Консультация для родителей «Сформированность фонематического слуха – главное условие успешного обучения грамоте»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Консультация для родителей «Сформированность фонематического слуха – главное условие успешного обучения грамоте»
Автор: Федорова Светлана Викторовна

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 12 ГОРОДА ЧЕЛЯБИНСКА»ДОШКОЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕКонсультация для родителей«Сформированность фонематического слуха –главное условие успешного обучения грамоте» Подготовила: Федорова С.В.учитель-логопед                Основной задачей в процессе обучения грамоте является формирование у дошкольников общей ориентировки в звуковой системе языка, обучение их звуковому анализу слова, т.е. определению порядка следования звуков в слове, установлению различительной роли звука, основных качественных его характеристик.              Если мы хотим, чтобы ребенок усвоил чтение быстро и легко, а также избежал многих ошибок, следует развивать:
  • фонематическое восприятие (т.е. различать звуки родного языка).
  • Различать гласные – согласные звуки, звонкие-глухие, твердые-мягкие звуки.
  • Уметь определять позицию и количество звуков в слове.
  • Обучая ребенка чтению и развивая фонематический слух, следует помнить:
  • наша речь состоит из предложений.
  • предложение - это законченная мысль.
  •  предложения состоят из слов.
  • слова состоят из звуков.
  • звук - это то, что мы слышим и произносим.
  • буква - это то, что мы видим и пишем.
  •  звук на письме обозначается буквой.
  • звуки бывают гласные и согласные.
  • Гласные звуки - звуки, которые можно петь голосом (выше - ниже), при этом воздух, выходящий изо рта, не встречает преграды.В русском языке шесть гласных звуков: [а] [у] [о] [и] [э] [ы]. На схемах гласные звуки обозначаются красным цветом.Согласные звуки - звуки, которые нельзя петь, так как воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду.Глухость и звонкость согласных звуков определяются по работе голосовых связок и проверяются рукой, положенной на горло.Глухие согласные звуки (голосовые связки не работают, то есть горлышко не дрожит): [к] [п] [с] [т] [ф] [х] [ц] [ч] [ш] [щ].Звонкие согласные звуки (голосовые связки работают, то есть горлышко дрожит): [б] [в] [г] [д] [ж] [з] [й] [л] [м] [н] [р].Твердость и мягкость согласных звуков определяются на слух. Твердые согласные звуки на схемах обозначаются синим цветом.Мягкие согласные звуки на схемах обозначаются зеленым цветом.Основная работа по подготовке к обучению грамоте с детьми 4-5 лет?Помогаем ребёнку овладеть начальными навыками звукового анализа слова:
  • самостоятельно произносить слова,
  • интонационно подчеркивая в них первый звук;
  • узнавать слова на заданный звук (сначала на основе наглядности, затем — по представлению);
  • различать на слух гласные и согласные звуки;
  • развивать навыки деления слов на слоги на основе выделения гласных звуков.
  • Специальные упражнения для выполнения дома:«Чудо-звуки»Прослушайте с ребенком аудиозаписи природных звуков: шум дождя, журчание ручья, морской прибой, пение птиц, голоса животных. Обсудите звуки - какие похожи, чем различаются, где их можно услышать, какие кажутся знакомыми. Эти же звуки слушайте на прогулке: зимой — скрип снега под ногами, звон сосулек, тишину морозного утра; весной — капель, журчание ручья, щебетание птиц, шум ветра. Осенью можно услышать, как шуршат листья, шум дождя. Летом стрекочут кузнечики, жужжат жуки, пчелы, назойливо звенят комары.«Слушай, пробуй, как звучит»Исследуйте звуковую природу предметов и материалов, оказавшихся под рукой. Изменяйте громкость, темп звучания. Можно стучать, топать, бросать, переливать, рвать, хлопать. А ребенок должен угадывать, что и как звучало.«Угадай, что звучало»Проанализируйте с детьми бытовые шумы: скрип двери, звук шагов, телефонный звонок, свисток, тиканье часов, шум льющейся и кипящей воды, звон ложечки о стакан, перелистывание страниц и пр. Ребенок должен научиться узнавать их звучание с открытыми и закрытыми словами, постепенно нужно приучать его удерживать в памяти «голоса» всех предметов, доводя их количество с одного до семи.«Где позвонили»Определяем направление звука. Для этой игры нужен колокольчик или другой звучащий предмет. Ребенок закрывает глаза. Вы в стороне от него тихо звените, шумите. Ребенок должен повернуться к тому месту, откуда слышен звук, и с закрытыми глазами рукой показать направление, потом открыть глаза и проверить себя. Можно задать вопросы: где звенит? Слева? Справа от тебя? Впереди, сзади? И еще более веселый вариант всем хорошо известный - «Жмурки»: ребенок с закрытыми глазами в роли водящего.«Отработка ритмических рисунков».Вы создаете ритм, отстукивая его рукой. Ребенок его повторяет. Сначала ребенок видит ваши руки, потом выполняет это упражнение с закрытыми глазами. Варианты игры могут быть разными: ребенок выполняет ритмический рисунок правой, левой рукой, обеими руками одновременно, поочередно (хлопки или удары); воспроизводит тот же рисунок ногами; придумывает свои ритмические рисунки.«Камертон»Предложите ребенку проговаривать по слогам любой стихотворный текст и одновременно отстукивать его ритм по правилам: отстукиваются слоги (каждый слог-один удар), на каждом слове, включая предлоги, рука или нога меняется.«Исправь ошибку в предложении»Русская кровавится своей коЗою славиться.На поляне весной вырос зуб молодой. И т.д.