«Искусство театра как важнейший фактор в формировании духовно – нравственного развития детей в системе ДШИ»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Искусство театра как важнейший фактор в формировании духовно – нравственного развития детей в системе ДШИ»
Автор: Унагаева Ольга Геннадьевна

Методическая лекция на тему:«Искусство театра как важнейший фактор в формировании духовно – нравственного развития детей в системе ДШИ»"Не будем говорить, что театр — это школа. Нет, театр - развлечение.Нам не выгодно упускать из наших рук этого важного для нас элемента.Пусть люди всегда ходят в театр, чтобы развлекаться.Но вот они пришли, мы закрыли за ними двери, напустили темноту и можем вливать им в душу все,что захотим".                    К. С. Станиславский       Вопрос воспитания подрастающего поколения является одним из главных в любом цивилизованном обществе. Помимо различных теорий существует и практическая часть вопроса: насколько вообще возможно воспитать человека, какими усилиями и сколько на это понадобится времени. Как сильно влияет на это среда обитания ребенка, наследственность.Воспитание ребенка начинается с раннего детства и зависит от нескольких факторов: взрослые, дети и отношения между ними. Это та действительность, которая окружает ребенка и формирует его отношение к себе и к окружающему миру. Главное в этих отношениях – гуманность. Образование – это прежде всего развитие умственных способностей, а воспитание – это формирование чувств, убеждений, влияющих на поведение человека. Наличие хорошего образования не дает гарантии того, что человек является духовно - нравственной личностью, но оно расширяет воспитательные каналы, через которые возможно воздействовать на формирование личности посредством науки, искусства.Детское творчество – одна из актуальных проблем педагогики и детской психологии. Данная тема актуальна тем, что театрализованная деятельность является системообразующей в учебно – воспитательном процессе:- интегрируется содержание разных образовательных областей;- создаются условия для познавательной деятельности;- создаются условия для совместной деятельности школьников, педагогов и родителей.- формируются коммуникативные качества;-развиваются творческие способности.В разные времена театральное искусство было призвано то развлекать, то воспитывать, то проповедовать словом – другими словами играть социальную и политическую  роль. У театра не возникало сложностей с выполнением этих задач  , так как сила его воздействия велика, а возможности многообразны.Театральное искусство - это едва ли не единственный фактор нравственного, эстетического воспитания личности. Роль искусства в процессе формирования подрастающего поколения определяется как корректирующая, обогащающая влияние окружающих условий.Творчество является могучим стимулом духовного развития человека и ребенка в частности. Творческое вдохновение – это человеческая потребность, в которой личность находит счастье. Без творчества невозможно представить себе жизнь детей. Они стремятся выразить себя не только в результатах своей учебы, но и во внутреннем духовном мире, быть не только потребителями духовных благ, но и творцами.Театральная деятельность, являясь эмоционально – насыщенной средой, занятия которой влияют на развитие ума, характера и воли, на формирование мировоззрения ребенка,   обеспечивает нравственное развитие, раскрывает творческие способности каждого ребенка. Главная задача – показать как надо жить на основании нравственных категорий добра, истины, красоты. Получая знания в области литературы, музыки, танца, школьный театр приобщает ребенка к мировой культуре, ее разнообразию, учит его посредством этих искусств познавать и ощущать окружающий мир.В современных условиях ,с появлением новых Федеральных государственных требований , когда широко решается проблема воспитания и образования подрастающего поколения, усложняются педагогические задачи, очень важным остается момент приобщения детей к театрализованной деятельности.  Проводя анализ в разнообразии педагогической и методической литературы в области театральной педагогики, можно выделить два основных направления деятельности детского театрального творчества. Одним из таких направлений  являются внешкольные учреждения ( дома детского творчества, дворцы культуры);второе направление связано с использованием средств театрального искусства на базе общеобразовательных школ и в системе ДШИ.Создание театрального коллектива из детей среднего и старшего школьного возраста на сегодняшний день является   наиболее методически разработанным процессом. Театральное творчество является одной из лучших форм художественно –эстетического воспитания детей и их духовно – нравственного развития. Теоретические , методические основы детской театральной деятельности являются средством развития творческой индивидуальности, инициативы и формирования личности.Театральное искусство представляет собой синтез живописи, музыки, танца, актерского мастерства, художественного слова, объединяет в единое целое средства выразительности различных видов искусства, создает условия для развития целостной творческой личности. Искусство театра – процесс коллективный. Одной из главных задач является воспитание у детей первоначальных элементарных навыков, необходимых для творческой коллективной работы.Эстетическо- нравственное воспитание средствами театрального искусства начинается с самого раннего возраста. Это сказки, музыка, танец. В процессе работы ребенок анализирует героев, выражает это с помощью мимики, интонации и жестов. Детство проходит в мире ролевых игр, которые помогают освоить правила и законы взрослых людей. Каждый отдельный ребенок играет по своему, но все они в своих играх копируют взрослых, любимых героев и персонажей сказок, стараясь быть похожими на них. Театрализованная деятельность создает условия для развития творческих способностей. Этот вид деятельности требует от детей внимания, сообразительности, быстроты реакции. Поэтому , наряду со словесным творчеством театрализация является распространенным видам детского творчества. Приход в школу, в творческий коллектив меняет социальный статус ребенка и превращает его в члена коллектива с определенными правами и обязанностями .Работа в коллективе начинается с создания творческой атмосферы, доверительных отношений и доброжелательности. Существует разнообразие сторон детской жизни , множество глубоких и серьезных переживаний. Если ребенок не в состоянии самостоятельно найти выход, то все эти переживания становятся скрытыми, давят на психику и становятся источником душевных и физических заболеваний. Очень важно научить детей противостоять стрессовым ситуациям. Эмоциональное развитие детей среднего и старшего школьного возраста в большинстве случаев протекает очень бурно. Для этого периода характерна резкая смена настроений, повышенная возбудимость, вспыльчивость. При возникновении определенных трудностей у ребенка возникает чувство противодействия, что может привести к нежеланию доделать до конца начатое дело. Игра помогает освободить внутренний мир ребенка. Исполняя роль в качестве «артиста», ребенок самостоятельно создает образ с помощью средств выразительности. Именно поэтому герой, сыгранный одним ребенком, будет совсем не похож на героя, сыгранного другим.На тренингах по актерскому мастерству, сценическому движению дети учатся владеть своим телом, импровизировать. В процессе занятий раскрепощаются, появляется «чувство локтя», развивается умение слышать партнера, формируется собранность, ответственность. Когда ребенок становится « творцом», включается эмоционально - волевая сфера, дети учатся сопереживать друг другу, управлять своим настроением, контролировать свои эмоции, уважать и ценить труд своих партнеров по сцене. Занятия помогают в преодолении застенчивости, смущения, скованности. Переживая различные ситуации, ребенок по-новому осознает возникающие проблемы, а главное свое отношение к ним и реакцию на происходящее. Открывает новые возможности построения отношений, самореализации. На занятиях театральной деятельностью ребенок получает возможность улучшить самого себя. Участие в постановках помогает в преодолении комплексов. Занятия выстраиваются таким образом, чтобы благодаря театральной педагогике ребенок мог без принуждения впитывать в себя самое ценное и лучшее, заложенное в творческом процессе. В работе над постановкой , знакомясь со своей ролью он учится понимать и принимать поступки своего героя, изучает его характер, взгляды, оценивает логику его действий. Таким образом, находясь в творческом процессе, ребенок начинает лучше понимать себя и других, у него формируются модели межличностных отношений, поведения, вырабатываются нравственные ценности.Важным моментом является подбор репертуара для занятий театральной деятельностью. Он должен соответствовать возрастным особенностям детей, быть понятным для восприятия, способствовать формированию художественного вкуса. Выбранный материал должен быть нравственным, так как искажение ценностей является не лучшим примером для духовного воспитания детей. Сценическая игра должна быть естественной и реалистичной, наполненной живыми и разнообразными эмоциями , восстанавливающими и развивающими сферу нравственных чувств. Дети любят радость и благополучие. В более старшем возрасте детей начинает волновать не бесконфликтность, а глубокая, «взрослая» трагедийность. Правильный выбор дает возможность знакомиться с лучшими шедеврами литературы и драматургии и развивает морально – нравственные и эстетические стороны личности.Театрализованная игра оказывает большое влияние и на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь, активизирует словарный запас, совершенствует звуковую культуру, артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. В театрализованной игре формируется эмоционально насыщенная речь. Развитие речи тесно связано с формированием мышления и воображения. Постепенно складывается умение составлять простейшие рассказы, правильно строить фразы, оформлять содержание.Роль педагога в организации театрализованной деятельности сводится к тому, что педагогу самому необходимо уметь выразительно читать, рассказывать, смотреть и видеть, слушать и слышать, быть готовым к любому превращению, владеть основами актерского мастерства и навыками режиссуры. Одно из главных условий – эмоциональное отношение взрослого ко всему происходящему, искренность и неподдельность чувств. Только так можно воздействовать на духовно –нравственную сторону воспитания ребенка.Как и любое искусство, театр обладает воспитательными функциями, которые подлежат реализации лишь в творческом коллективе. Правильно организованная педагогическая работа позволяет детям более плодотворно решать поставленные задачи, достигать желаемого результата. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков и поведения, решать многие проблемные ситуации, является эффективным средством духовно – нравственного развития ребенка и социализации его в обществе.Методическая литература Ефремов А.Л. Формирование личности в условиях театрального коллектива. – СПб., 2004.Зимина Л.Т. Духовное возрождение России. – М., 2000.Калинина С.А. Духовная культура России. – М., 2004.Каргин А.С. Народная художественная культура. – М., 1999Куликова С.Т. Культура и личность. – М., 2002.Магов И.Т. Путь художественного искусства. – М., 2001Наумова К.А. Художественное творчество и художественная культура. – М., 2001Незнанский Е.И. Культура, которая живет… - М., 2000.Петровский Е.Н. Культурное наследие. – М., 2001.Поздных И.К. Театральное искусство в России. – М., 2003Прохоров Ю.Н. Российская культура на пороге XXI столетия. – М., 2000.Сергеев Л.В. Театральные коллективы. – Киев, 2000. Владимирова Н.Ш. Игра в детском самодеятельном коллективе как фактор развития самостоятельности и инициатив ности: Дис. … канд. пед. наук. – М., 1987.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1991.Театральная самодеятельность школьников: Основы пед. руководства. – М., 1983.