Где зимуют птицы


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Где зимуют птицы
Автор: Волошина Маргарита Александровна

Тема: Где зимуют птицы.Цель:Познакомить учащихся с зимующими и перелетными птицами и причинами их перелета.
  • Учить детей устанавливать зависимость жизни птиц от состояния живой и неживой природы.
  • Развивать умение логически верно выражать свои мысли.
  • Воспитывать любовь к природе родного края, бережное и заботливое отношение к птицам.
  • Задачи:
  • Сообщить сведения о зимующих и перелетных птицах.
  • Создавать условия для развития умения различать зимующих и перелетных птиц.
  • Пробуждать потребность заботливого отношения к птицам.
  • Планируемые результатыПредметные
  • различать зимующих и перелётных птиц;
  • объяснять причины отлёта птиц в тёплые края;
  • приводить примеры зимующих и перелётных птиц
  • Метапредметные1.Понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить и оценивать свои достижения;2. Группировать птиц по существенному признаку;3. Работать в паре: выдвигать предположения, доказывать их и осуществлять самопроверкуЛичностные
  • Проявлять целостный взгляд на мир;
  • Бережно относиться к ценностям природы
  • Оборудование: аудиозапись “Голоса птиц ”, видеофильм “Зимующие птицы), презентация «Где зимуют птицы», простой карандаш, цветные карандаши.- Используемое оборудование: компьютер, мультимедиапроектор-используемые ЦОР-учебник А.А. Плешаков- рабочие тетради по окружающему миру А.А.ПлешаковХод урока:I. Организационный момент-Доброе утро, ребята. Мне очень приятно видеть вас сегодня. Улыбнитесь друг другу и пожелайте хорошего настроения.II. Этап целеполагания-Посмотрите, ребята, Муравьишка сегодня очень тепло оделся. Он приглашает нас в зимний лес.-А вы любите зиму? Метели и снегопады вам не страшны? Тогда отправляемся в зимний лес.(Читаю стихотворение, звучат звуки метели) Слайд 2Вьюги, зимние метелиЕлки в снежный мех одели.Без дорожки, без тропинкиХодит по лесу мороз.Ходит по лесу грозится: “Берегись и зверь и птица.Слайд 3-Странно, зачем Муравьишка пригласил нас в зимний лес? Что можно увидеть зимой в лесу? Кругом белым-бело, да и ещё метель метет. А может он хотел что-то показать? Кого же Муравьишка увидел? А может просто услышал? Давайте прислушаемся.Звуки птиц зимой в лесу-Что вы услышали?-Как вы думаете, о ком нам хотел рассказать Муравьишка? О ком мы будем говорить на уроке? Какой же вопрос сегодня приготовил для вас Муравьишка? Попробуйте догадаться сами, а я постараюсь вам помочь.Учитель: Зима навела строгий порядок в лесах и на полях. Все у нее прибрано, подметено, сверкает белизной. Раздала она деревьям теплые шубы, укрыла поля белым теплым одеялом. Но для животных наступила суровая пора. Слайд 4 К зиме белка утепляет свое гнездо, которое служит ей надежной защитой во время сильных морозов и непогоды.-А где проводит долгую зиму медведь?Подумайте, пожалуйста, какой же вопрос хочет задать вам Муравьишка?-Итак, на какой вопрос мы должны сегодня ответить? Откроем учебник на стр 16 и прочитаем тему урока. «Где зимуют птицы» Слайд 5-Что мы узнаем на уроке и чему научимся?3. Изучение нового материала-Что вам известно о птицах? (Их тело покрыто перьями)Вступительная беседа учителяПтиц на земле, конечно, меньше, чем насекомых, но всё-таки их много – около 9 тысяч видов. Слайд 6 Есть птицы очень большие, чуть ли не двухметровой величины, есть и крошечные, не больше бабочки или стрекозы, и весящие несколько граммов. - Есть птицы, которые могут летать выше облаков, а есть и такие, которые вовсе не могут летать. Слайд 7 - Одни птицы живут в лесу, другие – в степи. Слайд 8 Но есть и такие, которые не могут жить ни в лесу, ни в степи. Они живут только в пустыне или горах. А другие только на берегу моря. Слайд 9 Одни птицы питаются рыбой, другие только насекомыми. Есть хищные птицы, которые поедают других зверей и птиц. А есть «вегетарианцы», которые едят только растительную пищу, в основном ягоды и семена. Сдайд 10. Одни птицы селятся в дуплах, а другие вьют себе гнёзда на земле или ветвях деревьев и кустов. Слайд 11.Вот такие удивительные птицы!Слайд 12ФизминуткаЯ мороза не боюсь (шаги на месте)С ним я крепко подружусь (хлопки в ладоши)Подойдёт ко мне мороз, (присесть)Тронет руку, тронет нос (показать нос)Значит, надо не зевать (хлопки в ладоши)Прыгать. Бегать и скакать (Прыжки)
  • Знакомство с зимующими птицами (Слайд 13)
  • -С наступлением холодов многие птицы улетают в тёплые страны, но не все. Птицы, которые остаются зимовать, называются зимующие. Каких зимующих птиц вы знаете?-Сегодня вы приготовили небольшое сообщение о птицах, которые зимуют в наших краях.-Я буду загадывать загадки про птиц, а вы должны отгадать и назвать эту птицу.Слайд14.15.16 поползень(Ученик выходит к доске и читает стихи о дятле-желне)- Как я забыла про дятла? Ведь дятел и зимний кормилец других птиц: синиц, поползней и т.д. Они собирают насекомых, которых не вытащил дятел из–под коры. В стихотворении вы услышали новое интересное слово. (На доске записано слово короед)- Прочитайте. Кто может объяснить значение слова короед?Сейчас мы посмотрим сюжет фильма «Зимующие птицы» слайд 28Проверка: О каких зимующих птицах вы ещё узнали? 4. Работа с учебникомОткройте стр 16, отметьте синими фишками- зимующих птиц в нашем крае.
  • Знакомство с перелётными птицами.
  • -В разных странах живут разные птицы. Подумайте, могут ли все эти птицы собраться все вместе в зимнюю пору?Чтобы ответить на этот вопрос, послушаем разговор двух птичек.(Исценировка двух перелетных птиц)Скворец. Что ты такая печальная?Ласточка. Ах, голубчик, голова у меня разболелась от птичьей болтовни! Врут на каждом свисте. Какой-то чижик-пыжик, важно вышагивая, чирикал, что бывает зима и какой-то трескучий мороз. Может быть, это правда?Скворец. Пустая болтовня! Я столько лет живу на свете, бывал на севере и на юге, но зимы не видел. Везде одно лето.-Ребята, почему скворец и ласточка утверждают, что нет на земле ни осени, ни зимы? Кто знает, как называются эти птицы? Почему их назвали перелетные птицы?С наступлением осенних холодов другие птицы улетают в тёплые края. Это…….перелётные птицыПерелётными мы называем птиц, которые живут у нас, вьют гнёзда, выводят птенцов, а с наступлением холодов улетают на всю зиму в жаркие страны, чтобы весной вернуться в родные места. Зимой многие птицы совсем не смогли бы находить себе корм. Поэтому они улетают в тёплые края, где корма всегда достаточно. Каких перелётных птиц вы знаете?Давайте познакомимся с некоторыми из них поближе. Слайд 29Соловей- знаменитый певец наших лесов. Поет соловей месяца полтора, пока у него не появятся птенцы. Ещё раз можно услышать соловьев осенью, когда они собираются в стаи. Но это уже не песни, а птичьи разговоры перед отлетом. Улетают соловьи всегда вечером, а прилетают весной всегда ночью.Ласточка. Её ещё называют касаткой. Так люди выразили свою любовь к птице. Считалось, если ласточка поселилась под крышей дома- это к счастью. Ласточка- это птица воздуха. Она редко опускается на землю. Даже воду пьет и купается на лету. Глядя на ласточек, резвящихся в небе, мы думаем, что они играют. На самом же деле они неустанно ловят мошек, мух и комаров.А это зяблик. Его окраска яркая, нарядная, клюв весной и летом синий, а зимой -красный. В лесу еще зябко, а птичка громко напевает свою песенку. Огромное количество насекомых –вредителей уничтожает за лето! Бывает в разгар лета сядет зяблик, нахохлится, будто озяб. Странно… А оказывается, тучка надвигается. Зяблик угадывает, когда дождь пойдет.А вот почему птицу назвали зябликом- непонятно. Может потому, что прилетает он одним из первых, когда на улице еще слякоть и нередки морозы. Может быть. Потому и дали этой птичкеимя зяблик. Что прилетает она в зябкое время.Кукушка не вьет гнезда, не высиживает яйца и не вскармливает своих птенцов. За неё это делают другие, в основном, певчие птицы. Поэтому у кукушки одна цель- найти гнёзда этих птиц и отложить в них своё яйцо. Каждая кукушка откладывает до 12 яиц, по одному в гнездо.Физминутка Слайд 30Птички прыгают, летают. (прыжки на месте, взмахи руками) Птички крошки собирают. (клюют) Перышки почистили, Клювики почистили (погладить руки, носики) Птички летают, поют (взмахи руками) Зёрнышки клюют (показать как клюют)Работа в тетрадиСтр 14 №1Работа в группеСоедините линиями рисунки и названия птиц. ПРОВЕРКА-Птички спорят, кому улетать, а кому остаться. Помогите принять правильное решение. (закрасьте кружок с перелётными птицами) ПРОВЕРКАРабота в парах-Где же зимуют перелётные птицы? Выскажите свои предположения друг другу. Объясните, почему вы так считаете? (ребята высказывают свои предположения)6. Кольцевания птиц. Теперь мы знаем, что перелетные птицы улетают на зиму в теплые края. А раньше люди этого не знали. Конечно, они замечали, что зимой некоторые птицы исчезают, а весной вновь появляются. Лишь со временем ученые- орнитологи узнали, куда улетают перелетные птицы.-Как же это удалось сделать ученым? Ученые-орнитологи придумали надевать на лапки птицам маленькие кольца. Слайд 31 (Учебник стр 17)-А как эти кольца помогли им? Слайд 32На каждом кольце был номер и адрес места, где была окольцована птица. Когда кто-то в других странах встречал окольцованную птицу, он сообщал об этом по данному адресу. Так ученым удалось узнать, где зимуют птицы. слайд 33,34Сейчас ученые используют новейшие приборы и узнают о перелетах через спутниковые системы. Также ученые задумывались о том, как птицы находят дорогу домой, как ориентируются. Они ставили опыты: перевозили птиц в самолете и отпускали – птицы возвращались в свои края; перевозили птенцов, но, вырастая, они повторяли путь своих сородичей – возвращались к месту своего рождения и летели зимовать туда, где зимовали всегда их родители. Как птицы находят себе дорогу? – эта загадка ещё не разгадана. Но и её природа когда-нибудь откроет.-Куда улетают ласточки? (Африка, Индия, Индокитай)-Куда улетают журавли? (Индия, Китай, Африка)7. Работа в тетради-Откроем стр 15 (работа в парах). Прочитайте внимательно задание и сделайте схему перелетов. На этих схемах зеленым цветом показаны районы, где ласточки и журавли проводят лето. Желтым цветом показаны районы, где они зимуют. Отметьте синими стрелками направление осенних перелетов ласточек и журавлей. Красными стрелками обозначьте направление их весенних перелетов.8. Продолжение работы по теме урока.Рассмотрите рисунки на стр. 17 и попробуйте догадаться, почему многие птицы улетают на зиму в тёплые края. (слайд)-Какой вывод мы можем сделать?9. Этап рефлексииИгра. Птицы.Учитель. Встаньте в круг Девочки и мальчики. Вокруг себя повернитесь, В птиц сейчас же превратилисьДети поворачиваются вокруг себя, надевают шапочки с изображением птиц.Учитель. Сейчас я загадаю вам загадки. В круг вылетает та птица, о которой загадка. Эта птица решает, куда полететь. Если перелётная, то летит в тёплые края. Если зимующая- то остаётся на месте зимовать.
  • Озорной мальчишка В сером армячишке По двору гуляет, Крошки собирает. (воробей)
  • Раздается громкий стук Среди веток тук да тук. Чистишь дерево, приятель? Тук-тук-тук ответил …..(дятел)
  • А вот маленькая птичка- Желтогрудая певичка, Звонко песенку поет, Сало вкусное клюёт. (синичка)
  • Угадайте, что за птичка: Темненькая невеличка Беленькая с живота Хвост раздвинут в два хвоста (ласточка)
  • Зимой на ветках яблоки:
  • Скорее собери! И вдруг вспорхнули яблоки! Ведь –это …..снегири
  • Трещала с самого утра Пор-р-ра, пор-р.ра, а что пора? Такая с ней морока, Когда трещит…… сорока
  • Хожу я ловко по стволам: Вверх и вниз, тут и там, Как настоящий акробат. Чищу все стволы подряд (поползень)
  • У нее глаза большие,Хищный клюв – всегда крючком.По ночам она летает,Спит на дереве лишь днем.
  • Встаньте в круг, птички, Вокруг себя повернитесь, В девочек и мальчиков сейчас же превратитесь!Итог урока.- На какие 2 группы разбили всех птиц? - Каких зимующих птиц запомнили?- Каких перелетных птиц запомнили?- Итак, на какой вопрос мы отвечали на уроке? - Так, где зимуют птицы?- Птицам, которые улетели в теплые края, там достаточно корма, а тем, которые остались зимовать с нами, трудно искать корм. И помочь им пережить трудную зиму должны мы.-Что интересного вы узнали на уроке? Чему вы научились на уроке? знаюРасскажите по схеме: Я запомнил смог Покормите птиц зимой! Пусть со всех концов К вам слетятся, как домой Стайки на крыльцо.Не богаты их корма.Горсть зерна нужна,Горсть одна -И не страшна будет им зима...Приучите птиц в морозК своему окну.Чтоб без песен не пришлосьВам встречать весну.