Экспериментирование «4 стихии»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Экспериментирование «4 стихии»
Автор: Данилова Кристина Сергеевна

«Экспериментирование «4 стихии»Возрастная группа: подготовительная группаФорма НОД: экспериментированиеЗадачи развития:
  • Способствовать развитию у детей навыков самостоятельного отбора средств и материалов для экспериментальной деятельности.
  • Способствовать развитию умения действовать в соответствии с алгоритмом.
  • Способствовать развитию любознательности, умению делать выводы и умозаключения в зависимости от результата опыта.
  • Расширять словарный запас детей за счет новых слов и понятий (стихия, полезные ископаемые, смерч, стихийное бедствие)
  • Задачи обучения:
  • Уточнить и расширить знания детей о роли воды, воздуха, земли, огня в жизнедеятельности человека.
  • Закреплять умения детей получать новые знания в процессе экспериментальной деятельности.
  • Учить детей выделять существенные признаки и связи предметов и явлений.
  • Задачи воспитания:
  • Воспитание у детей гуманно-ценностного отношения к родной природе.
  • Способствовать развитию умения согласовывать свои действия, работая в группе для достижения совместного результата.
  • Ход занятия:Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Сегодня я пришла к вам с очень интересным письмом, которое сегодня с утра пришло к нам в садик. Хотите прочитать его? (ответы) Смешарик Пин прислал нам письмо: «Дорогие Ребята, обращаюсь к вам за помощью. Меня зовут Пин- я из сказочной страны Смешариков. Мои друзья, четыре стихии поссорились, решили выяснить кто из них важнее для человека и сильнее. Их срочно надо помирить и доказать, что они все очень важны, иначе может случиться беда и мир погибнет. Заранее благодарю. Ваш Пин».В: Ребята, о каких четырех стихиях идет речь? (Вода, огонь, земля, воздух) В: Давайте посмотрим фотографии, которые были приложены к письму. На них мы увидим, как наши стихии пытаются решить спор. (слайды с разрушительной силой стихий)В: Посмотрите какие ужасные вещи творятся из-за спора, надо им срочно помочь и помирить их. А чтобы их помирить, мы покажем, что жизнь человека не возможна без какой- либо из них. В: Итак, отгадайте первую загадку!Я туча, и туман,И ручей, и океан,И летаю, и бегу,И ледяною быть могу(Вода) В: Для чего нам нужна Вода? (пьем, моемся, готовим….)В: Правильно. Вода – очень ценный продукт. В: Ребята, рассмотрите внимательно картинки и ответьте, вода для всего живого на Земле это хорошо или плохо? (Дети отвечают). Хорошо: Человек состоит на 80% из воды. Без воды человек может прожить 3 суток. Вода нужна растениям, животным, которыми мы питаемся. Воду используем для стирки, мытья полов, посуды. Любим водные путешествия и купание в водоемах. Плохо: Наводнения затапливают посевы, рушатся жилища человека, погибают животные. Сходят с гор лавины, которые влекут за собой разрушения и жертвы, люди захлебываются в воде, тонут, погибают от переохлаждения и травм. В: Итак, Стихия воды заявила, что она очень важна и она есть везде: в человеке, в еде, в природе.1 Опыт: Вода не имеет формы, вкуса, запаха. • Налить воду в стакан, вазу и пиалу, поднос и показать детям, что вода принимает разные формы, в зависимости от сосуда, в который она налита.• Приготовить три стакана кипяченой воды на каждого ребенка, один стакан с простой водой, второй - с сахаром, третий - с солью. Попросить детей попробовать воду на вкус в трех стаканах, сделать вывод, что вода сама по себе вкуса не имеет, а принимает вкус, растворенного в нем вещества.• Налить в стакан воду, дать понюхать детям, определить, что вода не имеет запаха, затем добавить в воду ароматизатор в виде жидкого мыла и предложить понюхать снова, вода приобрела аромат мыла.В: Следующая загадка: Она богаче всех на свете,По ней бегут, несутся дети.А по весне стоит вся в цвете,И так красива на рассвете.И кормит всех людей на свете.Что это? Скажите, дети. (Почва. Земля) В: Земля – то, на чем всё держится: дома, растения, человек. Реки с водой тоже текут по земле. - Рассмотрите иллюстрации. Скажите, земля для человека - это хорошо или плохо? (Ответы детей). Хорошо: Мы видим на картинах, что в любое время года Земля наша красивая. Она нас кормит: овощи, фрукты, ягоды, грибы, зерновые культуры. Деревья, растущие на земле, дают нам кислород, мы строим из них дома, мебель. В Земле находятся полезные ископаемые. Плохо: Камнепады, оползни, землетрясения травмируют человека (экологические катастрофы)В: Стихия Земли утверждает, что без нее на нашей планете не будет ничего живого, и она тоже очень важна.2 Опыт: Проведение эксперимента «Землетрясение»- Наша земля - это опора, твердыня, основа. Мы по ней ходим, строим города, дороги.- Но кроме пользы земля может нести большую опасность для всего живого. Природные явления бывают разрушительными. И самым разрушительным слывет землетрясение. Все описать не хватит слов,Весь город перекошенный.Тут обрушения домовИ транспорт покорёженный. - Предлагаю вам смоделировать землетрясение в нашем центре и убедиться, так ли оно опасно.Ткань на столе – это земля. Попробуйте из имеющихся фигурок домов, машин, людей построить город. Каждый возьмитесь за края ткани и потрясите. - Что у нас получилось? Как вы думаете, опасно ли это явление для всего живого?Физкультминутка Руки все подняли вышеЧистым воздухом мы дышим. Руки вверх – глубокий вдох,Руки плавно опускаем, Руки опустили – выдохОтдыхаем, отдыхаем.У костра мы все присели ПриселиСвои ручки мы погрели, Руки впередА костер все выше, выше: Потянулись вверх на носочках«Ты, костер, гори потишеПриселиНа земле могу скакать Прыжки на двух ногахРаз, два, три, четыре, пять.Могу даже покружиться Повороты вокруг себяЕй могу и поклониться. Низкий поклон В: А теперь следующая загадка:Через нос проходит в грудьИ обратный держит пути,Он невидимый, но все жеБез него мы жить не можем (Воздух) Воспитатель: А для чего нам нужен воздух? (чтобы дышать) - Верно, мы дышим воздухом, и не только мы. Все животные, и даже растения дышат воздухом. Ветер – это хорошо или плохо? Когда бывает плохо? (Ответы детей). Хорошо: Освежает в жару, разгоняет дождевые тучи, движет парусные суда, вертит мельничные лопасти. Плохо: Сильный ветер мешает отдыху, поднимает песчаные и снежные бури, на море большую волну, которая переворачивает и топит корабли. (Ураганный ветер разрушает и переносит огонь, разрушает здания, вырывает с корнями деревья). В: Стихия воздуха утверждает, что она есть везде. И без воздуха человек может прожить только около двух минут.3 Опыт: Невидимый воздух вокруг нас, мы его вдыхаем и выдыхаем. Оборудование:1. Стаканы с водой в количестве, соответствующем числу детей.2. Коктейльные соломинки в количестве, соответствующем числу детей.3. Полоски легкой бумаги (1,0 х 10,0 см) в количестве, соответствующем числу детей. Опыт: Аккуратно возьмем за краешек полоску бумаги и поднесем свободной стороной поближе к носикам. Начинаем вдыхать и выдыхать. Полоска двигается. Почему? Мы вдыхаем и выдыхаем воздух, который двигает бумажную полоску? Давайте проверим, попробуем увидеть этот воздух. Возьмем стакан с водой и выдохнем в воду через соломинку. В стакане появились пузырьки. Это выдыхаемый нами воздух. Воздух содержит много веществ, полезных для сердца, головного мозга и других органов человека.В: Ребята, осталась последняя загадка:Нельзя понюхать и сорватьЦветочек этот аленький.Бывает он большой-большой,Бывает очень маленький.И воду он совсем не пьёт,А если выпьет, то умрёт. (Огонь) В: Огонь – одно из важнейших явлений за всю историю человечества. К стихии огня можно отнести не только огонь, но и спичку, свечку, костер, лампу, фонарь, молния и конечно же солнце. Огонь дает нам тепло, позволяет приготовить пищу, он освещает нам путь и жилище, так же он используется для получения посуды (обжиг), не одно производство не обходиться без огня. - А как человек использует огонь? (Готовит пищу, кипятить чайник, греет жилище).-Как вы думаете, огонь для человека, это хорошо или плохо? Ответы. Хорошо: Греет, освещает, люди готовят на нем еду, он движет транспорт, например, паровоз, воздушный шар и т. д., сильный огонь плавит металл, люди изготавливают металлические предметы. Плохо: При пожаре можно обжечься, сгореть, задохнуться угарным газом, яркая вспышка огня может ослепить, а ядерная даже моментально испарить человека.В: Огонь утверждает, что он тоже очень важен для всего живого.4 Опыт: У меня для вас есть небольшой подарок. Это карты для эксперимента с огнем. Я предлагаю вам с ним познакомиться дома и вместе с родителями провести его. (раздать карты)В: -А вам понравилось путешествие? С какими стихиями вы познакомились? (Огонь, вода, воздух, земля). - А теперь давайте попытаемся ответить на вопрос: Какая стихия самая важная для человека Дети отвечают и обоснуют свой ответ. - Правильно! Каждая стихия необходима и важна. И человечество погибнет, если они не будут в гармонии. Очень важно, дети, воздух был чистым и свежим, Вода прозрачной, Огонь помогал нам, а не пугал, а земля кормила нас, как и прежде! - Посмотрите на картинку: все стихии очень тесно взаимосвязаны между собой и человек пользуется ими. И чтобы природа служила человеку долгие годы необходимо ее беречь.Мы любим лес в любое время года,Мы слышим речек медленную речь,Все это называется – природа,Давайте же всегда ее беречь!