Интегрированное занятие в старших группах "Богатыри земли Русской"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Интегрированное занятие в старших группах "Богатыри земли Русской"
Автор: Марисова Светлана Владимировна
ПРОЕКТ «БОГАТЫРИ – ЗЕМЛИ РУССКОЙ»Марисова Светлана Владимировна Старший воспитатель ГБДОУ «Детский сад № 368» г.о. СамараПАСПОРТ ПРОЕКТАУчастники: дети, воспитатель группы, родители. Тип: познавательно - творческий. Продолжительность: краткосрочныйПроектная идея: конкретизировать представление детей о былинных богатырях, как воинах, защитниках Земли Русской. Актуальность:Проблема нравственного-патриотического воспитания детей дошкольного возраста, является одной из первостепенных для современного общества. Прививая дошкольникам любовь к Родине, важно, чтобы ребенок чувствовал причастность к ней, личную ответственность за землю родную, за ее будущее. Задача педагога заключается в том, чтобы дети получили основы представления о возникновении Государства Российского, о богатырской славе и верности народа своему Отечеству; о богатстве народной культуры, национальных особенностях характера и быта наших предков. Это обогатит их любовь к Отчизне, вызовет стремление быть похожими на нашихНовизна проекта:В процессе проекта дети знакомятся с подвигами богатырей - защитников Земли Русской. Они получают знания о быте русского народа и применяют их в самостоятельном творчестве. великих предков. Проблема: Наши дети уже не мечтают стать доблестными воинами и не считают защиту своей Родины - священным долгом. Реализация данного проекта расширит познания детей об истории родной страны, позволит воспитать желание защищать свою Родину, своих близких.Цель Развитие патриотического чувства детей, воспитание любви к своей Родине, формирование интереса к истории своей страны, через знакомство с былинами и былинными героями.Задачи проекта:· Формировать представление детей о героическом прошлом русского народа; истории Руси, какими были первые защитники русской земли и земли родного края;· Расширять кругозор на основе материала, доступного пониманию детей: былин, рассказов об исторических событиях на Руси и в родном крае, музыкальных произведений, иллюстраций картин художников;· Развивать детское творчество в продуктивных видах деятельности;· Развивать свободное общение с взрослыми и детьми, все компоненты устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности;· Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание подражать им.· Ожидаемый результат: Полученные знания о богатырях будут способствовать дальнейшему развитию нравственно-патриотических чувств у детей, интереса к жизни своих предков и уважительному отношению к культуре своего народа. Формы работы:дидактические игры;тематические беседы, способствующие реализации цели проекта; тематический просмотр презентаций о богатыря;чтение былин;рассматривание репродукций великих художников; просмотр мультипликационных фильмов о богатырях;чтение и разучивание стихов; знакомство с пословицами и поговорками о богатырях;выставка детских работ на тему «Богатыри земли русской»;оформление книжного уголка;открытое занятие;спортивные мероприятияЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:I этап – подготовительный:Обозначение актуальности и темы будущего проектаПостановка цели и задач;Подбор репродукций по теме проекта;Изучение литературы, посвященной теме; Оборудование места в группе для оформления книжного уголка о богатырях; Работа с методическим материалом. IIIЭТАП – ОСНОВНОЙ (ПРАКТИЧЕСКИЙ): Перспективное планирование работы с детьми по проекту ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ: - чтение детям книг по данной теме;- поиск информации вместе с детьми, в том числе в интернете;- подбор пословиц и поговорок о Родине и ее защитниках;- рисование портрета богатыря;-подбор раскрасок по теме «Богатыри Земли Русской»- просмотр вместе с детьми мультипликационных фильмов о богатырях;- подбор познавательной информацииIII ЭТАП - ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ. - НОД Путешествие в прошлое: «Богатыри земли русскойОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:Дети имеют представление о богатырях земли русской;знакомы с произведениями поэтов, писателей и художников на тему проекта;владеют расширенным словарным запасом;имеют представление о защитниках родной земли;знакомы с доспехами, военным снаряжением воина- богатыря;выставка творческих работ детей;систематизирован литературный и иллюстративный материл по теме «Богатыри»;у детей сформировалось восприятие образа русского богатыря, гармонично сочетающего в себе духовную и физическую силу. ВЫВОД:Работа, проведённая с детьми, принесла ощутимые результаты- дети познакомились с литературными героями, много узнали о характерах и жизни защитников земли Русской. Используя презентации, дети наиболее ярко смогли отметить всю мощь и отвагу богатырей, рассмотреть экипировку воинов - защитников, оценить и проанализировать подвиги героев. Дети показали хорошие знания по теме, умение использовать обороты характерные былинному творчеству, развили у детей желание делать общее дело, и конечно походить на былинных героев, видеть ту мощь Русского духа, которая присуща только настоящим защитникам Родины, Отечества.Анализируя проделанную работу, дети имеют хорошие знания потеме, прекрасно ориентируются в беседах о былинных героях.Ребята много узнали нового и интересного, расширили и обогатили свой словарный запас, существенно развивалась монологическая речь детей. Я вместе с родителями постаралась привить уважение и любовь к былинам, вызвать желание быть похожими на смелых и отважных воинов своей страны. В дальнейшем будем воспитывать у детей чувство гордости за свой народ, за армию, Родину и стараться развивать качества характера соотвествующих нравственно-патриотическим образам. Приложение №1Беседа:«Откуда к нам пришло слово «богатырь». Сейчас слово «богатырь» можно услышать часто: «богатырское здоровье», «богатырская сила», «богатырский сон» говорим мы, «богатырем» называем каждого сильного и здорового человека, спортсмена, полководца, ветерана войны. Но еще лет 150-200 назад всякий русский, говоря «богатырь», сравнивал кого- то с былинными заступниками родной земли. Что же означает это слово «богатырь» и откуда оно появилось в нашем языке? Сначала мнения ученых были трех видов:1. Одни считали, что слово «богатырь» заимствовано от татарского и тюркских языков, где является в различных формах: багадур, батур, батыр, батор. Предполагается, что слово имеет значение исторического характера, что его первоначальная форма слова была «багатырь» и что оно первоначально употреблялось в значении «татарский воевода» и титула, как теперешнего «господин».2. Другие ученые, Щепкин и Буслаев, выводили "богатырь" из слова "Бог" через "богатый".3. О. Миллер и другие считали, что слово «богатырь» - русское и восходит к древнеславянской истории (праарийскомуначалуи санскритскому языку). Мнение исходило из того положения, что и «багадур» слово не татарское, а заимствовано с санскритскогоbaghadhara (обладающий счастьем, удатный).В настоящее время после новых археологических открытий, открытий скрытых исторических фактов и исторических исследований, кажется, что намечается переворот в истории, так как информация очень противоречива той, что в учебниках и принятой истории России. И обсуждения по происхождению слова «богатырь» возобновились.Против заимствования из татарского языка в пользу славянского происхождения выступают филолог В. Кожинов и историк Л. Прозоров. Они утверждают, что слово «богатырь» гораздо более близкой к былинной форме, появилось в надписях болгар — «боготур» (некоторые из этих боготуров носят вполне славянские имена — Славна, например).Наше мнение о слове «богатырь» тоже в поддержку славянского происхождения. Оно не откуда не пришло, а было всегда исконно русским. Такое мнение основано на древнеславянской культуре нашего народа в период до Крещения Руси. Это подтверждают и многие ученые, историки, что у России великое прошлое и гораздо древнее, чем описывалось раньше. Приложение №2Конспект НОД «Составление рассказа по картине В.М. Васнецова «Богатыри»Образовательные задачи: Составление рассказа по картине. Развивать умение составлять план рассказа. Обогащать речь детей существительными и прилагательными. Развивающие задачи: Продолжать развивать связную речь, мышление. Совершенствовать фонематический слух. Развитие общей моторики (координация речи с движениями) Воспитательные задачи: Воспитание патриотических чувств, уважения к защитникам отечества. Средства: Репродукция картины художника В. Васнецова «Богатыри»; ноутбук, магнитофон Способы: сюрпризный момент, художественное слово, беседа, рассматривание картины, составление плана рассказа, рассказывание по картине, анализ рассказов детьми, словесная игра Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций на тему. Просмотр мультфильмов. Чтение книги «Богатырские русские сказки». Рассматривание иллюстраций сказок. Разучивание стихотворений о богатырях. Обогащение словарного запаса: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Русь, богатыри, былины, доспехи, кольчуга, щит, шлем, копье, меч, лук со стрелами, палица. Ход образовательной деятельности. I. Организационный момент. /Мотивация детей на получение новых знаний. Дети стоят возле воспитателя Воспитатель: Ребята, сегодня мне на электронную почту пришло необычное письмо, его прислали дети из детского сада «Ласточка». В этом письме есть картинки, хотите посмотреть? Дети: Да, хотим. Воспитатель: тогда присаживайтесь на стульчики. (слайд с картой России). Ребята, как вы думаете, что изображено на этой картинке? Дети: это карта нашей страны Воспитатель: Вы правы. Ребята, мы с вами живем в стране, у которой удивительно красивое имя – Россия. Много чудесных стран на Земле, везде живут люди, но Россия – единственная, необыкновенная страна, потому что она наша Родина. Родина – значит родная. Как мама и папа. Посмотрите, пожалуйста, на карту нашей страны, какая она – наша Родина? Дети: Большая, огромная, красивая, богатая. Воспитатель: Не всегда наша Родина была такой. Много лет назад наше государство было меньше и называлось оно Русь. (2 слайд – карта Древней Руси) Широко ты, Русь, по лицу земли! В красе царственной развернулася! У тебя ли нет богатырских сил Старины святой, громких подвигов? Уж и есть за что, Русь могучая, Полюбить тебя, назвать матерью, За тебя в нужде сложить голову! Воспитатель: Какие чувства вызвало у вас это стихотворение? Дети: Это стихотворение вызывает чувство гордости, восхищения, чувство любви к Родине, захотелось стать на защиту Своей Родины,. Воспитатель: А кто же защищал Русь в те далекие времена? Дети: Нашу Родину в давние времена защищали Богатыри. Воспитатель: Правильно. Хотите сегодня поговорить о богатырях? Воспитатель: Ребята, а кто из вас хочет рассказать стихотворение про богатырей? 1ребенок: Силен, как вольный ветер, Могуч, как ураган. Он защищает землю От злобных басурман! 2 ребенок: Он силой доброю богат, Он защищает стольный град. Спасает бедных и детей И стариков и матерей! II. Основная часть. 1. Игровое упражнение «Кто больше слов скажет?» / Учить подбирать слова близкие по значению. Учить узнавать значение новых слов. / Воспитатель: Ребята, что же еще есть в письме? Помотрим? Дети: да, мы хотим посмотреть. Воспитатель: (3 слайд – богатырь) Кто же это? Дети: это богатырь. Воспитатель: а кто такие богатыри? Дети: Богатыри – это воины, борцы, защитники. Воспитатель: А какие они были? Дети: Богатыри очень сильные, смелые, отважные, храбрые, умные, ловкие. Воспитатель: А что они делали? Дети: Богатыри защищали, охраняли Русь Воспитатель: А откуда вы знаете о богатырях? Дети. Мы знаем о богатырях из былин, русских народных сказок, поэм. Воспитатель: А что такое былина? От какого слова оно происходит? Дети: былина происходит от слова «Было» Воспитатель: Правильно. Былина – это то, что когда - то было. В былинах рассказывается о подвигах богатырей, которые жили – были в давние времена. Они были храбрыми, сильными. 2. Физкультминутка «Богатыри» /Развитие общей моторики. Координация речи с движениями/ Воспитатель: Ребята, вы хотите быть такими же сильными как богатыри? За высокими горами, (поднимают руки вверх) За широкими долами, (разводят руки в стороны) На границе у реки (плавные движения руками перед собой) Дозором шли богатыри. («идут» друг за другом по кругу) Очень сильные, (останавливаются, поворачиваются в круг лицом, сжимают кулаки) Очень зоркие. (приставляют руку к глазам, смотрят по сторонам) Землю русскую любили, (разводят руки в стороны, «обнимают» себя) Свой народ освободили. (руки вверх, кричат: «Ура!») 3. Рассматривание картины. Воспитатель: Ребята, нам прислали дети не только маленькие картинки, но и самую настоящую, большую картину. Хотите взглянуть на нее? Воспитатель демонстрирует репродукцию картины В. М. Васнецова «Богатыри» Воспитатель: Перед вами картина, которую написал замечательный русский художник Виктор Михайлович Васнецов. Он никогда не видел богатырей, но слушал, что поёт и рассказывает про них народ. Теперь для нас богатыри именно такие, как на картине В. М. Васнецова. Давайте посмотрим внимательно на картину. Дети самостоятельно рассматривают картину, обмениваются впечатлениями. Звучит музыка Воспитатель: Кто из вас знает, как их зовут? Если дети затрудняются ответить, воспитатель им помогает. Дети: Богатырей зовут Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович Воспитатель: Все вы, ребята, верно сказали. Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович – самые любимые и известные русские богатыри. Стоят они у заставы (границы) богатырской, мимо которой ни зверь не проскользнет, ни птица не пролетит. 4. Составление небольшого рассказа по картине. /Развитие связной речи/ Воспитатель: Ребята, что бы вы самостоятельно могли рассказать о богатырях давайте попробуем составить план рассказа, Как вы думаете, с чего нужно начать рассказ? Дети: Нужно назвать имя богатыря и рассказать о нем. Воспитатель: Правильно, это первый пункт плана. О чем же мы будем говорить дальше? Дети: Мы должны сказать во что одеты богатыри и какое у них есть оружие. Воспитатель: Молодцы, вы верно ответили, это будет второй пункт плана. А как мы завершим свой рассказ? Дети: В последнюю очередь мы расскажем о богатырском коне. Воспитатель: Все верно. Кто хочет повторить все пункты плана? Ребенок: 1 пункт плана – мы называем богатыря и характеризуем его, 2 пункт – мы говорим о его доспехах и оружии, а 3 пункт – мы рассказываем о коне. Воспитатель: Ребята, кто желает рассказать о Илье Муромце? Ребенок: в центре картины находится богатырь Илья Муромец. Он самый старший из богатырей. Илья сильный и могучий богатырь. На Илье Муромце надета кольчуга, его голову защищает шлем, у него есть рукавицы и сапоги. В одной руке богатырь держит острое копье, а на другой руке висит палица. У Ильи за спиной есть щит. Илья Муромец сидит верхом на черном коне. Конь очень большой и грозный. Воспитатель: Молодец. Давайте теперь расскажем о втором богатыре, Добрыне Никитиче. Ребенок: Справа от Ильи Муромца находится богатырь Добрыня Никитич. Это славный воин, храбрый и сильный. У Добрыни на голове шлем, тело защищает кольчуга, есть щит. Добрыня Никитич достает меч из ножен, он готовится к бою. Конь у богатыря белого цвета. У него на ветру развивается грива. Воспитатель: Хорошо. А кто нам расскажет о третьем богатыре? Ребенок: Богатырь слева, это Алеша Попович, он самый молодой. Алеша музыкант, у него есть гусли. Он смелый и красивый. У богатыря есть шлем и кольчуга. Алеша держит в руке лук со стрелой, также мы видим колчан со стрелами. Конь у Алеши рыжего цвета, он низко наклонил голову. Воспитатель: Молодец. Может быть кто то из вас хочет рассказать о всех богатырях сразу? Ребенок: на картине мы видим трех богатырей. Из зовут Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алеша Попович. Все богатыри сильные и могучие. У каждого из них есть кольчуга, шлем и щит, а оружие у них разное: у Добрыни – меч, у Ильи – палица и копье, а у Алеши – лук. У каждого богатыря есть конь. У Добыни конь белый, у Ильи черный, у Алеши рыжего цвета. Воспитатель: очень хорошо. Ребята, а сейчас я хотела бы выслушать ваше мнение о рассказах. Чей рассказ вам понравился больше всего, что запомнилось из рассказов детей? 5. Игровое упражнение «Найди звук» /Развитие мышления, фонематического слуха. Обогащение словаря по теме. / Воспитатель: Ребята, совсем недавно мы с вами знакомились с одним звуком. Кто помнит о каком звуке мы говорили? Дети: мы знакомились со звуками «л» и «к» Воспитатель: Верно, а вы хотите найти на картине «Богатыри» слова со звуком «л»? Дети: Да, это лук, стрела, шлем, елка, гусли Воспитатель: Молодцы, ребята. А сейчас попробуем найти слова со звуком «к» Дети: кольчуга, конь, лук т. д. Воспитатель: Очень хорошо, вы справились с заданием. III. Рефлексия. Воспитатель: Ребята, вы сегодня так хорошо рассказали о трех богатырях на картине В. Васнецова. А каких богатырей вы еще знаете? Дети: Мы знаем Никиту Кожемяку, Микулу Селяновича, Святогора, Бурю Богатыря. Воспитатель: Как вы считаете, есть ли богатыри в наше время на земле русской? Дети: да, это пожарные, пограничники, врачи и т. д. Воспитатель: Хотите посмотреть на них? (презентация) Воспитатель: Днем и ночью эти люди стоят на страже нашей Родины, отдают свои жизни для спасения других, как в старину богатыри русские. Матушка Русь всегда рождала и будет рождать сильных сыновей, патриотов Родины нашей. Богатыри земли Русской Приложение №3 Конспект НОД интегрированного занятия в подготовительной группе Путешествие в прошлое: «Богатыри земли Русской» Цель: приобщение дошкольников к духовно – нравственным ценностям русской культуры на основе былин русского народа и произведений изобразительного искусств Задачи: Образовательные: v познакомить дошкольников с новой былиной. Закрепить ранее полученные знания о данном жанре народного творчества. v учить детей, давать словесную характеристику персонажам картиныВ.Васнецова «Три богатыря». v познакомить детей с доспехами, военным снаряжением воина – богатыря. v сформировать представление о русском воине – богатыре, как о защитникеОтечества. v помочь детям воспринять образ русского богатыря, гармонично сочетающего в себе духовную и физическую силу. Воспитательные:v формировать у детей умение внимательно слушать былину.воспитывать любовь к Родине, уважительное отношение к былинным героям. v ценить то, что оставили для нас наши предки. v воспитывать в детях мужество и бесстрашие (в мальчиках – желание подражать богатырям). Развивающие:v продолжать развивать речь детей, обогащать словарный запас. Оборудование:v ширма и панно с изображением древней Руси.v Доска магнитная.v Скамейки.v Костюм старца (парик, борода, рубаха, брюки, лапти, кушак, гусли)v Богатырские доспехи и оружие (меч, лук со стрелами, шлем, нагрудник, копьё, булава).v Картина В.Васнецова «Три богатыря»v Книга с былинамиv Иллюстрация Ильи Муромеца и Соловья – Разбойникаv Аудиозаписи: отрывок из оперы «Садко», инструментальная композиция на гуслях, песня «Богатырская сила».v Лист бумаги на каждого ребёнка и цветные карандаши.v Каравай и рушник. Предварительная работа:v Знакомство с фольклором и его жанрами.v Знакомство детей с русскими пословицами и беседа о значении этих пословиц.v Знакомство с гуслями, слушание инструментальной композиции игры на гуслях.v Чтение и обсуждение былин о Добрыне Никитиче и змее Горыныче, Алёше Поповиче и Тугарине Змеевиче, Илье Муромце и Идолище, Василисе Микулишне и Ставре Годиновиче. Ход занятия: Дети подходят к залу, с воспитателем останавливаясь перед закрытой дверью.Воспитатель: ребята, сегодня вас ждёт увлекательное путешествие во времени. Вам хотелось бы отправится в Древнюю Русь?Дети: да.Воспитатель: для этого нам необходимо будет открыть дверь и пройти из настоящего в прошлое. Но в начале послушайте, что я вам скажу: «Лишь через дверь сейчас пройдём, То сразу же в прошлое попадём Мы будем внимательно слушать, запоминать, Чтоб то, что узнали, потом рассказать. Ведите себя достойно друзья И так в добрый путь, отправляться пора!» Дети проходят через дверь (звучит музыка)Воспитатель: вот мы с вами попали в прошлое. Дети осматриваются и садятся на скамейку Выходит старец с гуслями (играет на них, кланяется гостям).Дети: здороваются со старцем.Старец: (на распев) «Рад приветствовать вас на древнем городе! На родной земле стою – земле – матушке! Вам поклон посылаю я И Русь свою воспеваю я! Расскажу я вам, как Русь жила. Как с врагами мы сражалися И как мудрые пословицы рождалися Воспою я вам Русь – Великую Русь могучую, землю матушку!» Воспитатель: спасибо тебе старец за тёплый приём. Ребята, старец воспевает в своих песнях Русь Великую, землю русскую. Поведал он нам и о том, что на Русь нападали враги. А кто же защищал землю – матушку?Дети: богатыриВоспитатель: да, правильно вы сказали. Землю защищали богатыри. Про них слагали былиныСтарец: (Вручает картину В.Васнецова «Три богатыря» и книгу с былинами, говоря при этом) «Богатыри великие – Стояли на заставе накрепко, И эй стерегли, берегли Русь великую. Они стояли за веру Христианскую. Да за землю русскую!» Воспитатель: ребята, давайте посмотрим, что дал нам старец (показывает картину «Три богатыря» и книгу с былинами).Вопросы для общения:- Кто изображен на картине В. Васнецова? (Три богатыря).- Кто же все- таки эти богатыри? (Воины, защитники).- Кого они защищали? (Слабых, землю русскую).- Каких русских богатырей вы знаете? (Ответы детей).- Что делают богатыри в чистом поле? (Ответы детей).Воспитатель: осматривают землю русскую. Стоят на страже родной земли в дозоре, значит на посту. Оберегают Русь от врагов.- Какие это люди? Могучие, сильные или слабые, неуверенные в себе? (Ответы детей).Это три великих русских богатыря: Илья Муромец – сильный, Добрыня Никитич – добрый, справедливый и Алеша Попович- красавец-силач. Все они разные, но все трое помогают и служат своей земле, своему народу, совершают подвиги. И кони у них красивые, резвые, богатырские, только разной масти.- С кем бился Добрыня Никитич? (Со змеем Горынычем).- С кем сражался Алеша Попович? (С Тугариным Змеевичем).Чем они сражались? (Ответы детей).Чтобы быть такими же сильными, отважными нужно тренироваться, заниматься зарядкой и физкультурой. И сейчас мы с вами сделаем разминку, чтобы держать свое тело в форме и не терять силушку в наших мышцах. Проводится физкультминутка. (под песню «Богатырская сила»).Воспитатель: сейчас я вам расскажу былину о том, как Илья Муромец победил Соловья – Разбойника (Чтение былины Илья Муромец и Соловей – Разбойник). Вопросы для общения: - Какой подвиг совершил Илья Муромец? (Победил «вражью силу»).-Что случается со всеми от посвиста Соловьиного? (Все падают замертво).- Что сделал Илья Муромец с Соловьём – Разбойником? (Выбил глаз).- Опишите Соловья – Разбойника. Какой он: маленький или большой, озорной или жестокий? Почему? Воспитатель: много подвигов совершали русские богатыри. Благодаря своему мужеству и силе они могли защищать и спасать русский народ.Вопросы для общения: - В наше время можно встретить настоящего богатыря? (Ответы детей).- Какого человека можно назвать в наше время богатырем? (Сильного, смелого, выносливого, того кто делает добрые и хорошие дела для окружающих, защищает от злых и грубых людей, спасает им жизнь).- Ты хотел бы быть богатырем? На кого хотел бы быть похожим: на Илью Муромца, Добрыню Никитича или Алешу Поповича?- Какой подвиг ты хотел бы совершить?Вот перед вами богатырские доспехи: щит и меч-кладинец, копье, лук со стрелами, булава (палица), нагрудник булатный, шлем.Воспитатель: Сейчас каждый из вас представит себя богатырем в доспехах и изобразит на листе бумаги.Дети садятся за столы и рисуют. (звучит музыка из оперы «Садко»)Старец: Берегли мы леса и поля для вас ребятушки, Берегли реки, моря, для вас любимые. Постарайтесь и вы сберечь землю русскую И любить ее будто мать родимую! «Рад был встречи с вами я, Но пришла пора прощаться В детский сад, увы, друзья Надо вам уж возвращаться. Не забудьте мой наказ: Землю- матушку любите От земли подарок вам- Каравай с собой возьмите!Старец отдает каравай воспитателю и низко кланяется.Воспитатель: спасибо старец за доброту, за заботу, за рассказ о Древней Руси, и за хлеб.А нам ребята пора назад из прошлого, в настоящее (звучит музыка, дети уходят). Старец машет детям в след рукой. Приложение №4Стихи о богатыряхА Илья-то Муромец Был лихой казак, Настоящий он боецИ большой добряк. Богатырь всея Руси, Как гора кулак,Званье с гордостью носилОн не просто так.Рядом, у Чернигова, Враг стоял стеной, И вопил неистово,И грозил бедой.Силу ту великую Потоптал конём, Страшную и дикую Поколол копьём! Скачет Муромец один В стольный Киев-град. Соловей в гнезде сидит,Он Илье не рад!Соловья-разбойника С дуба сбил стрелой.Понимают школьники:Муром Добрыня – русский богатырь,Никитич – отчество его,Он быстро рос и вверх, и вширьИ побороть мог всех легко.Но говорила часто мать:- Я лишь добра тебе хочу,Ты, мой сыночек, должен знать,Внимай, чему тебя учу, -Сорочинскую гору ты Впредь стороною обходиЗа две, не то за три версты:Там ждёт опасность впереди.И не ходи к Пучай-реке, Змеёнышей не потопчи,Пускай резвятся на песке, И ты погрейся на печи. Добрыня матушке не внял,Купался в реченьке ПучайИ принуждал топтать коняЗмеёнышей-то сгоряча.Ударил тотчас жуткий гром, Исчез последний солнца луч, И появляется притом Злой Змей Горыныч из-за туч. Добрыня взял большой колпак Да бросил Змею прямо в глаз, (В таких делах он был мастак), И победил змеюку враз! И попросил пощады Змей: - Не буду я летать на Русь, И ты змеёнышей не смей Топтать на круче поутру. А сам нарушил уговор: Пришлась Забава по нутру. Унёс племянницу Змей-ворВ свою глубокую нору. Печален князь был целый день,Негодовал и Киев-град,И люд окрестных деревеньЖелал племянницу – назад.Воссел Добрыня на коня – Забаву должен он вернуть. Её Горыныч охранял Внимательно, не как-нибудь. Не растерялся богатырьИ первым тотчас же напал,А Змей шипел на все лады,Но был убит им наповал.Творить не будет больше зло:Людей неволить взаперти.Досталось Змею поделом,От кары он не смог уйти. Приложение №5. Пословицы и поговорки.На вид богатырь, а сердце как у птенца. Плохой воин — богатырь для своих знакомых. Хорощ богатырь, коли пьян с вина на алтын. Каждый сам себе богатырь. Богатство — до первого бурана, богатырь — до первой пули. Богач не бессмертен и богатырь не вечен. Богатырь умрёт, имя его останется. В знакомом месте чтут силу, в незнакомом — одежду. Не родом богатырь славен, а подвигом. Головой думай, а силой борись.В руке джигита сила львиной лапы. Дуб, словно богатырь стоит, не шелохнется.Щедрый не хвастается подарком, богатырь не отказывается от сказанного. Богатырь — от силы, красноречивый — от мудрости. (киргизская пословица)Кто на свою силу надеется — не угрожает. (абхазская пословица)Богатыря узнаешь на поле брани. Алёша Попович, сын русской земли, Искал богатырскую славу. Дороги Ростова в град Киев вели По вешним полям и дубравам.Тугарин тот край разоряет, злой змей, Осилить Поповича хочет.Алёша взмахнул булавой посильней,Огрел его в лоб что есть мочи! Посыпались искры у змея из глаз:Удар был достаточно точен.Его богатырь подхватил в тот же часИ крепко к седлу приторочил.Встречает их с радостью Киевский князь, За стол приглашает гостей он,Пастись богатырь отпускает коня,И сам подкрепиться намерен.Но яства: гусь жареный, сбитень, и сиг, И крепкие вина тем паче –Бессовестный змей проглотил в тот же мигИ новую битву назначил.Не хочет Попович победу отдать: Он храбро сражаться умеет,Но хитро сказал: «За спиной твоей рать!»И саблей ударил по шее. Используемая литература1. Ветохина А. Я. Нравственно - патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.- 192 с.2. Патриотическое воспитание дошкольников в проекте «Недаром помнит вся Россия» «ДС будущего. Гал. творч. проектов»№3/2014. 3. И.А. Лыкова, А.А. Майер, Н.М. Родина «Наша Родина – Россия» Парциальная образовательная программа патриотической направленности для приобщения детей 4-7 лет к традиционным ценностям многонационального российского народа, Москва, «Русское слово» 2025