Декоративно-прикладное творчество как фактор приобщения подрастающего поколения к культурному наследию региона


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Декоративно-прикладное творчество как фактор приобщения подрастающего поколения к культурному наследию региона
Автор: Ивойлова Лариса Витальевна

Ивойлова Л.В.ВоспитательМБДОУ «Д/С №243»Барнаул, Алтайский крайДекоративно-прикладное творчество как фактор приобщения подрастающего поколения к культурному наследию региона Стремление регионов нашей страны к самоопределению и укреплению самостоятельности усиливает потребность в формировании национального самосознания подрастающего поколения [7, с. 124]. В связи с этим возникает необходимость изучения процесса приобщения подрастающего поколения к историко-культурному наследию региона. Таким образом, национальная культура и как часть её декоративно-прикладное творчествоявляются важным педагогическим средством, использование которого делает процесс воспитания и формирования национальной идентичности более целенаправленным. Изучение традиций декоративно-прикладного искусства как части народной культуры развивает личностные, психологические качества, формирует художественно-познавательные способности, активизирует творческую самостоятельность и помогает идентифицировать себя со своими предками и выстраивать отношения с обществом. Декоративно-прикладное творчество является актуальным видом деятельности, которая помогает преодолеть кризис художественного творчества, провести пропедевтическую профориентацию, повысить уверенность в собственных силах.Социальные и экономические условия в современной России и неблагоприятные направления развития международной политической обстановки, определившиеся в последние годы, ставят задачи воспитания молодого поколения с точки зрения осмысления и принятия духовных ценностей общества. Следовательно, становится социально значимой проблема формирования личности, уважающей историко-культурное наследие своего народа. Эта проблема становится отражением новой парадигмы образования и культуры. Общество XXI века определяет приоритет своего развития в формировании творчески активного молодого поколения, способного к саморазвитию и самореализации в условиях постоянно меняющейся и насыщенной информационной среды. В этих условиях деятельность детей и подростков носит творческий характер, который выражается в способностях выявлять проблемы, формулировать и реализовывать инновационные проекты, деятельно и продуктивно работать с информацией. В национальной доктрине образования в Российской федерации говориться о том, что одной из основных задач государства в сфере образования является обеспечение гармонизации национальных и этнокультурных отношений, сохранение и поддержка этнической самобытности народов России, что нацеливает на понимание, изучение и сохранение историко-культурного наследия.Современная семья не всегда в состоянии передать из поколения в поколение ценности народной художественной культуры. Помочь ей в этом призван преподаватель. Однако большинство преподавателей сами не готовы к освоению традиций народной художественной культуры и, как следствие, не владеют методикой использования национально-регионального компонента в деятельности учащихся. Это приводит к тому, что в сфере образования и воспитания нынешней молодежи остается нерешенной основная задача сохранения исторических и национальных корней, умение понимать и ценить те духовные и нравственные традиции, которые достались нам в наследство от предшествующих поколений. Изучение культурного наследия имеет свои особенности. Переосмысливая его роль и значение необходимо не только сохранить его, но и включить в современную жизнь. Чрезвычайно важно понимать процесс сохранения и накопления культурных ценностей не как механическое использование культурного наследия прошлых поколений, но и как процесс открытия нового в старом.Инновации в приобщении к историко-культурному наследию предполагают прочную взаимосвязь новаторства и традиций, интеграции культурного наследия в современный социальный контекст. Наблюдения ученых показывают, что культурное наследие народа сохраняет свое ядро – традиции, неотрывно соединённые с историческими корнями, которые основываются на опыте народа. В то же время развивается под влиянием историко-политических, социально-экономических и культурных факторов. Кроме того, конструктивные инновационные технологии в сфере культуры способствуют взаимодействию заинтересованных субъектов деятельности. Приобщение подростков к аксиологическим основам и ценностям народной культуры выдвигает проблему организации воспитательного процесса, который может реализовать данную цель. Сущность такого процесса составляют новые формы жизнедеятельности, основанные на трансформации традиций культуры в педагогические инновации, обусловливающие воспроизводство прошлого в реалиях нашего времени [2, с.82]. Инновационные технологии приобщения подрастающего поколения к историко-культурному наследию региона создают условия для содержательного и развивающего досуга, реализации права на образование и творчество. Они стимулируют развитие общественной активности и инициативы в создании различных самодеятельных формирований в сфере досуга. С их помощью можно осуществлять дифференцированный подход в работе с различными возрастными и социальными группами населения, в том числе с продвинутым в культурном отношении контингентом, обеспечивая реализацию его интеллектуального и культурно-творческого потенциала; эффективней использовать в социокультурной работе перспективные и популярные формы и средства организации досуговой деятельности. В последние годы заметен спад традиционных форм культурной активности людей. Ощущается апатия, растущая агрессивность, утрачивается культурная инициатива. Социологи выделяют бездуховность молодежи, тотальное подавление интеллекта и творчества, что порождает пренебрежительное отношение к знаниям, науке и образованию, истории и культуре России [5, с. 38]. Историко-культурное наследие – ведущий фактор воспитательного процесса. Оно оказывает огромное влияние на формирование личности, формирует лучшие человеческие качества, используя народное творчество, искусство, игры и другие средства народной педагогики. Еще А.Я. Коменский изучал народные традиции воспитания и включал их в свою педагогическую систему. Роль народных традиций в развитии личности анализируется и современными исследователями. Вытеснение народных традиций на периферию культурных процессов грозит разрушением самобытности региональной культуры и, как следствие, размыванием и утратой культурной и национальной идентичности. Сегодня стоит задача, с одной стороны, обеспечить сохранность культурного наследия, а с другой – создать условия, позволяющие культуре эффективно развиваться в новых рыночных отношениях [5, с. 46]. Традиции народа, художественные промыслы, народные ремесла и технологии, обрядовые народные и религиозные обычаи, фольклор – все это относится к сфере так называемой живой культуры. Живая традиционная культура воспроизводится и хранится проживающим населением, ее содержание и характер проявления зависят от конкретных людей. Поэтому стоит организовывать встречи и проводить мастер-классы, чтобы дети, подростки и даже взрослые могли попробовать сами сделать прекрасную вещь. Вероятно, тогда изменится отношение к традиционному народному искусству, появится интерес к его изучению. До сих пор в России роль региональной культуры не оценивается должным образом на уровне государственной политики. Следовательно, и многие люди не ощущают самоценности собственной культуры. В течение долгих лет отбор культурных ценностей России производился по столичным образцам, а богатейшее культурное наследие многих регионов, основанное на высших образцах отечественной культуры, остается до сих пор малоизвестным и недостаточно востребованным [3, с.112]. Это стимулирует поиски инновационных форм и методов деятельности учреждений культуры и образования, и придает особую важность проблеме функционирования региональной культуры, как в теоретическом, так и в практическом смысле, причем с учетом интересов различных социальных и возрастных групп. Город Барнаул – административный центр Алтайского края, относится к крупным российским городам, которые являются местом консолидации человеческих, экономических и информационных ресурсов. Особое значение в таких городах имеет сохранение историко-культурного наследия региона и накопленного потенциала в сфере культуры, а так же приобщение всех слоев населения к духовно-нравственным и культурным традициям. С одной стороны, население испытывает потребность в развитии сферы культуры и создает условия для деятельности ее различных объектов, а с другой стороны, подвергается существенному, не всегда позитивному, влиянию массовой культуры. Поэтому долгосрочная государственная политика может стать основой регулирования культурных процессов крупных городов. В Алтайском крае одним из результатов такой политики стала разработка Концепции «Барнаул – культурная столица юга Сибири» на 2012-2017 годы. Она разработана с учетом стратегии развития города Барнаула и Алтайского края. Направлена эта Концепция на обеспечение общей эффективной работы исполнительных органов власти всех уровней и непосредственно организаций, которые осуществляют культурную деятельность по развитию города Барнаула как культурной столицы юга Сибири.Главными целями Концепции являются содействие развитию межкультурных и межнациональных связей; сохранение уникальности этнических культур народов, представители которых живут в Барнауле, обеспечение освоения и воспроизводства молодым поколением национальных ценностей и традиций. Реализация Концепции позволит достигнуть качественно нового уровня культурного образования и эстетического воспитания горожан, стать городу ведущей площадкой для проведения масштабных мероприятий, центром воплощения новых идей и значимых проектов региона, повысить значимость г. Барнаула в культурном пространстве Сибири [4]. В России сложилась ситуация, когда подрастающее поколение оказалось перед выбором между тем, к чему призывают традиции и тем, что предлагают действительность, массовая культура и реклама. Исследования социологов показывают, что в современном российском обществе довольно высока потребность в формировании своего эстетического и этического видения мира. Этому могут способствовать инновационные формы приобщения к историко-культурному наследию страны и региона через знакомство с декоративно-прикладным творчеством. Используя, инновационные технологии в процессе обучения с использованием средств народной педагогики, можно создать благоприятные условия в формировании личности. Инновационные методы обучения способствуют развитию познавательного интереса, учат обобщать и систематизировать изучаемый материал, обсуждать и дискутировать. Эффективность развития личности подрастающего поколения находится в зависимости от введения механизма взаимодействия субъектов социума, как особого типа социального партнерства социально-культурных институтов региона.Историко-культурное наследие – это ориентир для формирования исторической памяти народа. Несомненно, сегодня носители и хранители подлинных традиций народной культуры составляют еще не прерванную ниточку этнокультурной памяти в эпоху наступающей глобализации. Нужно развивать различные формы приобщения населения, молодежи к культурному наследию, к национальной традиции. Сложность работ по их сохранению и включению в принципиально иную социокультурную среду определяют необходимость продолжения работ в этом направлении.Литература
  • Бакланова, Н. К. Профессиональное мастерство специалиста культуры: Учебное пособие / Н.К. Бакланова, - М., 2003.
  • Диагностика и коррекция социальной дезадаптации подростков / Под ред. С.А. Беличевой. - М., 1999
  • Культурные вопросы населения и оптимизация управления деятельностью учреждений культуры. Информационно-аналитические материалы социологического исследования - М., 2005 – 112 с.
  • Постановление Администрации Алтайского края от 31 марта 2012 г. N 154 "Об утверждении концепции "Барнаул - культурная столица юга Сибири" на 2012-2017 годы" // Режим доступа:
  • Миронов А.В. Кризис духовных ценностей на социокультурном пространстве современной России - // Социально-гуманитарные знания №4 -2007 - 38-55 с.].
  • Человек и образование в современной России социологические очерки). // Сб. статей / Подед. Л.А. Вербицкой, В.Т. Лисовского, В.Т. Пуляева. — СПб., изд-во СПбГУ, 2008. – 216с.
  • Ивойлова Л.В. Влияние народного декоративно-прикладного творчества на становление национальной идентичности подростков / Л.В. Ивойлова Nationalculturesinsocialspaceandtime: materialsoftheIIinternationalscienticconferenceonMarch 10–11, 2014. – 158 р. // Режим доступа: