"Танец для детей ОВЗ"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Танец для детей ОВЗ"
Автор: Соломонова Светлана Михайловна

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования« Солецкая детская школа искусств»Утверждена приказом и.о. директораМБУДО «Солецкая ДШИ» № 26 ______________Макарова А.С. Рассмотрена и одобрена пед.советомОт «28» августа 2024 г.Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программаинклюзивного танцадля детей ОВЗ и инвалидов «Шаг навстречу» Составитель: преподаватель высшей категорииСоломонова Светлана Михайловна Срок реализации программы: 3 года Возраст обучающихся: 8-14 летг. Сольцы, 2024 гПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАДополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа инклюзивного танца «Шаг навстречу»предназначена для обучающихся с особыми образовательными потребностями.Несомненно, что такая программа как никому другому нужна детям–инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья. Одним из психолого-педагогических ресурсов социальной интеграции и социальной адаптации детей с ОВЗ в сообществе сверстников, развития детско-родительских отношений является дополнительное образование.Программа предназначена для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, имеющие интеллектуальные нарушения (умственную отсталость, синдром Дауна, с нарушением слуха, речи, ДЦП и т.д.).В российской законодательной практике закреплено понятие «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья», которым определяется физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК) и препятствующие получению образования без создания специальных условий.Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время занятия хореографией дают организму физическую нагрузку.Используемые в хореографии движения, прошедшие длительный отбор, безусловно, оказывают положительное воздействие на здоровье детей Занятия танцами развивают физические качества, вырабатывают правильную осанку, посадку головы, походку, силу, ловкость, координацию движений, устраняют физические недостатки (сутулость, косолапость, искривление позвоночника и т.д.),что является одной из приоритетных задач для детей с ОВЗ. Отличительная особенность программы – состоит в том, занятия танцами детей с ограниченными возможностями здоровья предполагает обеспечение участия всех детей этой категории, независимо от степени выраженности нарушений развития, вместе с нормально развивающимися детьми в воспитательных, культурно-развлекательных мероприятиях, конкурсах, выступлениях, концертах, фестивалях и т.п.Программа для детей с ограниченными возможностями здоровья может предусматривать больше времени для освоения учебного материала. Сложность и объем учебного материала могут быть откорректированы с учётом особенностей и потребностей обучающихся уменьшены и облегчены. Дети от достаточно простых задач постепенно будут переходить к более сложным, систематически повторяя и закрепляя учебный материал, приобретенные навыки и умения. Направленность программы: художественная.Уровень освоенияпрограммы: начальныйЛичностными результатами освоения детьми программы дополнительного образования могут быть:- адаптация ребенка к условиям детско-взрослой общности;- удовлетворенность ребенком своей деятельностью в объединении дополнительного образования, возможностями для самореализации;- повышение творческой активности ребенка, проявление инициативы и любознательности;- формирование ценностных ориентаций;- формирование мотивов к конструктивному взаимодействию и сотрудничеству со сверстниками и педагогами;- навыки в изложении своих мыслей, взглядов;- навыки конструктивного взаимодействия в конфликтных ситуациях, толерантное отношение;- развитие жизненных, социальных компетенций, таких как: автономность (способность делать выбор и контролировать личную и общественную жизнь); ответственность (способность принимать ответственность за свои действия и их последействия); мировоззрение (следование социально значимым ценностям); социальный интерес (способность интересоваться другими и принимать участие в их жизни; готовность к сотрудничеству и помощи даже при неблагоприятных и затруднительных обстоятельствах; склонность человека давать другим больше, чем требовать); патриотизм и гражданская позиция (проявление гражданско-патриотических чувств); культура целеполагания (умение ставить цели и их достигать, не ущемляя прав и свобод окружающих людей); умение «презентовать» себя и свои проекты).Практическая направленность программы: данная программа предназначена для решения проблемы социальной адаптации и интеграции детей в среде сверстников, воспитание личности ребенка, умение взаимодействовать в коллективе, культурное и творческое развитие ребенка.Цель программы:Формирование творческих способностейлюдей с ограниченными возможностями и детей-инвалидов средствами музыкально-ритмических движений.Задачи программы:-сформировать у обучающегося связь между музыкой и движением;-обучить двигательным навыкам, которые должны постепенно совершенствоваться;- развить координацию, свободы движения, ритмичности, артистизма, творческого воображения, фантазии, эмоциональности;-развитие коммуникативных умений;-воспитывать трудолюбие и дисциплину, аккуратность и ответственность;-воспитывать чувство ансамбля и одновременно самостоятельность для исполнения танцевальных номеров.Адресаты программыОбучающиеся 8-14 лет, в том числе дети с ограниченными возможностями здоровья и дети-инвалиды. Срок реализации программы: 3 года, каждый год из которых закрепляет наработанные навыки.Режим занятий:Занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 академических часа (40 мин.)с перерывом 10 минут, что составляет 204 часа в год. Количество обучающихся в группе –6 - 12 человек.Организационно-методические условия реализации программыВ основу реализации программы положены педагогические принципы:- принцип гуманизации и демократизации педагогических отношений, при котором личностные отношения являются важнейшим фактором, определяющим результаты учебно-воспитательного процесса и включающими сотрудничество, мастерство общения;- принцип интенсивного восприятия, предполагающий максимальное использование различных сенсорных каналов и разнообразных их сочетаний;- принцип открытого общения, способствующий формированию доверительных отношений, располагающий к высказыванию собственных чувств, позволяющий вовлечь в дискуссию, помогающий созданию ситуации успеха.- принцип психологической комфортности, предполагающий охрану и укрепление психологического здоровья ребенка. Для предупреждения эмоциональной и физической перегрузки подбор музыкального материала для занятий и детский репертуар танцевсоставляетсяна принципах доступности, заинтересованности восприятия и простоте исполнения для детей данной категории. Учебно-воспитательный процесс предполагает динамику формирования у обучающихся, в рамках программы, учебных уровней:1-й уровень – получение знания (о хореографической деятельности, о требованиях по ТБ, о порядке выполнения хореографических элементов…);2-й уровень – совместные репродуктивные действия (повторение исполнения хореографических элементов, связок, комбинаций за педагогом)3-й уровень – самостоятельные действия обучающихся (выполнение изученного)4-й уровень – творческий подход и индивидуальное решение (анализ, синтез и личностное оценивание) Переход от одного уровня к другому переходит постепенно в течение года, по мере освоения предыдущего уровняМетодически продуманное использование музыкальных игр и импровизационных заданий способствует развитию музыкальности, формирует музыкальное восприятие, представления о выразительных средствах музыки, развивает чувство ритма. В процессе реализации программы закрепляются основные знания особенностей танцев. Формируются основные навыки актерского мастерства в танцах. Совершенствуется четкость, ритмичность, музыкальность и выразительность движений исполняемых танцев. Формируется нравственно-эстетические качества личности каждого ребенка. Методы обучения:Метод показа. Разучивание нового движения, позы педагог предваряет точным показом. Это необходимо и потому, что в исполнении педагога движение предстает в законченном варианте.Метод наглядности. Этот метод включает в себя слуховую наглядность (слушание музыки во время исполнения танцев, песен и др.), зрительное и тактильное проявление наглядности, которые сочетаются со слуховыми впечатлениями (показдвижений, картинок, игрушек и др.).Система оценки достижения планируемых результатовОтслеживание результативности освоения программного материала осуществляется в течение всего периода обучения на занятиях разных видов: учебные, зачетные, открытые. Основной метод выявления результатов – наблюдение за отдельным ребенком, за всей группой, выявление результата. В начале учебного года проводится просмотр детей в группы и формирование данных групп. Контроль осуществляется через следующие формы:Вводный контроль - в начале года (педагогическое наблюдение, беседа)Текущий контроль – осуществляется на каждом занятие.Промежуточный контроль – декабрьФорма проведения: выступлениеИтоговый контроль – майФорма проведения: выступлениеКритерии освоения материала текущих занятий можно применять следующую систему оценок:Высокий уровень освоения программы
  • Упражнение выполнено технически правильно, уверенно, без напряжения, в нужном темпе и характере.
  • Точность, музыкальность и выразительность исполнения танцевальных комбинаций и этюдов;
  • Умение работать в группе и владение навыками сольного исполнения танцевальных фрагментов;
  • Средний уровень освоения программы
  • Упражнение исполнено технически правильно, но недостаточно красиво и изящно, с некоторым напряжением, не совсем уверенно.
  • Недостаточно точное исполнение танцевальных комбинаций с точки зрения координации движений и музыкальности;
  • Низкий уровень освоения программы
  • Упражнение выполнено правильно, но недостаточно точно, с большим напряжением, допущены незначительные ошибки в положении головы, рук, ног.
  • Содержание учебного плана
  • Вводное занятие. 
  • Теория: Знакомство с залом, рассказ о правилах поведения на занятиях
  • Азбука музыкального движения  
  • Теория: изучение основных музыкальных понятий (плясовая, маршевая и т.д.)Практика:1. Характер музыкального произведения:- узнавание знакомых плясовых, маршевых мелодий, народных и детских песен, пьес изобразительного характера и выражение этого в эмоциях, движениях: «Кузнечик», «Птички», «Мишенька-медведь», «Барабан», «Лошадки»- творческое задание: импровизация на заданные мелодии: веселую и грустную: «Веселый и грустный Фиксики», «Чебурашка».создание   заданного   образа: воробей   весело   перелетает   с   ветки   на ветку, котик заболел, котик играет, игры «Жуки и бабочки», «Большая птица и маленькие птички»2. Темпы      музыкальных      произведений (быстрый, медленный).- слушая музыку, определить ее темп (в движении).- творческое задание: изобразить зайку, мышку, лисичку, медведя- исполнить движение «Пружинка» в соответствии с заданными различными темпами.
  • Динамические оттенки (громко, тихо)
  • - слушая музыку, определить динамические оттенки (в движении).- творческое задание: изобразить хлопками (или пальчиками) дождь стучит по крышам (громко); дождь моросит (тихо).- игра «Тихо и громко».
  • Ритмический рисунок.
  • - воспроизведение хлопками и притопыванием простого ритмического рисунка (быстро и медленно)- комбинация с хлопками: перед собой, по коленям, над головой, по бедрам.
  • Строение музыкального произведения (вступление, часть, кульминация).
  • - учить детей   менять   движение   в   соответствии   с двухчастной формой музыкального произведения.- игра «Побегаем, походим».- на примере изучаемых танцевальных этюдов учить самостоятельно   начинать движение после вступления.3. Играя, танцуем (Комплекс упражнений игровой ритмики)Практика:Комплексы игровой ритмики «Мы пойдем сегодня в лес, полный сказочных чудес», «Веселые путешественники», «Лошадка», «Чебурашка», «Плюшевый медвежонок», «Мы сейчас пойдем направо», «Бим-бам-бом»
  • Движения рук («Путаница», «Догонялочки», «Жадина»)
  • Движения ног («Топотушки», «Переходим через лужу»)
  • Пластика («На морском дне», «роботы»)
  • Жесты, мимика (радость, испуг, удивление, интерес…)
  • 4. Рисунок танца.Теория: Знакомство и разучивание позиций рук, ног, постановка корпуса.Практика:1. Ходьба: бодрая, спокойная, на носках, топающим шагом, ходьба на четвереньках2. Бег: легкий, ритмичный, передающий различный образ («бабочки», «птички», «ручейки»)3. Прыжки: на двух ногах вместе, с продвижением вперед, прямой галоп 4. Постановка корпуса тела5. Постановка позиций рук (этюд «Воздушный шар»).Танцевальные положения рук: на поясе, за юбочку, за спиной, на поясе в кулачках.6. Танцевальные движения:поочередное выставление ноги на пятку, на носок, пружинки, притопывание одной ногой, притопывание двумя ногами и т.д.9.Рисунок танца «Круг»:- движения по линии танца (игра «Часы»)- движение в круг, из круга (игра «Надуваем шар»).10. Игра «Ищи, ищи…», «Танцующий зоопарк», «Колесики»11. Свободное размещение в зале (игра «Горошины»), игра «Клубочек», игра «Паровозик», «Хвост Бабы Яги»5. Репетиционно-постановочная работа Практика: постановка иотработка танцевальных номеров. Сначала под счет, затем под музыку.- постановка эстрадного танца Мечтай»- отработка эстрадного танца «Мечтай»- постановка спортивного танца «Мы, команда»- отработка спортивного танца «Мы, команда»-постановка русского народного танца «Василек»- отработка русского народного танца «Василек»- постановка эстрадного танца «Египетский»- отработка эстрадного танца «Египетский»6. Участие в мероприятияхПрактика: показ готовых номеров для родителей, на концертах, на конкурсах различного уровняПланируемые результаты первого года обучениядолжны знать:
  • начало и конец музыкального вступления
  • правила исполнения движений в паре, по одному, в группах
  • правила поведения на занятиях
  • уметь:
  • выполнять простейшие ритмические рисунки
  • реагировать на музыкальное вступление
  • красиво и правильно исполнять танцевальные элементы
  • ориентироваться в пространстве на основе круговых и линейных рисунков
  • исполнять движения в парах, в группах
  • Содержание учебного плана 2 года обучения
  • Вводное занятие:
  • Знакомство с залом, ТБ на занятиях.2. Азбука музыкального движенияТеория:техника выполнения упражнений, Т.Б. при выполнении элементовПрактика:
  • Задания на анализ музыкальных произведений (темп, характер, динамика, регистр, ритмический рисунок, строение).
  • 2. Умение выделять сильные и слабые доли на слух (хлопками, взмахом платочка, притопыванием).3. Такт, ритмический рисунок.
  • Творческая задача: поочередное вступление. Дети начинают   делать   движение       по   очереди   на   каждый следующий такт.
  • Игра: «Вопрос – ответ», «Зеркало».
  • Музыкальный жанр.
  • Полька, марш, вальс (устно определить жанр)
  • Игра: «Марш – полька – вальс»
  • 3. Игровой стретчинг» (партерная гимнастика) Теория: правильное и безопасное выполнение упражнений для укрепления спины, стоп, позвоночника, плечевого пояса, равновесия.Практика
  • Упражнения на укрепление мышц спины и брюшного пресса путем прогиба назад: «Колечко», «Лодка», «Собачка», «Рыбка». «Качели», «Кораблик».
  • Упражнения на укрепление мышц спины и брюшного пресса путем наклонов вперед: «Носорог», «Ежик», «Чайка», «Слон», «Улитка», «Ванька-встанька».
  • Упражнения на укрепление позвоночника путем поворотов туловища и наклонов его в стороны: «Муравей», «Стрекоза», «Тростинка», «Флюгер», «Часики».
  • Упражнения на укрепление мышц тазового пояса, бедер, ног: «Бег», «Паровозик», «Паучок», «Лягушка», «Таракан», «Гуси»
  • Упражнения на укрепление и развитие стоп: «Ходьба», «Лягушонок», «Медвежонок».
  • Упражнения на укрепление мышц плечевого пояса: «Замочек», «Самолет», «Дощечка», «Пловцы».
  • Упражнения для тренировки равновесия: «Цапля», «Крыло».
  • Игровая композиция «Утенок Кря».
  • Комплексы движений разминки: «Девочка и мячик» (одни ребенок прыгает на одной ноге, а второй на корточках прыгает, как мячик)«Лягушки» (присели, колени в сторону)«Цапли» (ходьба с поднятием то правого, то левого колена)«Травка растет» (сидя на корточках, поднимают правую, потом левую руку, потом постепенно встают, вырастают, поднимают руки вверх)4. Азбука  танцаТеория: техника выполнения танцевального шага, бега, прыжковПодготовить детей к изучению более сложных элементов.Практика:Шаги: танцевальный шаг с носка, маршевый, хороводный, на полупальцах, подскоки, галоп, топающий шаг, ходьба на четвереньках, ходьба полуприсядом.Бег: мелкий на полупальцах, передающий различные образы, с высоко поднятыми коленями, широкий («волк»), острый (бежим по «горячему песку»).Прыжки:- на двух ногах вместе- с продвижением вперед- прямой галоп «лошадки»- пряжки вокруг себя.Экзерсис на середине:- постановка корпуса- перегиб корпуса вперед и в сторону5. Рисунок танцаПрактика:1. Движение по линии танца.2. Рисунок танца «Круг» (рассказ из истории):- замкнутый круг- раскрытый круг (полукруг)- круг в круге- лицом в круг, спиной из круга- круг парами.Научить перестраиваться из одного вида в другой.3. Рисунок танца «Колонна», «Линия»:- перестроения из круга в колонну, в линию, (на задний план, передний план)- перестроения из нескольких кругов (самостоятельно, выбрав ведущих).-перестроение по парам, по одному и т.д.6. Играя, танцуем (Комплекс упражнений игровой ритмики)Практика:Повторение репертуара предыдущего года, а также разучивание новых композиций «Кораблики», «Красная шапочка», «Куклы с мишкой», «Антошка», «Волшебный цветок».7. Танцевальное ассорти (Репетиционно-постановочная работа)Практика:Танцы: «Египетский», «Кадриль», «Чемпионы», «Твори добро».Пляски «Приглашение», «Топни, ножка моя», «Веселые гномики».8. Участие в мероприятияхПрактика: показ готовых номеров для родителей, на концертах, на конкурсах различного уровняПланируемые результаты второй год обучениядолжны знать:
  • простейшие элементы партерной гимнастики
  • навыки выворотного положения ног, устойчивости, координации движений
  • правила постановки корпуса
  • правила поведения на занятиях
  • уметь:
  • распознавать характер танцевальной музыки, реагировать на темповые и динамические изменения в музыке
  • правильно пройти в такт музыки, сохраняя красивую осанку, легкий шаг с носочка
  • соблюдать темп движений, обращая внимание на музыку
  • строиться в круг из шеренги,затем в рассыпную
  • реагировать сменой движений на смену характера музыки
  • ● выполнять переменный шаг, высокий шаг, пружинящий шаг, боковой галоп, подскоки с ноги на ногу, легкие подскоки, переменные притопы, прыжки с выбрасыванием ноги вперед● выполнять танцевальные движения согласно программе● выполнять простейшие элементы эстрадного танца● приветствовать преподавателя и другаСодержание учебного плана 3 года обучения 1. Вводное занятиеТеория: Правила поведения на занятиях, ТБ,требованиям к внешнему виду 2 Играя, танцуем (комплексы ритмопластики)Практика:«Разноцветная игра», «Любитель-рыболов», «Кошки-мышки», «Танцуем, сидя», «Стирка», «Ни кола, ни двора», «Кукляндия», «Звериная аэробика», «У жирафа», «Танец с мамой»Танцевальные этюды на современном материале. 3. Рисунок танца»Практика: 1. Движение по линии танца.2. Рисунок танца «Круг»
  • замкнутый круг;
  • раскрытый круг (полукруг);
  • круг в круге;
  • сплетенный круг (корзиночка);
  • лицом в круг, лицом из круга;
  • круг парами.
  • 2. Рисунок танца «Колонна», «Линия»:
  • перестроения из круга в колонну, в линию, (на задний план, передний план);
  • перестроения из нескольких кругов (самостоятельно, выбрав ведущих).
  • 3. Понятие «Диагональ»:
  • перестроение из круга в диагональ;
  • перестроение из маленьких кружков в диагональ (самостоятельноуказав ведущих).
  • 4. Рисунок танца «Спираль».
  • Игра «Клубок ниток».
  • 5. Рисунок танца «Змейка»:
  • горизонтальная;
  • вертикальная.
  • Перестроение из «круга»в «змейку» (самостоятельно, выбрав ведущего).6. Рисунок танца «Воротца»: Русский танец «Воротца».Игра – танец «Бесконечный».4. ИмпровизацияПрактика: спонтанное самовыражение свободного движения, показ надуманных движений под музыку- океан и его обитатели- на лугу- инопланетяне- роботы- космос- насекомые5. Эстрадный танецПрактика:- «Барбарики», «Ладушки-оладушки», «Веселые пингвинята», «Моряки», «Чемпионы», «Весенние цветы».- Сюжетные танцы: «У самовара», «Зонтики»- Образные танцы «Пингвины», «Снеговики», «Гномики», «Бабочки».6.Танцевальное ассорти Практика: Отработка и постановка танцев, музыкальных композиций, танцев- постановка эстрадного танца «Мечтай»- отработка эстрадного танца «Мечтай»- постановка танца «Веселый рок-н-ролл»- отработка танца «Веселый рок-н-ролл»- постановка сюжетного танца «Однажды в городе У»-отработка сюжетного танца «Однажды в городе У»7.Участие в мероприятияхПрактика: показ готовых номеров для родителей, на концертах, на конкурсах различного уровняПланируемые результаты третьего года обучения должны знать:
  • простейшие элементы различных танцевальных направлений
  • правила поведения в обществе, на мероприятиях, концертах
  • уметь:
  • музыкально, выразительно и осмысленно исполнять танцевальные движения
  • фантазировать и находить свои оригинальные движения для выражения характера музыки
  • исполнять простейшую танцевальную композицию на изученных танцевальных движениях
  • ● работать в коллективе
  • перестроение из одного круга в два, три отдельных маленьких круга и концентрические, перестроение из общего круга в кружочки по 2, 3. 4 человека и обратно в общий круг
  • повторять любой ритм, заданный педагогом
  • легко, естественно и непринужденно выполнять элементы танца по программе
  • сохранять правильное положение корпуса, рук, ног при исполнении танцевальных движений, правильно распределяя дыхание
  • ● исполнять танцевальные движения индивидуально и коллективно, с сопровождением и без нег● самостоятельно начинать движение после музыкального вступления● выполнять танцевальные движения: шаг с притопом, приставной шаг приседанием, пружинящий шаг, боковой галоп, переменный шаг●выразительно и ритмично исполнять танцы, согласно репертуарному плануПланируемые результаты освоения программы Личностные результаты:
  • проявляют эмоциональность в танце;
  • - научилисьчерез танец быть творческими, разносторонними личностями;- понимают и применяют язык жестов в танце;- появились чувства ответственности, дружбы, товарищества. Метапредметные результаты: - освоили язык жестов и движений как основного средства хореографического искусства; - научились познавать многообразие танца: народного, бального, детского; - сформировались действия на двигательный аппарат обучающегося, его эмоциональную сферу, координацию, музыкальность и артистичность, развить слуховую, зрительную, моторную (или мышечную) память при помощи движения и музыки; - разучили и выучили танцы и хореографические композиции из репертуарного списка по годам обучения.Условия реализации программы:Для успешной реализации программы инклюзивного танца «Шаг навстречу»,необходимо иметь:
  • хореографический класс
  • при наличии: станки, зеркала
  • технические средства обучения (по выбору - DVD проигрыватель, магнитофон, видеоаппаратура, диски);
  • специальная форма для занятий;
  • при наличии: костюмы для исполнения концертных номеров
  • Форма аттестации, контроляСпособами проверки результатов освоения образовательной программы являются: педагогическое наблюдение (целенаправленное восприятие педагогического явления), итоговое занятие (совершенствование упражнений и комбинаций, выученных в течение года), контрольное занятие (отчет о проделанной работе учащихся, демонстрация их успеха), участие в концертах, конкурсах, показательные выступления на соревнованиях, родительских собраниях, классных часах, школьных праздниках, мероприятиях, районных мероприятиях, республиканских, межрегиональных и всероссийских конкурсах. По результатам диагностики 1 года обучения возможно построение индивидуальной траектории обучающихся 2 и 3 года обучения.Литература для педагога:
  • Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ОВЗ., -М., Владос, 2010
  • Богданов Г. Хореографическое образование. М., 2001 .
  • Возрастная и педагогическая психология /Под ред. Петровского. – М.: Педагогика.
  • Котышева Е.Песенки-игры и танцы для детей с ограниченными возможностями здоровья –М., Сфера, 2010
  • Староверова М.С. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога работающего с детьми с ОВЗ.Методическое пособие. — М.: Владос, 2011.
  • Статьи и книги из интернет-ресурса:«В ритме танца». Программа развития творческих танцевальных способностей детей с ОВЗ Шляхова Е.В. Методическая разработка "Основы современного танца" для детей с ограниченными возможностями здоровья к дополнительной образовательной программе "Основы танцевального искусства" Бусовикова О. Социализация и развитие детей с ОВЗ средствами дополнительного образования