществом.До последнего времени в России люди с ограниченными возможностями относились кчислу фактически отдалённых от нормальной жизни. Их проблемы не обсуждались публич-но. Практика благоустройства городов и посёлков городского типа не предусматривала вобщественных местах специальных пандусов, облегчающих для инвалидов передвижение.Многие сферы общественной жизнедеятельности были недоступны для инвалидов.Долгие годы и многим людям в нашей стране было присуще мнение, что понятия "ин-валид" и "активная двигательная деятельность" несовместимы и физические упражнения ре-комендовались только отдельным группам людей с определённой распространённой и из-вестной патологией, как кратковременная процедура, дополняющая физиотерапевтические имедикаментозные назначения. В то же время различным редким заболеваниям и отклонени-ям не уделялось достаточного внимания и контроля. Только в 90-е годы прошлого века былиотмечены серьёзные изменения в отношении общества к инвалидам в нашей стране. В связис этим возникла проблема изучения адаптивной физической культуры и адаптивного спортакак фактора социальной интеграции инвалидов в обществе.38Адаптивная физическая культура – это социальный феномен, целью которого являет-ся социализация людей с ограниченными возможностями, а не только их лечение, по средст-вам физических упражнений и физических процедур.Одним из ведущих направлений адаптивной физической культуры является адаптив-ный спорт, который основывается на постоянной двигательной активности, как биологиче-ского, психического и социального факторов воздействия на организм и личность человека.Возникающие проблемы в данной сфере, привлекают специалистов не только в облас-ти физической культуры и реабилитации, но и, валеологов, психологов, физиологов, масса-жистов, медиков и других специалистов.Адаптивный спорт – это разновидность спорта, направленная на формирование у ин-валидов высокого спортивного мастерства и достижение ими наивысших спортивных ре-зультатов в его различных видах в условиях состязаний с людьми, имеющих аналогичныепроблемы со здоровьем.Основная задача адаптивного спорта заключается в формировании спортивной куль-туры этого человека, приобщая его к освоению мобилизационных, технологических, интел-лектуальных и других ценностей физической культуры.Адаптивный спорт имеет два направления: рекреационно-оздоровительный спорт; спорт высших достижений.Рекреационно-оздоровительный спорт реализуется в школе как внеклассные занятия ив секциях по избранному виду спорта в двух формах: тренировочные занятия и соревнова-ния.Спорт высших достижений реализуется в спортивных, физкультурно-оздоровительных школах и общественных организацияхОпыт прошлых лет доказывает, что, если для здоровых людей двигательная актив-ность – обычная потребность, реализуемая повседневно, то для инвалида физические упраж-нения жизненно необходимы, так как они являются эффективным способом одновременнофизической, психической и социальной адаптации.Физические упражнения играют ключевую роль в данном вопросе, так как воздейст-вуют на организм, расширяя диапазон возможностей двигательной сферы, нарушенной ка-ким-либо дефектом.Можно привести множество примеров, когда с помощью физических упражнений испециальной тренировки исправляются нарушения речи, осваиваются сложно-координационные движения, незрячие начинают ориентированность в пространстве и тд.Воздействие адаптивной физической культуры, и в частности, физических упражне-ний, представляет собой долгий процесс формирования личности, включающий в себя цен-ности, нормы, традиции, идеалы и правила спортивного поведения.Особенно заметно интеграция проявляется в системе спортивных соревнований инва-лидов, которые можно рассматривать как форму их социальной активности, в процессе кото-рой создаются такие социально-значимые ценности, как победа, престиж, зрелище, сопере-живание и др. Спорт для инвалидов - это особый мир отношений и переживаний, которыйувлекает, сосредотачивает внимание на новых объектах, переключает психическую деятель-ность, создает разрядку, смену эмоций и настроения.Ключевую роль также играет активная творческая деятельность, которая сопровожда-ется не всегда точными техническими движениями, с точки зрения эстетичности, но посто-39янное стремление инвалидов к этому совершенству и позволяет им развиваться, самореали-зовываться и достигать наивысших результатов не только в спорте, но и в жизни.В настоящее время в Российской федерации сделан законодательно крупный шаг впе-ред в развитии спорта среди инвалидов. Теперь в Федеральном Законе «О физической куль-туре и спорте в Российской Федерации» (от 4 декабря 2007 года) прописано очень важноетребование к исполнительным властям и органам местного самоуправления: «Федеральныйорган исполнительной власти в области физической культуры и спорта, органы исполни-тельной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, физ-культурно-спортивные организации, в том числе физкультурно-спортивные объединения ин-валидов, организуют проведение физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий сучастием инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, создают детско-юношеские спортивно-адаптивные школы, адаптивные детско-юношеские клубы физиче-ской подготовки».Особенно важно отметить заинтересованность абитуриентов в поступлении в выс-шие учебные заведения по направлению «Адаптивная физическая культура». Как отмеченона ниже представленных диаграммах спрос по направлению «Адаптивная физическая куль-тура» не так заметно отличается от распространённого направления «Физическая культура»,по которому учатся большинство бывших, а также действующих спортсменов.