«Внутрифирменное обучение, как условие формирования культуры взаимодействия субъектов в ДОУ»
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Внутрифирменное обучение, как условие формирования культуры взаимодействия субъектов в ДОУ»
Автор: Горшкова Ольга Анатольевна
Проект МДОУ «Детский сад № 182»«Внутрифирменное обучение, как условие формирования культуры взаимодействия субъектов в ДОУ» Заведующий Горшкова О.А.Актуальность данного проекта обусловлена существующим противоречием: реальный уровнь сформированности культуры взаимодействия всех участников образовательного процесса не соответствует требованиям профстандарта к социально-культурологической сфере профессиональной деятельности педагога. По нашим наблюдениям, педагоги не всегда обладают достаточным уровнем сформированности коммуникативных умений: речевых умений, умений гармонизировать внешние и внутренние проявления, поддерживать обратную связь, преодолевать коммуникативные барьеры; интерактивные умения: умений строить общение на демократической основе, инициировать благоприятную эмоционально-психологическую атмосферу, навыков самоконтроля и саморегуляции, умений руководствоваться принципами и правилами профессиональной этики и этикета, активно слушать; социально-перцептивных умений: умений адекватно воспринимать и оценивать поведение партнера в общении, распознавать по невербальным сигналам его состояние, желания и мотивы поведения, составлять адекватный образ другого как личности, умение производить благоприятное впечатление.Данный проект направлен на создание научно-обоснованной и методически выстроенной системы формирования культуры взаимодействия педагога со всеми субъектами образовательных отношений.Концептуальное обоснование проекта: Основные документы в сфере образования от ЮНЕСКО до муниципального уровня пронизаны идеей развития индивидуальности ребенка. От образования для всех к образованию для каждого… Государственная политика в сфере образования, выраженная во ФГОС ДО, ФОП ДО направлена на создание условий развития ребенка, открывающих возможности его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками, а также создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.Как обеспечить персонифицированное качество образования?Для решения данной задачи современное российское общество требует от системы образования компетентных, эрудированных и социально активных, грамотных специалистов в своей профессии. Личность, имеющая определенный набор знаний, навыков, профессиональных и морально-этических качеств лежит в основе задач современного образования. Ученые (А.К. Маркова, В.П. Захаров, А.В. Мудрик, Е.В. Сидоренко) в своих исследованиях показывают, что большинство дошкольных работников не имеют навыков партнерского общения. Они недостаточно владеют техникой педагогического общения, слабо используют различные средства и технологии общения. В условиях реализации 371- ФЗ от 24.09.2022 года «Об образовании в Российской Федерации», реализации ФГОС дошкольного образования, обновленные ФГОС ДО, реализация профессионального стандарта педагога, ФОП ДО закономерно обратить внимание на создание условий формирования культуры взаимодействия всех участников образовательных отношений.Педагог должен соответствовать требованиям времени, поколению детей, перспективам развития общества, страны. Современный педагог должен строить отношения с ребенком с позиции субъектного подхода (уважения его интересов, учета уровня психического развития, индивидуальных особенностей, потребностей и многого другого). Всё это невозможно без постоянной работы педагога над своей речевой культурой, которая рассматривается в педагогической науке как неотъемлемая часть профессиональной культуры.Понятие «Педагогическая культура» давно введено в практику педагогической деятельности, но нет работ, посвященных целостному теоретическому исследованию данного феномена у педагогов-дошкольников. Рассмотрение современной специальной литературы разрешает определить немного назначений в теоретическом обосновании феномена педагогической культуры. Педагогическую культуру вышеуказанные ученые рассматривают как динамическую систему педагогических ценностей, методов деятельности и профессионального поведения преподавателя, это тот уровень образованности, с поддержкой которого передают высокопрофессиональные умения. А.С. Макаренко писал о необходимости овладеть педагогической техникой, обращал большое внимание к манере педагога держаться: «Постоянная бодрость, никаких сумрачных лиц, кислых выражений, радужное настроение, бодрое, весёлое…». «Взрослый человек в детском коллективе должен уметь тормозить, скрывать свои неприятности». К. Д. Ушинский указывал на единство речи и мышления. Язык — это органическое создание мысли, «коренящееся в ней и постоянно из нее вырастающее». Речь является важным показателем мышления, как человек говорит, так он и мыслит. « … через слово нужно ввести дитя в область духовной жизни народа».Таким образом, профессионально-педагогическая культура - это высшая степень соответствия развитости личности и профессиональной подготовленности педагога к специфике педагогической деятельности. То есть по сути это личностно опосредованный педагогический профессионализм. При этом ключевым в термине профессионально-педагогическая культура является аспект профессионализма. Проблема состоит в том, что существующий реальный уровнь сформированности культуры взаимодействия всех участников образовательного процесса не соответствует требованиям профстандарта к социально-культурологической сфере профессиональной деятельности педагога. Это привело к идее создания научно-обоснованной и методически выстроенной системы поддержки и развития культуры взаимодействия всех участников образовательных отношений.Процесс коммуникации в профстандарте определяется следующим образом: выстраивание партнерского взаимодействия с родителями (законными представителями) детей раннего и дошкольного возраста для решения образовательных задач.Компетентность - системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющих успешно решать функциональные задачи, составляющих сущность профессиональной деятельности. [3]Речевое поведение - форма взаимодействия человека с окружающей средой, выраженная в речи. [1]Культура речевого поведения человека определяется мерой, степенью соответствия актуального речевого поведения индивида принятым в данной языковой общности (в языковой культуре) нормам вербального общения, поведения, правилам речевого этикета на конкретном этапе общественного развития. [2]Культура речевого поведения – многокомпонентное явление, включающее в себя:культуру речевого этикета определяется автоматичностью, реактивностью выбора адекватных по цели, содержанию и условиям общения вербальных форм (слов, фраз) его организации;культуру мышления, которая проявляется в том, что можно правильно и точно отразить и оценить ситуацию общения и принять адекватные этой ситуации решения, а так же в отборе языковых средств и способов формирования и формулирования излагаемой мысли; культуру языка, которая проявляется в безупречности соблюдения орфоэпических (произносительных), словообразовательных и грамматических норм, в правильности, точности, быстроте отбора лексических единиц, их комбинировании по правилам лингвистического сочетания;культуру речи, понимаемую нами как способ формирования и формулирования мысли — предмета речевой деятельности;взаимодействие – это в первую очередь взаимодействие с кем-то или чем-то вне меня, с внешним миром;культуру соматической коммуникации: единицы статики — позы, выражение лица — и соответствующие им единицы соматической динамики — жесты и мимика Субьектность-– способность человека быть стратегом своей деятельности, ставить и корректировать цели, осознавать мотивы, самостоятельно выстраивать планы жизни.Культура взаимоотношений –это совокупность интеллектуальных, духовных и эмоциональных качеств личности, которые являются необходимым условием успешного взаимодействия и контроля поведения, основываясь на нравственных нормах и правилах общения.Участники образовательных отношений- дети, педагоги, родителиМежпоколенческое взаимодействие -взаимосвязь людей различных возрастных групп или их сообществ между собой или характерная направленность их действий [2].В соответствии с разработанным профессиональным стандартом квалификация педагога может быть описана как совокупность шести основных компетентностей: 1. Компетентность в области личностных качеств. 2. Компетентность в постановке целей и задач педагогической деятельности. 3. Компетентность в мотивировании обучающихся (воспитанников) на осуществление учебной (воспитательной) деятельности. 4. Компетентность в разработке программы деятельности и принятии педагогических решений. 5. Компетентность в обеспечении информационной основы педагогической деятельности. 6. Компетентность в организации педагогической деятельности. Ежегодная диагностика уровня сформированности профессиональных компетентностей педагогов в нашем педагогическом коллективе (по В.Д. Шадрикову) показала недостаточный уровень в области личностных качеств (а именно культуры речи и культуры межличностных отношений), а также в области организации педагогической деятельности (а именно, умение устанавливать субъект-субъектные отношения). [3]На основе полученных данных была сформулирована идея нашего проекта: разработать систему внутрифирменного обучения как условие формирования культуры взаимодействия субъектов в ДОУ.Стратегическая цель:Разработать систему внутрифирменного обучения как условие формирования культуры взаимодействия субъектов в ДОУКонкретная цель:Разработать систему внутрифирменного обучения педагогов как условие формирования культуры взаимодействия субъектов образовательного процесса в ДОУЗадачи: 1. Изучить имеющийся опыт регионов развития компонентов взаимодействия образовательного процесса субъектов.2. Изучить научно-теоретические основы формирования компонентов поведенческой культуры педагога со всеми участниками образовательного процесса в условиях межпоколенческого взаимодействия;3. Проанализировать уровень сформированности компонентов взаимодействия образовательного процесса субъектов 4. Разработать и апробировать программу развития компонентов взаимодействия всех участников образовательного процесса с позиции субъектного подхода 5. Провести обучение коллектива по разработанной нами программе;6. Сформировать у педагогов компетентности самоанализа развития компонентов взаимодействия всех участников образовательного процесса с позиции субьектного подхода.Ожидаемые результаты:Этапы реализации проектасентябрь, 2023 – май, 20251. Аналитико-проектировочный (апрель 2023- декабрь 2023). Изучение необходимой информации (нормативно-правовые документы опыта работы по данной проблеме, оформление проектного замысла проекта, презентация проекта на педсовете и в сетевом сообществе), проведение предварительной диагностики.2. Реализационный (январь 2024 – март 2025). Обучение кадров по теме: «Формирование у педагогов компетентности самоанализа развития компонентов взаимодействия всех участников образовательного процесса с позиции субъектного подхода», проводятся промежуточные замеры (Развивается система консультирования педагогов). Систематизируются материалы по теме проекта.3. Аналитико-рефлексивный (апрель 2025– май, 2025). Составляется описание опыта работы проектной группы, подведение итогов работы, оформление материала для тиражирования продукта проекта, обозначение дальнейших перспектив развития проекта, проводится итоговая диагностика.Основной механизм реализации проекта – сетевое взаимодействие.Другие механизмы:Организация деятельности проектной командыВключение мероприятий календарного плана проекта в годовой план, циклограмму деятельности образовательных организаций сети. Поддержка мотивации педагогов и проектной группы МДОУ к развитию речевой педагогической компетентности.Информирование родительской и педагогической общественности о промежуточных и итоговых результатах на открытых мероприятиях, в публичном отчете, в публикациях. Риски проекта.Риски в реализации проектаКритерии, показатели, индикаторыуспешности реализации проектаРесурсное обеспечение проектаЭффекты проекта:Стабильность коллектива, комфортная психологическая атмосфера в ДОУ, успешная адаптация и социализация воспитанников, уменьшение количества жалоб, повышение имиджа ДОУКалендарный план проектаПриложение 1.Литература: Азимов, Э.Г., Щукин, А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) [Текст] — М.: Издательство ИКАР. 2009 – 448 с.Зимняя, И.А. Лингвопсихология речевой деятельности (Серия «Психологи Отечества») [Текст] — М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. — 432 с.Методика оценки уровня квалификации педагогических работников [Текст]: Под ред. В. Д. Шадрикова, И. В. Кузнецовой. М. 2010. – 174 с.Профессиональный стандарт педагога. (Концепция и содержание) [Текст]: проект //Вестник образования России. - 2013. - № 15. - С.27-61.Бодалев А. А. Психология общения: Избранные психологические труды — М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК»Брыглева Л.И. Загвоздки самореализационной парадигмы // Психологический Институт РАО: материалы симпозиума. - М.: Академия, 2002. - №1., 36Гуськова Е. А. Педагогические идеи К. Д. Ушинского и современность // Образование и воспитание. — 2016. — №1. — С. 5-8.Жуков Ю. М., Петровская Л. А., Растянников П. В. Диагностика и развитие компетентности в общении. — М.: Академия, 1991.Закон об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон от 29.12.2012 №273 - ФЗ.// Официальные документы в образовании. – 2013. - №2,№3.- С.2-92; Администратор образования. – 2013. - №3.- С.2-78,№4. – С.11-33.Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. - Ростов н/Д., 2006. – 400 с., 15Комаров А. А. Педагогическое мастерство учителя (по А.С. Макаренко) как важный фактор воспитания ребёнка // Молодой ученый. — 2010. — №7. — С. 268-270.Лукьянова М. И. Развитие психолого-педагогической компетентности.- СПб.: Речь, 2004.Макаренко А.С. Книга №2. – Львов: ЛГУ, Вища школа, 1985.Щербинина Ю. «Слово ласковое — мастер дивных див»/ Ю. Щербинина //Дошкольное воспитание. — 2004. — № 5. — С. 40-46Тезаурус проектаКультура- совокупность достижений человечества в производственной, общественной и духовной жизни; это вся сумма деятельности человеческого разума, она объединяет все хорошее в деятельности человека, а все плохое ей противоречит. Она кумулятивна, т.е. строится на протяжении всей истории человечества, суммируясь с ней и обогащаясь. Различают культуру духовную, социальную и материальную.Педагогическая культура - общение двух индивидов в различные моменты передачи человеческой культуры:1. Феномен педагогической культуры в диалоге рассматривается как «Я» в «них» и «ты» в «Я» (взаимопроникновение).2. Создание педагогического мира как среды духовного, эстетического и интеллектуального развития субъектов педагогического взаимодействия.3. Открытие личности для себя в другой личности. (B.C. Библер)Педагогическое общение (А.А. Леонтьев) – профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его, имеющее определённые педагогические функции и направленное на создание благоприятного психологического климата, а также на другого рода психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимся Педагогическое общение (В. А. Сластенина) – это многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и учащимися, порождаемый целями и содержанием их совместной деятельности(М. И. Лисина). Педагогическое общение – целостная система приемов и средств социально-психологического взаимодействия педагога и воспитуемых, содержащая в себе обмен информацией, воспитательные воздействия и организацию взаимоотношений с помощью коммуникативных средств.Стиль общения – это устойчивая форма способов и средств педагогического взаимодействия людей друг с другом.Культура педагогического общения - это мера умений и способностей педагога выбирать и использовать необходимые формы, методы и средства взаимодействия с участниками педагогического процесса: учащимися, родителями, коллегами. Основу культуры педагогического общения составляет гуманное отношение к детям.Критериями оценки культуры общения являются: вежливость, соблюдение условных и общепринятых способов выражения доброжелательности, формы приветствия, благодарности, извинений, правила поведения в общественных местах, формы общения между учителем и учащимися, родителями, коллегами и т.п.Педагогическая культура общения проявляется в культуре речи, этикете и такте, эмпатии, аттракции, рефлексии.Культура речи - это речевое мастерство, умение найти, выбрать стилистически уместный вариант языкового средства, выразительно и доходчиво его применить в процессе педагогического общения. Она предполагает владение педагогом нормами устного и письменного литературного языка, а также умение использовать адекватные. Речевое поведение – этим термином обозначают те свойства и особенности, которыми отличаются речь и речевые реакции одного из участников коммуникативной ситуации – или говорящего (адресанта), или слушающего (адресата).Под речевым поведением понимается весь комплекс отношений, включенных в коммуникативный акт, т. е. вербальную и невербальную информацию, паралингвистические факторы, а также место и время речевого акта, обстановку, в которых этот факт происходит. Следовательно, речевое поведение - это речевые поступки индивидуумов в типовых ситуациях, отражающих специфику языкового сознания данного социума. Общение – взаимосвязи и взаимодействия обществ. Субъектов (классов, групп, личностей), в котором происходит обмен деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями и навыками, а также результатами деятельности; одно из необходимых и всеобщих условий формирования и развития общества и личности.Компетентность - характеристика личности, подразумевающая совокупное обладание теоретическими знаниями, практическими умениями, навыками общения, ориентацией в системе ценностей и т. д. В более специальном смысле – это владение методами эмпирического (научное наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент, абстрагирование, индукция, экстраполяция), теоретического (идеализация, формализация, математическое моделирование) и метатеоретического (рефлексия) познания.Компетенция (от лат. competo - добиваюсь; соответствую, подхожу):1) круг полномочий, предоставленных законом, уставом или иным актом конкретному органу или должностному лицу;2) знания, опыт в той или иной областиД. Равен очень подробно говорит о содержании компетентности. На его взгляд, очень важными составляющими компетентности являются:1. Система личных ценностей человека и специальных знаний, которые определяются или связаны с мотивом. Компетентость – это мотивированная способность к деятельности.2. Антиципация человека о функционировании общества и его роли в обществе.3. Понимание процессов, происходящих внутри организации. Компетенция (по В.Д. Шадрикову) относится к кругу вопросов, связанных с деятельностью, которые кто-то может успешно решать. Компетентность же относится к субъекту деятельности, это приобретение личности, благодаря которому человек может решать конкретные задачи