Выявление и организация работа с одаренными детьми


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Выявление и организация работа с одаренными детьми
Автор: Иванова татьяна Виталиевна


Иванова Татьяна Виталиевна
учитель начальных классов
МБОУ Янтиковская СОШ
имени Героя Советского
Союза П.Х.Бухтулов
Янтиковского
муниципального округа
Чувашской Республики
В каждом ребёнке – солнце,
только дайте ему светить…
Выявление и организация работы с одаренными детьми.ИвановаТатьяна Виталиевна , учитель первой категории, педагогический стаж — 28 лет, работает по УМК Начальная инновационная школа в МБОУ Янтиковская СОШ имени Героя Советского союза П.Х.Бухтулова Янтиковского муниципального округа Чувашской Республики. Любому обществу нужны одаренные люди. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности.
Задача школы — поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.
Одаренных детей отличает исключительная успешность обучения. Эта черта связана с высокой скоростью переработки и усвоения информации. Но одновременно с этим такие дети могут быстро утрачивать интерес к ежедневным кропотливым занятиям. Им важны принципиальные вещи, широкий охват материала. Работать с такими детьми интересно и трудно; в классе, на уроке они требуют особого подхода, особой системы обучения.
Выявление одарённых детей должно начинаться уже в дошкольном учреждении, далее – в начальной школе на основе наблюдения, тестирования, беседы, анкетирования, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одарёнными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы. Любому обществу нужна элита, активная часть общества, определяющая его процветание. В условиях социальных и экономических преобразований в обществе возрастает потребность в специалистах, имеющих не только глубокие и прочные знания, но и способных самостоятельно, нетрадиционно, творчески решать разнообразные проблемы. База этих способностей закладывается в школе, а именно в начальных классах, и качество её зависит от уровня работы с данными детьми на уроках и во внеурочное время.
Человеческий капитал - это национальное достояние любой страны, а одарённые, талантливые люди - богатство нации.
Вид опыта по уровню его новизны.
Накопленный мною опыт можно назвать как репродуктивный, так как этот вопрос широко рассматривался в работах отечественных и зарубежных психологов и педагогов. Цель его – активизировать познавательную деятельность младших школьников, развивая их творческий потенциал, тем самым, повышая качество знаний учащихся.Новизна опыта состоит в создании системы работы с одарёнными детьми.
Теоретическая база опыта, его технология.
Активно использую в своей работе научно-методическую литературу ведущих психологов и педагогов, как Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, Л. В. Занков, Петерсон и других. Одаренность –это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов по сравнению с другими людьми в одном или нескольких видах деятельности. Итак, ребёнок поступил в первый класс. На первом родительском собрании проводим анкетирование " Знаете ли вы своего ребенка?" с целью выбора индивидуального подхода к обучению и воспитанию каждого ребёнка. Технология личностно-ориентированного подхода в обучении предполагает активное стимулирование ребёнка к учебной деятельности. Для успешного результата важно сохранить эмоциональное благополучие ребёнка, оптимизм и веру в свои силы, дать толчок к самопознанию, саморазвитию. С первого класса стремимся увести учеников от пассивного внимания и направить их к активному осмыслению материала, к творческой работе.
Работая по образовательной программе "Начальная инновационная школа, изучаю и активно использую эффективные методы и технологии обучения:
а) методика проблемного обучения (ставим перед учениками реальную проблему, максимально связанную с их повседневной жизнью);
б) методика проектной деятельности;
в) методика дифференцированного обучения (новый материал излагаем всему классу, для практической же деятельности предлагаем задания разного уровня сложности в зависимости от способностей детей);
г) методика индивидуального обучения (для одарённого ребёнка составляется индивидуальный творческий план, реализуемый в оптимальном для ребёнка темпе);
Данные методики способствуют:
развитию общих и специальных способностей учащегося, формируют в ребёнке уверенность в своих силах, стремление к постоянному саморазвитию;
удовлетворению потребности ребёнка в самоутверждении и признании, создают каждому ребёнку "ситуацию успеха";
развитию в ребёнке психологической устойчивости, способности уверенно держаться на разных выставках, во время выступлений, презентаций и других публичных мероприятий;
Так, в педагогике Монтессори в центре внимания - ребёнок с индивидуальными потребностями, уникальной и неповторимой жизнью. Она построена так, что познание ребёнком окружающего мира идёт индивидуально, через чувственный опыт. Мы принимаем идею саморазвития личности, её ключевой принцип - "помоги мне это сделать самому". Следуя методам развивающего обучения, учим детей выделять существенное, находить нестандартный путь преодоления трудностей, формируем у них желание и умение учиться.
"Больше проблемных ситуаций - хороших и разных" пишет кандидат психологических наук Е.Мельникова и считает, что такие уроки особенно удачно обеспечивают творческое усвоение знаний. На уроках с созданием проблемных ситуаций детей нужно подвести:
а) к большому удивлению из – за введённых противоречий;
б) к большим затруднениям с помощью практических заданий, не выполнимых вообще или не сходных с предыдущим;
Такие уроки, где ученик эмоционально переживает возникшую проблему, сложившуюся проблемную ситуацию, именно при столкновении противоречий обеспечивают учащимся и прочные знания, и интеллектуально – творческое развитие, и воспитание инициативной личности. Одарённые дети - главные участники в развязке проблемной ситуации.
Дети – прирождённые исследователи, активно собирающие информацию о своём окружении. Они пытаются понять свой мир с помощью наблюдения и экспериментирования. Естественная любознательность детей переходит в деятельность познания. Очень важно, чтобы одарённый ребёнок участвовал в самом процессе исследования, так как соответствующие умения будут переноситься на все другие разделы программы и вообще пригодятся в жизни. Эти умения включают наблюдение, сравнение, описание, предвидение и сообщение, классификацию и измерение. Эффективным способом индивидуализировать и усилить познавательную деятельность является организация научных лабораторий. Так, на уроках Окружающего мира при изучении тем Из чего состоят все предметы, Глобус – модель земли, Притяжение Земли дети экспериментируют, наблюдают и сами приходят к выводам.
Организуя проектную деятельность, учим детей с первого класса наблюдательности, умению планировать исследовательскую деятельность, анализировать и обобщать материал. Так, работая по проекту "Моя книжка - самоделка", первоклассники вместе с родителями составили мини-книжечки со всеми составляющими частями книги. Была оформлена выставка этих книжек после защиты каждым ребёнком своего проекта. Защита проектов прошла на уроке внеклассного чтения. Другой проект был посвящён Году космонавтики. Работая в творческих группах, первоклассники создавали модели космических ракет, используя технологии оригами, аппликации и различные материалы: бумагу, пластилин, картон. Защита проектов группами прошла на занятии кружка "Мои волшебные пальчики". Работа по методу проектов требует от учителя не столько преподавания, сколько создания условий для проявления у детей интереса к познавательной деятельности, самообразованию и применению полученных знаний на практике. Родители активно участвуют в проектной деятельности ребят. Так, одно из родительских собраний было посвящено этой теме.
В моей работе используем следующие принципы: - принцип индивидуализации и дифференциации обучения; - принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя; - принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
- расширение возможностей для участия способных и одарённых школьников в районных, областных олимпиадах, научных конференциях, творческих выставках, различных конкурсах.Наиболее часто используемые нами формы работы с одарёнными учащимися:
.- индивидуальные и групповые занятия по предметам с сильными учащимися; - кружки по интересам; - занятия исследовательской деятельностью;- конкурсы; - научно-практические конференции; - олимпиады
- предметные недели;
- групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися.
Ведущая педагогическая идея опыта: - выявить одарённых детей; - создать условия для развития одарённых детей.
Возможность применения данного опыта в массовой практике.
Я думаю, что представленный нами педагогический опыт Выявление и организация работы с одаренными детьми достоин для изучения, применения и распространения среди учителей начальных классов. Результат будет только тогда, когда будете на занятиях широко использовать следующие технологии обучения:- Технология кооперативного обучения;- Технология творческих мастерских;- Проектное обучение;- Модульная технология;- Технология полного усвоения;- Инновационные компьютерные технологииСреди форм и методов работы широкими возможностями выявления и развития одаренных учащихся обладают различные выставки, мастер - классы, конкурсы.
Таким образом, работа с одарёнными детьми начинается с их выявления ещё в Школе будущего первоклассника. Используя передовые педагогические технологии для реализации различных методик, учитель способствует интеллектуальному развитию, развитию творческой одарённости учащихся. Творческие способности ребёнка раскрываются и развиваются путём освоения различных видов творческой деятельности. Во время учебных занятий и во внеурочное время учитель создаёт условия для формирования общеинтеллектуальных умений, целостного развития восприятия, мышления, памяти, внимания, воображения учащихся и мотивации к самосовершенствованию.
Приложение
Сценарии обучающих игр, способствующих развитию интеллектуальной одаренности на занятиях.Сундук мудростиВнимательно читаем текст. Теперь каждый пишет записку, в которой задается трудный вопрос по тексту.Пожалуйста, заверните записку и положите ее в сундук. (Это может быть коробка от конфет). Затем повторно все читают текст. А теперь возьмем из сундука по одной записке, где по очереди читаем вопросы и приступаем к ответам. Ведущий (он же хранитель сундука) называет победителей, учитывая содержательность, глубину вопроса и оригинальность ответа.Симпозиум.Перед вами наглядный материал (текст, пособие). Пожалуйста, внимательно его прочитайте в течение определенного отрезка времени. Распределение ролей: редактор, критик, автор, рецензент, незнайка, доцент, академик и т.д. (по дополнению детей). Затем каждый в своем амплуа должен изложить текст. Остальные участники симпозиума оценивают выступления. Выигрывает самый оригинальный выступающий, наиболее интересно изложивший текст. Участники симпозиума имеют право добавить и дополнить выступления друг друга.Итак, слушаем выступления членов симпозиума. Подведем итоги. Поздравим победителей. Всем спасибо!В гостях у сказкиНам дан любой текст. Его необходимо прочитать (читают). Теперь придумайте сказку по заданному тексту, но так, чтобы ее основная мысль, основная нить отражала существо текста, с любыми героями и любым сюжетом. Это у нас будет конкурс сказочников. Чтобы придумать хорошую сказку, нужно еще paз прочитать текст быстро и внимательно. За дело! Можно кратко записывать. Небольшое время на подготовку... Слушаем сказки! Ведущий определяет победителей, учитывая оригинальность, юмор и необычность сюжета. Всем спасибо!Необычный доклад.Читается текст. Теперь, пожалуйста, передайте содержание этого текста при помощи знаков, схем, рисунков и передайте такую записку соседу справа. Теперь каждый делает доклад по данному тексту, используя рисунки или схемы своего соседа. Начинаем! Ведущий, кто, по-вашему, сделал доклад более подробно, с юмором, кто представил лучшее наглядное пособие? Поздравим победителей!Я очень надеюсь, что этот материал поможет вам при работе с одаренными детьми.
Психологическая памятка для учителя в работе с одаренными детьми.
Поверьте, работа с одаренным учеником оставит в вашей педагогической деятельности неизгладимый след. Но помните, что это будет испытанием на прочность вашей личности, вашего самоуважения и в очень большой степени вашего терпения. В такой работе расти и меняться должен не только ваш удивительный воспитанник, но и вы сами.
У одаренного ученика, как правило, очень высокая самооценка. Но в то же время именно у таких детей самооценка бывает крайне противоречивой — постоянные переходы от сознания своих особенностей, возможностей до полного самоотрицания. Но одаренному ребенку нужна устойчиво высокая самооценка, именно в ней такой ребенок и черпает силу для своего каждодневного напряженного труда. Педагог, работающий с этими детьми, должен преодолеть сложившееся бытовое представление о вреде "зазнайства" и не только разрушать такую самооценку, но, наоборот, в минуты его отчаяния внушать, что он обладает незаурядными возможностями. Важно твердо верить, что этому ребенку дано понять и совершить такое, что другим недостижимо.
Уважайте и обсуждайте любую даже, на первый взгляд, бредовую идею, предложенную учеником. По выражению Нильса Бора, именно "сумасшедшие" идеи сделали современную физику. Если возрастает количество вопросов, на которые вы не знаете ответа или тратите на их выяснение слишком много времени, то лучше обратитесь к администрации, чтобы этому ученику подобрали другого преподавателя, иначе у вас будут накапливаться (ведь он у вас не единственный) усталость, нехватка времени, раздражение. Все это приведет к печальному результату: ученик может разочароваться в вас. Вероятно, все, что вы могли сделать - сделано. Ему нужен другой преподаватель.
Это, конечно, не значит, что одаренным детям нужны только всезнающие учителя, "ходячие энциклопедии". Даже самый подготовленный педагог имеет право чего-то не знать - всегда есть пространство для развития у любого образованного человека. Важно, как педагог реагирует на свое незнание. Если с достоинством и без "закомплексованности", да при этом хорошо владеет навыками работы со справочной и любой другой подсобной литературой - такой педагог находка для одаренного ребенка.
Не переживайте и не обижайтесь на то, что, несмотря на все приложенные усилия, ваш предмет и вы сами — не самые любимые у этого ученика. Не ожидайте и особой благодарности от одаренного ученика за то, что вы затратили на него гораздо больше времени и труда, чем на других; скорее всего, он посчитает это за норму и даже может не заметить этого, хотя, сразу оговорюсь, одаренные дети - благодарные ученики.
Учитель всегда должен помнить, что одаренному ученику необходима серьезная умственная нагрузка: если обучение будет легким, пустым, ученик, как ни странно, быстро устанет. А вот от трудной деятельности, тем более лежащей в сфере жизнеопределяющих интересов, ребенок никогда не устает. Его мозг должен быть постоянно в работе. Самостоятельность мышления, вопросы к учителю, а потом и самому себе - обязательные составные части успешных уроков. Одаренные ученики – трудоголики, особенно когда они увлечены какой-либо идеей. Они способны с головой уходить в интересующую их сферу и полностью игнорировать все, что к ней не относится.
Психологи отмечают, что при своих необычайно высоких способностях одаренные дети часто с трудом приобретают школьные умения и навыки. Так называемая школьная или академическая одаренность, ничего общего не имеет с интеллектуальной и тем более творческой одаренностью. По-настоящему одаренные дети редко обладают школьной одаренностью, поэтому среди них почти никогда не бывает отличников и медалистов. Школьные отметки для них не самоцель, и воздействовать на них плохими отметками и можно разве только в начальных классах. Их можно обидеть, унизить, но подтолкнуть к действию оценками почти невозможно. А вот сложная, пусть даже неразрешимая задача вполне может их "завести". Учитель может пользоваться этой их особенностью.
Все одаренные дети обладают невероятной способностью "поглощать" знания, обожают словари, энциклопедии, справочники, первоисточники. И учителю следует быть не столько преподавателем своего предмета, сколько вводить таких детей в науку. Основной упор в работе с такими детьми следует делать на самообучении. Способность одаренного ребенка к самостоятельному обучению необычно высока. Учитель должен знать: непрерывное самообучение должно стать его собственной устойчивой характеристической чертой.
В соответствии с интересами ученика определяется его творческая тема, требующая от него придумывания, самостоятельного выдвижения идей и их реализации. Работая над увлекающей его идеей, школьник удовлетворит свое любопытство, свой "исследовательский инстинкт". Научным руководителем темы может быть школьный учитель, так и человек со стороны (например, научный работник). Зная творческую тему ученика, многие преподаватели будут приспосабливать к ней свой предмет.
От учителя одаренных детей больше всего требуются качества личностные, душевные, а вовсе не только и не столько интеллектуальный или даже методический "багаж". Учитель, решившийся на такую самоотверженную работу, достоин уважения и поддержки. По словам В.Эфроимсона, такая работа возможна только "в коллективе, слитом в единое целое напряженным творческим порывом, группой исключительно даровитых людей, с умами взволнованными и напряженными, объединенными общей целью и беззаветным руководителем".
Выявление одарённых детей
Знакомство учителей с научными данными о психологических особенностях и методических приёмах, эффективных при работе с одарёнными детьми, через:
проведение педагогических советов с приглашением специалистов;
обучение на курсах повышения квалификации;
подбор и накопление в библиотечном фонде литературы, необходимой для самообразования, систематический обзор новых поступлений;
научно-методическую работу по данному направлению (с последующим обсуждением и обменом опытом).
Проведение целенаправленных наблюдений за учебной и внеурочной деятельностью для выявления детей, имеющих склонность и показывающих высокую результативность в различных областях деятельности путём:
обсуждения критериев, позволяющих судить о наличии одарённости;
знакомства с приёмами целенаправленного педагогического наблюдения;
выявления мнения родителей о склонностях, области наибольшей успешности и круге интересов, об особенностях личностного развития их ребёнка:
периодического сбора сведений среди учителей-предметников и классных руководителей о наличии одарённых учеников в их классах.
Подбор материалов и проведение специальных тестов, позволяющих определить наличие одарённости, в единстве с такими видами деятельности, как:
знакомство с имеющимся практическим опытом работы по данному направлению;
лонгэтюдное( длительное) наблюдение за корреляцией между результативностью по итогам тестирования и успехами в реальной деятельности;
проведение различных внеурочных конкурсов, олимпиад, позволяющих ребёнку проявить способности.
Работа с учениками
Подготовка и защита творческих работ в классе.
Диагностика по определению глубины знаний учащихся, широты направленности интересов школьников, возможностей для предметного синтеза знаний.
Создание банка данных об одарённых детях.
Проведение анкетирования среди уч-ся "Интеллектуальные запросы учащихся", "Результативность работы в НОУ и по индивидуальным программам обучения".
Конкурс творческих работ.
Школьные олимпиады.
КВН.
Турнир интеллектуальных игр.
Турнир "Что, где, когда?".
Турнир клуба "Дебаты".
Фестиваль искусств.
Конкурс "Ученик года".
Конкурс "Класс года".
Организация взаимодействия в системе учебно-творческой деятельности "Ученик-студент".
Проверка навыков учащихся развивать исследовательские умения. Выявление трудностей и проблем, интересного опыта, полезных находок в области формирования исследовательских и конструктивных умений.
Обсуждение исследовательских работ учащихся.
Подготовка и участие в научно-практической конференции.
Работа с родителями
Тематическое родительское собрание:
"Роль семьи в работе с одарёнными детьми";
"Как выявить и развить одарённость и способности детей";
"Талант требует заботы";
"Как правильно выбрать школу для одарённого ребёнка";
"Роль братьев и сестёр в поддержке одарённого ребёнка";
Условия, благоприятствующие эмоциональному развитию ребёнка".
Индивидуальные беседы, консультации психолога.
Лекторий "Особенности взаимодействия родителей и детей как одно из условий развития одарённости".
Микропрактикум по правильному подходу к ребёнку и по разумному использованию неординарных способностей детей".
Памятка
по организации учебной работы, направленной на развитие творческого начала школьников
Систематически применяй задания, требующие выдумки, фантазии, воображения,
Помни, что самостоятельная систематизация, схематизация, составление опорных конспектов - тоже творчество. Творчество на уроке может быть не только в содержании, но и в форме подачи и закрепления знаний - именно это позволяет составлять кроссворды, чайнворды, опорные сигналы и т.п., считать их средством творческого развития. Применяй на уроках ролевые игры, но помни, что они учат прежде всего не интеллектуальному творчеству, а творческому поведению.
Перевод учебного материала из одной формы в другую - понятие в образ, слово в рисунок, рисунок в движение и т.п. - тоже творчество.
Не "загоняй" учеников в творчество, создавай ситуации, позволяющие ребятам выполнять или не выполнять творческие задания (необязательные), выбирать.
Не забывай, что творчеству учат. Учи творчеству, используя для этого идеи и приёмы ТРИЗ, школы "Эйдос", другие тренинги развития воображения.
В творческих заданиях оценивай не только результат - знание, но и результат - оригинальность.
Памятка
родителям по работе с учащимися, имеющими повышенные учебные способности
1. Проанализируйте собственную систему ценностей в отношении воспитания детей. Способствует ли она реализации личности и одаренности в обществе.
Будьте честными, все дети весьма чувствительны ко лжи, а одаренные дети в большей степени.
Оценивайте уровень развития ребёнка.
Избегайте длинных объяснений или бесед.
Старайтесь вовремя уловить изменения в ребёнке. Они могут выражаться в неординарных вопросах или в поведении или являться признаками одарённости.
Уважайте в ребёнке индивидуальность. Не стремитесь проецировать на него собственные интересы и увлечения.
Стремитесь развивать в своих детях следующие личные качества:
уверенность, базирующуюся на сознании самооценки;
понимание достоинств и недостатков в себе самом и в окружающих;
интеллектуальную любознательность и человечность к исследовательскому риску;
уважение к доброте, честности, дружелюбию, сопереживанию, терпению и душевному мужеству;
привычку опираться на собственные силы и готовность нести ответственность за свои поступки;
умение помогать находить общий язык и радость в общении с людьми всех возрастов, рас и социоэкономических и образовательных уровней.
Цените то, что хотите привить ребёнку в моральном, социальном или интеллектуальном плане.
Старайтесь точно рассчитать момент и степень реакции на потребности ребёнка.
Позвольте ребёнку самому искать выход из сложившейся ситуации, решать каждую задачу, которая ему под силу, даже если сами можете сделать всё быстрее и лучше.
Не оказывайте давления на ребенка в его школьных делах, но будьте всегда готовы придти на помощь в случае необходимости или предоставить дополнительную информацию в сфере, к которой ребёнок проявляет интерес.
11