Комбинированный урок
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Комбинированный урок
Автор: Вера витальевна Елагина
ТЕма урока: Роман «Война и мир». Изменение и развитие авторского замысла.Цели урока: Познакомить 10-классников с историей создания романа. Ход урокаI. История создания романа.Над романом «Война и мир» Толстой работал с 1863 по 1869 годы. Роман потребовал от писателя максимальной творческой отдачи, полного напряжения всех духовных сил. В этот период писатель говорил: «В каждый день труда оставляешь в чернильнице кусочек себя».Вот поэтому, когда в середине 50-х гг. стали возвращаться из Сибири оставшиеся в живых декабристы, писатель увидел в этом и историческое событие, и состояние человека, испытавшего это невероятное событие – участие в революционном изменении мира. А мы знаем, что и Достоевский, и Л.Н.Толстой были противниками резких изменений в жизни государства, и уж точно были против революций и государственных переворотов.Формирование замысла определил сам автор:1856 год - начало замысла. «В 1856 году я начал писать повесть с известным направлением и героем, который должен быть декабристом, возвращающимся с семейством в Россию». Она так и называлась «Декабристы», от нее осталось всего три главы.1825 год - восстание декабристов. «Невольно от настоящего я перешел к 1825 году, эпохе заблуждений и несчастий моего героя».1812 год - война. «Чтобы понять его, мне нужно было перенестись в его молодость, и молодость его совпала со славной для России эпохой 1812 года».1805 - 1807 годы - заграничные походы русской армии. «Мне совестно было писать о нашем торжестве в борьбе с бонапартовской Францией, не описав наших неудач и нашего срама».По мере продвижения замысла шли напряженные поиски заглавия романа. Первоначальное, «Три поры», вскоре перестало отвечать содержанию, потому что от 1856 и 1825 годов Толстой все дальше уходил в прошлое; в центре внимания оказывалась только одна пора - 1812 год. Так появилась иная дата, и в первые главы романа публиковались в журнале «Русский вестник» под заглавием «1805 год». В 1866 г. возникает новый вариант, уже не конкретно-исторический, а философский: «Все хорошо, что хорошо кончается». И, наконец, в 1867 г. - еще одно название, где историческое и философское образовали некое равновесие, - «Война и мир».Написанию романа предшествовала огромная работа над историческими материалами. Писатель использовал русские и иностранные источники о войне 1812 г., тщательно изучил в Румянцевском музее архивы, масонские книги, акты и рукописи 1810-1820-х гг., прочитал мемуары современников, фамильные воспоминания Толстых и Волконских, частную переписку эпохи Отечественной войны, встречался с людьми, помнившими 1812 г., беседовал с ними и записывал их рассказы. Посетив и внимательно осмотрев Бородинское поле, он составил карту расположения русских и французских войск. Писатель признавался, рассказывая о своей работе над романом: «Везде, где в моем рассказе говорят и действуют исторические лица, я не выдумывал, а пользовался материалом, из которых у меня во время работы накопилась и образовалась целая библиотека книг».Роман «Война и мир» имел большой успех. Отрывок из романа под названием «1805 г.» появился в «Русском вестнике» 1865 г.; в 1868 г. вышли три его части, за которыми вскоре последовали остальные две.Признанный критикой всего мира величайшим эпическим произведением новой европейской литературы, «Война и мир» поражает уже с чисто технической точки зрения размерами своего беллетристического полотна. Только в живописи можно найти некоторую параллель в огромных картинах Паоло Веронезе в венецианском Дворце дожей, где тоже сотни лиц выписаны с удивительною отчётливостью и индивидуальным выражением . В романе Толстого представлены все классы общества, от императоров и королей до последнего солдата, все возрасты, все темпераменты и на пространстве целого царствования Александра. Что еще более возвышает его достоинство как эпоса — это данная им психология русского народа. С поражающим проникновением изобразил Толстой настроения толпы, как высокие, так и самые низменные и зверские (например, в знаменитой сцене убийства Верещагина).В первом издании «Войны и мира» был длинный ряд чисто теоретических страниц, мешавших цельности художественного впечатления; в позднейших изданиях эти рассуждения были выделены и составили особую часть. Тем не менее, в «Войне и мире» Толстой-мыслитель отразился далеко не весь и не самыми характерными своими сторонами. Нет здесь того, что проходит красною нитью через все произведения Толстого, как писанные до «Войны и мира», так и позднейшие — нет глубоко пессимистического настроения. И в «Войне и мире» есть ужасы и смерть, но здесь они какие-то, если можно так выразиться, нормальные. Смерть, например, князя Андрея Болконского принадлежит к самым потрясающим страницам всемирной литературы, но в ней нет ничего разочаровывающего и принижающего. После «Войны и мира» читателю хочется жить, потому что даже обычное, среднее, серенькое существование озарено тем ярким, радостным светом, который озарял личное существование автора в эпоху создания великого романа.Позже Толстой скептически относился к своим романам. В январе 1871 года Толстой отправил Фету письмо: «Как я счастлив,.. что писать дребедени многословной вроде „Войны“ я больше никогда не стану».6.12.1908 года Толстой записал в дневнике: «Люди любят меня за те пустяки — „Война и мир“ и т. п., которые им кажутся очень важными».Летом 1909 года один из посетителей Ясной Поляны выражал свой восторг и благодарность за создание «Войны и мира» и «Анны Карениной». Толстой ответил: «Это все равно, что к Эдисону кто-нибудь пришёл и сказал бы: „Я очень уважаю вас за то, что вы хорошо танцуете мазурку“. Я придаю значение совсем другим своим книгам».II. Историческая основа и проблематика романа.В романе «Война и мир» рассказывается о событиях, происходивших на трех этапахборьбы России с бонапартистской Францией. В 1-м томе описываются события 1805 года,когда Россия воевала в союзе с Австрией и на ее территории; во 2-м — 1806–1807 годы,когда русские войска находились в Пруссии; 3-й и 4-й тома посвящены широкому изо-бражению Отечественной войны 1812 года, которую вела Россия на родной земле. В эпи-логе действие происходит в 1820 году.Толстой не раз подчеркивал, что «художник должен руководствоваться, как и исто-рик, историческими материалами». «Когда я пишу историческое, я люблю быть до малей-ших подробностей верным действительности».Правдиво и точно описанные сражения — Шенграбенское, Аустерлицкое, Бородин-ское — являются в произведении важнейшими моментами, решавшими как судьбу рус-ского государства в целом, так и личные судьбы лучших людей, видевших цель своейжизни прежде всего в том, чтобы быть полезными отечеству. Любимые Толстым героиромана — Болконские, Ростовы, Пьер Безухов — патриоты, они постоянно ощущаютсвою связь с родиной и доказывают это не словами, а непосредственным участием в са-мых трудных военных делах.Основу романа составляют исторические военные события, художественно пре-творенные писателем. Ученые-историки утверждают, что роман «Война и мир» не толькоисторически правдоподобен, но и исторически действителен.Круг проблем романа очень широк. В нем раскрыты причины военных неудачв 1805–1807 годах; на примере Кутузова и Наполеона показана роль отдельных личностейв военных событиях и в истории; с необыкновенной художественной выразительностьюнарисованы картины партизанской войны; раскрыто великое значение русского народа,решившего исход Отечественной войны 1812 года. Одновременно с историческимипроблемами эпохи Отечественной войны 1812 года в романе Толстого нашли отражениеактуальные вопросы 60-х годов XIX века. Рушились крепостнические формы труда,экономика России переходила на капиталистический путь развития. После пораженияРоссии в Крымской войне обществу 60-х годов стало ясно, что дворянско-крепост-нический государственный аппарат не в состоянии руководить страной. В новых условияхжизни переосмыслялась роль дворянства в государстве. Остро ставился вопрос о положе-нии крестьянства. Поднимались вопросы о причинах декабристского движения, о лич-ности истинного гражданина родины, об эмансипации женщин.Отечественная война 1812 года явилась в свое время серьезным испытанием длявсей русской нации. Дворянство, стоявшее во главе России и занимавшее все госу-дарственные должности и посты, было более других классов и слоев общества ответ-ственно за совершающиеся события. Будучи по происхождению дворянином, Толстой,однако, поднимал вопросы о том, насколько привилегированное сословие соответствовалотому положению, которое оно занимало в государстве, насколько высший свет способенруководить страной и обеспечивать жизнь народа. Толстой показал, как неоднороднывзгляды, стремления, действия дворянства и как далеки были многие из дворян в тяжелыедни войны от бескорыстного и честного служения России. Несмотря на то что в романе«Война и мир» эти вопросы решались на историческом материале эпохи 1812 года, ониотвечали настроениям и запросам современников писателя, переживавших последствияКрымской войны.нию волшебной палочки.Всего в романе свыше 550 действующих лиц. Без такого количества героев невозможно было решить ту задачу, которую сам Толстой сформулировал следующим образом: «Захватить все», т.е. дать широчайшую панораму русской жизни начала 19 века. Сама сфера общения героев в романе исключительно широка. Герои Толстого, будь то А. Болконский или П. Безухов, даны в общении с десятками людей. Да и сами герои - не суть портреты с одного человека, а чаще всего – образы собирательные.Очень интересен в этом отношении образ Андрея Болконского. Существует несколько версий того, кто является прототипом Андрея. Вот истории двух героев, легшие в историю Андрея Болконского событийно.Итак, Фердинанд Тизенгаузен.20 сентября 1805 года, в сражении под Аустерлицем, любимый зять Кутузова, граф Фердинанд (Федор Иванович) Тизенгаузен, Кавалер ордена Святой Анны и австрийского ордена Марии - Терезии , - был тяжело ранен и скончался три дня спустя, 23 сентября. Граф Фердинанд фон Тизенгаузен - личность, по-своему легендарная. Он был очень храбрым человеком, уважаемым не только в кругу штабных офицеров, но и среди простых солдат. Странно, но о его смерти мы знаем более, чем о жизни. Любой из нас может раскрыть том романа "Война и Мир" Толстого и прочесть сцену ранения князя Андрея на поле Аустерлица... Князь Андрей, это и есть граф Федор Тизенгаузен, точнее его внешний прототип. И именно о нем Наполеон сказал эти слова "Вот прекрасная смерть!" - как признание доблести и мужества противника.А вот с Бородинским полем связана еще одна история, не менее прекрасная, так как она повествует не только о мужской верности отечеству, но и о женской преданности (как в истории Наташи и Андрея). Александр Алексеевич Тучков (4-й) (1777 – 1812). Генерал-майорВ начале XIX века в русской армии служили и достигли генеральского чина пять братьев Тучковых. Во время Отечественной войны 1812 года на действительной службе находились четыре брата, и младший из них, Александр Алексеевич, именовался по тогдашнему обыкновению Тучковым четвертым.В 1806 году он женился на Маргарите Михайловне Нарышкиной, а в конце того же года отправился в поход против французов. Бой под Голыминым был боевым крещением Тучкова, в котором 29-летний полковник показал редкое мужество и самообладание. В официальном документе записано, что он «под градом пуль и картечей действовал, как на учении». Через две недели после этого Тучков был назначен шефом Ревельского пехотного полка, с которым отныне оказалась связанной его судьба. Во главе этого полка в мае 1807 года он участвовал в авангардных боях под начальством Багратиона и заслужил орден Георгия 4-й степени.В 1808 году Тучков со своим полком выступил в Финляндию. Отличившись в боях при Куопио и Иденсальми, он тридцати одного года был произведен в генерал-майоры. Весна 1809 года в Финляндии была на удивление поздней и холодной – в марте стояли морозы до 30-35 градусов и лежал глубокий снег. Именно в это время Тучков воевал под Торнео и, по свидетельству современника, благодаря заботливости генерала в его полку вовсе не было обмороженных и отставших. В ночь на 3 мая Тучков с отрядом был направлен в тыл врага. Двадцать четыре версты шли русские, порой по пояс в ледяной воде, а утром вышли на берег и атаковали шведов, пораженных их неожиданным появлением. Есть сведения, что в редкостно тяжелую кампанию того года Тучкова сопровождала его молодая жена, переодетая денщиком, неутомимо и безропотно разделявшая с ним тяготы походной жизни.После окончания русско-шведской войны Тучков просил уволить его в отставку, но боевая репутация молодого генерала была так высока, что его удержали на службе и назначили командиром бригады, состоявшей из Ревельского и Муромского пехотных полков. Эта бригада входила в 3-й пехотный корпус, который перед войной 1812 года располагался на западной границе под командой генерала Н.А.Тучкова (первого). Незадолго до начала военных действий Маргарита Михайловна родила сына, названного в честь старшего брата Николаем.Михайловна Тучкова и сопровождавший ее старый монах ближнего Колоцкого монастыря. Неутешная вдова искала останки своего мужа. И не нашла их.Через три года после окончания войны с Наполеоном Тучкова построила близ деревни Семеновской небольшую церковь, на том месте, где, по рассказам очевидцев, пал ее муж. В 1826 году умер ее единственный четырнадцатилетний сын. Похоронив мальчика в построенной ею церкви, М.М.Тучкова основала здесь женский монастырь и стала его монахиней, затем настоятельницей.Портрет А.А.Тучкова – один из наиболее запоминающихся в галерее героев Отечественной войны 1812 года. Он чужд картинной воинственности. Грустно задумчивое лицо молодого генерала, как бы предчувствующего свою раннюю смерть. Автору изображения, с которого писали в мастерской Доу этот портрет, удалось передать обаятельный романтический облик героя. Федор Глинка, участник Отечественной войны, писал: «В этих чертах, особливо на устах и в глазах, есть душа! По этим чертам можно догадаться, что человек, которому они принадлежат, имеет сердце, имеет воображение, умеет и в военном мундире мечтать и задумываться». Отметим, что, вероятно по желанию вдовы А.А.Тучкова, живописец изобразил на его мундире медаль за участие в войне 1812 года. Такие медали участники кампании получали только в 1813 году, но Тучков, бесспорно, заслужил ее своей геройской смертью на Бородинском поле.Так что же удивляться, что поведение Андрея Болконского и его ранение, когда полк стоял в арьергарде, так напоминает гибель Александра Тучкова.