Семинар-практикум «Мостик понимания между родителями и ДОУ»
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Семинар-практикум «Мостик понимания между родителями и ДОУ»
Автор: Федорова Светлана Викторовна
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 12 ГОРОДА ЧЕЛЯБИНСКА»ДОШКОЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕСеминар-практикум «Мостик понимания между родителями и ДОУ»Подготовила: Федорова С.Вучитель логопедЦель: повышение профессиональной компетентности педагогов в построении доверительных взаимоотношений с родителями воспитанников.«Родители – первые воспитатели и учителя ребенка,поэтому их роль в формировании его личности огромна».Детские годы – самые важные в жизни человека. И как они пройдут, зависит от взрослых – родителей, воспитателей. В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».Всем хорошо известно, что семья и детский сад составляют для ребенка на определенном этапе основную воспитательно-образовательную микросреду – образовательное пространство. И семья, и дошкольное учреждение по-своему передают ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.Традиционные родительские собрания в форме лекций, отчетов уже не находят отзыва в душе родителей и не дают желаемого результата. Идея недостаточности традиционных форм работы с родителями и необходимости целенаправленного образования родителей с целью повышения их функциональной грамотности и способности к полноправному сотрудничеству с педагогами образовательного учреждения осознаётся сегодня и родителями, и специалистами: педагогами, психологами.Перед нами стоит проблема!Как организовать взаимодействие семьи и детского сада, чтобы непростое дело воспитания стало общим делом педагогов и родителей? Как привлечь таких занятых и далёких от педагогической теории современных пап и мам? Как аргументировать необходимость их участия в жизни ребёнка в детском саду? Как создать условия, чтобы родители желали сотрудничать с детским садом, с удовольствием посещали родительские собрания; Как сделать, чтобы им в детском саду было интересно, чтобы их посещения приносили пользу и для детского сада, и для детей? Эти вопросы педагогики можно отнести к разряду «вечных» - это вечная «головная боль» педагогов. В связи с этим перед нами стоит важная задача - сделать родителей соучастниками всего педагогического процесса. Только в тесном контакте может возникнуть формула:ДЕТСКИЙ САД + СЕМЬЯ + ДЕТИ = СОТРУДНИЧЕСТВОВоспитание детей будет успешным в том случае, если мы сумеем «построить» мостик взаимопонимания от сердца воспитателя к сердцу детей и родителей! Давайте вместе определим составные части этого мостика.1. Индивидуальный подход. Установить доброжелательный контакт, взаимные деловые отношения в наибольшей мере позволяет индивидуальная работа с родителями. Далеко не обо всем можно говорить с родителями на родительском собрании, на групповых консультациях или во время утренних или вечерних встреч в детском саду: самые сокровенные вопросы, связанные с трудностями воспитания, требует время и соответствующей обстановки. Не каждый родитель может просить совета в присутствии посторонних лиц или открыто рассказывать о том, что их беспокоит в развитии и поведении ребенка.Не зная условий семейного воспитания, педагоги ориентируются на «среднего» родителя: не дифференцируют условия семейного воспитания по составу семьи, отношению родителей к воспитанию, их педагогическим возможностям, общей культуры, образования, возрасту.Как же можно узнать, (изучить) своеобразие условий жизни каждой семьи, возраста родителей, уровня подготовленности в вопросах воспитания?Анкетирование родителей «Социальный статус семьи»Анкетирование родителей по определенной теме «Ваши взаимоотношения с детьми», «Стоит ли наказывать ребенка», «Культура поведения»Тестирование родителей «Какой Вы родитель», «Мой стиль воспитания ребенка в семье», «Почему ваш ребенок часто болеет»Индивидуальные беседы с родителями «Игрушки в жизни детей », «Проблемы компьютерной зависимости », «Рациональное питание, профилактика авитаминоза »Наблюдение за ребенком в сюжетно-ролевой игре «Семья» - Чем младше ребенок, тем сложнее у него узнать, что он чувствует, думает, как воспринимает свои отношения с родителями, сестрами, братьями и другими близкими людьми.Понаблюдав за его игрой, и вам многое станет понятно. В игре ребенок моделирует и отражает значимые для него социальные и межличностные отношения. Наблюдая за развитием игрового сюжета, связанного с семьей, можно увидеть развернутую картину внутри семейной жизни «глазами ребенка». Игра может выявить реальные переживания ребенка, личностный смысл изображаемых в ней событий, уже сформированные способы разрешения конфликтных ситуаций, его отношение к родительскому стилю воспитания, в частности к методам воздействия на него - поощрениям и наказаниям. Наблюдение за игрой позволит также определить, на какие морально-этические эталоны и ценности ориентируется ребенок, какие поло-ролевые образцы приняты им как основа для подражания.Наблюдение воспитателя за взаимоотношением родителей и детей во время приема и ухода детей.Только всестороннее изучение каждой конкретной семьи, знание ее особенностей стиля воспитательной деятельности, а также того, что хотят найти для себя родители в общении с педагогом позволит осуществить индивидуальный подход к ребенку и его родителям.2. Общение. Начало дня для каждого человека как ребенка, так и взрослого, оказывает огромное значение. В отношении дошкольников, переоценить значение утра просто невозможно: от того, как проходит пробуждение, утренний туалет, завтрак, зависит настроение на весь последующий день. В ряд этих непременных атрибутов утра добавляется еще один этап - поход в детский сад., где ребенка встречают воспитатель и сверстники.Утренний прием в ДОУ — это процесс передачи ребенка воспитателю или заменяющего его человеку лично, это своего рода начало рабочего дня маленького человека, которое организуется не самим малышом, а взрослыми: родителями и конечно, педагогам. Вот почему тонкостям организации приема мы, педагоги, должны уделять особое внимание.Продуманное и хорошо организованное проведение утреннего приёма детей имеет большое значение в режиме дня. Утренний прием в детском саду во многом зависит от того, как встретили ребенка взрослые и дети. Доброжелательная интонация, хорошее настроение воспитателя передается детям: «Здравствуйте, мы рады видеть вас. До свидания, завтра ждем вас снова. Будем рады видеть вас». Если ребенка встретили ласковыми словами, доброжелательно, то у ребенка будет добрый настрой на дальнейшее пребывание в детском саду. Задание № 1 «Приветствие»Какие слова вы скажете ребенку при утренней встречеПервая минутка утренней встречи может начинаться с похвалы, доброго, ласкового слова под приятную музыку. Можно предложить ребенку зайти в группу необычно «полететь как листочек к другим детям-листочкам» или «покружиться как снежинка» под музыку или использовать символы приветствия: помахай, потанцуй, дай «пять», покружись, обнимись. Это игровое перевоплощение придаст положительные эмоции и детям, и воспитателям.3. Открытость образовательного процесса. Отношения дошкольного учреждения с семьей должны быть основаны на сотрудничестве и взаимодействие при условии открытости детского сада. Родители могут значительно разнообразить жизнь детей в дошкольном учреждении, внести свой пассивный вклад в образовательную работу.В ДОУ вся информация о деятельности дошкольного учреждения открыта и доступна родителям. Этому способствует своевременное оповещение о проводимых мероприятиях через различные информационные приемы, такие как: информационные стенды, объявления о предстоящих мероприятиях, дни открытых дверей, образовательные сайты, социальные сети, компьютерные презентации.Наглядно-информационные формы взаимодействия: выставки детских работ, фотоотчеты, представленные в виде стенгазеты или слайд-шоу, видеофильмы. Имея страничку в социальной сети «В контакте» родители и педагоги могут неформально общаться, обмениваться новостями, фотографиями, предлагать и обсуждать совместные идеи, акции, проекты, мероприятия ДОУ и группы.Задание № 2 «Жизнь нашей группы»Составьте информационное сообщение родителям о предстоящей выставке поделок «Зеленная красавица», «Мастерская Деда Мороза», «Хоровод снеговиков»Составьте письменное приглашение о предстоящем мастер-классе для родителей «С ребенком на кухне», «Дома не скучаем вместе мы играем», «Нетрадиционная техника рисования»Данная работа позволяет объективно увидеть деятельность педагога. Цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьей - установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.4. Вовлечение родителей в образовательный процессФГОС предполагает не только взаимодействие, но и непосредственное вовлечение родителей в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов на основе выявления потребностей семьи. Возникает вопрос: в чем отличие вовлечения родителей в образовательный процесс от процесса взаимодействия? Вовлечение рассматривается нами в контексте активного участия пап и мам в различных мероприятиях ДОУ как составляющая взаимодействия. Родители могут привлекаться к разным формам деятельности.Вовлечение родителей в образовательный процесс ДОУ имеет огромное значение в реализации образовательной Программы дошкольного образования. Вовлечение семьи в воспитательно – образовательный процесс способствует улучшению эмоционального самочувствия детей, обогащению воспитательного опыта родителей, повышению их родительско-педагогической компетентности. Выставки - «Тайные дары природы», «Пуговичный мир», «Бумажная фантазия» Конкурсы - «Мастерская Деда Мороза», «Мама - суперзвезда», «Платье из бросового материала», Участие в образовательной деятельности - «Один день из жизни детского сада»праздники – «В гостях у осени», «Волшебство у новогодней елки», «Весенняя капель»проекты - «Моя семья», «Далекие космические дали»«Семейный театр». Родители под руководством воспитателей выбирают сказочный сюжет, ишут сценарий, распределяют роли, изготавливают декорации и костюмы. Спектакль с участием детей и членов их семей может быть проведен как часть праздника, досуга или родительского собрания.«Творческие гостиные» - предполагают взаимодействие, где родителям и детям отводятся ведущие роли, им принадлежит главная инициатива. Педагог, выполняющий роль консультанта, помогает родителю необходимыми сведениями и обучает его необходимым умениям, приемам взаимодействия с ребенком. В ходе «Творческой гостиной» дети и родители создают индивидуальные или коллективные работы. Через «творческие гостиные» можно формировать у родителей потребность в общении с ребенком, повышать педагогические знания у родителей, помогать родителям осознать, что дошкольный период детства является базовой ступенью в развитии личности ребенка. «Мастерим из бумаги. «Рыбка в аквариуме» -квиллинг», «Роспись пряников», «Создание украшений»«Гость группы» -является одной из эффективных форм работы с семьями воспитанников, где родители – не пассивные зрители, а активные участники. Такие встречи всегда приносят много положительных эмоций, и благотворно сказываются на развитие детей, позволяют познакомить воспитанников с разнообразными видами профессиональной деятельности взрослых, их хобби и увлечения, внести в жизнь воспитанников радость от общения, а также привить детям определенные культурные ценности.Задание № 3 «План взаимодействия»Составьте план совместных мероприятий с родителями на учебный годСовместная деятельность родителей, педагогов и детей положительно влияет на воспитанников. Дети активных родителей становятся увереннее в себе, задают больше вопросов о семье, о детском саде, проявляют инициативу в тех вопросах, где видят интерес и активность своих родителей. Ребенок чувствует себя ближе, роднее по отношению к воспитателю, так как видит тесное общение педагога с его родителями, эмоциональный подъем, желание быть в саду в центре всех игр и занятий.5. Создание развивающей предметно-пространственной среды. В соответствии с ФГОС ДО воспитательно - образовательная деятельность должна строиться с учётом принципа интеграции образовательных областей. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов. Интегративным результатом реализации указанных требований является создание развивающей предметно-пространственной среды.Развевающая предметно-пространственная среда – одно из основных средств, формирующих личность ребенка, источник получения знаний и социального опыта. Именно в дошкольном возрасте закладываются фундамент начальных знаний об окружающем мире, культура взаимоотношений ребёнка со взрослыми и сверстниками. Раскрывая возможности и значимость предметно пространственной среды в жизни детей дошкольного возраста, воспитатель предлагает родителям быть непосредственными участниками, создающими предметно-развевающею среду. Объясняя назначение зон развития, раскрывая их цели и задачи, мы непосредственно вовлекаем родителей в этот процесс. Индивидуальный и дифференцированный подходы оказываются наиболее эффективными.Для экологического центра, совместно с детьми и родителями можно организовать сбор природного и бросового материала для создания макетов, пополнить уголок различными колбами, емкостями для определения объема, различными видами часов (песочными, электронными, механическими), компасами, биноклями, лупами.Родители могут оказать помощь в сборе подручных материалов для изготовления игровых пособий в центр дидактических игр, в частности в центр математики, развития речи, сенсорики для изготовления пособий на развитие мелкой моторики, тактильного восприятия, речевого дыхания.Для центра спорта можно предложить создать игровые пособия для развития ловкости рук, изготовлению пособия по зрительной и дыхательной гимнастике, для профилактики плоскостопия, атрибуты для подвижных игр.Большую помощь родители могут оказать при изготовлении игрушек. Сшить костюмы, создать атрибуты к сюжетно -ролевым играм.(продукты питания- вязанные, сшитые из фетра).Для центра музыки и театра шумовые музыкальные инструменты, изготовленные своими руками, Вязанный пальчиковый театр, театр из стаканчиков и многое другое.Задание № 4 «Развивающая среда»Поделитесь своим опытом, что сделано ваши родители для создания предметно пространственной среды вашей группыСозданная в детском саду предметно пространственной среды влияет на развитие ребенка, способствует его всестороннему развитию и обеспечивает его психическое и эмоциональное благополучие.6. Благодарность родителям. И еще об одном моменте в системе работы с родителями хотелось бы сказать. Каждый человек, сделав какую-нибудь работу, нуждается в оценке своего труда. И в этом нуждаются наши родители. «Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в добродетельных намерениях», -писал Ф. Ларошфуко.Задание № 5 «Благодарность»Какую форму благодарности вы выберите и какие слова скажите родителям: За проведенный мастер-классЗа помощь в создании развевающей предметно пространственной среды группыЗа помощь в зимний период7. Совместный досуг. Совместный досуг детей и родителей – одна из форм сотрудничества детского сада и семьи, это не только взаимная радость, но и часть воспитательного процесса. Во время совместных праздников, соревнований, встреч устанавливаются теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми.Программа досуга на выходные может содержать посещение театра, океанариума, музея, зоопарка, выставок, мастер-классов и многое другое.Задание № 6 «Нескучные выходные»Предложите родителям программу совместных мероприятий на выходной день, которые можно посетить в нашем городеВзаимодействие родителей и детского сада редко возникают сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого неуклонного следования к цели. Главное, не останавливаться на достигнутом, продолжать искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков и мир, который он создаёт вокруг себя.