«МОЙ ВЗГЛЯД НА ВОСПИТАНИЕ ЧЕЛОВЕКА ХХI ВЕКА»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «МОЙ ВЗГЛЯД НА ВОСПИТАНИЕ ЧЕЛОВЕКА ХХI ВЕКА»
Автор: Антонова Светлана Юрьевна

«МОЙ ВЗГЛЯД НА ВОСПИТАНИЕЧЕЛОВЕКА ХХI ВЕКА»С чего начинается воспитание? Каждое утро, идя в школу, я прохожу «дорогою приветствий», когда все дети, встреченные мной, здороваются и улыбаются мне в ответ. Я знаю, что в школе возле кабинета меня уже ожидают они. Они торопятся, перебивая друг друга, рассказать о том, что было без меня, чему я не была свидетелем. Они хотят поделиться всем новым, что у них появилось, что их озадачило. Значит, все это время я незримо была с ними. Еще А.С. Макаренко писал: «Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете или поучаете его. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет». Чтобы увидеть свои недостатки и начать исправлять их, стоит заняться воспита-нием других, а «…исправлять самого себя и есть наилучшее средство воспитывать де-тей…» – утверждал Л.Н. Толстой. Это долгий процесс, так как «…вся моя жизнь есть, собственно говоря, лишь одно воспитание» (К.А. Гельвеций). Итак, воспитание начинаем с себя! Читая труды корифеев воспитания: Януша Корчака, А.С. Макаренко, К.Д. Ушинско-го, Л.Н. Толстого и других, я начала задумываться о сущности воспитания. А исповедуя «10 нельзя» В.А. Сухомлинского, «10 заповедей воспитания» В.А. Караковского, заповеди от Светланы Казеновой, читая многочисленные работы Н.Е. Щурковой, Е.А. Ямбурга, И.Д. Демаковой, методом проб и ошибок я создала свою, пусть пока несовершенную, концеп-цию воспитания. В основе концепции – всем известное понятие о воспитании как о целенаправ-ленном управлении процессом развития личности (Х. Лийметс). Чтобы этот процесс развития проходил успешно, безболезненно для ребенка, должна быть создана вокруг него соответствующая атмосфера, так называемое «гуманистическое пространство детства» (И.Д. Демакова). В создании такого пространства классный руководитель занимает определенное место, играет одну из главных ролей. Используя СЛОВО, ДЕ-ЛО и НАБЛЮДЕНИЕ (диагностику), классный руководитель создает условия, чтобы ребенок проявил себя. Для того чтобы помочь ребенку, я определила для себя основное правило – «ПРАВИЛО 7 У». Уверенность – знание своих прав и прав ребенка, способность защитить его. Классный руководитель – гарант соблюдения прав ребенка. Успешность – берясь за любое дело, классный руководитель должен предвидеть поло-жительный результат, то есть быть уверен, что оно под силу детям и ему. Удивительность – надо развивать в себе незаурядность, дети не любят «пирожки ни с чем». Убедительность – уметь зажечь детские сердца, убедить их в важности дела. Уважительность – необходимо взаимное уважение: уважаешь мнение детей, – они уважают твое. Воспитание без уважения – подавление. 2 Уравновешенность – в классе нужно быть готовым ко всему, не падать в обморок, а анализировать и работать. Улыбчивость – без чувства юмора в школе жить невозможно. Улыбка – это и оценка, и одобрение, и подбадривание. И тогда РАДУГА чувств, осветив душу и сердце ребенка, направит его на путь познания себя. Воспитание успешно, если оно системно. Моя система воспитания начинается с того, что я сначала четко представляю се-бе, чего же я хочу добиться от детей на данном этапе времени, какими я хочу увидеть их в конце года, что я могу изменить и чего ни в коем случае не должна делать. То есть я на основе анализа за прошлый год, с учетом позитива и негатива в своей работе за прошедший период определяю воспитательные задачи. Серьезно подхожу к определению содержания работы с детьми. Вместе с детьми и родителями планируем, осуществляем, анализируем, подводим итоги. Совместной деятельности учеников и взрослых я придаю особое значение. «От сотрудничества – к сотворчеству!» – девиз моей работы. Поэтому ко всем делам в классе мы привлекаем родителей, учителей-предметников, друзей класса из ГИБДД, Совета ветеранов, библиотеки «Замоскворечье», старшеклассников и многих других. Для меня как педагога, классного руководителя очень важно, какие взаимоотно-шения рождаются в процессе деятельности. Поэтому занимаюсь мониторингом воспи-танности, анализирую и диагностирую межличностные отношения и по необходимости оказываю помощь сама и привлекаю специалистов-психологов к этой работе. Межличностные отношения в классном коллективе – это показатель успешности воспитания. «Цель истинного воспитания – не только в том, чтобы заставить людей делать добрые дела, но и находить в них радость; не только быть чистым, но и любить чистоту; не только быть справедливым, но и жаждать спра-ведливости» (Д. Рескин). Я часто представляю, какими будут мои дети – это будут САМОстоятельные и САМОдеятельные личности, понявшие свою САМОценность, которые достигли САМОоп-ределения и САМОутверждения путем САМОразвития и САМОреализации. Все это и есть главная цель воспитания – счастливый человек! А сейчас идет долгая и тщательная работа поиска путей достижения цели. «Вос-питание детей – рискованное дело. Ибо в случае удачи последняя приобретена ценою большого труда и заботы, в случае же неудачи горе несравнимо ни с каким другим» (Демокрит). КАК ВОСПИТЫВАТЬ СЕГОДНЯ МОИ ВЗГЛЯДЫ И МЫСЛИ НА ВОСПИТАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ УЧЕНИКА Мой педагогический девиз: «Люби, твори, прощай». Мои педагогические заповеди: Воздержись ото лжи. Не утаивай правды. Не давай повода подозревать себя в пристрастии, предвзятости, враждебности. Цель воспитания. Я твердо верю в силу воспитания, которая складывается из очень простых ком-понентов: 􀂃Любовь к детям. 􀂃Слово учителя, сила личного примера. 􀂃Учитель-ученик – единая духовная общность. 􀂃Справедливость – основа доверия. 􀂃Жизненный путь ребенка – путь радости. 􀂃Способность прощать ребенка, доброта. Я твердо убеждена, что ребенка должен окружать мир творчества, мир красоты, мир сказки, мир фантазии. Воспитание, которое побуждает к самовоспитанию, – это и есть настоящее воспитание. В воспитании все главное. Как воспитывать сегодня? Для меня это двойной вопрос. Взяв классное руково-дство в прошлом году в 5-м классе, я растерялась. Только выпустила 11-й класс, в котором не было проблем ни с воспитанием, ни с учебой, ни с родителями. Класс, который понимал меня с полуслова, с которым все было четко и ясно. И вот на меня смотрят широко раскрытые глаза малышей на первом классном часе (до начала учебного года я часто встречалась с классом, даже проводили совместные мероприятия 3–11-й классы). И все равно это были совершенно незнакомые, чужие дети. Вот и встал первый вопрос: Как мне лично перейти тот порог, который отделял 11-й и 5-й классы? Как мне перестроиться? Как мне воспитывать сегодня, позабыв на время «вчерашние» навыки и опыт работы со взрослыми молодыми людьми. Наверное, ничего не открою нового в воспитательной системе. Прежде всего, я постаралась определить, какие же мои дети каждый отдельно, и как я смогу собрать их в единый классный «кулачок». Мне очень хотелось, чтобы они раскрылись передо мной, чтобы в этом помогли родители. Для этого, конечно, было сделано очень много: проводи-лись классные часы, праздники, экскурсии, где мы постепенно сроднились, и к концу 5-го класса я поняла, что мне повезло – мне достался чудесный классный коллектив, который нужно правильно направить, воспитать. Вот здесь появился второй вопрос в широком масштабе: Как воспитать сегодня? Как в наше сложное время научить детей любить Родину, ценить искусство, воспитать их цельными творческими личностями, нравственно и духовно крепкими и наполненными. Каждый мой ученик к 11-му классу должен стать не просто личностью, а личностью с большой буквы, только тогда моя работа достигнет своей цели. Мне ка-2 жется, трудно ответить на второй вопрос, трудно найти один полноценный ответ. Потому, как мне кажется, каждый день классный руководитель идет своим путем в дос-тижении поставленной цели. И если мои дети не потеряются в этой сложной обстановке, определятся и подготовятся к самостоятельной жизни, я выполню свой воспитательный долг. А пока я определила свою главную цель – воспитание развитого, вы-сококультурного, духовно обогащенного человека XXI века. Естественно, передо мной стоит ряд задач, это, прежде всего: Формирование классного коллектива, дружного, сплоченного, творческого. Создание условий для формирования личности каждого учащегося. Формирование нравственно-ценностных взглядов учащихся. Организация всех видов деятельности, которые помогли бы раскрыться индиви-дуальностям в моем классе. В деятельности воспитателя опору и помощь я вижу в первую очередь со стороны родителей. И не скрою, что в этом мне очень повезло. Ни одного мероприятия, ни одной задумки они не оставили без внимания. Во-вторых, мой классный актив – это моя следующая опора. Уже к концу 5-го класса каждый знал, в чем заключается его обязанность, и без особых напоминаний исполнял порученное дело. Последнее, на чем мне хотелось бы остановиться и заострить внимание, – это на подготовке и проведении общешкольных и классных творческих дел. Я очень много уделяю внимания тому, чтобы мои дети занимались в системе до-полнительного образования. Так получилось, что все девочки занимаются хореографией, что очень нам помогает. В прошлом году нам поручили готовить праздник для учителей на день 8 Марта. И, подумав, мы решили, коли 8 Марта и Масленица совпали, сделаем сюрприз, соединим эта два таких праздника. Получила полную поддержку от родителей. И... удалось! Это был успех! Так зародилась, наша первая традиция – мы теперь отвечаем за праздник 8 Марта. Анализируя процесс подготовки праздника, его проведение, участие каждого (а у нас участвует весь класс), вклад родителей в эту всеобщую внеклассную суету, я пришла к выводу – это нас сплотило в первый же год совместной работы, породнило, я думаю, надолго. И одним из главных направлений на следующие годы является творческое на-правление. Занятость моих детей, их постоянные творческие поиски, помогут им за-полнить пустоту, которая создана в нашем обществе, объединит их, а мне поможет дос-тичь нужной цели. Не беря на себя смелость оценивать ход исторических изменений в нашем обще-стве, можно предвидеть только один неизменный факт – школа была, есть и будет центром, ядром создания и воспитания личности будущего, она служила и будет слу-жить для того, чтобы все усилия педагогов были направлены на развитие и воспитание личности. А поскольку воспитание – это разумно организованная жизнь ребенка, то школы, педагоги, классные руководители должны уметь строить свою деятельность согласно времени, изменениям в обществе, уметь учитывать национальные традиции, прошлое страны. «Кто хочет ограничиться настоящим без знания прошлого, тот никогда его не поймет» (Лейбниц). Также не отталкивать сегодняшние увлечения и потребности наших детей. Мы не в силах изменить историю, убрать из нее те или иные факты, поэтому наше время мы должны воспринимать таким, какое оно есть. Вот, учитывая 3 все эти факторы, школа смело должна пересматривать формы и методы в воспитывающей деятельности, ставить задачи соответственно духу времени, вводить новаторские идеи, не боясь и не оглядываясь, может быть, рискуя, но помня главную заповедь: «Не навреди». Не навреди ребенку, а значит, нашему и его будущему. Основным объектом воспитания является ребенок как носитель ценностей, ему данных, как прежде всего индивидуальность, со своими качествами и с проявлениями своего «Я». Вся наша воспитательная, педагогическая деятельность должна быть со-средоточена вокруг этого «Я», каким бы разным оно ни было в многоликом классе. Как собрать 30 «Я» в один кулак, как их заставить и, может, лучше сказать, заин-тересовать своими же увлечениями, задумками, идеями. Как направить в верное русло воспитания. Я повторюсь, высказав мысль о том, что каждая школа, каждый педагог-воспитатель сам выбирает свои методы выведения маленьких личностей в большое бу-дущее. Такая проблема встала год назад и передо мной: «Как найти те формы и методы воспитания моих пятиклашек, которые были бы не только на пользу им и обществу, которые бы не отрицали уже накопленный годами опыт выдающихся воспитателей, пусть не очень богатый, но и мой личный опыт? Как соединить прошлое и настоящее в воспитании, как сделать так, чтобы моим детям было радостно и счастливо в школе, в классном коллективе, чтобы их не затянула страшная нынешняя действительность: ал-коголизм и наркотики, насилие и террор, экономическая напряженность, развенчание идеалов и героев, неадекватное восприятие таких качеств, как долг, честь, патриотизм. Все эти факторы отрицательно сказываются на деятельности классного руководителя, тормозят его творческую деятельность, затрудняют и осложняют воспитание положи-тельных человеческих качеств у подрастающего поколения. Для меня эти проблемы также не были чужими. В нашем обществе целью воспитания является человек. Как человек – школьник неотделим от общества, так же и общество неотделимо от человека, все взаимосвязано. Каким станет результат воспитания сегодняшней школы, таким будет и наше будущее, от этого зависит благополучие и мир нашей Родины. И в это понятие я вкладываю духовную обогащенность, широкое мировоззрение, эрудицию, высокую нравственность, общительность, способность влиять на решения и деятельность коллектива, не противопоставляя себя коллективу. Воспитать все эти качества в ребенке нелегко. А потому классный руководитель должен добиваться этого, следуя нескольким направлениям одновременно. Важнейши-ми из них я считаю следующие: Коллективизм – подтверждение связи ребенка с обществом, способ его существования как члена общества, ответственность за коллектив, инициативность, выражение индивидуальности, прежде всего, как ученика-личности. Патриотизм – важнейшее человеческое качество, принадлежащее ученику-личности. Здесь главное – стремление его участвовать в жизни общества на благо Родины, изучение прошлого страны, ее национальных традиций. Любовь к прекрасному – это потребность общения с прекрасным, желание самому творить красоту. И все-таки, не исключая никаких направлений и форм воспитания, я выделяю и ставлю на первое место творчество. Я делаю вывод, что только через творчество я могу добиться своей цели – вырастить человека-личность. Творчество неотделимо от коллектива. Коллектив становится для ребенка той 4 средой, где утверждается и раскрывается индивидуальность, проявляется ответственность за общее дело. Творчество – это двигатель всех школьных дел: учебы, труда, внеклассной работы, – способный вовлечь в процесс педагогов, детей и родителей. Любое школьное дело можно сделать творческим, увлекательным, если подойти к нему не формально, а с инициативой и любовью. Когда было определено основное направление, по которому я собираюсь воспи-тывать учащихся моего класса, мне было легко планировать воспитательную работу. Естественно, первое, что я учитывала при планировании, это особенности возраста уча-щихся. Считаю, что важно учесть при составлении плана тот факт, чтобы работа класса, особенно праздники, концерты, открытые классные часы, не замыкалась в рамках одного классного коллектива, важно ее показывать на параллели, в школе, также важно и участие классного коллектива в больших школьных делах, это, естественно, сплачивает ребят, позволяет повышать качество и уровень проводимых мероприятий, а учащиеся чувствуют ответственность за порученное дело, ощущают успех, оценку своего творчества. При планировании я непременно учитываю разнообразие форм наших классных творческих дел, стараюсь, чтобы как можно больше было различных праздников, то есть народные традиционные Масленица, «Осенины», новогодние мероприятия пе-реплетались с патриотическими мероприятиями: встречи и концерты для ветеранов ВОВ, литературные композиции к великим датам ВОВ. Участвуя в традиционном школьном фестивале талантов, мы придумывали различные клипы, и для наших подшефных 2-го класса мы стараемся сами придумывать сказки, используя школьную тематику, факты из школьной жизни. Все это развивает способности моих детей к творческому поиску, они в основном сами стараются додумывать предложенные мною сюжеты, сочиняют стихи, у нас даже появилась общая классная песня. Все вышесказанное помогает нам вместе погружаться в мир эмоциональных творческих переживаний, развивать границы искусства и литературы, зарождает интерес к различным видам искусства, повышает нашу культуру, как внутреннюю, так и внешнюю, повышает авторитет моих учащихся в школе, в педагогическом коллективе. Я задавалась мыслью о том: не слишком ли перегружены мои дети? Они практи-чески все заняты в системе дополнительного образования, а это как минимум 4–6 часов в неделю, а дети, занятые в ансамбле танца, занимаются около 9 часов, еще дополнительно участвуют в концертах, конкурсах, смотрах. Анализируя результаты анкет, проведенных с учащимися класса, «Влияние внеклассных мероприятий на уровень знаний и отношения к учебе», я пришла к выводу, что их загруженность только положительно сказывается на отношении к учебе, позволяет быстрее сосредоточиться, организованно и разумно тратить свое свободное время. Им некогда бесцельно бродить по улицам в поисках того, чем занять себя. Увлекая весь классный коллектив в творческую работу, я стараюсь не обделять участием в мероприятиях детей более слабых и в учебе и в плане творческих способностей. Замкнутые дети на глазах превращаются в общительных. Все стараются не подвести коллектив. Учатся читать стихи, петь, танцевать. Не говоря о том, что за 1,5 года наш классный коллектив стал дружным, сплоченным, увлеченным. Мы в постоянном творческом поиске, постоянно или живем общественным делом, или готовим классные мероприятия. Любой опыт нужно анализировать и использовать его в своей деятельности, прежде всего исходя из способностей, наклонностей учащихся, естественно, также и с учетом качеств учителя, его способностей и увлеченности. Только при полном взаимо-5 понимании, поддержке друг друга, участии родителей возникает положительный творческий результат. Однако, используя в работе любой накопленный опыт, реализуя свои идеи и учи-тывая свою индивидуальность и индивидуальность своих подопечных, можно создавать новое и неповторимое в воспитательной деятельности классного коллектива.