"Волшебная комната" в ДОУ. (Из опыта работы в сенсорной комнате)
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Волшебная комната" в ДОУ. (Из опыта работы в сенсорной комнате)
Автор: Николаева Ольга Валентиновна
«Волшебная комната» в ДОУИз опыта работыСенсорная комната – это организованная особым образом окружающая среда, состоящая из множества различного рода стимуляторов, которые воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния, осязания и вестибулярные рецепторы. Моя работа в сенсорной комнате построена на основе программы Социально-эмоционального развития «Я-Ты-Мы» ( Князева О.Л),Основная цель этой программы развитие социальной компетентности детей дошкольного возраста, т.е. владения навыками социального поведения и общения с другими людьми, в том числе и развитие эмоциональной сферы ребенка, ведь от преобладания позитивных или отрицательных эмоций зависит и поведение, и его личностное становление. Одним из средств достижения данной цели является работа с использованием оборудования сенсорной комнаты, которое представляет собой реальную возможность расширить жизненный опыт детей, обогатить их чувственный мир, способствует нормализации психического состояния.Пребывание в сенсорной комнате способствует:Улучшению эмоционального состоянияСнижению беспокойства и агрессивностиСнятию нервного возбуждения и тревожностиНормализации снаАктивизации мозговой деятельностиУскорению восстановительных процессов после заболеваний. В сенсорной комнате создаются условия для развития эмоциональной сферы, способности к эмоциональной регуляции собственного поведения, тренировки процессов торможения, необходимых при повышенной возбудимости и агрессивности ребенка, снятия мышечных зажимов. Спокойная, доброжелательная обстановка, присутствие понимающего взрослого в сочетании с мощным положительным влиянием эффектов сенсорной комнаты способствуют созданию у детей ощущения защищенности, спокойствия и уверенности в себе, богатство положительных эмоций - развитию внутренних резервов детей, особенно формированию у них новых понятий и качеств, основанных на доброжелательности. Они учатся общаться, делиться впечатлениями.Условно оборудование СК можно разделить на два блока:Релаксационный: мягкие модули, воздушно-пузырьковая колонна, безопасные зеркала, музыка. …Активационный: Дидактические модули, светооптическое оборудование, сухой бассейн….Воздушно-пузырьковая колонна, Светильник Пламя, Настольный фонтан – одна из основных элементов СК. Учеными доказано, что существует две вещи, которые не надоедают человеку : наблюдать за огнем и движением воды – это успокаивает нервную систему, снимает стресс и усталость. Различные цвета и оттенки подсветки концентрируют внимание, развивают зрительную память и восприятиеВращающийся зеркальный шар создает радостное настроение, очарование «Живой сказки»Световой стол. Рисование песком – это релаксация, Это возможность выразить свои эмоции и чувства без слов. Так же рисование способствует развитию мелкой моторики, вниманию, улучшению координации движений, пространственному восприятию, эстетическому и художественному восприятию.Фибероптический модуль «Солнышко». Основным компонентом в СК является свет, который оказывает основное воздействие на зрение, зрение непосредственно связано с головным мозгом и является его функцией. Работа с волокнами направлена на снятие умственного и эмоционального напряжения, а так же зрительной и физической усталости. «Звездное небо» используется на занятиях по коррекционной и развивающей работе для стимуляции тактильно-визуальных ощущений, развития воображения, концентрации внимания, восприятия, фантазии, пространственных представлений и ориентировок и т.д.Тактильная панель Фибероптическая предназначена для стимуляции кинестетического и акустического сенсорных каналов, развивает навыки цветоразличения. Шнуровки, застежки, кнопки и проч., развивают точность, координацию движений пальцев.Занятия с панно «Бесконечность» способствует концентрации внимания, развитию визуальных ощущений, воображения и т. п. Эффект бесконечности расширяет представление о трехмерности окружающего пространства.Сухой душ «Струи» стимулируют тактильные ощущения, создают приятные эмоциональные переживания.Разноцветные «струи»:- стимулируют тактильные ощущения;- способствуют развитию зрительного сосредоточения;- способствуют обогащению кинестетических знаний;- развивают мелкую моторику;- помогают восприятию пространства и своего тела в этом пространстве;- способствуют развитию зрительного и тактильного восприятия пространства и себя в нем.Зайдя внутрь можно посмотреть вверх и увидеть себя. За «струями» лент можно спрятаться от внешнего мира, как «уголок уединения», что особенно подходит для аутичных детей.Светильник Плазма Создает таинственную атмосферу, стимулирует визуальный сенсорный канал, используется для улучшения концентрации внимания. Обладает релаксационным эффектом, обеспечивает более легкий вход в сенсорную терапию. Это создает доверие к окружающей среде, что благоприятно сказывается на дальнейшей терапии.