Подвиги детей и подростков в произведениях периода ВОВ
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Подвиги детей и подростков в произведениях периода ВОВ
Автор: Зяббарова Разиня Нурулловна
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕОХОТНИЧЬЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛАМуниципального этапа Межрегиональной научно-практической конференции «Литература периода ВеликойОтечественной войны», посвященной 80-летию Победы в ВеликойОтечественной войне 1941–1945 гг.»Направление работы: «Подвиги детей и подростков в произведениях периода ВОВ» Работу выполнила: учитель географии Зяббарова Разиня Нурулловна П.СТ. Охотничья 2025СОДЕЖАНИЕ1.Введение2.Основная часть 2.1.Этапы развития литературы о Великой Отечественной войне2.2. Маленькие герои большой войны. 2.3.Классификация произведений о детях войны3.Заключение4. Список использованной литературы и Интернет-ресурсыВведение Я родилась в середине двадцатого века, мы дети, которые выросли среди тех, кто сражался по полях Великой отечественной войны, кто стоял на смерть защищая жизни еще не родившихся детей, кто грудью бросался на амбразуры вражеских дзотов. Это были не только взрослые суровые деды и отцы, но и дети 10-17 лет. В тот 41-й год набатным призывом прозвучали слова «Вставай, страна огромная!» в первые дни Великой Отечественной, когда гитлеровские полчища вероломно вторглись на нашу землю. Весь советский народ поднялся на священную борьбу против немецко-фашистских захватчиков. Вместе с отцами, старшими братьями и сестрами по зову сердца с оружием в руках шли в бой тысячи юных патриотов, которые боролись с фашизмом.У войны недетское лицо – это знают все.Юные герои боролись за то, чтобы был мир во всем Мире. Чтобы не гибли люди от бандитов, террористов, чтобы не было фашизма на Земле. Много юных героев погибло за свободу нашей Родины. В благодарной памяти народа навсегда останутся славные боевые дела юных героев. Тех, кто мужественно дрался с лютым врагом на полях фронтовых сражений, в партизанских отрядах и в условиях подполья. Тех, кто внес свой вклад в грядущую победу и кому сегодняшние сверстники обязаны счастливой мирной жизнью. Янтарные рассветы и закаты, И свежесть леса, и речная гладь… Чтоб радовались этому ребята, Отцы и деды, бывшие солдаты, Умели за отчизну постоять. И в восемнадцатом, И в сорок первом Шли в бой они, А, рядышком порой Шагал мальчишка, Сверстник наш, наверно. Еще мальчишка, Но уже герой! Сотни школьников сражались в партизанских отрядах, были членами подпольных организаций. Они были разведчиками и связистами, сестрами милосердия и подрывщиками.Пришел час, и они показали, каким огромным может стать маленькое детское сердце, когда разгорается в нем священная любовь к Родине и ненависть к ее врагам. Среди них пионеры-герои Валя Котик, Марат Казей, Зина Портнова, Леня Голиков. До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, бегали-прыгали, разбивали носы и коленки. Их имена знали только родные, одноклассники да друзья. На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горя военных лет. И не согнулись они под этой тяжестью, стали сильнее духом, мужественнее, выносливее. Маленькие герои большой войны. Они сражались рядом со старшими - отцами, братьями, рядом с коммунистами и комсомольцами. Сражались повсюду. На море, как Боря Кулешин. В небе, как Аркадий Каманин, который в свои 14 лет уже получил разрешение на вылеты на знаменитом У-2. За два года службы получил шесть наград, среди которых Орден Красного Знамени. В партизанском отряде, как Леня Голиков. В Брестской крепости, как Валя Зенкина. В керченских катакомбах, как Володя Дубинин. В подполье, как Володя Щербацевич. И ни на миг не дрогнули юные сердца! Их повзрослевшее детство было наполнено такими испытаниями, что, придумай их даже очень талантливый писатель, в это трудно было бы поверить. Но это было. Было в истории большой нашей страны, было в судьбах ее маленьких ребят - обыкновенных мальчишек и девчонок.Мы никогда не победим русских, потому что даже дети у них сражаются как герои – эта запись была обнаружена в дневнике одного немецкого солдата. Если собрать все истории детей Великой Отечественной войны, они достойны названия "Детский фронт". Актуальность темы: Для нас современных детей и подростков Великая Отечественная война – это далекая история. После просмотра фильмов о войне, тема о том, что в Великой Отечественной войне участвовали не только взрослые, но и дети становится особенно актуальной. Они были и моими ровесниками, и чуть постарше или чуть помладше. Жизнь детей в годы войны была суровой, особенно тех, кто принимал участие в боевых действиях, помогая взрослым. Многие из них не дожили до Победы, не узнали взрослой жизни, но о них рассказано в книгах, сняты фильмы.Предмет исследования: Мужество и патриотизм детей в произведениях о Великой Отечественной войне.Цель: познакомиться с произведениями о подвиге детей во время ВОВ и страницами истории войны (подвиг и судьба детей-героев).Задачи:формировать знания у обучающихся о писателях, написавших о подвигах детей во время ВОВ;сформировать познавательную активность учащихся, развивать интерес к чтению произведений о ВОВ.способствовать популяризации интеллектуально творческой деятельности;способствовать развитию интереса к изучению истории Великой Отечественной войны;содействовать пробуждению интереса к военному делу и военной истории России. Во время Великой Отечественной войны на Земле погибло тринадцать миллионов детей! Каждый день умирало 9168 детей, каждый час – 382 ребенка, каждую минуту – 6 детей, каждые 10 секунд – 1 ребенок. Что есть у любого народа дороже? У любой матери? У любого отца? На земле самый лучший народ – дети. Как сохранить нам его в тревожном 21-м веке? Как сберечь его душу и его жизнь? А вместе с ним и наше прошлое, и наше будущее? Война стала общей биографией целого поколения военных детей. Даже если они находились в тылу, всё равно это были военные дети.2.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ2.1.Этапы развития литературы о Великой Отечественной войне Во время Великой Отечественной Войны и после нее в русской литературе возникло очень много книг, посвященных военным событиям. Это были произведения разных лет, от написанных в окопах стихотворений, до повестей, появившихся через 10-20 лет после последних боев, когда люди получили возможность осознать происходившее. С самого начала войны писатели почувствовали себя «мобилизованными и призванными». Каждый третий из ушедших на фронт писателей - около четырехсот человек - с войны не вернулся. Может быть, они были бы меньшими, но очень часто писателям, большинство из которых стали фронтовыми журналистами, приходилось заниматься не только своими прямыми обязанностями, а многие просто оказались в строю - воевать в пехотных частях, в ополчении, в партизанах. Никогда писатель не слышал так отчетливо сердце народа - для этого ему надо было прислушаться к своему сердцу. Чувство общности, объединившее сражающийся против захватчиков народ, вело в бой. Литература того времени прошла в своем развитии несколько этапов:1.Военный. В этот период поэты и писатели, отправившиеся на войну, своими произведениями поддерживали патриотический дух народа, объединяли его в борьбе с общим врагом. Девиз времени «Убей его!» (врага), пронизывал эту литературу. Литература первого этапа по своему духу была описательной.2. Послевоенный. Это произведения о победе и встречах, о салютах и поцелуях – излишне ликующие и триумфальные. Они недоговаривали жуткой правды о войне.3. Литература 60-80-х г. Настоящая правда о войне писалась, когда в литературу пришли те, кто сам воевал, сидел в окопах, командовал батареей и бился за «пядь земли», побывал в плену. Она сделала картину войны всеохватной: передовая, плен, партизанский край, победные дни 1945г., тыл; взрослые и дети – вот что в высоких и низких проявлениях воскресили эти писатели. Они, зная цену каждодневному подвигу, увидели его в будничной работе взрослых солдат и совсем еще детей на фронте и в оккупации, жизнь в тылу.2.2. Маленькие герои большой войны. В советское время о военном детстве было написано немало книг, адресованных и детям, и взрослым. Некоторые из них до сих пор не устарели, это блестящая литература, их вполне можно рекомендовать и современным детям 9-16 лет. Из этих книг школьники узнают, что война — это не только сражения, это прежде всего огромное испытание для всех. В том числе для их сверстников, оказавшихся и в тылу, и в оккупации, и на линии фронта. Наверное, каждый юный читатель, сопереживая героям книг, мысленно примеривает их судьбу: а я бы так смог? а как бы я поступил на их месте? И это очень полезные размышления, они осветляют душу. И очень бы хорошо не просто дать детям эти книги, а почитать их с ними вместе и обязательно обсудить. Книги, которые помогут воспитывать чувство гордости за подвиг детей, сострадание и чуткость через восприятие художественного текста. В те страшные горестные годы Великой отечественной войны дети были ближайшими помощниками партизанских оружейников, пекарей, врачей, портных, кузнецов, землепашцев были подростки. Дети сельских местностей рано привыкают к труду, и неудивительно, что 7-8-летние мальчишки и девчонки вместе с более старшими подростками становились настоящими бойцами. Буквально, под носом фашистов подростки собирали патроны, гранаты, пистолеты, винтовки. Им приходилось прятать оружие, а затем тайком передавать его партизанам. Они сражались рядом со старшими – отцами, братьями, матерями и сестрами. Сражались повсюду. На море, как Боря Кулешин, в небе, как Аркаша Каманин, в керченских катакомбах, как Володя Дубинин, в партизанских отрядах, как Леня Голиков. Да, слово писателя на войне и о войне трудно переоценить. Меткое, разящее, возвышающее слово, стихотворение, песня, частушка, яркий героический образ бойца или командира- они вдохновляли воинов на подвиги, вели к победе. Эти слова и сегодня полны патриотического звучания, они поэтизируют служение Родине, утверждают красоту и величие наших моральных ценностей. Вот почему мы вновь и вновь возвращаемся к произведениям, составившим золотой фонд литературы о Великой Отечественной войне. Появляются стихотворения, посвященные детям. Для детей и о них писали А.Т. Твардовский, К. М. Симонов, С. Я. Маршак и другие. Главный герой баллады «Рассказ танкиста» А. Твардовского на пыльной улочке небольшого провинциального городка, который советские войска пытались отбить у фашистов подошел к танкистам во время боя, чтобы показать, где именно находится огневая позиция противника.«Стоит парнишка — мины, пули свищут, и только рубашонка пузырем», — именно так описывает поэт героя своего произведения. Солдатам-танкистам не оставалось ничего иного, как взять с собой юного смельчака на броню и, руководствуясь его указаниями, зайти в тыл к противнику. В итоге, как вспоминает очевидец тех далеких событий, «эту пушку, заодно с расчетом, мы вмяли в рыхлый, жирный чернозем». Таких юных героев можно было встретить в каждом городе. И именно детям войны, которые защищали свою Родину наравне со взрослыми посвящено произведение А.Т. Твардовского в стихотворении «Майор привёз мальчишку на лафете…», обращаясь к читателю, Симонов говорит:Ты это горе знаешь понаслышке,А нам оно оборвало сердца.Кто раз увидел этого мальчишку,Домой прийти не сможет до конца. Мальчику десять лет, но за десять дней войны он пережил огромное горе, которое не под силу порой выдержать и взрослому человеку: гибель матери, обстрелы, эвакуация из родного города, ранение отца. Мальчик словно побывал «на том свете», потому что уже видел смерть и страдание. Десять дней ужаса войны, пережитые ребенком, будут вспоминаться последующими поколениями как подвиг. Стихотворение «Их расстреляли на рассвете», которое написал Муса Мустафович Джалиль, не возможно читать без слез:Их расстреляли на рассвете,Когда вокруг редела мгла…Там были женщины и дети,И эта девочка была…Сперва велели им раздетьсяИ стать затем ко рву спиной.Но прозвучал тут голос детский,Наивный, чистый и живой:«Чулочки тоже снять мне, дядя?»Не осуждая, не грозя,Смотрели, прямо в душу глядя,Трехлетней девочки глаза.- Чулочки тоже снять мне, дядя?На миг эсэсовец обмяк,Рука сама с собой, с волненьем,Вдруг опускает автомат.В стихотворении «Варварство» показана сцена бесчеловечной расправы фашистских палачей над мирными жителями. Фашисты торжествуют, упиваясь своей жестокостью:Они с детьми погнали матерейИ яму рыть заставили…Сама природа негодует против такой жестокости! При виде невинных жертв – детей и матерей – плачет земля, и в ярости рыдает мать – земля, и солнце выходит из-за туч, будто хочет последний раз обогреть детей. Всё живое негодует против такого варварства:Гром грянул. Ветер свистнул в тучах.Заплакала земля в тоске глухой. Одних, голодных и промерзших, привозили в штабные землянки, потому что им некуда было вернуться – война отняла у них дом, родных. Звание «сын полка», не предусмотренное никакими воинскими уставами, носили те, кому по возрасту следовало бы играть в солдатики. А им довелось быть разведчиками, связистами. Мужество и патриотизм детей на фронте и в оккупации - те важнейшие качества личности детей-подростков, которые воспеты в стихах и прозе о Великой Отечественной войне. Одна из них повесть, В.П. Катаева «Сын полка», которая написана в 1944 году. В ней говорится о судьбе простого крестьянского мальчишки Вани Солнцева, у которого война отняла всё: родных и близких, дом и само детство. Воины нашей армии сержант Егоров и капитан Енакиев, наводчик Ковалёв и ефрейтор Биденко, не только помогли Ване стать смелым разведчиком, но и воспитывали в нём лучшие качества настоящего человека: мужество и патриотизм. Маленького мальчика нашли разведчики в лесу: «В окопе спал мальчик. Стиснув на груди руки, поджав босые, темные, как картофель ноги, мальчик лежал в зеленой вонючей луже и тяжело бредил во сне. Его непокрытая голова, заросшая давно не стриженными, грязными волосами, была неловко откинута назад… Лицо было покрыто царапинами и синяками. На переносице виднелся сгусток запекшейся крови». Этот ребенок сравнивается с затравленным волчонком. Может ли быть такое сравнение? Наверное, может. Счастливым местом для Вани Солнцева оказалась палатка разведчиков: «Он ел с такой торопливой жадностью…В то же время не отводя взгляда от длинных ломтей ржаного хлеба». Ване не верилось, что позади были три года нищеты, унижения, постоянного гнетущего страха, ужасной душевной подавленности и пустоты. Ему не верилось, что еще вчера он пробирался по страшному, холодному лесу один во всем мире, ночью, голодный, больной, затравленный, как волчонок, не видя впереди ничего, кроме гибели. Сердце его переполняет радость, когда его оставляют у себя разведчики и он становится сыном полка. В бою против немецких танков гибнет весь батарейный расчёт, и Ваню Солнцева направляют в Суворовское училище. Как не странно, но счастье ребенка заключается в том, что он находится среди взрослых мужчин, в самых опасных местах, где каждый день грозит смертью. А где же семья, детские игры и шалости? Где же детство? Это не детство! И разве Ваня один такой? Конечно, нет. Нет! Не приключения храброго юного разведчика, неуловимого мстителя в тылу врага написал Валентин Петрович Катаев. Он исходил из того, что детям на войне делать нечего, а если и там для них нашлось дело - это несчастье, беда, трагедия, и повода для восхищения и подражания тут нет. Во время Великой Отечественной войны Л. Кассиль отправляется на фронт военным корреспондентом. События этих времён побуждают его написать о героизме людей, смелости и отваге которых не стоит забывать. Найденные документальные материалы о подвиге партизана-разведчика Володи Дубинина легли в основу повести «Улица младшего сына». В городском музее г. Керчь, в большом зале среди портретов людей, прославивших этот город, можно увидеть на отдельном алом бархатном щите уже знакомое имя Володи Дубинина. С портрета на нас глядит лицо мальчугана, большелобого, с веселым, упрямо выпяченным ртом, с огромными глазами, полными ясного света и смотрящими на мир с таким пытливым задором, с такой прямой, открытой отвагой, будто перед ними все на свете должно немедленно раскрыться настежь… В своем произведении Кассиль приводит непреложную истину: героями не рождаются, а становятся. Подвиг маленького героя не прошел бесследно – он навсегда остался в памяти благодарных потомков. Блокада Ленинграда. Она продолжалась с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года, длилась 872 дня и стала одним из самых страшных событий Великой Отечественной войны. В блокадном кольце оказались 2,5 миллиона жителей, в том числе, более 400 тысяч детей. Они наравне со взрослыми строили баррикады, сбрасывали «зажигалки», выслеживали вражеских сигнальщиков, проверяли светомаскировку и работали на заводах, подставляя под ноги ящики, чтобы дотянуться до станка... . В истории осады Ленинграда самым трагическим периодом была зима 1941-1942 годов. Вся тяжесть войны легла на плечи не только взрослых, но и детей.Перед вами искренний и волнующий рассказ о девочке Тане, переживающей блокаду Ленинграда. Благодаря её дневнику, известному как «Дневник Тани Савичевой», ребята узнают о драматических событиях, происходящих в те нелёгкие времена: о голоде, из-за которого страдает семья девочки, потере близких и родных. Но всегда существует дружба, которая может связывать людей, живущих в разное время. Документальная повесть рассказывает о Тане Савичевой, которая не дожила и до 15 лет, современное поколение всегда вспоминает о ней в связи с блокадой Ленинграда. Она – символ тех страданий, которые перенесли все его жители. Её дневник, состоящий всего из девяти записей, передает весь ужас и чувство безнадежности, которые охватывали её душу, когда один за другим уходили все её близкие.Таня была пятым и самым младшим ребёнком в семье - у нее было две сестры и два брата. Летом 1941 года Савичевы собирались уехать из Ленинграда, но не успели, война застала их врасплох. Им ничего не оставалось кроме того, чтобы остаться в блокадном городе и помогать по мере сил фронту, надеясь на окончание этого ужаса. Записная книжка досталась Тане в память о старшей сестре Нине, пропавшей без вести во время обстрела. В семье её все считали погибшей. Тогда Таня и стала делать свои страшные записи.В её дневнике девять страниц, на шести из которых даты смерти близких людей - сестры, брата, двух дядей, бабушки и матери. Сама Таня умерла уже в эвакуации 1 июля 1944 года. Блокаду пережили только её старшие сестра Нина и брат Михаил, благодаря которым дневник уцелел.ДНЕВНИК ТАНИ САВИЧЕВОЙ (11 лет) «Женя умерла 28 дек. в 12.00 час. утра 1941 г.» «Бабушка ум. 25 янв. 3 ч. дня 1942 г.» «Лёка умер 17 марта в 5 час утра в 1942 г.» «Дядя Вася умер в 13 апр. 2 ч. ночь 1942 г.» «Дядя Лёша 10 мая в 4 ч. дня 1942 г.» «Мама в 13 мая в 7.30 часов утра. 1942 г.» «Савичевы умерли.» «Умерли все.» «Осталась одна Таня.»Декабрь. Ленинград. Сорок первый. Война.Притихшая Таня сидит у окна.Цветной карандаш в тонких пальцах дрожит.Труп старшей сестры на кровати лежит.Девчушка досель не вела дневников.Но Женя скончалась. В двенадцать часов.До Нового года всего за три дня…Как страшно свисает с нее простыня… . Посвящается детям, насильно разлученным с родителями, угнанным далеко от родных мест, упрятанным за колючую проволоку, они тысячами гибли от голода и болезней, от нечеловеческих медицинских экспериментов и принудительного донорства. Только в Саласпилсе у детей выкачано 3500 литров крови. За каждой каплей крови -детская трагедия, только одному из десяти детей удалось выжить в этом аду. Было промозглое осеннее холодное утро, когда в бараке скрипнула дверь, и на пороге возник здоровый бугай-эсэсовец. В руках у него был небольшой комок тряпок, в котором находилась маленькая на вид не больше трех лет девочка.«Вот живучая тварь, -сказал он по-немецки, - все после первой сдачи крови окочуриваются, а эта еще в барак обратно у доктора Майзнера попросилась». И он с брезгливостью бросил ребенка прямо на земляной пол. У малышки не было сил не только плакать, но даже пошевелится. Прошло немного времени и ребенок начал приходить в себя. Рядом с ним лежали совершенно обессиленные дети постарше, которым было по семь и больше лет. У них уже по несколько раз брали кровь с небольшими перерывами, многие после этого уже не возвращались в барак смерти. Их тельца, иногда ещё` живыми выбрасывали в яму, мимо которой недавно её пронес эсэсовец, и в которую девочка должна была попасть. И только живучий организм ребёнка, понравившийся доктору Майзнеру, спас ее от неминуемой гибели. В этом бараке смерти, среди изможденных детей был и её старший восьмилетний брат, у которого уже трижды брали кровь и от этого мальчик, больше не мог ходить. И как после всего этого в Риге могут проходить парады их пособников, так называемых освободителей Латвии.Добровольно проходивших службу Латышском легионе Waffen-SS, часть из которых стала лагерными охранниками. Эти старики, марширующие по узким улицам Риги вскидывая руку в фашистском приветствии, на груди у которых поблёскивают кресты, часть из которых дана, за убийство невинных детей, стариков и женщин. 2.3.Классификация произведений о детях войныВопрос о классификации произведений о детях войны всегда был и продолжает оставаться трудным. Науке известно большое количество классификаций литературных произведений. На одно и то же произведение можно смотреть с разных сторон, выявляя различную специфику. Некоторые литературоведы в основу классификации произведений, в которых говорится о том, что «у войны не детское лицо», берут во внимание то, кто они – дети войны? Условно все поколение детей войны можно разделить на такие группы:1) дети на фронте,2) дети блокадного Ленинграда,3) дети в оккупации и фашистских концлагерях,4) дети в тылу.Я считаю, что, учитывая перечисленные признаки, и литературные произведения, показывающие мужество и патриотизм детей, прошедших войну, можно классифицировать таким образом:- стихи и проза о детях на фронте,- стихи и проза о детях блокадного Ленинграда,- стихи и проза о детях концлагерях и оккупации,- стихи и проза о детях в тылу.Кроме того, классифицируя произведения о детях на фронте, нужно учитывать, что дети на фронт попали по разным причинам:-у одних война отняла у них дом, родных и им было некуда вернуться;- другие убегали из дома, чтобы «бить фашистов».- произведения, о детях, у которых не стало матери, и отец вынужден был взять сына с собой.Заключение За годы войны сотни юных героев были награждены боевыми орденами и медалями. И пусть не все их имена сохранила история, но о многих их них написаны стихи и сложены песни, написаны повести и рассказы. Память о них увековечена в камне. Мы гордимся подвигами наших юных пионеров-героев. Им посвящены памятники, мемориалы, название улиц, литературные произведения.Кто же такой герой? По словарю С.И. Ожегова «герой» - это человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости, доблести, самоотверженности. Пионеры герои были удостоены звания Героя Советского Союза – это почётное звание, присваиваюшееся за доблесть и героизм.В этом 2025 году наша страна отмечает 80-летие Победы в Великой Отечественной войне. Большая роль в ней принадлежит партизанскому движению, где свой вклад в Великую Победу внесли и юные пионеры-герои.Герои не умирают, они живут в памяти народной. Герои минувших немеркнущих лет,Мы их не забудем – девчонок, мальчишек,Чья жизнь молодая за нас отдана.Мы в сердце своем, как на знамени. Пишем простые и гордые их имена.Вот уже несколько поколений мало знает о тяготах войны. Наверное, это и хорошо. Но мы должны помнить о том, какой ценой нам достался мир, счастливое детство, помнить, что ваши сверстники в те страшные годы шли на смерть, ради вашей настоящей мирной жизни. Помнить - это хранить память. Память бессрочна.Разве для смертирождаются дети,Родина!Разве хотела тынашей смерти,Родина!(Р.Рождественский) Можно много говорить о детях войны, об их детстве, которого не было. Но я думаю, что будет достаточно того, чтобы показать, что не только через 80 лет, но и через 100 лет память о Великой Отечественной войне будет жить.Список использованной литературы и Интернет-ресурсы1. Великая Отечественная война в лирике и прозе. В 2 т. – М., 20022.Воронов Ю.П.Сборник стихов «Блокада». - М.,1968.3.Джалиль М. М. Избранное. –М., 1976 .4.В.Катаев «Сын полка»- М., 19875.Николаева С.А. Дети и война [Литературно-критические очерки]. – М., 1991, - 158 с.6.Родина мужественных: Стихотворения и поэмы военных лет/ Сост. Юрьев И.Я. – Ярославль: Верх. - Волж. кн. Изд-во, 19857.В Саласпилсском лагере смерти. -Рига:Латвийское государственное издательство, 1964.8.Кассиль Л. «Улица младшего сына».9.Стихи Великой Отечественной. Мурманск, Кн изд-во,1974.Пантелеев А.И. Собрание сочинений в четырех томах. Том 3. Л.: Дет.лит., 198410.Яковлев Ю. Я. Девочки с Васильевского острова / Ю. Я. Яковлев ; рисунки Светозар Остров. – Москва : НИГМА, 2016. - 16 с.11.Миксон И. Жила, была : историческое повествование. - Ленинград : Детская литература, 1991. - 223 с.11. – ОТДАЛИ ВСЕ БЕЗ ОСТАТКА, воспоминания людей, которые были детьми в годы войны. – дети в период ВОВ – Война и дети – Непридуманные рассказы о войне. Дети на войне