Развитие функциональной грамотности на уроках русского языка.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Развитие функциональной грамотности на уроках русского языка.
Автор: Гаврилова Тамара Николаевна

Развитие функциональной грамотности на уроках русского языка. Проблема формирования функциональной грамотности школьников приобрела в последние годы особенную актуальность и значимость. Часто уровень сформированности функциональной грамотности определяют как индикатор общественного благополучия. С первых шагов школьного обучения деятельность детей становится общественно значимой и общественно оцениваемой. Именно со школой связан наиболее интенсивный и личностно значимый для каждого обучающегося этап становления его функциональной грамотности. Функционально грамотная личность – это личность, разбирающаяся в обществе и функционирующая в согласовании с социальными ценностями, ожиданиями и увлечениями.Основные свойства функционально грамотной личности: это человек независимый, постигающий, способный жить среди людей, располагающий определёнными свойствами, основными компетенциями (Изучать. Находить. Мыслить. Содействовать. Приниматься за дело).Функциональная грамотность включает в себя 4 вида грамотности: читательская, математическая, финансовая, естественнонаучная, а также креативное мыщление и глобальные компетенции.Словосочетание «читательская грамотность» появилось в контексте международного тестирования в 1991 г. В исследовании РISA «читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».Раскрыв понятие «читательская грамотность», можно сделать вывод, что для того, чтобы опереться на чтение как на основной вид учебной деятельности в школе, у выпускников школы должны быть сформированы специальные читательские умения, которые необходимы для полноценной работы с текстами.3 группы умений:Группа 1Учащиеся должны показать, что понимают, о чем говорится в тексте, определить тему и главную мысль; найти и выявить в тексте информацию, которая представлена в различном виде; сформулировать прямые выводы и заключения на основе фактов, которые имеются в тексте.Группа 2Учащиеся анализируют, интерпретируют и обобщают информацию, которая представлена в тексте, формулируют на ее основе сложные выводы и оценочные суждения.Группа 3Учащиеся используют информацию из текста для различных целей: решают учебно-познавательные и учебно-практические задачи без привлечения или с привлечением дополнительных знаний и личного опыта.Для того чтобы умения по этим трём группам были сформированы, детей нужно учить:различать свой личный опыт и реальность текста;отвечать на вопрос точно и кратко, не выписывать лишней информации;перепроверять свое понимание, обращаясь при этом к тексту;работать с иллюстрацией как с источником данных, которые можно извлечь самостоятельно;собирать ответ на вопрос из фрагментов информации, данных в разных предложениях;переформулировать вопрос и сообщения текста;использовать на уроках тексты из другой предметной области, чтобы ребенок учился свободно использовать средства и способы работы, которые освоил на разных предметах;выражать свои мысли письменно. Одним из видов функциональной грамотности, в рамках внешней оценки учебных достижений учащихся, является естественнонаучная грамотность, под которой понимается способность использовать естественнонаучные знания и доказательства, оценивать их достоверность, выявлять проблемы, прогнозировать возможные изменения и делать обоснованные выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека. Естественнонаучная грамотность человека отображает общий уровень культуры общества, в котором он живет, охватывая его способности к использованию естественнонаучных знаний; умению выявлять проблемы и делать обоснованные выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека. Понимание естественнонаучных явлений, умение их объяснять, описывать, оценивать, планировать исследовательскую деятельность, научно интерпретировать данные и доказательства являются основными компетентностями естественнонаучной грамотности. Креативное мышление – это умение творчески подойти к решению рутинной задачи. Творческое мышление немыслимо без воображения.Отметим некоторые характеристики процесса творческого мышления:Разнообразие идей.Любознательность.Нестандартность.Беглость мыслей.Метафоричность.Стрессоустойчивость. Перечисленные характеристики креативности способствуют движению вверх. Ведь развитое креативное мышление дает человеку новый способ действия в стандартной ситуации. А значит вселяет оптимизм и стремление развиваться. Глобальные компетенции- это способность ребёнка работать в одиночку или в группе для решения глобальной проблемы. Для этого важно уметь управлять своим поведением, эмоционально воспринимать новую информацию и быть открытым к ней. Глобальные компетенции подразумевают развитие аналитического и критического мышления, эмпатии и способности сотрудничать. Осознание глобальных проблем и межкультурных различий – ключ к построению уважительных отношений с представителями любой культуры и принятию человеческого достоинства как отдельного явления. Дети учатся осознавать, каким образом культурные, религиозные, расовые и другие различия влияют на взгляды окружающих. Способность понимать и принимать убеждения других людей — один из самых важных мягких навыков в современном мире. Сформированность языковой функциональной грамотности проявляется в:умении пользоваться фактами языка для реализации целей общения;соблюдении норм современного русского языка (орфоэпических, морфологических, словообразовательных, лексических, синтаксических и стилистических);– соблюдении этикетных норм, правил речевого поведения, характерных для конкретных социальных условий, регулирующих употребление тех или иных речевых единиц;умении с помощью языковых средств грамотно выражать собственные мысли, решать конфликты с помощью слова;умении работать с лингвистической информацией, применять полученные знания в жизни. Если мы проанализируем все вышеперечисленное, то придем к выводу, что эти умения и навыки перекликаются с УУД, которые являются требованиями ФГОС. Таким образом, если мы будем работать в соответствии с Приказом Министерства Образования науки и культуры РФ № 413 об утверждении Федерального Государственного образовательго стандарта среднего общего образования, мы и будем формировать языковую функциональную грамотность. Не изобретая ничего нового, лишь используя инновационные образовательные технологии, мы формируем функциональную грамотность, в том числе языковую. Добиться вышеперечисленных результатов поможет учителю использование современных инновационных технологий, которые позволят обучающимся саморазвиваться, самосовершенствоваться, самореализоваться путём осмысленного и деятельного усвоения нoвого социального опыта. В своей педагогической практике активно применяем РАЗЛИЧНЫЕ инновационные технoлогии: технологии проектно-исследовательской деятельности, технологии развивающего обучения, информационно-коммуникационные технологии, технологии проблемного обучения, игровые технологии, технологии критического мышления и другие. О них говорим и знаем мы все очень много, поэтому мы не останавливаемся на этом.Мы решили проанализировать УМК, по которому работает гимназия с позиции нашей темы. Анализ содержания заданий УМК по русскому языку М.М. Разумовской, С.И.Львова и др. позволяют сделать вывод, что курс «Русский язык» разработан в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта и нацелен на развитие функциональной языковой грамотности школьника, прежде всего, на основе освоения предметных знаний, понятий, ведущих идей предмета. В данной программе реализован коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий предъявление материала не столько в знаниевой, сколько в деятельностной форме. Усиление коммуникативно-деятельностной направленности курса русского языка, нацеленность его на метапредметные результаты в данном УМК является важнейшими условиями формирования функциональной грамотности (в том числе языковой), способности человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать. В авторском курсе усиливается речевая направленность. Теория приближена к потребностям практики; она вводится для того, чтобы помочь учащимся осознать свою речь, опереться на речеведческие знания как на систему ориентиров в процессе речевой деятельности, овладеть навыками самоконтроля. В учебниках русского языка (5-9 класс) под редакцией М.М. Разумовской содержание языкового и речевого материала подается в единстве. Теоретическую основу обучения связной речи составляют три группы понятий: 1. Признаки текста: смысловая цельность, относительная законченность высказывания (тема, основная мысль) и особенности его строения, связанные с развитием мысли (данная и новая информация, способы и средства связи предложений, членение текста на абзацы, строение абзаца).2. Стили речи: разговорный, научный, деловой, публицистический, художественный. 3. Функционально-смысловые типы речи, описание, повествование, рассуждение и их разновидности - описание предмета, описание места, описание состояния природы, описание состояния человека, оценка предметов, их свойств, явлений, событий, рассудение-размышлен ие, рассуждение-доказательство и т.д. Речевая направленность курса формирует и воспитывает у учащихся чуткость к красоте и выразительности родной речи, гордость за русский язык, интерес к его изучению и что не менее важно: владение нормами русского языка при его использовании в ЖИЗНИ . А это не что иное, как языковая функциональная грамотность, о которой сегодня мы и говорим. Кроме этого, на уроках мы используем изученный и апробированный нами дополнительный УМК, разработанный Р.Н. Бунеевым Е.В. Бунеевой, Л.Ю. Комиссаровой и другими авторами. К нашему сожалению, УМК исключен из Федерального перечня учебников, рекомендованных для преподавания и можно спорить о содержании программы, подбора языковых средств, но как дополнительный материал нас привлекают в нем: -принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации;- принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности учащегося (зона ближайшего развития); - принцип формирования потребности в творчестве и умений творчества. На своих уроках мы используем приемы, заложенные в учебнике, при введении новых знаний. Они основаны на технологии проблемно-диалогического обучения, которая позволяет заменить урок объяснения нового материала уроком открытия знаний. Данная технология разработана на основе исследований в двух самостоятельных областях – проблемном обучении (И.А. Ильницкая, В.Т. Кудрявцев, М.И. Махмутов и др.) и психологии творчества (А.В. Брушлинский, А.М. Матюшкин, А.Т. Шумилин и др.). Как в настоящем научном творчестве постановка проблемы идет через проблемную ситуацию, так и на уроке открытия новых знаний постановка проблемы заключается в создании учителем проблемной ситуации и организации выхода из нее одним из трех способов: 1) учитель сам заостряет противоречие проблемной ситуации и сообщает проблему; 2) ученики осознают противоречие и формулируют проблему; 3) учитель диалогом побуждает учеников выдвигать и проверять гипотезы. Приём «Лингвистическая сказка»Формируем умение извлекать необходимую информацию из прослушанного текста, применять её как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа. Можно   пригласить на урок сказочных персонажей и удивлять их своими познаниями, можно стать капитанами и отправиться на паруснике в Страну Ошибок спасать безударную гласную.Приём «Письмо с дырками (пробелами)».Для формирования читательского умения интегрировать и интерпретировать сообщения текста рекомендуется этот прием. Он подойдет в качестве проверки усвоенных ранее знаний и для работы с параграфом при изучении нового материала.Знакомство с порядком морфологического разбора имени существительного. Составление рассказа о существительном по опорным словам. (6 класс)1) Имя существительное обозначает…Отвечает на вопросы…Начальная форма имени существительного - … падеж…числа.2) Имена существительные имеют следующие постоянные признаки:… или ….… или …Относятся к … или …, или … роду, к … , или … , или ….. склонению.Имена существительные имеют следующие непостоянные признаки:….Существительные изменяются по … и … .3) В предложении имя существительное может быть как …, … , … , … , … .Имя существительное не является членом предложения, если… .Прием «Верите ли вы, что…»Формируем умения: связывать разрозненные факты в единую картину; систематизировать уже имеющуюся информацию. Этот прием может стать нетрадиционным началом урока и в то же время способствовать вдумчивой работе с текстом, критически воспринимать информацию, делать выводы о точности и ценности информации. Учащимся предлагаются утверждения, с которыми они работают дважды: до чтения текста параграфа учебника и после знакомства с ним. Полученные результаты обсуждаются.Используется, например, при знакомстве с причастием (6 класс):Причастие - это самостоятельная часть речи.Причастия совмещают в себе признаки глагола и прилагательного.Причастия бывают 1 и 2 спряжения.Причастия бывают совершенного и несовершенного вида.Причастия могут быть действительными и страдающими.Действительные причастия могут иметь краткую форму.Причастие с зависимым словом называется причастным оборотом.Вопросы на знание текста А. Платонова «Юшка»Напротив вопроса поставьте «Да» или «Нет»Прием «Ассоциация»Описание: К теме или конкретному понятию урока нужно выписать в столбик слова-ассоциации. Выход будет следующим:
  • если ряд получился сравнительно правильным и достаточным, дать задание составить определение, используя записанные слова; затем выслушать, сравнить со словарным вариантом, можно добавить новые слова в ассоциативный ряд;
  • оставить запись на доске, объяснить новую тему, в конце урока вернуться, что-либо добавить или стереть.
  • Пример. Тема «Частица как часть речи» (7 класс).Ассоциации: служебная часть речи, смысловые оттенки, чувства, эмоции, формы слов.Выводится определение: частица – это часть речи, которая служит для выражения смысловых оттенков слов и целых высказываний или для образования форм слов.Происходит вызов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, мотивация для дальнейшей работы.Прием «Составление кластераКластер является приемом графической систематизации материала. Этот прием формирует умения выделять смысловые единицы текста и графически оформлять в определенном порядке в виде грозди, компонуя материал по категориям.Кластер оформляется в виде грозди или модели планеты со спутниками. В центре располагается основное понятие, мысль, по сторонам обозначаются крупные смысловые единицы, соединенные с центральным понятием прямыми линиями. Это могут быть слова, словосочетания, предложения, выражающие идеи, мысли, факты, образы, ассоциации, касающиеся данной темы. И уже вокруг «спутников» центральной планеты могут находиться менее значительные смысловые единицы, более полно раскрывающие тему и расширяющие логические связи. Приём «Опорный конспект» или «Конкурс шпаргалок»Для формирования читательского умения находить и извлекать информацию из текста предлагаем задания, в которых требуется работать с графической информацией: извлекать информацию, ориентируясь на слова (подписи под рисунками, названия столбиков диаграммы, название таблиц, схем); понимать язык графика, схемы, диаграммы.Технология приема:  Составить опорный конспект по изучаемой теме и «озвучить» его.Принять участие в «конкурсе шпаргалок».Конкурс шпаргалок — форма учебной работы, в процессе подготовки которой отрабатываются умения «сворачивать и разворачивать информацию» в определенных ограничительных условиях. Проводится этот конкурс так. В начале изучения темы учитель объявляет начало конкурса и оговаривает его условия. Ученик может отвечать по подготовленной дома «шпаргалке», если:1) «шпаргалка» оформлена на листе бумаги форматом А4;2) в шпаргалке нет текста, а информация представлена отдельными словами, условными знаками, схематичными рисунками, стрелками, расположением единиц информации относительно друг друга;3) количество слов и других единиц информации соответствует принятым условиям (например, на листе может быть не больше 10 слов, трех условных знаков, семи стрелок или линий).Лучшие «шпаргалки» по мере их использования на уроке вывешиваются на стенде. В конце изучения темы подводятся итоги.Приём «Корзина» идей, понятий….Описание: Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний, он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске - корзина, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.Обмен информацией проводится по следующей процедуре:1. Задается прямой вопрос о том, что известно ученикам по той или иной проблеме.2. Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по той или иной проблеме (1-2 минуты).3. Затем происходит обмен информацией в парах или группах (не более 3 минут).4. Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей).5. Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в «корзинке» идей (без комментариев), даже если они ошибочны. В корзину идей можно «сбрасывать» факты, мнения, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока. Далее в ходе урока это может быть связано в логические цепи.6. Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации.Например, учитель ставит перед детьми проблему:- Напишите за 1 минуту, что вы знаете о правописании парных согласных по глухости-звонкости на конце слова?(б-п, д , з-с, ж-ш, в  -  ф, г - к; проверяются способом «один - много»)-  Обмен информацией в группах.- Сбрасывание информации в корзину, запись на доске или ватмане.Обсуждение собранной информации. Обобщение, вывод (чтобы правильно написать слово со звонким или глухим согласным, нужно слово изменить или подобрать однокоренное, чтобы после согласного стоял гласный)- Какое слово может быть лишним? Почему?морозснегснежкихолод- (Снежки. Есть парный согласный, но он в середине слова).- Подумайте, можно ли наш способ проверки применить к таким словам?Приём «Лови ошибку»Описание: универсальный приём, активизирующий внимание учащихся.Формирует: умение анализировать информацию; умение применять знания в нестандартной ситуации; умение критически оценивать полученную информацию.Учитель предлагает учащимся информацию, содержащую неизвестное количество ошибок. Учащиеся ищут ошибку группой или индивидуально, спорят, совещаются. Придя к определенному мнению, группа выбирает спикера. Спикер передает результаты учителю или оглашает задание и результат его решения перед всем классом. Чтобы обсуждение не затянулось, заранее определите на него время.Прием «Мозаика». «Реставрация текста»Сложение целого текста из частей. Эффективен при изучении, например, в 5 классе тем: “Текст”, “ Тема текста”.Текст разделяется на части (предложения, абзацы).Ученикам предлагается собрать текст из разрозненных частей, разложив их в правильной последовательности. В качестве варианта выполнения задания ученики могут предложить несколько различных путей последовательного соединения.В случае необходимости ученики могут вносить в текст небольшие коррективы, добавляя скрепляющие фразы, переходы.Приём «Тонкий и Толстый вопрос».Это приём из технологии развития критического мышления используется для организации взаимоопроса.Стратегия позволяет формировать:
  • умение формулировать вопросы;
  • умение соотносить понятия.
  • Тонкий вопрос предполагает однозначный краткий ответ.Толстый вопрос предполагает ответ развёрнутый.После изучения темы учащимся предлагается сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса», связанных с пройденным материалом. Затем они опрашивают друг друга, используя таблицы «толстых» и «тонких» вопросов.Таблица «Толстых» и «Тонких» вопросов может быть использована на любой из трёх фаз урока: на стадии вызова – это вопросы до изучения темы, на стадии осмысления – способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при размышлении – демонстрация понимания пройденного.Приём «Синквейн» (от англ. «путь мысли») имеет определённую схему, по которой мы раскрываем суть понятия, определения, правила.Синквейн – это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк. Пишется оно по определённым правилам:1 строка – одно существительное, выражающее главную тему синквейна;2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль;3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы;4 строка – фраза, несущая определённый смысл;5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).Тема «Причастие»
  • Причастие
  • Особенное, значимое
  • Склоняется, описывает, обозначает
  • Соединяет признаки глагола и прилагательного
  • Часть речи
  • Приём творческих работ (сочинение-рассуждение, сочинение-миниатюра, сочинение-рассказ, сочинение-описание).Прием ПОПС-формула. Данный прием помогает прояснить обучающимся свои мысли, а также сформулировать и предоставить свое мнение в четкой и сжатой форме.Предлагается написать четыре предложения, отражающие следующие четыре момента ПОПС – формулы:П – позицияО – объяснение (или обоснование)П – примерС – следствие (или суждение)
  • Я считаю, что…/ Мне кажется, что…/ Я согласен с …/ На мой взгляд… — эти формулировки помогают высказать собственное мнение по заданной проблеме.
  • Потому что…/ Так как… — на этом уровне ПОПС-структуры дети приводят всевозможные аргументы, подтверждающие предыдущее суждение. Основной вопрос, на который учащиеся отвечают в данном блоке: почему ты так считаешь?
  • Например…/ Я могу доказать это на примере… — чтобы подтвердить уверенность в своих словах, школьникам следует привести не менее трёх примеров, основываясь на теоретических знаниях или на собственном опыте. Важно быть убедительным на этой стадии ответа.
  • Таким образом…/ Поэтому…/ Исходя из вышесказанного… Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…— эти выражения помогают организовать мысли для подведения итога, окончательных выводов.
  • Для урока литературы ПОПС-формула удобна на этапе подготовки к сочинению.Пирамидальное письмо.1.О чём этот рассказ? (1 слово).2.Характер рассказа. (2 прилагательных).3.Место и время действия (3-4 слова).4. Главные события в рассказе (5-6слов).5. Главные герои, какие они? (7-8 слов).6.Что вы чувствовали, когда читали начало, середину и конец рассказа? (8-9 слов).7.О чём этот рассказ? (1 предложение).8. Ваше мнение (10-12слов). ЗаключениеТаким образом, уроки русского языка и литературы школьного курса обучения содействуют развитию функциональной грамотности у обучающихся путем- формирования знаний о правилах, нормах чтения, письма, общения, создания текста;- развития умения видеть орфографическую и пунктуационную задачу и решеть ее при помощи обращения к учебнику или справочнику;- создание ситуаций свободного использования освоенных навыков чтения и письма для понимания и преобразования текста;- развитие универсальных способов деятельности – различных аналитических умений;- создание ситуаций формирования опыта решения функциональных проблем.В аспекте формирования функциональной грамотности большое значение имеют комплексная работа с текстом, лингвистический анализ текста, работа с текстами-миниатюрами и другие виды работ, которые при этом являются наиболее результативными формами организации работы на уроке. Нужно отметить, что написание сочинений-рассуждений, сжатых изложений, различных видов диктантов также способствуют развитию функциональной грамотности.Своеобразной оценкой уровня развития функциональной грамотности у школьников становится итоговое собеседование в 9 классе. Выбирая самостоятельно тему для монолога и диалога, форму ответа (описание, повествование, рассуждение) (задание 3-4) обучающийся оценивает свои знания и возможности, рефлексирует.Интерес к изучению предметов «Русский язык» и «Литература» активизируют нестандартные формы проведения занятий. А если школьник мотивирован, значит, учится и развивается, что является основным индикатором формирования функциональной грамотности.В заключение хочется отметить, что Федеральные государственные образовательные стандарты во много определяют условия для развития функциональной грамотности у школьников, поскольку ориентируют учителя на выстраивание процесса обучения и воспитания таким образом, чтобы ребенок учился учиться, был коммуникабельной, креативной, творческой личностью.Список использованных источников и литературы1. Алексеева Е. Е. Психологические особенности семейного воспитания ребенка с проблемами в развитии Текст / Е. Е. Алексеева // Дошкольная педагогика. 2014. № 3. С. 56-57.2. Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/ Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В.- 2-у изд., дораб. – М.:Просвещение, 2011-223 с.3. Епонешникова Л.В. Развитие функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы. [Электронный ресурс] URL: .4. Леонова Е.В. Адаптация и дезадаптация школьников в контексте требований новых федеральных образовательных стандартов [Текст] / Е.В. Леонова, С.С. Шатова, Е.В. Щербакова // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2014. Т. 6 № 4 // Режим доступа:http://www.psyedu.ru/journal/2014/4/Leonova_Shato_phtml5. Федеральный государственный образовательный стандартосновного общего образования (утвержденный приказом Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 287 31.05.2021 №)