Урок русского языка по теме: "Похвальное слово наречию"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Урок русского языка по теме: "Похвальное слово наречию"
Автор: Гаврилова Тамара Николаевна
Тема: Открытый урок русского языка в 7-м классе по теме "Похвальное слово наречию".
Цель урока:создать условия для развития критического мышления посредством активного включения учащихся в познавательный процесс через усвоение морфологических признаков и синтаксических функций наречий.
Планируемые результаты:
Предметные:Научиться определять наречия по их грамматическим признакам
УУД:
коммуникативные:: управлять поведением партнера (контроль, коррекция, оценка действия партнера, умение убеждать)
регулятивные:проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
познавательные:объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования наречий
Личностные:Формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового
Технологии:здоровье - сбережения, проблемного обучения, развивающего обучения
Виды деятельности:Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: работа в парах сильный — слабый по конструированию словосочетаний с наречиями с последующей взаимопроверкой, написание лингвистического описания (рассуждения) по алгоритму выполнения задания при консультативной помощи учителя, коллективное проектирование дифференцированного домашнего задания, комментирование выставленных оценок
Формы работы учащихся:индивидуальная, фронтальная, групповаяХод урока:
I. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята. Какое у вас сегодня настроение? Вы со мной согласитесь, наверное, что только при хорошем настроении можно творчески и интересно работать.
II. Формулирование учащимися темы и цели урока.
– Отталкиваясь от задания, которое выполнили дома, самостоятельно сформулируйте тему и цель урока, учитывая, что это предпоследний урок в теме, используя опорные слова, записанные на доске
Опорные фразы на доске для формулирования учащимися целей урока.
Цель урока:
повторить и обобщить…
совершенствовать умение отличать…
правильно…
употреблять…
(Цель урока: повторить и обобщить все, что мы знаем о наречии; совершенствовать умение отличать наречие от омонимичных словоформ; правильно писать наречия и употреблять их в речи).
III. Мобилизирующий этап.
Учитель предлагает учащимся внимательно прочитать вслух предложения, написанные на доске.
Жизнь – это подъем, ряд бесконечных ступеней (в)верх. На каждой из них нужно оглянуться (во)круг.. и двинуться дальше. (В.Пашенная).
- Как вы понимаете это высказывание?
– Скажите, что в этих предложениях общего? (Есть наречия)
- Как они пишутся? (Слитно)
- Назовите наречие в сравнительной степени. (Дальше)
IY. Систематизация и обобщение знаний и умений.
– Приступаем к реализации нашей первой цели.
1. Синтаксический и морфологический разборы у доски
-. Выполнить синтаксический разбор первого предложения.
-.Морфологический разбор наречия ДАЛЬШЕ (ДВИНУТЬСЯ).
-. Синтаксический разбор словосочетания ОГЛЯНУТЬСЯ ВОКРУГ.
( Класс вместе с учащимися работающими у доски, делают разборы в тетрадях.
Ученик, выполняющий синтаксический разбор предложения, комментирует написанное.
Затем проверяются другие разборы учениками из класса, задаются всем дополнительные вопросы по теме и ставятся отметки ).
2.Ребята, мы изучили с вами наречия. Трудная эта тема или нет?
В своей речи мы часто употребляем наречия и порой не замечаем их. А что же будет, если наречия исчезнут из речи?
Дома некоторым учащимся было дано задание написать лингвистическую сказку на тему: Если бы исчезла в русском языке часть речи Наречие. Послушаем одно из них и постараемся ответить на вопрос: какую роль в нашей речи играют наречия?
(чтение учащимся одной сказки)
- Итак, какую роль в нашей речи играют наречия?
3. Использование метода образного видения (эмоционально-образное исследование объекта)
Предлагается, глядя на слово, нарисовать увиденные в них образы, описать, на что они похожи. Образовательный продукт как результат наблюдения учеников выражается в словесной образной форме.
Ребятам предложены 6 наречий (к ним придумать образы):
высоко – гора, дом, башня, небо, дерево, облака;
белым-бело – снег, зима, выпавший снег, зимний день, облака, простыня;
светло – солнце, день, лампочка, ясный день, фонарь;
темно – вечер, ночь, выключили свет, мрачная комната;
ароматно – цветы, духи, сирень, поляна цветов, варенье, луговые цветы, чай;
красиво – природа, картина, лето, тайга, девушка, цветок, лес, река, роза, закат, подарок, вечерний пейзаж, красивая машина, звездное небо, платье, галактика, красота человека.
Любое произведение искусства – это образное мышление его автора.
- Эти образы – ваши. А посмотрите, как выразила свое ВИДЕНИЕ прекрасного Ксения Головина (показываю её вышивку).
- Красиво? Оригинально? Замечательно? Восхитительно?
- А наши юные поэты выразили это в образной картине, то есть с помощью символов, ключевых терминов.
(Свои стихи читают Садретдинов Р. и Жабина А.)
(Ученики во время такой работы ощущают смысл изображаемой реальности)
- Откройте учебники на странице 138, упр.306, прочитайте выразительно стихотворение Эллы Куклиной. Какова основная мысль, какими аргументами она подкрепляется?
Наш язык и скромен и богат.В каждом слове скрыт чудесный клад.Слово высоко произнеси –И представишь сразу неба синь.Ты скажи Кругом белым-бело -И увидишь зимнее село,С белых крыш свисает белый снег,Не видать под белым снегом рек,Вспомнится наречие светло -И увидишь: солнышко взошло.Если скажешь ароматно, тыСразу вспомнишь ландыша цветы.Ну, а если скажешь ты красиво,Пред тобою сразу вся Россия!
- Уже по образам, которые вызвали в вас эти наречия, можно многое о вас сказать, что вы любите, о чем мечтаете, какая у вас душа.
4. Правописание наречий
В правописании наречий меньше орфограмм, хотя это очень трудные случаи написания, и как вы усвоили эти написания, сегодня проверим на уроке.
1) Вновь обратимся к прежним наречиям:
высоко, белым-бело, светло, темно, ароматно, красиво.
- Как образованы данные наречия?
- Давайте вспомним, когда пишется одна и две буквы Н в наречиях на – О и – Е, (вспомнить ветрено, безветренно).
- Далее предлагается работа по перфокартам:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
-Н-
Х
Х
Х
Х
Х
-НН-
Х
Х
Х
Х
Х
Х
Х
переносить мужественно
прекрасно себя чувствовать
держаться уверенно
откровенно удивляться
сделать искусно
сегодня безветренно
идти медленно
работать напряженно
поступать ветрено
особенно опасен
всмотреться пристально
лаять бешено
ПРОВЕРЯЕМ!
2) Вспомнить, как отличать наречия от кратких причастий и кратких прилагательных.
(По вопросу и к какому слову относятся).
Через проектор показываю три предложения:
- определить части речи, объяснить написание Н.НН, указать, каким членом предложения являются данные слова. Выполняется устно.
Класс сосредоточенно слушал объяснения учителя.
Лица всех были сосредоточенны, серьезны.
Войска были сосредоточены на равнине.
Далее идет тест:
- записать предложения, определить часть речи, вставить пропущенные буквы, указать, каким членом предложения являются данные слова.
Он поступил необдума…о.
Дело обдума…о со всех сторон.
Решение задачи изящно и обдума…о.
3) Буквы Е и И в приставках НЕ- и НИ- отрицательных наречий .
Записать номера тех предложений, где пишется НИ-
1.Н…когда Россия ярма не носила.
2.Велика Россия, а отступать н…куда.
3.Н…где не дышится так легко, как на Родине.
4.На чужбине чувствуешь себя путником, которому н..где голову преклонить.
5.Совершить хорошее дело никому и н..когда не поздно.
6.Отважному все н..почем.
7. Смелый человек н..где не пропадет.
4) Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на –О и –Е.
Вспомните правило: слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на –О и –Е.
(Текст проецируется на экран).
Записать сочетания слов, выделив изученную орфограмму:
Вовсе (не) интересно; бегут (не)уклюже; (не) глубоко, а мелко; идти (не)торопливо; спал (не)спокойно; говорил (не)годующе; нисколько (не) трудно; поступил (не) хорошо, а плохо; приблизиться (не)заметно.
Взаимопроверка.
Вовсе не интересно; бегут неуклюже; не глубоко, а мелко; идти неторопливо; спал неспокойно; говорил негодующе; нисколько не трудно; поступил не хорошо, а плохо; приблизиться незаметно
- Сделайте вывод: когда НЕ с наречиями пишется слитно, а когда – раздельно.
5) Работа с текстом.
Мы уже с вами выяснили, что по образам, которые вызвали в вас наречия, можно многое о вас сказать, что вы любите, о чем мечтаете, какая у вас душа.
Учащимся Ефремову К и Сулейманову В. было дано индивидуальное задание: написать свою зарисовку по первой строчке стихотворения Ф. Тютчева Неохотно и несмело солнце смотрит на поля.
Послушайте их творчество и определите, какие наречия они использовали в своих сочинениях.
( Учащиеся читают свои зарисовки)
- Вспомните, это стихотворение Ф.Тютчева. О чём оно? Что вы можете сказать о поэте?
(О приближающейся грозе. Поэт любит природу, замечает всё необычное в ней. Этот человек добрый. Только люди с добрым сердцем могут видеть в окружающей нас природе красоту , своеобразие и неповторимость).
- Перед вами ещё один текст замечательного писателя А.Н.Толстого, прочитайте его выразительно. Что вы можете сказать об этом человеке?
(Текст проецируется на экран).
- Определите тему текста, его основную мысль.
Гроза
Томление и зной усиливались. Замолкли птицы, мухи осоловели на окнах. К вечеру низкое солнце скрылось в раскаленной мгле. Сумерки настали быстро.
И вот в мертвой тишине глухо и важно зашумели ветлы, долетели испуганные крики грачей. Шум становился все крепче, торжественнее. Налетевший ветер засвистел, завыл в трубах и углах дома.Где-то3 бухнуло окно, зазвенели разбитые стекла. Весь сад теперь шумел, скрипели стволы, качались невидимые вершины.
И вот бело – синим ослепительным светом раскрылась ночь. На мгновенье черными очертаниями появились низко наклонившиеся деревья4. И – снова тьма. И грохнуло, обрушилось все небо. Хлынул дождь – сильный, обильный, потоком.
А.Н. Толстой
- Определите тему текста, его основную мысль.
- Определите стиль текста, тип речи в тексте.
- Какие признаки предгрозовой природы называет автор? Какими средствами языка он их обозначает?
- Как в первом абзаце показывается, что признаки нарастают? Свой ответ обоснуйте примерами.
- Как показано нарастание признаков грозы во втором абзаце? Как обозначается начало новых действий?
- Как показана борьба сил в природе? Как передается смена состояний?
- Из текста выпишите наречия. Назовите их разряд.
- С какими орфограммами столкнулись вы при написании данных наречий?
6) Прежде, чем перейти к следующему этапу урока, вспомните , какие правила мы с вами ещё не повторили?
Итак,
- когда в наречиях, образованных от прилагательных с помощь приставок и суффиксов , пишется на конце О или А?
- когда наречия пишутся через дефис?
- когда на конце наречий пишется Ь?
V. Итог урока.
- Что мы повторили на сегодняшнем уроке?
- Трудная тема? Трудная, но интересная.
И в заключение урока хочется снова сказать похвальное слово наречию словами писателя Фёдора Кривина.
Живут два наречия, крепко-накрепко соединенные между собой так, что их в грамматике считают одним наречием. Тихо-мирно живут, со стороны смотреть любо-дорого. Кому-то смотреть любо, но им, возможно, это обходится дорого, потому что не так-то просто двум наречиям соединиться в одно.Живут два наречия в одном – то ли волей живут, то ли неволей, а если одним словом сказать. То живут они волей-неволей. Слов-то в тексте полным-полно,мало-мальски что не так – и пойдет все шиворот навыворот. Лучше уж своей черточки держаться.Живут два наречия… И вдруг нежданно-негаданно появляется между ними еще одно слово.Всего-навсего одно слово, и маленькое такое, а все же свое, из песни его не выбросишь, даже если песня давным-давно надоела. Теперь-то можно идти по жизни бок о бок, рука об руку, душа в душу жить,чтоб все было честь по чести. Хоть жить час от часу не легче, но надо жить.И тут-то они замечают: нет черточки. Той самой черточки, которая их прежде соединяла. Вот оно как бывает!.. А мы-то думаем, что нас соединяет это словечко, которое из песни не выбросишь, даже если сама песня никуда не годится. А на самом деле нас соединяет не оно, а маленькая черточка, без которой нам жить и не дорого, и не любо! (Ф.Кривин)
VI. Подведение итогов урока, выставление оценок за работу на уроке.
- Какую часть речи мы повторяли сегодня на уроке?
- Чем отличается наречие от других частей речи?
VII. Рефлексия:
- Говорят, что волшебство не существует. Но давайте представим, что этот предмет волшебный, и кто возьмет его в руки, тот говорит только правду. Хочется, чтобы каждый из вас выразил свое отношение к уроку, свое настроение, состояние. Я начну первая.
VIII. Домашнее задание:
- составить словарный диктант по изученной теме 25-30 слов
или
- составить тестовое задание по изученной теме.