Мыслительные карты Тони Бьюзена.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Мыслительные карты Тони Бьюзена.
Автор: Тимакова Ирина Александровна

«Использование мыслительных карт Тони Бьюзена в работе».Разработала: воспитательТимакова И.А. Мыслительная карта (от англ.сл. MindMap) на русский это название можно перевести как умственные или мозговые карты. Встречается также название карты ума, ментальные, интеллектуальные карты – это техника представления любого процесса или события, мысли или идеи в комплексной, систематизируемой графической форме. Карты мышления представляют собой визуальный, целостный образ рассматриваемой проблемы.Мыслительные карты разработал английский психолог, специалист по вопросам интеллекта, психологии обучения Тони Бьюзен в 60-70г. 20 века. Первоначально этот метод использовался узкими специалистами, которые занимались вопросами развития памяти и мышления, затем метод стал распространяться. Относительно недавно он пришел в Российскую педагогику и совсем недавно в дошкольное образование.Основная идея метода в том, что мы мыслим не прямолинейно. В нашей голове одновременно «думается» множество мыслей, каждая из которых непрерывно уходит в сторону, разветвляется или пересекается с другими. При столкновении разных мыслей, порождаются новые. Попытки их упорядочить и записать на бумаге в строгой последовательности обычно приводит к плачевным результатам.Известно, что у человека 2 полушария головного мозга. Левое полушарие отвечает за логику, слова, числа, анализ, последовательность работы головного мозга. Правое полушарие – за восприятие цвета, ритма, воображения, образа, размера.В дошкольном образовании в первую очередь развиваются способности, связанные с левым полушарием. От детей требуется запоминание и упорядочивание массы фактов. А дети- правополушарные, поэтому у них возникают сложности при обучении.Тони Бьюзен создал метод, объединяющий характеристики восприятия и переработки информации, свойственные двум полушариям головного мозга. Преимущество мыслительных карт в том, что:
  • Их легко составить.
  • Можно запомнить быстро и качественно много информации.
  • При составлении мыслительных карт развивается мышление, память, воображение.
  • Экономия времени (Писать нужно мало, написать можно быстро).
  • В готовой карте видно взаимосвязи, структуру, логику.
  • Концентрация информации на важных моментах.
  • Мыслительные карты могут использоваться для:
  • изучение нового материала.
  • закрепление материала.
  • обобщение материала.
  • планирования деятельности.
  • подготовка проекта, презентации.
  • написание доклада, реферата, научно-исследовательской работы.
  • упорядочивания и систематизации информации.
  • конспектирование.
  • Рассмотрение 2-3 примеров использования карт.Итак, переходим собственно к картам. Как их строить? Очень просто. Рисовать их может как взрослый, так и ребёнок. Ниже приведён ряд правил, выполнив которые можно получить мыслительную карту. Правила создания карт:
  • Для создания карт используются только цветные карандаши, маркеры и т. д.
  • Основная идея, проблема или слово располагается в центре.
  • Для изображения центральной идеи можно использовать рисунки, картинки. Каждая главная ветвь имеет свой цвет.
  • Главные ветви соединяются с центральной идеей, а ветви второго, третьего и т.д. порядка соединяются с главными ветвями.
  • Ветви должны быть изогнутыми, а не прямыми (как ветви дерева).
  • Над каждой линией – ветвью пишется только одно ключевое слово. Каждое слово содержит тысячи возможных ассоциаций, поэтому склеивание слов уменьшает свободу мышления. Раздельное написание слов может привести к новым идеям.
  • Для лучшего запоминания и усвоения желательно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове.
  • Разросшиеся ветви можно заключать в контуры, чтобы они не смешивались с соседними ветвями.
  • Свойства мыслительных карт:-  Наглядность (Всю проблему с ее многочисленными сторонами можно окинуть одним взглядом.)- Привлекательность (Хорошая карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно.)- Запоминаемость (Благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета карта легко запоминается.)- Своевременность (карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает.)- Творчество (карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи.)- Возможность пересмотра (Пересмотр карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи.)Данный метод дает возможность:- повышать мотивации, качество знаний, конкурентоспособность - развивать предметные и коммуникативные компетенции, творческие способности- активизировать деятельность- выявлять причины затруднений- корректировать знания воспитанников3.Рефлексия. Обмен мнениями. Подведение итогов.