Интегрированный урок физической культуры в начальной школе»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Интегрированный урок физической культуры в начальной школе»
Автор: Лунцова Елена Алексеевна

 Проект на тему: «Интегрированный урок физической культуры в начальной школе»    Составила :преподаватель физкультурыЛунцова Елена Алексеевна       ОГЛАВЛЕНИЕВВЕДЕНИЕГлава 1. Сущность понятий «интеграция» и «интегративный подход»Глава 2. Роль интегрированного урока в образовательном процессеГлава 3. Межпредметные связи как основа интегрированного обученияГлава 4. Требования к проведению интегрированных уроковЗАКЛЮЧЕНИЕСПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ             ВВЕДЕНИЕ В последнее время в теории и практике начального обучения идут поиски оптимальных вариантов преподавания отдельных учебных дисциплин. Особо актуальной становится задача формирования целостного взгляда на окружающий мир и место человека в нем, начиная с младшего школьного возраста. Одним из путей решения данной проблемы является интегрированное обучение. Предметная система обучения, в том числе в начальных классах, предполагает автономное рассмотрение отдельных сторон действительности и ориентирует учащихся на частное усвоение знаний в той или иной области, слабо связанных между собой. Интеграция в начальном обучении позволяет перейти от локального, изолированного рассмотрения различных явлений действительности к их взаимосвязанному, комплексному изучению. Целью данного проекта является выявление особенностей интегрированных уроков как формы преподавания физической культуры в начальной школе.Для достижения целей были поставлены следующие задачи:1.       Изучить особенности использования интегрированного подхода в начальной школе.2.       Изучить рекомендации к проведению интегрированного урока физкультуры в начальной школе.3.       Разработать конспект интегрированного урока физкультуры во 2 классе.4.       Сделать заключение об интегрированном обучении в начальных классах.       Глава 1. Сущность понятий «интеграция» и «интегративный подход» Интеграция давно стала предметом исследовательского интереса различных ученых и специалистов. Поэтому сегодня существуют многочисленные определения интеграции, как явления.В «Толковом словаре иностранных слов» имеется следующее определение: «Интеграция - это объединение в целом каких-либо частей, элементов» Интеграция - как сторона процесса развития, связанная с объединением в целое ранее разносторонних частей и элементов, определяется «Философским словарем» и дополняется следующими признаками: «Эти процессы могут иметь место как в уже сложившейся системе (в этом случае они ведут к повышению уровня ее целостности и организованности), так и при возникновении новой системы из ранее несвязанных элементов» В образовании интеграция рассматривается, прежде всего, как процесс достижения его целостности и системности.Интеграцию как объединение разнородных ранее частей в единое целое на основе установления межпредметных связей между частями представляет интегративный подход.По мнению Б. М. Кедрова, интегративный подход является комплексным методом, основными чертами которого выступают целостное рассмотрение, выделение главного фактора и группировки вокруг него остальных, выявление высшей степени развития данного объекта и ее соотношений с низшими ступенями, раскрытие взаимосвязи внутренней и внешней сторон объекта, нерасторжимость общего и частного при движении от общего к частному и от частного к общем. Таким образом, интегративный подход в образовании, определяется как способ реализации принципа интеграции как одного из дидактических принципов обучения, взаимодействующего с принципами научности, систематичности и последовательности, сознательности и активности, наглядности, связи теории с практикой, доступности и прочности знаний, учета индивидуальных особенностей обучающихся. Данный процесс требует создания определенных педагогических условий для осуществления интеграции: от общетеоретического обоснования необходимости интеграции конкретных учебных дисциплин, определения оптимального уровня и формы интеграции предметов, точек сопряжения учебного материала, его ведущих идей, до координирования программ учебных предметов, использования соответствующих методов и приемов, средств обучения.      Глава 2. Роль интегрированного урока в образовательном процессе Самая эффективная в настоящее время форма реализации межпредметных связей при изучении комплексной проблемы в школе – интегрированные уроки. Специфика таких уроков состоит в том, что они проводятся совместно учителями двух или нескольких смежных предметов. Особенно важно продумывать методику проведения урока. Заранее определяется объем и глубина раскрытия материала, последовательность его изучения. Сроки изучения различных аспектов комплексной проблемы в смежных дисциплинах должны предшествовать обобщению, тогда не будет нарушена логика изучения каждого отдельного предмета. Интегрированным урокам присущи значительные возможности. Именно здесь учащиеся имеют возможность получения глубоких и разносторонних знаний, используя информацию из различных предметов, совершенно по-новому осмысливая события, явления. На интегрированном уроке имеется возможность для синтеза знаний, формируется умение переноса знаний из одной отрасли в другую. Это в свою очередь стимулирует аналитическую деятельность учащихся, развивает потребность в системном подходе к объекту познания, формирует умение анализировать и сравнивать сложные процессы и явления объективной действительности. Благодаря всему этому достигается целостное восприятие действительности, как необходимая предпосылка культурного  мировоззрения. Именно на этих уроках в большей мере происходит формирование личности творческой, самостоятельной, ответственной, толерантной. Преодолев разобщенность научного знания по дисциплинам, интеграция дает возможность высвобождаемое за этот счет учебное время использовать для полноценного осуществления профильной дифференциации в обучении. Важную роль в процессе обучения и воспитания школьников играют творческо-культурной сфре, музыкально-теоретической дисциплине.Глава 3. Межпредметные связи как основа интегрированного обучения Интеграция как цель обучения должна дать ученику те знания, которые отражают связанность частей мира как системы, призвана научить ребёнка с первых шагов обучения представлять мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны. Интеграция как средство обучения направлена на развитие эрудиции обучающегося, на обновление существующей узкой специализации в обучении. В то же время интеграция не должна заменить обучение классическим учебным предметам, она должна лишь соединить получаемые знания в единую систему. Межпредметные связи позволяют объяснить материал или закрепить его с опорой на знания по другому учебному предмету без участия педагога-специалиста. При проведении интегрированного урока обязательно присутствие стольких учителей - предметников, сколько заявлено в теме урока. Работа их идет параллельно на протяжениии всего урока. Считается, что целью интегрированных уроков является создание условий для разностороннего рассмотрения учащимися определённого объекта, понятия, явления, формирования системного мышления, пробуждения воображения, позитивного эмоционального отношения к познанию. Для эффективного проведения интегрированных уроков необходимы следующие условия:- правильное определение объекта изучения, тщательный отбор содержания урока;- высокие профессиональные качества педагогов, обеспечивающие творческое сотрудничество учителей и учащихся при подготовке урока;- включение самообразования учащихся в учебный процесс;- использование методов проблемного обучения, активизация мыслительной деятельности учащихся на всех этапах урока;- продуманное сочетание индивидуальных и групповых форм работы;- обязательный учет возрастных психологических особенностей обучающихся.  Глава 4. Требования к проведению интегрированных уроков Существует много видов интеграции: по методам, приемам, способам, уровням, направлениям.Задача педагога, планирующего интегрированный урок, - научить ребят мыслить собственными категориями, сопоставлять обобщенные выводы с конкретными явлениями. А для этого нужно, чтобы учащиеся пытались взглянуть на вещи, явления заново, как на непривычные для них. Подготовка к уроку начинается с составления подробного плана урока. Каждый этап урока расписывается и указывается время, затраченное на этот этап. Педагог заранее продумывают ход урока и прогнозируют все возможные паузы.Можно привлекать и учащихся к подготовке интегрированного урока, заранее предлагая им подготовить некую часть нового материала.Каждый педагог постоянно ищет такие формы и методы организации учебной деятельности, которые позволят при минимальных затраченных усилиях добиться положительной динамики в результатах обучения всей группы. Интегрированный урок требует от преподавателя дополнительной подготовки, большой эрудиции, высокого профессионализма. Разрабатывая такой урок, преподаватель должен учитывать:1. Цель урока (Это может быть необходимость сокращения сроков изучения темы, ликвидация пробелов в знаниях обучаемых, перераспределение приоритетов и т.п.).2. Подбор объектов, т.е. источников информации, которые бы отвечали целям урока.3. Определение системообразующего фактора, т.е. нахождение основания для объединения разнопредметной информации (Это – идея, явление, понятие или предмет).4. Создание новой структуры курса, т.е. изменение функционального назначения знаний.5. Переработка содержания. (Разрушение старых форм, создание новых связей между отдельными элементами системы).Идея интеграции стала в последнее время предметом интенсивных теоретических и практических исследований в связи с начавшимися процессами дифференциации в обучении.                         ЗАКЛЮЧЕНИЕ Интегрированный урок – это урок, на котором осуществляются синтез и систематизация знаний различных дисциплин в единое целое, творческое взаимодействие преподавателя и обучающихся.Интегрированные уроки являются действенным способом формирования целостной картины мира у обучающихся, активизируют понимание связей между явлениями в природе, обществе и мире в целом.Структура интегрированных уроков разнообразна: они могут быть проведены в виде лекции, конференции, семинарского и практического занятия, урока творчества, лаборатории, дистанционного урока, профиль-класса, мультимедиаурока и т.д.При организации и планировании таких уроков педагогу важно учитывать следующие условия:·        в интегрированном уроке объединяются блоки знаний двух-трех различных предметов, поэтому чрезвычайно важно правильно определить главную цель интегрированного урока. Если общая цель определена, то из содержания предметов берутся только те сведения, которые необходимы для ее реализации. Проведение интегрированного урока двумя педагогами требует их психологической совместимости, такта, умения слышать партнера, корректности оценок и строгого разграничения компетенций;·        интеграция способствует снятию напряжения, перегрузки, утомляемости обучающихся за счет переключения их на разнообразные виды деятельности в ходе урока. При планировании требуется тщательное определение оптимальной нагрузки различными видами деятельности обучающихся на уроке;·        при проведении интегрированное урока педагогами (ведущими разные предметы) требуется тщательная координация действий.