Как воспитать навыки самообслуживания у ребенка в семье
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Как воспитать навыки самообслуживания у ребенка в семье
Автор: Шамарданова Гюзяль Растамовна
«Как воспитать навыки самообслуживания у ребенка в семье»Семья - первое общество, где формируется характер ребенка, его нравственные качества, привычки, жизненно необходимые качества, навыки самообслуживания.Что такое навыки самообслуживания?Самообслуживание - это начало трудового воспитания дошкольника,умение выполнять элементарные бытовые действия: самостоятельноодеться, раздеться, помыть руки, сходить в туалет, самостоятельно есть, прибирать игрушки.К сожалению, в последнее время все больше родителей чересчур опекают своего ребенка. Они спешат прийти на помощь или сделать всё за ребёнка сами, считая, что он ещё маленький или просто торопясь куда-либо (утром на работу, вечером – домой или по делам). Это приводит к тому, что у ребёнка не развивается самостоятельность, и он всё время будет надеяться на других. У родителей, чрезмерно опекающих своих детей и делающих за них то, что они должны учиться делать сами, дети вырастают беспомощными, неподготовленными для жизни в коллективе.Самообслуживание играет важную роль в развитии ребёнка:Является важным средством всестороннего развития личности ребенка;Оказывает существенное влияние и на умственное развитие ребенка:развивает мышление, сообразительность, любознательность, инициативу, активное восприятие, наблюдательность, внимание, сосредоточенность, тренирует память;Чем раньше и лучше у ребенка сформируются навыки самообслуживания, тем более приспособленным к жизни он вырастет; От уровня самостоятельности ребенка, будет зависеть то, насколько полноценно он может адаптироваться к различным житейским ситуациям;Обслуживая себя самостоятельно, ребенок научается, таким образом, проявлять заботу к своим близким. Начинает ценить проявленную к нему заботу;Ребенок становится не только более самостоятельным, уверенным в себе, но и тренирует стремление к достижению цели, активность, упорство, также идет формирование волевых качеств;Постоянство требований родителя к детям, а также повторяемость, обеспечивают прочность в закреплении полученных навыков;Формирование правильных привычек у ребенка: потребности в чистоте и опрятности.Труд по самообслуживанию развивает ловкость, координацию движений, доставляет эстетическое удовлетворение.В целом, навыкам трудового воспитания можно обучать ребенка с самого раннего детства. Но основы навыков самообслуживания закладываются именно в возрасте 3 - 4 лет.У детей 3-4 х летнего возраста должны быть сформированы:Навыки культуры еды, включающие в себя:умение правильно ложку;умение не крошить хлеб;умение благодарить;умение пользоваться салфеткой;умение не разговаривать за столом, не крутиться, не играть.Навыки мытья рук и умывания, включающие в себя:умение мыть руки, засучивая рукава;умение мыть лицо, не разбрызгивая воду;умение правильно пользоваться мылом; зубной щеткой;умение не мочить одежду во время умывания;умение сухо вытираться полотенцем, без напоминания вешать его на отведенное место.Навыки одевания и раздевания в определенном в порядке, включающие в себя:умение расстегнуть (застегнуть) пуговицы;умение снять (одеть) одежду;умение аккуратно складывать и вешать одежду;умение вывертывать одежду на лицевую сторону;Иные навыки, включающие в себя:умение пользоваться туалетом (умение проситься в туалет);умение мыть руки после туалета;умение убирать игрушки, книжки, канцелярские принадлежности, строительные материалы на определенное место.Все, что должен уметь ребенок в 4 года в плане бытовых навыков, прививается исключительно близкими людьми. Невыполнение тех или иных критериев не является несоответствием возрасту или отставанием в развитии, скорее, это упущение родителей.А дети пятого года жизни уже почти самостоятельны в самообслуживании. Ведь навыки, приобретенные ими в 4—5лет, становятся более прочными, осознанными.Советы для обучения самостоятельности:1. Хвалите ребенка. Если вы довольны поступком ребенка, лучше сказатьему не просто, что он хороший, а, что очень довольны тем, как сегодня онсделал то-то и то-то.2. Не делайте за ребенка то, что он способен выполнить сам.3. Любое обучение не терпит спешки. Поэтому, если вы действительноторопитесь, займитесь обучением в другое, более спокойное время.Атмосфера должна быть доброжелательной.4. Постарайтесь избегать оценок и сравнений с другими детьми. Сравнивать можно только с его собственными достижениями.5. Дети ведут себя так, как мы им внушаем. Поэтому если малышу говорить, что, у тебя всё получится, ты справишься - ребенок будет настроен на успех.6. Единство требований взрослых (и дома и в саду).7. Личный пример – имеет громадное значение в обучениисамостоятельности!8. Работа должна быть по силам малыша!Помните, что труд должен приносить радость ребёнку. Поэтому не надо упрекать ребёнка в медлительности и небрежности. Это может вызвать отрицательное эмоциональное состояние, и повлечь за собой нежелание принять участие в труде в следующий раз.Важно, чтобы с раннего детства ребёнок усвоил, что работать трудно, но необходимо.И только от нас с Вами, взрослых, зависит, станет ли ребёнок умелым, самостоятельным.