Особенности организации предметно-пространственной среды для родителей воспитывающих детей с ОВЗ


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Особенности организации предметно-пространственной среды для родителей воспитывающих детей с ОВЗ
Автор: Любовь Николаевна Галкина

Особенности организации предметно-пространственной среды для родителей воспитывающих детей с ОВЗ(методические рекомендации) Астрахань, 2025 г. Направление: в методических рекомендациях рассматривается реализация задач развития предметно-пространственной среды в домашних условиях для родителей с детьми с ОВЗ с использованием различного подхода в разных видахдетской деятельности. Цель: повышение родительской компетентности в организации предметно-пространственной среды для детей с ОВЗ.Задачи: Обеспечение предметной развивающей среды в домашних условиях, для полноценного развития всех видов детской деятельности Становление его индивидуальных способностей и самовыражения.Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира… Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени. Среди нее ребенок будет жить — развиваться собственной самодовлеющей жизнью, его духовный рост будет совершенствоваться из самого себя, от природы… Е. И. Тихеева В дошкольном учреждении обстановка всех помещений служит одной цели – воспитание и развитие ребёнка в детском социуме. Создание такой обстановки – большое искусство. Для многих родителей семейное воспитание представляется более естественным, особенно для дошкольника, поэтому большой процент детей по разным причинам не посещают детские дошкольные учреждения. Ребёнок растёт в привычных домашних условиях, соблюдая привычный режим, избегая стрессов и перегрузок. Задача семьи – смоделировать социокультурную предметно – пространственную развивающую среду, которая позволила бы ребёнку развиваться творчески, реализовывать свои познавательные и коммуникативные потребности. Домашние условия могут способствовать так и затруднять развитие ребенка. Стремление родителей чрезмерно разнообразить предметную среду не только не способствует развитию, но зачастую проявление познавательной активности и может приводить к хаотичности и не целенаправленности поведения ребенка.К компонентам развивающей среды относится целый ряд условий, таких как семейная атмосфера, адекватное внимание к особенностям развития ребенка, оптимально подобранные игрушки (их количество, функциональная направленность, соответствие возможностям ребенка), организация среды способствует игре ребенка. Игра является ведущей деятельностью ребенка и вся его жизнь подчинена игре. Через игру ребенок учится общаться, регулировать свое эмоциональное состояние. при этом происходит развитие памяти, внимания, мышления волевых процессов. И поэтому (окружающая обстановка) является частью самой игры. Условия, которые создаст семья ребёнку, определят в будущем, как он будет учиться, будет ли пытлив его ум, будет ли он стремиться к познанию окружающего. Поэтому важно грамотно создать развивающую среду для ребёнка – дошкольника в условиях семьи, важно чтобы материальная среда была именно развивающей.  Ребёнок должен осваивать всё пространство квартиры, но в то же время у него должно быть своё пространство, оборудованное с учётом его психофизиологических особенностей и возможностей. Предметно – пространственная среда семейного воспитания даёт возможность ребёнку формировать ценности познания и отношения к миру не только с помощью родителей, но и самостоятельно.Как достичь этого в условиях семьи? К тому же есть ряд причин, затрудняющих «внедрение развивающей среды» в семью. Это и малый метраж квартир, и небольшой доход семьи, и отсутствие элементарных знаний о том, как должна выглядеть среда, комната ребёнка, всё и просто, и сложно. Взрослый должен осознать, что среда – это пространство, заполненное предметами, игрушками и живя среди них, ребёнок вместе с взрослым осваивает окружающий мир. Поэтому и создавать среду следует с позиции творческой активности и самостоятельности ребёнка. Взрослый создаёт среду, дающую свободу деятельности ребёнка. Среда не должна быть статичной. Среда – носитель информации об окружающем. В помещении должно быть светло. «Центры» должны разумно сочетаться. Рекомендации, которые помогут в построении развивающей среды в семье и комфортного время провождения ребенка. Размещая игры и игрушки так, чтоб при этом создавались различные «центры». Содержание «центров» нужно периодически менять. Игрушки конечно же не нужно выбрасывать, создав дома «камеру хранения», из которой можно доставать те игрушки, которые уже немного подзабыты ребёнком.Необходимо учитывать возрастные особенности и потребности ребёнка. Желательна не только стационарная, но и мобильная мебель.   «Сундучок» (храня предметы куски ткани, платки, сумки и прочие детали разных костюмов). Весь игровой материал в одном месте не желательно содержать, для ребенка необходимо создание ситуации активного поиска. При этом необходимо помнить, что мальчики осваивают «дальнее пространство», а девочки – «ближнее» пространство. Предметы – заместители и полифункциональное игровое оборудование (ширмы) обладают наибольшим развивающим эффектом.Интересно создать в комнате уголок с мягкими подушками, на которых можно отдохнуть.   «Детское зеркальце», помещенное в комнате, непроизвольно заставляет ребёнка учится приводить себя в порядок. Таким образом у ребёнка начинает формироваться культура внешнего вида, трудолюбия, самостоятельности, тем самым приучаясь к порядку.   Создание элементарной «детской лаборатории», расширяет знания ребенка, о тех или иных предметах, их назначении и т.д. Собрав в коробочку магниты, бинокли, лупы, микрофоны, компасы и т.д. Организуя лабораторию и постепенно вводя новые предметы, рассказывая о них, показывая способ действия, ребенок будет занят и тем самым получать новые знания о предметах и их свойствах. В зависимости от пола ребёнка, организуя уголок «умелых ручек» или «уголок мастериц», ребенок увлеченно будет пытаться проявлять творчество. Также необходима подборка материала, это различные пробки, катушки, природный материала: шишки, семечки и т.д. Для детских книжек необходим «Книжкин дом» - полочка или стол, где будут храниться любимые книги, магнитофон. Рассматривайте, слушайте вместе, а потом ребёнок сам начнёт читать. «Альбомы по интересам». Собирая в них открытки, наклейки, вскоре превратится в коллекцию, которую можно будет рассматривая, вспоминать как та или иная открытка, наклейка появилась в доме.  Очень хорошо, когда у ребёнка на виду имеются семейные фотографии, ещё лучше, когда рядом есть фотографии всей семейной родословной, «Семейная лента моей жизни». Организуя уголок спорта, есть возможность в любой момент выбрать любимую игру и поиграть. Пусть там находятся любимые спортивные игрушки. Создавая уголок «тишины», ребенок может уединиться успокоиться, где непременно будут предметы и игрушки, дающие расслабление. При создании среды необходимо учитывать гендерную специфику и наполнение среды, как общим, так и специфичным материалом для девочек и для мальчиков. Специфичный материал, мы знаем, что для девочек – куклы, коляски, для мальчиков – машины, пистолеты. Что же может быть общим? Это конструкторы, обучающие игры.Покупая игрушку, необходимо помнить о безопасности материалов (резкие запахи, с колющими выступами у игрушки, обращать на сертификат и развивающий потенциал игрушки.Если ребёнок проявляет интерес к цифрам, буквам, необходима магнитная доска, наборы цифр, букв, линейки. Вывод: Созданная среда обеспечивает самовыражения воспитанников, комфортность и эмоциональное благополучие детей. Среда обогащена элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей. Развивающая предметно-пространственная среда позволяет детям осуществить право выбора для себя и менять их в течение дня. Созданные условия для ребенка дают положительные результаты и необходимо помнить, что создание среды - это творческий процесс. В нём принимают участие две стороны – родители и дети. Примерный игровой уголок для ребенка и что в нем должно находиться: - детский стол с гладкой поверхностью без рисунков размером 50 на 70 см, а также детский стульчик.Обязательные элементы игрового уголка: - открытый низкий стеллаж или полочки из 2х -3х , доступных по высоте руке ребенка, - несколько больших картонных или пластиковых емкостей (контейнеров)  для игрового материала, - коврик 70 на 70 см, где ребенок сможет расставить игрушечную мебель, возвести постройку из кубиков и оставить её тамформленный таким образом игровой уголок занимает немного места и в   уголке ребенок вправе и разбросать игрушки, и навести порядок.)Игрушки и материалы должны храниться в определенном месте. Необходимо приучить ребенка убирать их на свои места после игр.В игровой зоне не должно быть захламленности, избытка игрушек и материалов. Литература:
  • Обучение сюжетно-ролевой игре дошкольников с проблемами в интеллектульном развитии: Учеб.-метод. Пособие / Под ред. Л.Б. Баряевой, А.П. Зарин, Н.Д. Соколовой. СПб: ЛОИУУ, 1996.
  • Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях: Методические рекомендации / Отв. ред. С.В. Алехина. М.: МГППУ, 2012
  • Я хочу играть. Развивающие игры с платочком, зеркальцем, пирамидкой, кубиками, мячом… – со всем, что под рукой: Пособие для родителей.: Карапуз; Москва; 2012
  • Интеграция детей с особенностями развития в образовательное пространство: Сбор¬ник статей, методических материалов, нормативно- правовых документов / Под ред. проф. Л.М. Шипицыной. - М., 2006.-