Эффективные методы и приёмы коррекции дислексии и алексии у обучающихся с ОВЗ


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Эффективные методы и приёмы коррекции дислексии и алексии у обучающихся с ОВЗ
Автор: Антонова Ирина Владимировна

г. Старая РуссаГосударственное областное бюджетное общеобразовательное учреждение «Адаптированная школа № 3»Эффективные методы и приёмы коррекции дислексии и алексии у обучающихся с ОВЗПодготовила и провела:учитель-логопедАнтонова Ирина Владимировна2024Ход занятия:
  • Актуализация урока
  • Логопед. Здравствуйте, ребята. Сегодня наше занятие мы начнем с загадок. Слушайте внимательно.Листья желтые летят,Падают, кружатся,И под ноги просто так,Как ковер ложатся!Что за желтый снегопад?Это просто ... (Листопад)Гнёт к земле деревья,Тучи нагоняет,Пыль с дороги тёмнойНам в лицо бросает.И в реке, и в мореВолны поднимает.Кто о нем загадку,Дети, отгадает? (Ветер)Что это за птица?Черная, большая.Над землёй повисла,Солнце закрывая.Как она примчится,Всё вокруг темнеет,Чтобы не промокнуть,Убегу скорее. (Туча)Крупно, дробно зачастил,И всю землю намочил.(Дождь)По городу дождик осенний гулял,Зеркальце дождик своё потерял.Зеркальце то на асфальте лежит,Ветер подует — оно задрожит.(Лужа)Время года отгадайСобирают урожай,Грибники в леса спешат,Листья жёлтые летят,Тучи по небу гуляют.Птицы к югу улетают.(Осень)Логопед. Молодцы. Все загадки отгадали. А кто запомнил все отгадки и может их назвать?Дети. Листопад, ветер, туча, дождь, лужа, осень.Логопед. Как вы думаете, о чем сегодня на занятии мы будем говорить?Дети. Мы будем говорить об осени.Беседа об осени с опорой на личный опыт детей. Логопед. А какие приметы осени вы знаете? У вас на столе лежат картинки – приметы. Переверните картинку, и скажите, какая примета осени изображена на ней. (Дети переворачивают картинки с нарисованными приметами осени и называют их. Каждый ребёнок прикрепляет картинку к магнитной доске).Логопед. Молодцы, ребята!Беседа об осени с опорой на личный опыт детей. Логопед. Назовите осенние месяцы? Какой первый месяц осени?1-й ребенок. Первый месяц осени сентябрь.Логопед. Какой месяц наступит после него?2-й ребенок. После сентября наступит октябрь.Логопед. Какой месяц завершает осень?3-й ребенок. Завершает осень ноябрь.2. Массаж биологически активных точек лица «Осенью»Логопед. Вдруг закрыли небо тучи - ребром ладони растирают лобНачал капать дождь колючий – кончиками пальцев массаж щек.Долго дождик будет плакать - массажируем ушкиРазведет повсюду слякоть – кулачками потирают крылья носа. 3.Артикуляционная гимнастикаЛогопед: Наступила осень, на улице часто стали идти дожди. Мы решили не идти сегодня гулять и погреться дома. Мама предложила нам горячий чай (открыть рот, удерживать язык в положении «чашка»), вкусное вишнёвое варенье (облизываем губы языком по кругу), шоколадную конфету (рот закрыть, кончик языка упирать с напряжением то в одну, то в другую сторону). Очень вкусно мы поели и отправились в ванну чистить зубы (открыть рот, язычком водим сначала по верхним зубам, затем по нижним) и причёсываться (улыбнуться, закусить язык зубами, протаскивать язык между зубов).4. Речевая разминкаЛогопед. Пройдемся по осеннему лесу и выполним речевую разминку. (на доске дорожки из гласных: АОУИЫЭ, УАЭЫИУО, ОУАЭИАОИЭУАИЭ)5. Работа над чтением слоговНас дорожка повелаВ чащу леса завелаНу-ка, не зевайте, Слоги прочитайте!Логопед. Ребята, подул сильный ветер и разметал слоги «осенних» слов. Слоги написаны на осенних листочках, соберите их и запишите в тетради:сень-о то-лис-падтер-ве ре-де-вотья -лис ро-жай-ужа-лу го-по-даце - солн па-сы-зату-ча стье-на-не6. Работа над отработкой навыка правильного чтения в словах, словосочетаниях, фразах. А) Развитие языкового анализа и синтезаЛогопед. Прочитайте слова по первым буквам названий картинок (картинки на доске, по мере определения: карточки переворачиваются, там написаны слова):Логопед. Прочитайте эти слова еще раз.ДЕРЕВОСТАКАНЯБЛОКОЛогопед. На какие вопросы отвечают слова? Какой частью речи являются? (сущ.) Б) Работа над чтением отдельных фраз Логопед. А теперь используя слова из данных столбиков, подберите слова-признаки и слова-действия к словам дерево, стакан, яблоко. Прочитайте получившуюся часть фразы.7.ФизминуткаЛогопед. А сейчас мы отдохнем, физминутку проведем.Листопад, листопад, листопад(выполняют волнообразные движения рук из стороны в сторону)Листья осенние тихо кружатся,(кружатся на носочках)Листья желтые лежат,(выполняют наклоны с движением рук)А под листьями шуршат Шурш, Шуршиха и Шуршонок —(идут по кругу, шоркая ногами по полу, и произносят звук [Ш-Ш-Ш])Папа, мама и листенок.(имитируют подбрасывание листьев вверх)Шурш, Шуршиха и Шуршонок —(идут по кругу, шоркая ногами по полу, и произносят звук [Ш-Ш-Ш])Папа, мама и листенок.(имитируют подбрасывание листьев вверх)8. Знакомство с текстомЛогопед. А сейчас прослушайте текст.Осень.На дворе дождь, ветер, холодно.Саша подбежал к окну. А под окном качается от ветра большое дерево. Ветки уже голые, без листьев. Только у самого окошка один листок качается. Заметил его Саша, закричал: «Смотрите, какой листочек красивый!»Подбежали ребята. А сильный ветер налетел, листок сорвал и унёс.9. Работа по содержанию текста- О каком времени года речь в тексте? (об осени)- Какая погода была на дворе? (Дождь, холодно, ветер)- Что увидел Саша из окна? (красивый листочек)- Почему ребята не смогли увидеть последний листок? (он улетел)10. Работа над отработкой навыка правильного чтения текста.Логопед. Итак, мы прослушали текст. И теперь прочитаем его. Будем читать «Кусочками»(Ребенок читает предложение не полностью, начало или конец предложения закрывается закладкой (1-3 слова). Прочитав неполное предложение, ребенок может догадаться и восстановить предложение. Что вы и предлагаете сделать, задав вопрос «Что дальше?» Таким образом, ребенок не только отрабатывает навык чтения, читая еще раз текст, но и учится читать осмысленно, вникать в смысл текста и восстанавливать целое по части).Молодцы, ребята, вы справились с заданием!11. Подведение итоговЛогопед. Что мы сегодня с вами делали на занятии? О каком времени года мы говорили? Что вам запомнилось? Как вы работали?- Скажите, чему мы с вами учились сегодня на занятии? (правильному чтению)-Что нам помогло это сделать? (тренировка)12. РефлексияЛогопед. Молодцы! Вы хорошо работали! Выберите ту картинку, которая наиболее соответствует вашему состоянию в конце занятия (солнышко, тучка).- Спасибо за занятие!