Устная история родного края


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Устная история родного края
Автор: Ольга Андреевна Мартыненко

Внеклассное мероприятиеТема «Устная история родного края»Цель:- познакомить учащихся с особенностями устного народного творчества Кубани.Личностные результаты:- формирование интереса к прошлому народа, чувства гордости за свою малую Родину;- установка бережного отношения к культурным традициям Кубани.Меткпредметные результаты:- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;- освоение способов решения проблем поискового характера; - овладение навыка смыслового чтения текста;- овладение логическими действиями сравнения и анализа;- умение работать в группе, высказывать своё мнение и аргументировать.Предметные результаты:- ознакомление с кубанской народной песней, пословицами, загадками, казвчьими сказками;- расширить знания по фразеологии на примере кубанских говоров.Материально-техническое обеспечение: учебник «Кубановедение», рабочая тетрадь по кубановедению 4 класс Т.А. Науменко, презентация «Кубанский казачий хор», персональный компьютер, мультимедийный проектор.Тип урока: изучение нового.I. Оргмомент.Кубань моя, ты славишься степями,Прекрасным воздухом, морями, светом дня,И вольным ветром, голубыми небесами,И песнями казачьими полна.Казачьи песни очень непростые:В них жизни смысл, любовь и красота.Во все века живут – поныне,Заботой душа песни полна!- Кубань – наша малая Родина. Она связывает жителей Кубани общими традициями, обычаями, культурными ценностями.- Древняя земля кубанская… Знала она оседлые и кочевые племена. Были на ней и древнегреческие города колонии, и Боспорское царство, и древнерусское Тмутараканское княжество. Знала она набеги скифов и половцев, нашествие монголо-татарских орд. Грабили её богатые турецкие феодалы и крымские ханы.Но пришёл конец иноземному владычеству над русским Причерноморьем. В 1792 году для защиты южных границ на Кубань были посланы запорожские, а потом и донские казаки. И предписано было казакам отправиться в кубанские степи прочно «границю держати».II. Актуализация знаний.- Что помогает нам узнать о жизни наших предков? (Исторические источники)- Какими бывают исторические источники? (Вещественными и письменными)- Что относится к вещественным историческим источникам? (Посуда, монеты, украшения, предметы быта)- Где можно увидеть вещественные исторические источники? (В музее, на выставке)- Что мы называем письменными историческими источниками? (Старинные летописи, записи, документы, оставленные предками)III. Определение темы урока. Постановка учебной задачи.Многие из вас с детства слушали сказки о былинных богатырях, красивые легенды, мудрые пословицы.- Как вы думаете, могут они помочь нам в изучении прошлого нашего края? - А к какому виду исторических источников мы можем их отнести – вещественным или письменным? (Ни к тем, ни к другим. Это не вещи, не документы, они передаются от старших к младшим, из уст в уста).- Сегодня мы познакомимся с устным народным творчеством Кубани.- Как вы думаете, с какой целью мы его изучаем? (Чтобы лучше узнать о прошлом нашего народа, его культуре, обычаях, традициях)IV. Работа по теме урока.Вы впервые встречаетесь с термином «Устное народное творчество». Как вы его понимаете? (Устное – передавалось из уст в уста, не записывалось. Народное – автора нельзя установить, сочинял не один человек. Творчество – что-то творить, создавать)- Устное народное творчество можно назвать словом «фольклор».- Какие жанры устного народного творчества вам известны?- Загадки, пословицы, поговорки, песни, сказки, легенды.Работать на уроке будем группами. Каждая группа находит информацию о жанре народного творчества и делится ею с другими детьми.1 группа – пословицы, поговорки.2 группа – загадки.3 группа – песни.4 круппа – сказки.Пословицы и поговорки.Пословица – краткое изречение, которое имеет законченную мысль.Поговорка – выражение, в котором нет законченного суждения.Пословицы и поговорки – это поэзия и мудрость, искусство ёмкого слова. Они выражают опыт народа, его мудрость. В народе говорят: «Речь без пословицы – всё равно, что еда без соли». Кубанцы с уважением относятся к тем, чья память особенно бережно хранит лучшие образцы народных изречений: «Хто присказки старинные знае, тот в жизни много понимае». Среди кубанских пословиц и поговорок немало общерусских, произнесённых на свой лад, но немало и таких, за которыми просматривается тип казака, человека решительного и в то же время осторожного, щедрой души и в то же время скуповатого, человека красивого в своих принципах жить по вере и заветам прадедов.- Прочитайте и объясните смысл пословиц:«Много языком робыть – без гроша в кармане быть» (Много болтать – без дела быть).«Яки кориння, такэ и насиння» (Какие сани, такие и сами)«Нэ сыды сложа рукы, та й нэ будэ скукы» (Не сиди сложа руки, не будешь знать скуки)«Нэ считай друга в гурьбе, а считай в беде» (Друзья познаются в беде).Образны и красочны поговорки на Кубани. В них точно и выразительно подмечаются черты характера человека, природные явления, жизненные ситуации. Поговорки делают рчь яркой и выразительной.«Билого свита нэ бачить» (Очень занят)«В кажну дирку затычка» (Очень назойливый, любопытный человек)«Попався, як сом у вэршу» (Попасть в неловкое положение)«Быть сполох» (Поднимать тревогу)«Выминять шило на мыло» (Неудачный обмен)Физкультминутка.- Вторая группа приготовила нам сообщения о загадках.Загадки – замысловатое поэтическое выражение, в котором признаки отгадываемого предмета даны в зашиврованном виде. По форме загадки могут быть краткими, когда они рисуют один образ: «Сам худ, а голова с пуд» (Молоток)Но иногда загадка представляет собой сложный рассказ.Был я на копанцахБыл я на топанцах,Был на пожаре,Был на базареМолод был – людей кормил,Стар стал – пеленаться стал,А умер – мои кости выбросилиИ собаки не гложут (глинянный горшок)Ученики 2-ой группы загадывают загадки всему классу, учитель показывает картинку-отгадку.«Висом висят, ходом ходят, время показують» (часы)«Жовтый шар сыпэ жар» (солнце)«Бьють мэнэ сомакою, рижуть мэнэ нлжакою, за то мэнэ дюже губять, що вси мэне дюже любять» (хлеб)«Длинна дровыняка в желизо нарядылась, в работе пригодылась» (лопата)- Спасибо ребятам второй группы за интересные загадки.- А мы продолжаем знакомиться с народным творчеством.- Говорят, душа народа живёт в его песнях. В будни а в праздники, в счастье и в беде песня всегда была рядом с казаком. Песня – его связь с Родиной: с той землёй, что полита кровью предков и на которой выпало счастье родиться.Пели о доле тяжёлой, о матерях, о родном доме.Не только в нашей стране, но и далеко за её пределами известны прекрасные песни кубанского казачества, то величавые, то озорные.Сообщения о песенном творчестве приготовила третья группа.Один из наших выдающихся земляков Виктор Гаврилович Захарченко – более 40 лет руководит всемирно известным Кубанским казачьим хором. Он собрал огромное количество народных песен и обрядов. История хора ведёт отсчёт с 1811 года. Сейчас Кубанский казачий хор знают и любят во всём мире. Песни кубанских казаков можно разделить на несколько групп:- Исторические песни «Ой, на гори та жнеци жнуть» и др.- Военно бытовые и походные песни «Ты встань, взойди, красно солнышко».- Лирические и обрядовые песни «Ой, у поли риченька».Презентация «Кубанский казачий хор». Прослушивание песен Кубанского казачьего хора.- Казаки – известные балагуры и шутники. Они могли не только работать, геройски сражаться на поле битвы, но и веселиться от души.Прослушайте плясовые припевки, которые пели на танцах молодые девушки и парни. (Прослушивание записи). Физкультминутка.- Все мы любим сказки. Когда вы были маленькими, вам их рассказывали бабушки, читали мамы, а сейчас вы наслаждаетесь чтением любимых сказок.- А что мы называем сказкой?Сказка – произведение с фантастическим вымыслом. Сказочный мир казака неповторим. В его основе – жизнь, с её заботами и трудностями, любовь, разлука, верность, долг, храбрость, смекалка. Сказки оберегают от зла и ведут к добру. - Четвёртая группа ребят прочитала казачью сказку «Тройная благодарность» и познакомят нас с ней.Словарная работа: БЕКЕТ, АБРЕК, БУРКА, ПОЛОН.Что случилось с муравьём?Как он отблагодарил казака?Как казак оценил помощь муравья?В каких словах выражена главная мысль сказки?V. Закрепление изученного.- Кубанский фольклор отражает представления народа о счастье и горе, о нормах поведения в обществе, о героизме и любви к Родине.Наш край богат своей культурой и традициями.- Для чего их нужно изучать? (Они помогают лучше узнать историю Кубани, гордиться своими предками, быть добрее и милосерднее)VI. Рефлексия учебной деятельности.- Закончите предложения:1. Для меня важно знать о …, для того, чтобы изучать история края, учиться чтобы изучать историю края, учиться рассказывать о фольклоре, потому… .2. Я доволен … (очень, не очень) тем, что могу уверенно рассказать о … .VII. Домашнее задание.Сочинить сказку, легенду, песню о каком-нибудь событии из истории твоего народа, о сложившихся традициях и духовных ценностях.