Будущее для всех


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Будущее для всех
Автор: Сучилина Надежда Дмитриевна

УТВЕРЖДАЮДиректор МОБУ СОШ №1 гелорецкПортнов А.Б.Приказ №_____ от _________2023г.Комплексная программаПрофилактики безнадзорности правонарушенийсреди несовершеннолетних «Будущее для всех» на 2023 – 2026 г.г.Разработчики: Сучилина Н.Д. социальный педагог.Паспорт программы Пояснительная записка В последнее десятилетие для России злоупотребление несовершеннолетними психоактивных веществ, а также безнадзорность и правонарушения в подростковой среде превратились в проблему, представляющую серьезную угрозу здоровью населения, экономике страны, социальной сфере и правопорядку. Подростковый возраст характеризуется бурными процессами физического развития, полового созревания и формирования личности. Подросток начинает осознавать себя личностью, сравнивает себя с окружающими, сверстниками, что стимулирует его к самовоспитанию. В это время формируется и даже может резко измениться характер. Подросткам нравятся острые ощущения, они любопытны, не могут прогнозировать будущее, стремятся к независимости. Все это относится к подростковому возрасту вообще. Но есть определенная категория подростков, у которых перечисленные качества проявляются резче, что приводит их к противостоянию с окружающими, к конфликтам с ними и даже к противоправным действиям. В обществе сложились опасные для подрастающего поколения тенденции: - рост числа граждан, лишённых родительских прав, что предопределяет широкое распространение социального сиротства и беспризорности среди несовершеннолетних;
  • массовые нарушение прав детей;
  • рост ранней алкоголизации и наркомании подростков, который ведёт к увеличению числа преступлений, совершённых несовершеннолетними;
  • омоложение преступности;
  • увеличение числа несовершеннолетних правонарушителей из семей, находящихся в социально-опасном положении.
  • Эти тревожные тенденции свидетельствуют о необходимости совершенствования системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. С целью систематизации работы образовательного учреждения в области профилактики была создана комплексная программа профилактики правонарушений среди несовершеннолетних в МОБУ СОШ №1 гелорецк «Будущее для всех». Цели программы:
  • Обеспечение единого комплексного подхода к разрешению ситуаций, связанных с проблемами безнадзорности и правонарушений.
  • Воспитание законопослушной личности, умеющей защищать свои права, анализировать свои поступки, способной к позитивно направленной социальной творческой деятельности.
  • Создание условий для эффективного функционирования системы профилактики безнадзорности и правонарушений в школе.
  • Задачи:
  • Своевременное выявление детей и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации или социально-опасном положении (как возможное условие совершения правонарушений);
  • Выявление интересов и потребностей учащихся, трудностей и проблем, отклонений в поведении, уровня социальной защищенности и адаптированности к социальной среде;
  • Определение основных направлений, форм, методов социально- педагогической работы с учащимися, склонных к правонарушениям.
  • Вовлечение подростков в позитивную деятельность, адекватную их интересам, способностям и психическому состоянию, способную отвлечь их от совершения правонарушений;
  • Организация мероприятий, направленных на развитие социальной инициативы, реализацию социальных программ;
  • Формирование у ребенка адекватного социально-психологического образа своего «Я»;
  • Оказание помощи в жизненном самоопределении учащихся;
  • Способствовать адаптации личности к жизни в обществе.
  • Создание психологического комфорта и безопасности детей в школе,
  • семье;
  • Координация взаимодействия учителей, родителей, специалистов социальных служб представителей административных органов по профилактике правонарушений несовершеннолетних;
  • Повышение психолого-педагогической компетентности родителей и педагогов;
  • Определение результативности профилактической работы
  • В современной интегрированной модели социально-педагогической деятельности школы по ранние профилактики правонарушений несовершеннолетних ключевыми концептуальными положениями являются следующие:
  • центром социально-педагогической системы образования является личность ребенка, на которую направлено семейное воспитание и общественная забота;
  • интеграция воспитательных воздействий школы, системы дополнительного образования, семьи, общественных институтов, государственных учреждений, на которые возложены функции ранней профилактики девиантного поведения подростков, основывается на межведомственном подходе;
  • поиск контактов с семьей, включение родителей в целенаправленную социально-воспитательную деятельность;
  • создание инфраструктуры дополнительного образования на базе школы в сфере свободного времени подростков;
  • - содержание социально-педагогической деятельности школы раскрывается в совокупности содержательных видов деятельности в сфере учебного и вне учебного времени: собственно, учебная деятельность; культурно-досуговая деятельность (в сфере учебного и свободного времени); спортивно-оздоровительная деятельность, игровая деятельность (реализуется в учебное и свободное время в разнообразных формах); трудовая деятельность; туристско-краеведческая деятельность; учебно- исследовательская деятельность. Такая деятельность школы направлена не только на выявление и коррекцию девиантного поведения детей, но, прежде всего на нивелирование и устранение его причин и носит превентивный характер. При этом все компоненты учебно-воспитательного процесса школы и учреждений дополнительного образования детей в сфере свободного времени направлены на выработку у детей невосприимчивости к факторам возникновения негативных проявлений поведения, через вовлечения их в социально значимую деятельность, что в целом позволит обеспечивать позитивную содержательную занятость подростков в свободное от учебы время, осуществляя тем самым раннюю профилактику правонарушений среди несовершеннолетних. В программе применяются следующие понятия:
  • Правонарушение - поведение (поступки) людей, которое противоречит правовым предписаниям и наносит вред общественным и межличностным взаимоотношениям.
  • несовершеннолетний – лицо, не достигшее возраста 18 лет;
  • безнадзорный – несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц;
  • беспризорный - безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания;
  • несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, - лицо, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья, либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия;
  • антиобщественные действия - действия несовершеннолетнего, выражающиеся в систематическом употреблении наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, занятии проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством, а также иные действия, нарушающие права и законные интересы других лиц;
  • семья, находящаяся в социально опасном положении, - семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними;
  • индивидуальная профилактическая работа - деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий; • профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних - система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.
  • На основании анализа литературы и законных актов можно выделить следующие определения профилактики:
  • использование совокупности мер разработанных для того, чтобы предотвратить возникновение и развитие каких-либо отклонений в развитии, обучении, воспитании.
  • в системе реабилитации, профилактика связана с устранением, сглаживанием, снятием причин, условий и факторов, которые вызывают те или иные отклонения в развитии личности. Чаще всего она связана со средой, социальным окружением ребенка.
  • научно обоснованные и своевременно предпринимаемые действия, направленные на предотвращение возможных физических, психологических или социокультурных коллизий у отдельных индивидов групп риска, сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей, содействие им в достижении поставленных целей и раскрытие их внутренних потенциалов
  • Различают следующие виды профилактической деятельности: первичная, вторичная, третичная. Первичная профилактика – комплекс мер, направленных на предотвращение негативного воздействия биологических и социально-психологических факторов, влияющих на формирование отклоняющегося поведения. Следует отметить, что именно первичная профилактика является важнейшим видом превентивных мероприятий в области предотвращения отклонений в поведении детей и подростков. Так как профилактика по своей сути предусматривает решение еще не возникших проблем, поэтому ряд мер принимается задолго до их возникновения. На уровне ранних проявлений склонности к совершению правонарушений профилактическую функцию выполняют институты семьи и школы в лице родителей, учителей, социальных педагогов и психологов школы, а также система внешкольных досуговых учреждений микросоциума в форме клубов, спортивных секций и т.п. Сутью профилактической деятельности на данном этапе является создание для ребенка и подростка, условий и возможностей, с одной стороны, удовлетворять свои потребности социально положительными способами, а с другой, своевременно предлагать квалифицированную помощь в субъективно сложной для ребенка жизненной ситуации, могущей стать ситуацией риска. . Вторичная профилактика - комплекс медицинских, социально- психологических, юридических и прочих мер, направленных на работу с несовершеннолетними, имеющими девиантное и асоциальное поведение (пропускающими уроки, систематически конфликтующими со сверстниками, имеющими проблемы в семье и т.п.). Основными задачами вторичной профилактики являются недопущение совершения подростком более тяжелого проступка, правонарушения, преступления; оказание своевременной социально- психологической поддержки подростку, находящемуся в сложной жизненной ситуации. К осуществлению вторичной профилактики активно привлекаются КДН - комиссии по делам несовершеннолетних (отделы при администрациях органов исполнительной власти соответствующего уровня) и ИДН - инспектора по делам несовершеннолетних, социальные педагоги и психологи школы (при условии, что ребенок продолжает ее посещение), родители (при условии сохранности контакта между ними и ребенком), а также система приютов для несовершеннолетних (в системе образования и соцзащиты) в случае ухода ребенка из дома. Смыслом профилактической деятельности в данном случае является замена возможного уголовного наказания несовершеннолетнему на административное, что в ряде случаев служит мощным тормозом негативного поведения подростка, заставляя задуматься о своем будущем. Так, например, в идеале ребенок не может быть отчислен из школы или изъят из семьи без согласования с работниками КДН и ЗП. Третичная профилактика – комплекс мер социально-психологического и юридического характера, имеющих целью предотвращение совершения повторного преступления подростком, вышедшим из мест лишения свободы. Наиболее слабо развитый в настоящее время вид профилактической деятельности. Примером мероприятий данного уровня может служить система патронажного сопровождения несовершеннолетних, вышедших из мест лишения свободы, оказание им помощи в вопросах обеспечения жильем, трудоустройства, психологического консультирования. На этом уровне к профилактике привлекаются учреждения системы исполнения наказаний (спецшколы, спец училища, воспитательно-трудовые колонии и т.п.), в функции которой законодательно вменено осуществление процесса перевоспитания подростков, нарушивших закон, т.е. профилактики повторного совершения правонарушений. Первые два подхода можно отнести к общей профилактике, а третий - к специальной. Общая профилактика предполагает осуществление ряда предупредительных мероприятий, направленных на предотвращение возникновения тех или иных проблем в обозримом будущем ребенка (развитие познавательной активности малыша как определенная гарантия отсутствия проблем в школьном обучении), либо на предупреждение той или иной проблемы непосредственно перед ее возникновением. Специальной профилактикой называется система мер, направленных на решение определенной задачи: профилактика девиантного поведения, профилактика неуспеваемости, профилактика подросткового суицида и т.п. Механизм реализации программы
  • Основные направления и положения программы ежегодно уточняются.
  • Для реализации программы по каждому разделу определяется план мероприятий с указанием сроков и ответственных исполнителей программных мероприятий.
  • Содержание программы Программа содержит 4 блока:
  • организационная работа, работа с педагогическим коллективом;
  • диагностическая работа;
  • профилактическая работа с обучающимися;
  • профилактическая работа с родителями.
  • Организационная работа направлена на разработку и осуществление комплекса мероприятий по профилактике правонарушений, алкоголизма, наркомании, токсикомании, осуществление систематической работы с картотекой обучающихся «группы риска». Диагностическая работа предполагает создание банка данных об образе жизни семей обучающихся, о положении детей в системе внутрисемейных отношений, выявление негативных привычек подростков, взаимоотношений подростков с педагогами школы, организацию мониторинга здоровья обучающихся. Профилактическая работа со школьниками включает предупредительно- профилактическую деятельность и индивидуальную работу с подростками с девиантным поведением и детьми «группы риска». Предупредительно- профилактическая деятельность осуществляется через систему классных часов, общешкольных мероприятий, с помощью индивидуальных бесед. Она способствует формированию у обучающихся представлений об адекватном поведении, о здоровой, не склонной к правонарушениям личности подростка. Задача индивидуальной работы с подростками с девиантным поведением состоит в содействии сознательному выбору воспитанником своего жизненного пути. Работа выстраивается в несколько этапов: Профилактическая работа с родителями предусматривает установление неиспользованного резерва семейного воспитания, нахождение путей оптимального педагогического взаимодействия школы и семьи, включение семьи в воспитательный процесс через систему родительских собраний, общешкольных мероприятий с детьми и родителями, работу Совета школы.Планы мероприятий по каждому блоку работы 1 блок. Организационная работа. Работа с педагогическим коллективом: Цель: информировать педагогов о технологиях конструктивного, бесконфликтного общения с учащимися и способах совместной работы по профилактике правонарушений.
  • Планирование и коррекция работы по профилактике правонарушений.
  • Организация работы школьного Совета профилактики.
  • Проведение тематических педагогических советов.
  • Социально-педагогическая работа с детьми «группы риска».
  • Составление социальных паспортов классов, школы.
  • Ведение картотеки учащихся из неблагополучных семей, обучающихся, стоящих на внутришкольном учёте, карты семьи.
  • Посещение семей школы, выявление обучающихся, не посещающих школу.
  • Выявление и постановка на учёт детей с девиантным поведением, вовлечение их в кружковую деятельность.
  • Педагогическое консультирование.
  • Сбор материалов по профилактической работе.
  • блок. Диагностическая работа:
  • Целенаправленная работа по диагностике детей, поступающих в школу.
  • Изучение детей и составление социального паспорта семьи.
  • Адаптация школьников 1,5-х классов.
  • Анкетирование учащихся 5-11-х классов на предмет выявления фактов употребления алкоголя, табачных изделий, наркотических веществ.
  • Анкетирование учащихся с целью выявления намерений по окончанию школы и дальнейших жизненных планов (7-11 кл.).
  • Проведение социально-педагогического мониторинга.
  • Изучение личности каждого ребенка и выявление среди них учащихся, требующих особого внимания педагогического коллектива школы.
  • Установление неуспешности детей в различных видах деятельности.
  • Совместная работа с психологом МЦД по оказанию индивидуальной психолого- педагогической помощи подросткам «группы риска», коррекции личности подростков, предупреждению неадекватных поведенческих реакций школьников.
  • блок. Профилактическая работа со школьниками:
  • 1 направление «Предупреждение неуспешности»
  • Ежедневный контроль классными руководителями за посещаемостью уроков, в случае пропуска занятий учеником выяснение у родителей причины отсутствия.
  • Контроль со стороны родителей и педагогов за пропусками по неуважительным причинам
  • Обеспечение принятия мер к родителям, которые не обеспечивают контроль за обучением и воспитанием ребенка.
  • Проведение дополнительных занятий и индивидуальной работы с нуждающимися (прогуливающими) учащимися, организация помощи отстающим как педагогом- предметником, так и успевающими учениками.
  • 2 направление «Профилактика безнадзорности и правонарушений»
  • Осуществление педагогической деятельности по воспитанию здорового образа жизни и формированию негативного отношения к вредным привычкам.
  • Коррекция социальных установок и нравственных представлений у учащихся указанной категории.
  • Создание условий для повышения самооценки учащихся и успешной реализации. - Включение указанной категории учащихся в общественно полезную деятельность, развитие в её рамках толерантности и коммуникативной культуры, навыков бесконфликтного поведения.
  • Педагогическая поддержка учащихся в деятельности по поиску жизненных смыслов, самопознанию личностей.
  • Оказание социально-психологической помощи детям при решении проблем в их жизни.
  • Обеспечение координации усилий всех участников воспитательного процесса в организации профилактической работы по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних.
  • 3 направление «Правовое просвещение»
  • Осуществление правового просвещения обучающихся.
  • Использование в целях правового воспитания учащихся предмета «Обществознание».
  • Участие в районных конкурсах и акциях правовой тематики.
  • 4 направление «Профилактика потребления ПАВ и вредных привычек (токсикомании, алкоголизма, табакокурения, сниффинга и т»
  • Изучение состояния физического здоровья учащихся и определение возможных путей преодоления физического нездоровья, формирование интереса и желания преодолеть собственные проблемы здоровья.
  • Изучение спортивных интересов учащихся, потребностей в занятиях физкультурой и спортом.
  • Разностороннее просвещение и активное привлечение учащихся к занятиям физкультурой и спортом.
  • Поощрение учащихся, демонстрирующих ответственное отношение к занятиям спортом, физической культурой.
  • Тематические мероприятия, акции по профилактике ЗОЖ.
  • Акции «Молодёжь против наркотиков».
  • 5 направление «Профилактика экстремистских настроений. Школа толерантности»
  • Предупреждение вовлечения учащихся в экстремистские организации и группировки.
  • Формирование у подростков толерантного сознания, веротерпимости и обучения культурному диалогу.
  • Создание условий для проявления учащимися собственных достижений в проявлении своих нравственных качеств.
  • Поощрение учащихся, совершающих нравственные поступки.
  • 6 направление «Развитие досуговой деятельности»
  • Изучение интересов и запросов учащихся, их способностей и желания участвовать в общественной жизни в учебном заведении.
  • Соблюдение эстетических и этических норм при проведении внеклассных мероприятий любого уровня.
  • 7 направление «Социальная и психолого-педагогическая поддержка обучающихся»
  • Социально педагогические исследования с целью выявления социальных и личностных проблем детей всех возрастов.
  • - Социально-педагогическая защита прав ребёнка.
  • Обеспечение социально-педагогической поддержки семей в формировании личности учащихся.
  • Социально – педагогическое консультирование.
  • Содействие созданию педагогически ориентированной среды для оптимального развития личности ребенка.
  • Организационно-методическая деятельность.
  • Организация школьного питания.
  • 8 направление «Семья. Семейные ценности»
  • Изучение взаимоотношений детей и родителей, атмосферы в семьях учащихся.
  • - Создание благоприятной атмосферы общения, направленной на преодоление конфликтных ситуаций в процессе воспитания учащихся в системе «учитель-ученик- родитель».
  • Разностороннее просвещение родителей по вопросам психологии и педагогики, воспитания учащихся, использование активных форм просветительской деятельности.
  • Организация проведения совместного досуга родителей и учащихся.
  • Привлечение родителей к активному участию в жизни школы, формированию внутренней политики школьной жизни.
  • Поощрение родителей, активно участвующих в жизни школы.
  • 9 направление «Безопасность на дороге»
  • Осуществление пропагандистской работы по ПДД.
  • Оформление школьного стенда по безопасности дорожного движения.
  • Участие в соревнованиях и конкурсах.
  • 10 направление «Противопожарная безопасность»
  • Осуществление пропагандистской работы по правилам пожарной безопасности.
  • Оформление школьного стенда по правилам пожарной безопасности.
  • Участие в соревнованиях и конкурсах района и города.
  • 4 блок. Профилактическая работа с родителями:
  • Привлечение родителей к проведению внеклассных мероприятий.
  • Выявление социально-неблагополучных, малообеспеченных, многодетных семей и постановка их на внутришкольный контроль.
  • Проведение родительского всеобуча:
  • Организация консультаций специалистов: психолога, педагогов, медицинских работников для родителей. Организация тематических встреч родителей с работниками образования, правоохранительных органов, органов здравоохранения. Использование разнообразных форм для проведения родительских собраний: лекции, конференции, ролевые игры, родительские ринги, практикумы и др. Планируемые результаты: Критерии отслеживания эффективности программы План мероприятий направленных на реализацию направлений программы Условия реализации программы
  • В профилактику правонарушений несовершеннолетних вовлекается весь педагогический коллектив школы.
  • Комплексная диагностика причин и условий, способствующих совершению правонарушений среди несовершеннолетних.
  • Развитие межведомственного взаимодействия между субъектами профилактики, педагогическим коллективом образовательного учреждения родителями и учащимися.
  • Удовлетворение интересов и запросов учащихся, родителей и педагогов в системе дополнительного образования, в том числе участие в городском проекте «Профессиональное обучение без границ».
  • Работа социального педагога по профилактике правонарушений несовершеннолетних включает в себя 3 блока: диагностический, организационный, собственно профилактический.
  • На диагностическом этапе осуществляется сбор данных о сложившейся проблемной ситуации, анализируются и систематизируются информация, чтобы выявить причины, которые могут способствовать совершению правонарушений несовершеннолетними. Диагностический комплекс педагогических, психологических, медицинских, социологических методов позволяет собрать разнообразную информацию, обеспечивает дальнейшее всестороннее решение проблемы. На данном этапе используются следующие методы и приемы: наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, анализ документации и т.д. Наблюдение – самый распространенный и естественный метод в работе социального педагога. Он используется для изучения внешних проявлений поведения человека без вмешательства в его действия. Важно проводить наблюдение в естественных условиях: в общении, в игре, на уроке и так далее. Метод беседы получения и непосредственной корректировки информации в процессе словарного общения является способом проникновения во внутренний мир личности и дает возможность для понимания его проблем. Анкетирование - метод сбора информации путем письменного опроса респондентов. По содержанию анкета должна охватывать только определенную проблему. Метод интервью предполагает заранее подготовленные вопросы каждому конкретному респонденту. Используя этот метод важно:
  • использовать разговорный стиль общения
  • учитывать возможности отвечающего
  • создавать привычную для респондента среду обитания
  • учитывать временный фактор (достаточно количество времени) - устранять влияние третьих лиц.
  • Диагностический блок реализуется в тесном взаимодействии с классными руководителями. Критерии отслеживания эффективности программы