Зима в моем городе
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Зима в моем городе
Автор: Киселева Елизавета Петровна
Проект по экологическому воспитанию для детей второй младшей группыПаспорт проекта Название проекта: «Зима в моем городе»Тип проекта: познавательный, практико-информационный. Вид проекта: краткосрочный, групповой. Срок реализации: декабрь - февральУчастники проекта: дети 2 младшей группы, педагоги группы, родители воспитанников. Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное, речевое, художественно – эстетическое, физическое. Проблема: Все дети любят зиму, но по проведённому опросу оказалось, что дети путают названия времен года; почему времена года сменяют друг друга; что было бы, если бы зимой не было снега. Актуальность:Зимний период дает возможность стимулировать интерес детей и взрослых к совместной деятельности (игры, забавы, эксперименты, Новый год и т. д., ребенок активнее накапливает опыт, усваивает знания, устанавливает причинно – следственные связи в результате непосредственного общения с природой и разговоров со взрослыми. Именно поэтому у ребенка можно заложить основы понимания и взаимосвязи объектов и явлений природы. Цель проекта: формирование знаний у детей о живой и неживой природе в зимний период. Задачи проектаДля детей: Образовательные: - расширять представления детей о сезонных изменениях в природе (изменение погоды, растений зимой, поведение зверей и птиц); - формировать исследовательский и познавательный интерес в ходе экспериментирования с водой и снегом (свойства); - формировать представления о безопасном поведении зимой во время прогулки. Развивающие: - знакомить с пословицами, поговорками, приметами; - развивать память, речь, умение составлять небольшие описательные рассказы о зиме; - творческие способности: умение раскрашивать, рисовать, лепить, наклеивать изображения из готовых форм; - проводить с помощью взрослого простейшие опытыВоспитательные: - воспитывать бережное отношение к своему здоровью, здоровью других детей (опасно есть снег, сосать сосульки); - воспитывать бережное отношение к природе, умение замечать красоту зимней природы. Для родителей: - содействовать установлению партнерских отношений родителей и педагогов в вопросах воспитания и образования детей; - привлекать родителей к развитию познавательной сферы ребенка через совместную деятельность; - расширять представления родителей об объектах живой и неживой природы родного края. Для педагогов: - реализация обучающих, развивающих, воспитательных задач через освоение детьми образовательных областей по теме проекта; - сбор информации и художественной литературы по теме проекта; - пополнение предметно - развивающей среды по теме проекта, систематизация собранного материала. Формы работы С детьми: Организованная образовательная деятельность. Беседы. Наблюдения. Дидактические, словесные игры. Подвижные игры. Чтение художественной литературы. Продуктивные виды деятельности. Прослушивание аудио записей, просмотр видео материалов.Опытно - экспериментальная деятельность. С родителями: Консультации. Индивидуальные беседы. Памятки. Совместные прогулки на природу (дети и родители). Совместное участие родителей и детей в творческих конкурсах.Этапы реализации проекта 1.Подготовительный этап: - определить проблему; - выявить первоначальные знания детей по теме проекта для постановки цели и задач проекта; - проинформировать и заинтересовать родителей; - донести до участников проектаважность данной темы: (формирование элементарных правил безопасного поведения во время прогулок в зимнее время года); - организовать предметно-развивающую среду в группе, создать условия для эффективной реализации проекта: (сбор информации, подбор художественной литературы, наглядного материала, материалов для экспериментирования, подбор дидактических и подвижных игр; аудио и видео материалов); - оформить презентацию по теме проекта: «Следы на снегу», «Зимние забавы»; «Зимние виды спорта». 2.Основной этап: Представляет собой внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приёмов по расширению знаний младших дошкольников о характерных особенностях зимнего времени года. На данном этапе необходимо обеспечить включение каждого ребенка в практическую деятельность для достижения высокого уровня знаний, умений, навыков. В разнообразных видах деятельности происходит накопление и обогащение знаний детей.Интеграция всех образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, социально – коммуникативное развитие, физическое развитие.ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТАПодготовительный:Беседа «Что ты знаешь о зиме?». Цель: Выявить уровень знаний детей Оформление уголка книги (подбор книг по теме). Цель: Расширить представления о времени года. Наблюдение за явлениями природы. Подбор консультаций для родителей. Обсуждение темы проекта, форм взаимодействия родителей и детей дома. Рекомендации музыкального специалиста о произведениях по теме, согласно возраста. Основной: 1.Беседы: Беседа: «Здравствуй, Зимушка -зима!»; «Мороз и солнце – день чудесный!». Цель: расширять представления детей о характерных особенностях зимнего периода. Беседа: «Зима в лесу» Цель: расширять представления детей о характерных особенностях зимней природы в лесу. Беседа: «Жизнь диких и домашних животных зимой». Цель: формировать представление о простейшей взаимосвязи между животными и явлениями окружающего мира. Беседа: «Зима, зима – веселится детвора!» Цель: расширять представления детей о зимних забавах; развивать разговорную речь, воображение, память; воспитывать любовь к окружающему миру. Беседы: (ОБЖ) «Как вести себя на улице зимой?»; «Когда на улице мороз отморозить можно нос»; «Скользкая дорога»; «Не ешь снег – можешь заболеть!».Цель: детей с правилами безопасности и поведения на прогулке в зимний период. Формировать основы здорового образа жизни. 2.Ситуативный разговор: «Чем тебе нравится зимнее время года?», «Какой бывает снег», «Вспомни и назови героев Новогоднего праздника», «Почему зимующие птицы так называются?», «Почему деревья зимой «голые»?», «Назови зимние спортивные игры»; Сравнить: образы двух героинь в сказке «Морозко» - ленивицы и падчерицы. 3. Рассматривание картин и сюжетных иллюстраций о зиме. (Шишкин «Зима в лесу»; «Зимние забавы», «Новогодний праздник». Цель: показать детям, что зима – красивое время года; зимой не только можно любоваться красотой зимнего пейзажа, но и принимать активное участие в зимних развлечениях. Поощрять желание детей по собственной инициативе или по просьбе воспитателя рассказывать об изображённом на картине, развивать речь детей. 4.Чтение и разучивание стихов о зиме: Цель: знакомить детей с поэзией зимы; учить внимательно слушать литературный текст, повторять фразы за воспитателем; развивать речь, память; воспитывать любовь к стихам. 5.Чтение художественной литературы: «Зимние гости», «Снег идет», «Морозко», «Рукавичка», «Снегурочка», «Метель», «Снеговик», «Госпо жа Метелица», «Зимовье зверей», «Охотник и Чукля». Цель: формирование интереса к потребности в чтении. 6.Разучивание пальчиковых игр: «Снежная баба», «Варежка», «Домок-теремок», «Зима», «Ручки греем». Цель: развитие мелкой моторики пальцев рук. Активизировать словарный запас детей. 7.Словесные игры: «Назови ласково», «Кто кем будет?», «Один -много». 8.Потешки: «Валенки», «Как на горке - снег, снег.». 9.Загадки: - о времени года «Зима» - о погодных явлениях. 10.Дидактические игры: «Разрезные картинки», «Угадай по описанию», «Собери снеговика», «Зимние слова», «У кого что», «Чудесный мешочек». 11.Исследовательская деятельность: - проведение опытов и экспериментов (с водой, снегом, льдом) «Что будет с водой, если вынести на мороз?», «Почему снежинка на ладони тает»; «Цветной снежок». «Цветной лед». - Рассматривание снежинок при свете фонарей в вечернее время (разные формы, блеск и красоту). Цель: продолжать проводить опыты и знакомить детей со свойствами и особенностями воды, снега и льда; воспитывать интерес к окружающему миру, умение замечать и радоваться красоте и необычности в природе. 12.Сюжетно-ролевые игры: «Оденем куклу на прогулку», «Идём в магазин за подарками». «Путешествие в зимний лес» Цель: Помогать детям объединяться для игры. Развивать умение соблюдать в ходе игры элементарные правила. 13.Театрализованная деятельность: инсценирование сказки «Заюшкина избушка» с использованием масок -Консультации: «Одежда и обувь ребенка на зимней прогулке»; «Витамины зимой!»; «Часто болеющие дети» Цель: показать родителям, что одежда и обувь ребенка должна соответствовать погоде; значимость витаминов для детей в зимнее время года; развивать желание заботиться о здоровье ребенка. -Индивидуальные беседы: «Почему так важны зимние прогулки?» Цель: формировать интерес к здоровому образу жизни. -Папки –передвижки: «Что мы знаем о зиме», «Заблуждения о морозной погоде», «Как интересно провести зимой прогулку с ребёнком?» Цель: формировать интерес к зиме; показать, что зима – самое прекрасное время года. -Памятки для родителей: «Зимние травмы»; «Осторожно, гололед!»; «Первая помощь при обморожениях». Цель: показать родителям как важно соблюдать осторожность во время прогулок зимой; формировать представления о первой помощи при обморожениях в зимний период, к чему может привести неоказание вовремя мед. помощи. -Акции в организации помощи: Помощь в изготовлении атрибутов: для сюжетно – ролевой ,театрализованной игры: сшить или связать зимнюю одежду для куклы; изготовление масок. - Участие в акции «Птичья столовая» Цель: привлечение родителей к изготовлению кормушек для птиц, укрепление детско-родительских отношений. - Постройка родителями снежных фигур на участке. Цель: развивать желание заботится о своих детях; укрепление детскородительских отношений. - Посещение зимних развлекательных площадок поселка для совместных прогулок с детьми. Цель: формировать интерес к здоровому образу жизни; укрепление детскородительских отношений. - Наглядный стенд: Помощь в оформлении выставки иллюстрационного материала на тему: «Зима в моем городе» Цель: Привлечь родителей к активному участию в проекте. 1.Прослушивание аудиозаписи: «Звуки природы»; «Зимний лес», «Времена года. Зима». Цель: учить внимательно слушать музыкальные произведения. 2. Пение песен о зиме Цель: упражнять в пении естественным голосом, чётко проговаривать слова 3.Музыкально-дидактические игры: «Мы снежинки» - развиваем плавные движения «Полетаем, как птички» – ритмичные движения под музыку Музыкально-ритмичные упражнения (катание на лыжах, на санках, на коньках). Цель: учить двигаться соответственно музыки 4.Рисование: «Падает, падает снег»; «Бусы для ёлочки»; «Украсим варежку комиорнаментом» Цель: развивать моторику рук. Закреплять умение рисовать прямые линии, мазки; снег с помощью ватной палочки; развивать аккуратность; воспитывать любовь к родному краю. 5. Раскрашивание «зимних» силуэтов Цель: развивать моторику рук, продолжать учить раскрашивать 6.Лепка: «Снежинка» (плоскостная, «Дед Мороз», «Снегурочка» Цель: учить детей делить пластилин на несколько частей разных размеров, закрепить умение использовать знакомые приёмы лепки. Развивать моторику рук.7.Аппликация: «Снеговик в гостях у детей» «Снежинки сестрички» (с элементами рисования) Цель: учить располагать и наклеивать готовые формы на листе бумаги; дорисовывать детали. 8.Конструирование: «Санки для зверят». «Помощь матрешкам» Игры со строительным материалом Цель: учить детей строить из деталей конструктора; различать длинную и короткую грань. Воспитывать желание выполнять постройку по образцу, схемам; развивать творческие способности. 9.Физическое развитие: Прогулки на свежем воздухе: катание на санках, ледянках с горки, обыгрывание снежных построек. Подвижные игры: «Салки-приседалки», «Снежок - летунок», «Зайка беленький сидит», «На земле снежок лежит», «Два мороза»; «Бездомный заяц», «Мы скатаем снежный ком», «Целься вернее!» - игры в снежки. Цель: развивать стремление у детей играть в подвижные игры, способствующие совершенствованию основных движений (ходьба, бег, бросание); воспитывать желание играть дружно и весело. 10.Дыхательные упражнения: «Сдуй снежинку!», «Пузырь», «Хлопушка». 11.Использование компьютерных технологий: (презентации) «Следы на снегу», «Зимние забавы»; «Зимние виды спорта». Цель: развитие познавательного интереса, любознательности. 12.Просмотр мультфильмов: «Зима в Простоквашино», «Барбарики», «Смешарики» - зимние серии Цель: Создать радостное настроение у детей от просмотра мультфильмов 13.Составление мнемотаблицы: Тема: «Зима» Цель:Систематизировать знания детей.Заключительный Экскурсия по экологической тропе детского сада. Цель: Систематизировать и обобщить знания и представления о зимних природных явлениях, забавах, праздниках. Развивать положительные эмоции, дружелюбие. Разработаны рекомендации для родителей по теме проекта. Изготовление творческих работ для участия во Всероссийском конкурсе "Идет волшебница-зима" 3.Заключительный этап: • Презентация результатов продуктивной деятельности. • Совместное участие во Всероссийском творческом конкурсе «Идет волшебница зима» • Систематизация материала и создание папки по лексической теме «Зима». Ожидаемые результатыДля детей 1.Сформирована система знаний: - зимних явлениях и сезонных изменениях в природе (изменения в погоде, растений зимой, жизни зверей и птиц); - зимних забавах, играх, праздниках; - безопасном поведении зимой во время прогулок. 2.Развит интерес: - творческой, познавательно - исследовательской деятельности; - наблюдению за объектами и явлениями природы. 3.Имеется представление: - здоровом образе жизни; - бережном отношении к природе. Для родителей1. Интерес родителей воспитанников к совместным проектам и мероприятиям; 2. Проводят с детьми наблюдения в природе; 3. Пресекают попытки жестокого обращения с объектами природы. 4. Подведение итогов конкурса, оформление грамот и благодарностей за участие в конкурсе. Для педагогов 1. Созданы необходимые условия по формированию целостного представления о зиме; 2. Объединение усилий для развития познавательного интереса к природе родного края. 3. Установление партнёрских отношений с семьёй каждого воспитанника. Проект«Зима в моем городе»