Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Фантазёры"
Автор: Лукина Елена Валерьевна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №8»г. Торжок Тверской области «Принято» «Утверждаю»на заседании совета педагогов Заведующий МБДОУ «Детский сад №8» МБДОУ «Детский сад №8» ____________ Базанова Е.А. Протокол № __ от __ ______ 2022г. Программа дополнительная образования по театральной деятельности в подготовительной группе«Фантазёры»Возраст обучающихся: 6 – 7 летСрок реализации: 1 годАвтор составитель:ВоспитательПыжова О.О. Торжок 2022гПрограмма работы кружка по дополнительному образованию «Фантазёры» Срок реализации 1 год.«Из всех видов художественной деятельности именно театрализованная ближе всего ребенку, поскольку в её основе лежит игра-неиссякаемый источник творчества».Пояснительная запискаВ современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10-15 лет назад, но в то же время они значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, все чаще они проявляют равнодушие и черствость, их интересы ограничены, а игры однообразны.Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство.Театр – искусство синтетическое, объединяющее искусство слова и действия с изобразительным искусством и музыкой.Привлечение детей дошкольного возраста к многообразной деятельности, обусловленной спецификой театра, открывает большие возможности для многостороннего развития их способностей.Занятия сценическим искусством не только вводят детей в мир прекрасного, но и развивают сферу чувств, развивают способность поставить себя на место другого, радоваться и тревожиться вместе с ним. Занятия в театральном кружке приобщают ребят к творчеству, развивают их способности, воспитывает чувство коллективизма, чувство прекрасного.Программа работы кружка по дополнительному образованию «Фантазёры» направлена на создание условий для активизации театрализованной деятельности дошкольников, формирование эстетических и познавательных способностей как неотъемлемой характеристики их мировосприятия и поведения.Новизна и актуальность программы:Программа обучения театральному искусству с дошкольного возраста позволяет активизировать процесс формирования нравственных начал у ребенка через работу и в качестве самодеятельного исполнителя, и в качестве активного театрального зрителя. Это, в свою очередь, способствует саморазвитию личности ребенка, обогащает его духовный и нравственный мир, формирует активную жизненную позицию.В программе систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, направленной на развитие речевого аппарата, фантазии и воображения детей старшего дошкольного возраста, овладение навыков общения, коллективного творчества, уверенности в себе. В соответствии с ФГОС реализуются задачи ориентированные на социализацию и индивидуализацию развития личности детей дошкольного возраста.Воспитание потребности духовного обогащения ребенка, способности взаимодействовать со сверстниками, умение развивать в себе необходимые качества личности - все это и делает программу актуальной на сегодняшний день.Основной целью программы является:Развитие творческих, духовно-нравственных, интеллектуальных, физических качеств детей, обогащение знаниями, повышающими внутреннюю и внешнюю культуру, через приобщение к миру театра.Исходя из целей программы предусматривается решение следующих основных задач:
  • 1.Развитие творческих способностей, памяти, произвольного внимания, творческого мышления, фантазии и воображения;
  • 2.Развитие навыков актерского мастерства и сценической речи;
  • 3.Реализация потребностей детей в общении и познании окружающего мира; создание атмосферы доброжелательности в коллективе;
  • 4.Развитие сотрудничества и сотворчества детей и родителей через показ кукольных спектаклей и создании творческой мастерской.
  • Особенности программыКаждый ребенок одарен природной способностью творить, и развить эти способности именно в дошкольном возрасте и является первоочередной задачей данной программы.Данная программа направлена на развитие техники и логики речи, развитие артикуляции, развитие музыкальных и артистических способностей, а также приобщение к миру искусства.В основе программы лежит интеграция предметов художественно-эстетического цикла. Все эти предметы направлены на развитие духовной личности, творческих способностей ребенка, умения видеть и творить прекрасное.Интегрированное обучение, использование природной музыкальности ребенка в сочетании с игрой, как ведущим видом деятельности дошкольника и позволяет наиболее полно раскрыть и развить творческие способности.Данная программа предполагает поддерживать тесный контакт с родителями, привлекая их к изготовлению костюмов, разучиванию ролейПрограмма «Фантазёры» включает в себя 4 основных раздела:
  • Основы театральной культуры;
  • Театральная игра;
  • Ритмопластика;
  • Культура и техника речи;
  • На одном занятии могут изучаться темы из разных разделов, и руководитель театрального кружка строит свою работу таким образом, чтобы не нарушать целостность педагогического и творческого процесса, учитывая поставленные цели и задачи эстетического воспитания.Ведущий методический прием метод художественной импровизации.Теоретические сведения по всем разделам программы даются непосредственно по ходу занятий, которые включают в себя проведение бесед об искусстве, работу над пьесой. Итогом деятельности кружка является воспитание у ребят активного восприятия искусства, участие в постановке спектаклей.Возраст детейВ реализации программы по дополнительному образованию участвуют дети подготовительной к школе группы, возраст 6 –7 лет.Продолжительность образовательного процесса по программе составляет 9 месяцев (с 01.09 по 31.05.)В течение 1 месяца предусмотрено 8 занятий, которые включают в себя:
  • чтение литературы, просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
  • сочинение сказок, придумывание историй для постановки;
  • упражнения для социально-эмоционального развития детей;
  • игры-драматизации и коррекционно-развивающие игры;
  • упражнения на развитие речевого аппарата (артикуляционная гимнастика);
  • упражнения на развитие детской пластики;
  • упражнения на развитие выразительной мимики, элементы искусства пантомимы;
  • театральные этюды;
  • подготовка (репетиции) и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок.
  • Расписание занятий кружка строится из расчета два занятия в неделю.Режим занятий: вторник-четверг, 15.50-16.20.Формы проведения театрального кружка: рассказы, беседы, экскурсии в ДК театрального кружка, совместный просмотр детского спектакля, конкурсы, игры (драматизации, имитации, дидактические, музыкально-двигательные, речевые).Ожидаемые результатыВ результате занятий в кружке дети получают следующие навыки и умения:- умеют выражать свои впечатления словом, мимикой и жестом;- овладевают навыками самостоятельно найти выразительные средства для создания образа персонажа, используя движения, позу, жест, речевую интонацию;- умеют создавать художественные образы, используя для этой цели игровые, песенные и танцевальные импровизации;- выступают перед зрителями, не испытывая дискомфорта, а получая удовольствие от творчества;- умеют анализировать свои поступки, поступки сверстников, героев художественной литературы;- умеют взаимодействовать с партнером по сцене.Подведение итогов работы кружка осуществляется через постановку театрализованных представлений для родителей, педагогов и воспитанников ДОУ 1 раз в квартал по следующему графику:ноябрь – музыкальная сказка - спектакль «Прыг, Шмыг и Голосистое Горлышко» по мотивам русской народной сказки «Колосок» авт. Е.В.Горбина, М.А.Михайлова;февраль – музыкальная драматизация сказки «Волк и семеро козлят» по мотивам русской народной сказки муз. А Рыбникова.май – музыкальная сказка – спектакль «Муха – Цокотуха» по мотивам сказки К.И.Чуковского;Диагностика театрализованной деятельности детей дошкольного возраста проводится в середине и в конце учебного года. Содержание дополнительной образовательной программыВ содержание дополнительной образовательной программы кружка «Фантазёры» включены четыре основных раздела:Основы театральной культуры - призван обеспечить условия для овладения дошкольниками элементарными знаниями и понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства. Раздел включает в себя основные направления: особенности и виды театрального искусства, театр снаружи и изнутри, рождение спектакля, культура зрителя.Театральная игра – направлен на развитие игрового поведения, эстетического чувства, способности творчески относиться к любому делу, уметь общаться со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях. Все игры этого раздела условно делятся на два вида: общеразвивающие и специальные театральные игры.Ритмопластика - включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений.Культура и техника речи - объединяет игры и упражнения, на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи и орфоэпией. В этот же раздел включены игры со словом, развивающие образную связную речь, творческую фантазию. Все упражнения раздела можно разделить на 3 вида: дыхательные и артикуляционные, дикционные и интонационные, творческие игры со словом. Учебно-тематический план работы кружка «Фантазёры» на учебный год Сентябрь  Октябрь  Ноябрь  Декабрь  Январь  Февраль  Март  Апрель  Май  Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы  Список литературы:
  • Э.Г.Чурилова «Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников».
  • А.В.Щеткин «Театральная деятельность в детском саду».
  • М.Ю.Картушина «Забавы для малышей. Театральные развлечения для детей».
  • Н.Сорокина, Л.Миланович «Кукольный театр для самых маленьких».
  • М.Б.Зацепина «Развитие ребенка в театральной деятельности».
  • Т.А.Боровик «Инновационные технологии развития и музыкального воспитания детей».
  • И.Каплунова, И.Новосельцева «Музыка и чудеса. Музыкально–двигательные фантазии».
  • Н. Сорокина «Театр. Творчество. Дети».
  • Е.В. Мигунова «Театральная педагогика в детском саду».