Практико-ориентированная образовательная среда колледжа


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Практико-ориентированная образовательная среда колледжа
Автор: Рябова Марина Александровна

М. А. РЯБОВАПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КОЛЛЕДЖА К настоящему времени в научный оборот прочно вошли такие понятия как «социокультурная среда», «социально-педагогическая среда», «образовательная среда» и другие родовые понятия.«Образовательная среда» определяется по-разному. Например, как: - «педагогически организованная система условий, влияний и возможностей для удовлетворения иерархического комплекса потребностей личности и трансформации этих потребностей в жизненные ценности, что обеспечивает активную позицию учащихся в образовательном процессе, обусловливает их личностное развитие и саморазвитие»; - «система влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для её развития, содержащихся в социальном и пространственно- предметном окружении»; - «совокупность материальных факторов образовательного процесса и межличностных отношений, которые устанавливают субъекты образования в процессе своего взаимодействия». Под «образовательной средой учебного процесса колледжа» в авторской интерпретации будем понимать следующее. Это совокупность материальных факторов процесса обучения и межличностных отношений, которые обуславливают формирование личности студента колледжа и её развитие.Любой «образовательной среде» присущи определенные характеристики.Среди них, в частности, такие:- образовательная среда любого уровня является сложносоставным объектом природы;- целостность образовательной среды является синонимом достижения системного эффекта, под которым понимается реализация комплексных целевых установок обучения и воспитания;- образовательная среда выступает не только как условие, но и как средство обучения и воспитания»;- образовательная среда формируется осознанно и целенаправленно;- важными характеристиками образовательной среды являются интегративность и вариативность. Интегративность отражает взаимосвязь субъектов образовательного процесса (педагогов, обучаемых, социальных партнеров и других лиц), различных условий (пространственно-временных, психолого-педагогических, социально-педагогических, социокультурых, дидактических и пр.). Взаимосвязь данных составляющих обеспечит целостность и эффективность процесса развития личности. Вариативность образовательной среды означает возможность изменений в ее составе, поиск и определение оптимальных сочетаний разных условий для обеспечения полноценного развития личности обучаемых и реализации их способностей и возможностей.Все это в полной мере относится и к образовательной среде колледжа.Образовательная среда колледжа обладает практико-ориентированным признаком, если она нацелена, прежде всего, на практическую составляющую этого процесса, на решение учебно-производственных задач в соответствии с профессиональной направленностью, если она имеет ценностно-смысловые основания, ориентированные на формирование компетенций студентов колледжа, адекватных их предстоящей социально-профессиональной деятельности. В ее основе лежит принцип «обучение через делание» («Learning by doing»). Особенностью организации практико-ориентированной среды колледжа является расширение ее образовательного пространства за счет интеграции с социальными партнерами (предприятиями и организациями) как источника информации и как дополнительного производственного пространства для формирования практико-ориентированных компетенций.Сравнительный анализ сущности традиционной и практико-ориентированной образовательной среды колледжа представлен нами в таблице 1.Таблица 1 – Сравнительный анализ сущности традиционной и практико-ориентированной образовательной среды колледжа Смыслообразующей категорией понятия развивающей практико-ориентированной образовательной среды колледжа выступает практическая (производительная) деятельность, поскольку включение в нее студента колледжа позволяет развивать у него профессиональную компетентность, опредмечивая при этом социально-коммуникативную, информационно-транслирующую, производственно-деятельностную и профессионально-ориентированную функции учебного процесса.В завершении представления развивающей практико-ориентированной образовательной среды колледжа необходимо подчеркнуть ряд необходимых требований к ее организации, а именно ее удобство, ее слаженность, ее целесообразность, ее гармоничность, ее информативность. В процессе организации развивающей практико-ориентированной образовательной среды колледжа выделяются следующие основные этапы:
  • Анализ социокультурной ситуации и установление качественных характеристик существующей образовательной среды колледжа.
  • Разработка и обсуждение образовательной концепции, развивающей практико-ориентированной образовательной среды колледжа, определение цели, задач и необходимого ресурсного и кадрового обеспечения, утверждение программы реализации и другое.
  • Апробация развивающей практико-ориентированной образовательной среды колледжа, ее мониторинг, необходимая корректировка.
  • Собственно, реализация развивающей практико-ориентированной образовательной среды колледжа.
  • Для организации, развивающей практико-ориентированную образовательную среду колледжа, наиболее эффективен, так называемый, компонентный механизм. Суть его состоит в том, что в центре внимания организаторов данного процесса ставятся прежде всего компоненты данной среды, а именно пространственно-предметный, производственно-технологический, социальный, психодидактический и субъектный компоненты. Остановимся на них поподробнее. Пространственно-предметный компонент развивающей практико-ориентированной образовательной среды колледжа охватывает: здания и помещения, прилегающую к ним территорию, мебель, оборудование, интерьер, дизайн, систему освещения, окружающие природные объекты и все другое, что сопряжено с этим процессом. В том числе производственная база предприятий социальных партнеров, предоставляющие рабочие места для прохождения практики. В связи с чем, необходимо учитывать особенности колледжа, возрастные особенности студентов, характер осуществляемой практико-ориентированной учебно-производственной деятельности. Производственно-технологический компонент развивающей практико-ориентированной образовательной среды колледжа составляют реализуемые производственные технологии, в связи с чем исключительно важно, чтобы теоретическое и практическое обучение осуществлялось с использованием самых современных и перспективных производственных технологий. В противном случае, оно не будет иметь развивающего характера. Для этого учебные кабинеты и мастерские должны иметь соответствующе технологическое оборудование и оснастку, а среди предприятий, предоставляющих рабочие места для практического обучения, должны отбираться самые технологически передовые.Психодидактический и социальный компоненты развивающей практико-ориентированной образовательной среды колледжа обеспечивает ее упорядоченность и целостность. Он включает в себя учебные планы и программы, концепцию педагогической системы теоретического и практического обучения студентов колледжа, отобранное содержание, педагогические технологии, методы, формы, учебники, учебно-методические пособия и другое, служащие основой моделирования предметного и социального контекстов профессиональной деятельности будущих специалистов – выпускников колледжа. Их совокупность и должна обеспечить возможность обеспечить различные пути и способы приобретения и применения профессиональных знаний и опыта социальных отношений, в том числе посредством практико-ориентированной учебно-производственной деятельности с использованием производительного труда студентов колледжа.В качестве примера можно привести организацию хозрасчетных учебно-производственных участков по выпуску сложной продукции, востребованной рынком потребителей, технопарка, студенческих экспериментально-конструкторских и внедренческих бюро, учебно-производственных бизнес-инкубаторов и учебно-тренировочных фирм по специализации. В таких организационных структурах, с той или иной меры полноты осуществляется (или имитируется) производственная деятельность, поддерживаются необходимые внешние и внутренние связи, решаются финансовые вопросы. Студенты колледжа в них самостоятельно овладевают необходимыми умениями на различных рабочих местах, овладевают опытом работы производственного коллектива, принятия решений, устранения конфликтов и т.д. Наконец, субъектный компонент развивающей практико-ориентированной образовательной среды колледжа включает в себя: - реализацию их особенностей (распределение статусов и ролей, половозрастные и национальные особенности, ценности, установки, стереотипы, нормы поведения и т.п.); - коммуникативную сферу и пространство межличностного взаимодействия (стиль общения и руководство учебно-познавательной и учебно-производственной деятельностью, пространственная и социальная плотность среди субъектов, и др.);- организационную сферу (организационная структура, особенности организационной культуры, степень включенности и влияния на протекающий процесс теоретического и практического обучения, наличие творческих и общественных объединений, др.).Именно от администрации, преподавателей и мастеров производственного обучения колледжа, обладающих субъектными полномочиями, зависит, какая среда будет создана, как она будет функционировать. В качестве примера можно привести организацию отдела поддержки и развития профессиональной карьеры выпускников колледжей, способствующего профессиональному развитию личности студента колледжа, его трудоустройству и эффективной адаптации в условиях производства; удаленного, действующего в режиме круглосуточного «online», информационно-консультационного центра; дискуссионного клуба преподавателей, мастеров производственного обучения, студентов и выпускников колледжа. Созданная подобным образом развивающая практико-ориентированная образовательная среда колледжа обеспечивает потребности субъектов в своем профессиональном развития, усвоение ими социальных ценностей и трансформация их в личностные ценности, погружение студента колледжа в профессиональную деятельность и получение профессионального опыта.