Проект в стаПроект в старшей группе «Радуга» «Чтобы не было беды»
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Проект в стаПроект в старшей группе «Радуга» «Чтобы не было беды»
Автор: Степанова Светлана Валентиновна
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 125 (МАДОУ д/с № 125)Проект в старшей группе «Радуга»«Чтобы не было беды» Выполнила: воспитатель Степанова С. Вг. Калининград, 2025 г.Проект по пожарной безопасности в старшей группе«Чтобы не было беды» Цель проекта: формирование у детей основ пожарной безопасности, навыков осознанного безопасного поведения, создание условий для усвоения и закрепления знаний и умений, необходимых для действий в экстремальных ситуациях.Задачи проекта:- формировать умения реально оценивать возможную опасность;- прививать практические навыки поведения детей при возникновении пожара;- воспитывать чувство осторожности и самосохранения, чувство благодарности людям, которые помогают в трудных ситуациях;- способствовать овладению приёмами элементарного практического взаимодействия с окружающими предметами, с помощью которых можно потушить пожар;- привлечь внимание родителей к данному вопросу и участию в проекте.Вид проекта: творческо-информационный..Продолжительность – долгосрочныйУчастники проекта: дети старшей группы, воспитатель, родители.Актуальность темы:Можно назвать много факторов, влияющих на увеличение пожаров, но самым важным является человеческий фактор. Особую тревогу мы испытываем за беззащитных маленьких граждан – дошколят. Часто причиной пожара является детская шалость. Поэтому необходимо сформировать у ребёнка сознательное и ответственное отношение личной безопасности и безопасности окружающих, воспитывать готовность к эффективным, обоснованным действиям в неадекватных ситуациях.У детей этого возраста отсутствует защитная психологическая реакция на противопожарную обстановку. Желание постоянно открывать что-то новое, непосредственность часто ставят их перед реальными опасностями. Подсчитано: на тысячу пожаров сто вспыхивает по вине детей, которые становятся жертвами своего незнания и легкомыслия. Число детей пострадавших от пожара возрастает с каждым годом. Это не может не вызвать тревогу, особенно на фоне повышенной пожароопасности в нашем регионе.Чтобы сделать отношение человека к этой проблеме осознанным, необходимо уже с дошкольного возраста заниматься вопросами пожарной безопасности. Эта работа должна вестись целенаправленно и систематически. Детскому саду и родителям надо объединить усилия, чтобы уберечь детей от трагедии.Принципы реализации проекта:- системность и последовательность;- доступность (усложнение материала происходит с учётом возрастных особенностей детей;- включение в деятельность (правовую, познавательную, поисковую и другие виды);- наглядность (использование иллюстративного материала);- динамичность (интеграция задач в разные виды деятельности).Ожидаемые результаты:- повышение у детей уровня знаний о пожарной безопасности;- формирование устойчивых навыков самосохранения, осознанного безопасного поведения;- создание необходимых условий в ДОУ и группе по формированию у дошкольников целостного представления о пожаре и его последствиях;- развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков;- активное участие родителей в реализации проекта.Этапы реализации проекта:I этап – организационно-подготовительныйЦель: определение основных направлений реализации проекта, подборка программно-методического обеспечения.1. Обогащение предметно-развивающей среды: подборка дидактических игр, оформление уголка ППБ, подбор литературы, наглядного материала.II этап Рефлексивно-диагностическийЦель: выявление исходных показателей знаний воспитанников и их родителей по теме проекта.III этап – ПрактическийЦель: реализация проблемы, формирование целостного представления детей о пожарной безопасности.Формы реализации проекта:Игровая деятельностьДидактические игры: «Огнеопасные предметы», «Если возник пожар». «Угадай профессию», «Кому, что нужно для работы», «Опасные соседи», «Доскажи словечко», - «Горит – не горит», «Что нужно пожарным?», «Что сообщить по телефону», «Какой бывает огонь?», «Опасно – не опасно», «Подбери определения к слову пожарный»Сюжетно-ролевые игры:- «Мы – пожарные!»- «Позови на помощь»-«Мы в лесу» и др.Подвижная игра«Кто быстрее потушит пожар?»Формы реализации проекта в продуктивной деятельности:- Организация выставки детских рисунков «Огонь – друг. Огонь – враг!»;- конструирование «Пожарная часть»;- аппликация «Осторожно огонь»;- изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм.Проведение с детьми бесед о пожарной безопасности:- «Почему огонь полезен и опасен?»;- «Беседа о труде пожарных»;- «Эти предметы таят опасность!»;- «Спички детям не игрушка»;- «Знает каждый гражданин, этот номер 01».- «Знакомство с огнетушителем ».Рассматривание картин, плакатов, иллюстраций.Просмотр мультфильма-«Кошкин дом»Формы реализации проекта на занятиях1. Ознакомление с художественной литературой:Е. Пермяк «Как человек с огнём подружился»Л. Толстой «Пожарные собаки»Н. Белянина «На досуге» «От горячей спички»Б.Житков «Пожар» «Дым»Т. Фетисов «Куда спешат красные машины»Б. Житков «Дым», «Пожар»С. Маршак «Пожар», «Дядя Степа», «Рассказ о неизвестном герое»К. Чуковский «Путаница»Г. Остер «Вредные советы»Е. Пермяк «Сказка о том, как огонь с человеком подружился»стихи О. Вациетис «Спички», «Новый год»стихи Е. Харинская «Спичка – невеличка», «Сережа»литературная викторина «Загадки из спичечного коробка» по данной теме2. Беседы«Огонь – друг, огонь – враг»«Отчего происходят пожары»«Беседа о труде пожарных»«О пользе огня в жизни человека».«Электрические предметы в доме»Беседа по плакатам «Пожарная безопасность»3.Развитие речи- составление творческих рассказов;- загадки;- пересказ рассказа Л. Толстого «Пожарные собаки»;- чтение пословиц на данную тему;- литературная викторина «Разрешается – запрещается»;- постановка кукольного театра «Кошкин дом».Формы реализации проекта в исследовательской деятельности- «Чем можно потушить огонь»- «Что горит сильнее»- «Пожары загрязняют воздух»Формы реализации проекта посредством экскурсий, встреч- экскурсия по детскому саду. Знакомство с пожарным уголком вДОУ(знакомство с местом положения огнетушителей); к пожарному щитус песком; к пожарным выходам- знакомство с системой оповещения. Эвакуационными путями. Учебнаяэвакуация.Формы реализации проекта в досуговой деятельности1. Музыкальное развлечение «Не шали с огнём»2. Спортивные развлечения «Мы пожарными растём»3. Литературная викторина «Огонь-друг, огонь-враг»4. Досуг «Что мы знаем об огне»5. Сотрудничество с семьёйЦель работы с родителями – объяснить актуальность, важность проблемы безопасности детей. Повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, обозначить круг правил с которыми необходимо знакомить, прежде всего, в семье.Мероприятия, совместные с родителями:1. Конкурс семейных работ на противопожарную тематику2. Консультации: «Знакомим детей со службой 01» «Ребёнок один дома» «Откуда опасность» «Новогодние забавы» «Детям о труде пожарных» «Безопасность в нашем доме» Папки – передвижники: «Возможные причины возникновения пожара» «Средства пожаротушения в доме» «Пожарная безопасность»IV этап – ЗаключительныйЦель: осуществление педагогического мониторинга и определение дальнейших форм реализации проекта.Результат проекта:В ходе реализации проекта у детей• Сформированы знания о правилах пожарной безопасности.• Созданы необходимые условия в группе по формированию у дошкольников целостного представления о пожаре и его последствиях.• Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.• Активное участие родителей в реализации проекта.На основе проделанной работы подготовила презентацию к родительскому собранию «Пожарная безопасность детей».Список используемой литературы:1. Артёмова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. - Москва, Просвещение, 1992г.2. Бардышева Т.Ю. Здравствуй, мальчик. – Издательский дом «Карапуз», 2004г.3. Бурдина С.В. Игровой дидактический материал по основам безопасной жизнедеятельности. - Киров, 2004г.4. Карисова Ж.М. Сценарии мероприятий по пожарной безопасности. - Издательский торговый дом Корифей, Волгоград, 2010г.5. Маршак С.Я. Пожар. Рассказ о неизвестном герое. - Москва, Детская литература, 1989г.6. Нуждина Т.Д. Энциклопедия для малышей. Чюдо - всюду. Мир людей. - Академия развития, 2000г.7. Шорыгина Т.А. Основы безопасности. – Москва, 2006г.8. Шпагин М. Что было до… - Москва, Детская литература, 1989г.Приложение 1Конспект НОД по правилам пожарной безопасности для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) «Кошкин дом»Описание материала: предлагаю вам конспект НОД по пожарной безопасности для детей старшего дошкольного возраста. Данный материал будет полезен педагогам, работающим с детьми 5-6 лет.Интеграция: «безопасность», «познание», «коммуникация».Цель: формировать у детей навыки осторожного обращения с огнем и ответственное отношение к выполнению правил пожарной безопасности.Задачи:• Познакомить детей с правилами поведения при пожаре. Закрепить знания детей о причинах возникновения пожаров, правилах пожарной безопасности и доступных средствах пожаротушения.• Обучать детей правилам безопасного поведения в случае возникновения пожара.• Формировать умение оценивать возможную опасность, осторожное отношение к предметам, являющимися источникам пожарной опасности;• Воспитывать уважительное отношение к профессии пожарных; желание оказывать взаимопомощь, бережному отношению к своей жизни и здоровью.Материал: картинки с изображением правил пожарной безопасности и действиям при пожаре, две коробки, игрушка-кошка с перевязанными бинтом лапками и хвостиком, свеча, зажигалка, пирамидка, спички, мячик, кубики, кукла, хлопушка, баллончик от лака, игрушечный утюг, чайник.Ход занятия:Воспитатель: - Ребята, сегодня к нам в гости пришел необычный гость: это маленькая кошечка, у которой перебинтованы лапки и хвостик. Она хочет рассказать нам о том, что у нее случилась беда: сгорел её дом, а во время пожара у нее обгорели лапки и хвостик. Почему произошел пожар она не знает, и поэтому кошечка пришла к нам спросить, почему же начался пожар и как сделать так, чтобы это больше не повторилось?- Поможем кошечке узнать, как сделать так, чтобы не случилось пожара?Я вам буду показывать картинки, а вы будете говорить, что на них изображено.- Чтобы не было пожара нужно соблюдать правила:1. Не играй со спичками, опасно!2. Не поджигай сухую траву, сено, тополиный пух.3. Не кидай в костер незнакомые флакончики и баллончики, пузырьки, они могут взорваться.4. Без взрослых нельзя включать в сеть электроприборы (телевизор, утюг, обогреватель, чайник, микроволновую печь).5. Самостоятельно не зажигай газовую плиту, и не сушите над ней одежду.6. Не играй без взрослых фейерверками и хлопушками.Воспитатель: - Молодцы, ребята, вы правильно назвали все правила, которые нужно соблюдать, чтобы не было пожара. Ну, а если пожар все-таки возник вам необходимо соблюдать следующие правила:1. Постарайтесь первым делом сообщить о пожаре взрослым (не скрывайте, даже если пожар произошел по вашей вине).2. Позвоните в пожарную охрану по телефону 01, сообщи свой точный адрес и что горит.3. Никогда не прячьтесь в шкафу или под кроватью, пожарным будет трудно найти вас там.4. Когда в доме горит, быстрей выбегайте на улицу. Ни за что незадерживайтесь из-за игрушек, собаки или кошки.5. Если в квартире дым, лягте на пол (там меньше дыма, и постарайтесь добраться до выхода из горящего помещения.6. Рот и нос закройте влажной тряпкой или любой тряпичной вещью.7. Не открывайте окно, (это усилит горение).8. Если чувствуете запах дыма в подъезде, не открывайте входную дверь (огонь и дым могут ворваться в твою квартиру, лучше уйти в дальнюю комнату и из окна позвать на помощь.9. Если горит ваша одежда, надо упасть на пол и кататься, сбивая пламя.10. Если загорелся электроприбор, надо выключить его из розетки и накрыть его толстым одеялом.11. При пожаре никогда не садитесь в лифт. Он может отключиться, и вы задохнетесь.12. Ожидая приезда пожарных, не теряйте головы и не выпрыгивайте из окна. Вас обязательно спасут. Когда приедут пожарные, во всём их слушайтесь и не бойтесь. Они лучше знают, как вас спасти.- Вот такие правила следует соблюдать, если вдруг случился пожар.Физкультминутка.Я прошу подняться вас – это «раз»,Повернулась голова - это «два»,Руки вбок, вперед смотри это «три».На «четыре» – поскакать.Две руки к плечам прижать - это «пять».Всем ребятам тихо сесть - это «шесть».- Воспитатель: - А теперь мы с вами поиграем в игру «Опасные предметы – неопасные предметы» и покажем нашей кошечке с какими предметами можно играть, а с какими нет: в одну коробку надо положить предметы - игрушки, а в другую предметы, которые могут привести к пожару.Дети раскладывают в две коробки следующие предметы: свечу, зажигалку, пирамидку, спички, мячик, кубики, куклу, хлопушку, баллончик от лака, игрушечный утюг, чайник. После того как дети разложат предметы,попросить их объяснить свой выбор.Итог: Воспитатель: -Вот и подошло к концу наше занятие, вам онопонравилось? Что вам запомнилось больше всего? Какие правила надо соблюдать? По какому телефону нужно звонить, если случится пожар?- Молодцы, ребята. Я думаю, теперь наша кошечка запомнит правила, которые надо соблюдать, чтобы не случилось пожара, и больше не будет играть с опасными предметами. Спасибо всем. Приложение 2ПамяткаИстория спичекСпички относительно недавнее изобретение человечества, они пришли на смену огниву около двух веков назад, когда уже работали ткацкие станки, ходили поезда и пароходы. Но только в 1844 году было объявлено о создании безопасных спичек.Прежде чем в руках человека вспыхнула спичка произошло много событий, каждое из которых внесло свою лепту на долгом и сложном пути создания спички.С незапамятных времён огонь играл важную роль в развитии человечества. Древнегреческие философы Платон и его ученик Аристотель отводили огню особое место. Платон изучал различные природные явления и передавал свой опыт ученикам во время прогулки по парку среди деревьев, которые иногда загорались от небесного огня. Представления Платона о мире сформировались в философскую систему, которая господствовала более двух тысяч лет. В основе системы мироздания лежали четыре стихии: огонь, вода, воздух, земля.Древние учёные рассматривали огонь как некий феномен. но при этом совершенно исключили его практическое применение.В греческой мифологии боги ревниво оберегают огонь для себя. они не торопятся отдать его людям, и более того, всячески этому противостоят.Могучий Прометей выручает человечество, он похищает огонь с Олимпа и передаёт его людям.Использование огня и умение добывать огонь составили одну из характерных особенностей человеческой культуры даже на ранних этапах развития. Нельзя точно установить, когда первобытные люди стали пользоваться огнём.Когда же люди научились добывать огонь, то в истории человечества это оказалось крупнейшим событием, которое по сути своей сделало человека человеком. Огонь согрел жилище человека, изменил способ приготовления пищи, научил выплавлять железо и медь, золото и серебро.Изготовление первой глиняной и керамической посуды обязано огню.Первый огонь был добыт человеком примитивным способом – трением двух кусочков дерева, причём древесная пыль и опилки нагревались настолько сильно, что происходило их самовозгорание.На смену деревянным палочкам пришло знаменитое огниво. Это очень простое устройство: куском стали или медным колчеданом ударяли о кремень и высекали искры, которые воспламеняли какое - то горючее вещество. Как это не удивительно, но всего лишь чуть более 200 лет назад в России. Да и во всём мире стальное огниво и фитиль были практически единственными спичками человека, сумевшего не только построить египетские пирамиды, но и создать паровую машину Джеймса Уатта. Первый пароход Роберта Фултона, ткацкие станки и множество других великих изобретений, но только не спички.Древние греки и римляне знали ещё один способ добывания огня – при помощи солнечных лучей, сфокусированных линзой или вогнутым зеркалом.Великий древнегреческий учёный Архимед ловко воспользовался этим способом и поджёг, как утверждает легенда, вражеский флот с помощью громадного зеркала.После 1700 года было изобретено значительное количество средств для получения огня, наиболее интересное из них - зажигательный аппарат Дёберайера, созданный в 1823 году. Изобретатель аппарата использовал свойство гремучего газа воспламеняться в присутствии губчатой платины.Однако это устройство было малопригодным.Первая в мире спичка появилась в 1826 году благодаря английскому химику и аптекарю Джону Уокеру. Важную роль в рождении спички сыграло открытие белого фосфора, сделанное отставным солдатом из Гамбурга Хеннингом Брандом в 1669 году. Изучив труды известных алхимиков того времени, он решил получить золото. В результате опытов, случайно получился некий светлый порошок. Это вещество имело удивительное