Волшебный снежок
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Волшебный снежок
Автор: Валентина Васильевна Иванова
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад комбинированного вида № 50Проект «Волшебный снег» для детей дошкольного возраста раннегоВоспитатель: Иванова В.В.Вопросы раннего экспериментирования актуализированы в нормативных документах образования: ФЗ-273 от 29.12.2012 г. «Об образовании в РФ» и в приказе Минобрнауки № 1155 от 13.10.2013 г. «Об утверждении ФГОС дошкольного образования».В раннем возрасте наиболее важно привить детям интерес к экспериментированию, любознательность, а данный проект позволяет расширить знания и представления у детей раннего дошкольного возраста о свойствах снега и льда, так как в наших климатических условиях с этими материалами можно экспериментировать длительный период времени, а так же возможностью проводить часть опытов на прогулке и других режимных моментах.Целью данного проекта является развитие познавательной активности, любознательности и положительной мотивации к экспериментированию детей раннего возраста через опытную деятельность со снегом и льдом.Для реализации цели были поставлены следующие задачи:Образовательные:• Формировать интерес у детей к явлениям природы• Познакомить детей со свойствами снега и льдаРазвивающие:• Расширять пассивный словарь детей• Способствовать развитию наблюдательности, внимания, любознательности• Развивать инициативность, активность, самостоятельностьВоспитывающие:• Приобщать детей к наблюдению за окружающим миром• Воспитывать применение сенсорных ощущений в решении практических задач• Способствовать обогащению собственного опыта детей на основе наблюдений.Сроки реализации проекта: краткосрочный 2 недели с 15.01 оп 26.01.Участники проекта: воспитатели, дети первой младшей группы, родители.Материалы: снег, лед, посуда для проведения опытов, краски, формочки, лопатки для поведения экспериментов на прогулке, пластиковые бутылки и стаканы, кисти, теплая вода.Ожидаемые результаты:• Проявление интереса у детей раннего возраста к экспериментированию• Обогащение родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семьеТемой проекта были выбраны эксперименты со снегом и льдом и, в ходе разработки проекта, хотелось реализовать множество идей. Основным замыслом проекта стало экспериментирование со снегом, как с необычайно пластичным и доступным материалом, а подобранные опыты прекрасно могут быть реализованы в группах детей раннего дошкольного возраста.План реализации проектаI этап – подготовительный:Определение темы, цели, задач, актуальности проекта. Анализ литературы, интернет ресурсов, подбор экспериментов, подбор материалов необходимых для реализации опытов.II этап – основной:1. Проведение экспериментов со снегом и льдом:• «Снег – это вода»• «Липкий снег»• «Разноцветный снег»• «Сосулька - сестра снежинки»2. Работа с родителями по закреплению интереса к экспериментам: беседы, консультации, анкетирование.III этап – заключительный:• Анализ результатов, подборка материалов для трансляции опыта работы (Папка-передвижка для родителей, фотоотчет проведенных экспериментов).• Выставка детских работЗаключениеВо время проведения проекта дети всесторонне исследовали снег и лед: на прогулках и в группе, рассмотрели, потрогали, понюхали, все дети с большим интересом проявляли активность при проведении опытов, делали выводы. Дети приобрели и закрепили элементарные знания о снеге и льде, они хорошо знают, что снег белого цвета, холодный, тает на ладошке от её тепла, в тёплом помещении.Лед – это капельки воды, которые зимой замерзают. Снег состоит из множества снежинок.В ходе проекта у детей возник устойчивый интерес к творческой, познавательной деятельности.Приложение 1Конспект эксперимента «Снег – это вода» в 1й младшей группе.Цель: развить интерес детей раннего дошкольного возраста к экспериментированию, развитие любознательности.Задачи:Образовательные:• Формировать интерес у детей к явлениям природы• Знакомить ребят с предметами окружения• Учить детей определять свойства снегаРазвивающие:• Расширять пассивный словарь детей• Способствовать развитию наблюдательности, внимания, любознательности• Развивать инициативность, активность, самостоятельностьВоспитывающие:• Приобщать детей к наблюдению за действительностью• Воспитывать применение сенсорных ощущений в решении практических задач• Способствовать обогащению собственного опыта детей на основе наблюденийМатериалы: снег, ведерко, прозрачные пластиковые стаканчики, листы черного картона, кружка с горячей водой.Ход эксперимента:Воспитатель приносит в ведерке снег. Показывает детям:- Посмотрите, что лежит у меня в ведерке (снег). Кто знает, откуда я его принесла? (с улицы)- Как вы думаете, если взять снег в руки, какой он? (холодный). Предлагает детям взять снег в руки. Вы чувствуете, какой холодный снег? (хоровой и индивидуальные повторения). Воспитатель предлагает детям сесть за стол, на котором заранее стоят стаканчики со снегом на листах черного картона.- А теперь скажите, какого цвета снег? Если дети затрудняются назвать цвет, педагог называет сам: снег белого цвета. Затем воспитатель достает кружку с горячей водой.-А теперь ребята давайте потрогаем эту кружку, какая она? (Теплая, горячая). Давайте поставим стаканчик со снегом в кружку с горячей водой, и немного подождем.- Посмотрите, что теперь в стаканчике? Показывает всем детям.-Ведь в стаканчике был снег. А куда же он делся? (Снег растаял) Объясняет детям: на улице холодно, поэтому снег лежит и не тает, а как только мы начали его нагревать, он сразу растаял и превратился в воду. В остальных стаканчиках снег тоже превратится в воду, но не сразу, а постепенно, ему понадобится на это время. Когда солнышко начнет пригревать сильнее, весь снег на улице начнет таять.-Давайте теперь ребята пойдем на прогулку и поиграем со снегом, а когда зайдем с прогулки, посмотрим, растает ли снег в других стаканчиках, станет ли он водичкой.Приложение 2Конспект эксперимента «Липкий снег» в 1й младшей группе.Цель: развивать интерес к экспериментированию у детей первой младшей группы, развитие наблюдательности, любознательности.Задачи:Образовательные:• Формировать интерес у детей к явлениям природы• Знакомить ребят с предметами окружения• Учить детей определять свойства снегаРазвивающие:• Расширять пассивный словарь детей• Способствовать развитию наблюдательности, внимания, любознательности• Развивать инициативность, активность, самостоятельность• Развитие мелкой моторикиВоспитывающие:• Приобщать детей к наблюдению за действительностью• Воспитывать применение сенсорных ощущений в решении практических задач• Способствовать обогащению собственного опыта детей на основе наблюденийМатериал: Совочки, ведерки, формочки.Ход эксперимента:Эксперимент проводится в группе. Рассказать ребятам о том, что из снега можно делать снежки, комки, большие шары, из которых, в свою очередь, снеговиков, крепости.Предложить ребятам скатать из снега комочки-Почему из снега получаются комочки? (Снег липкий). А липкий он потому, что в группе тепло и он начал таять, поэтому из него можно лепить все что угодно!Рассказать детям, что снегу можно придать любую форму, показать, как можно с помощью совочка превратить шары снега в другие фигуры. Можно так же показать, что из снега можно лепить куличики, так же как и из песка.Приложение 3Конспект эксперимента «Разноцветный снег» в 1й младшей группе.Цель: развивать интерес к экспериментированию у детей первой младшей группы, развитие наблюдательности, любознательности.Задачи:Образовательные:• Формировать интерес у детей к явлениям природы• Знакомить ребят с предметами окружения• Учить детей определять свойства снегаРазвивающие:• Расширять пассивный словарь детей• Способствовать развитию наблюдательности, внимания, любознательности• Развивать инициативность, активность, самостоятельность• Развивать цветовосприятиеВоспитывающие:• Приобщать детей к наблюдению за действительностью• Воспитывать применение сенсорных ощущений в решении практических задач• Способствовать обогащению собственного опыта детей на основе наблюденийМатериалы: банка с водой, кисточки, краски.Ход эксперимента:Эксперимент проводится в группе. Педагог спрашивает, чем снег похож на лист бумаги? (Белый цвет)- А давайте попробуем порисовать на снегу!- А красками на снегу можно рисовать? Давайте попробуем.Педагог показывает, дети, при желании, повторяют. Использовать следует лишь теплую воду для полоскания кисточек, и рисовать кистью лучше на плотном снеге. Ребята посмотрите теперь, какие красивые у нас сугробы!Приложение №4Анкета для родителей «Играем или экспериментируем».1. Знаете ли Вы, что в группе занимаются вопросами опытно- экспериментальной деятельности? ___2. Ощущаете ли Вы что Ваш ребенок проявляет интерес к экспериментированию?___3. В чем это проявляется?o Пытается экспериментировать самостоятельноo Просит Вас принять участие в экспериментах.o Другое___4. Поддерживаете ли Вы проводимую работу по опытно – экспериментальной деятельности дома?___5. В чем это проявляется?o Беседовали с ребенком о том, что его интересует.o Создаете ребенку условия для проведения опытов дома.o Проводите наблюдение с детьми за природными объектами.o Сажаете деревья.o Охраняете природу.o Другое___8. Знакомите ли Вы своего ребенка с правилами поведения в природе? Нужно ли это делать?___9. Любите ли Вы природу?___10. О чём хотели бы спросить воспитателя?___Приложение №5Стендовая информация для родителей«Организация детского экспериментирования в домашних условиях»Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребёнок. Маленький человек охвачен жаждой познания и освоения огромного нового мира. Но среди родителей часто распространена ошибка – ограничения на пути детского познания. Вы отвечаете на все вопросы юного почемучки? С готовностью показываете предметы, притягивающие любопытный взор и рассказываете о них? Регулярно бываете с ребёнком в кукольном театре, музее, цирке? Это не праздные вопросы, от которых легко отшутиться: «много будет знать, скоро состариться». К сожалению, «мамины промахи» дадут о себе знать очень скоро – в первых же классах школы, когда ваш ребёнок окажется пассивным существом, равнодушно относящимся к любым нововведениям. Исследовательская деятельность детей может стать одними из условий развития детской любознательности, а в конечном итоге познавательных интересов ребёнка. В детском саду уделяется много внимания детскому экспериментированию. Организуется исследовательская деятельность детей, создаются специальные проблемные ситуации, проводятся занятия. В группах созданы условия для развития детской познавательной деятельности во всех центрах активности и уголках имеются материалы для экспериментирования: бумага разных видов, ткань, специальные приборы (весы, часы и др)., неструктурированные материалы (песок, вода, карты, схемы и т. п.)Несложные опыты и эксперименты можно организовать и дома. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания.Любое место в квартире может стать местом для эксперимента. Например, ванная комната, Во время мытья ребёнок может узнать много интересного о свойствах воды, мыла, о растворимости веществ. Например:Что быстрее растворится:- морская соль- пена для ванны- хвойный экстракт- кусочки мыла и т. п.Кухня – это место, где ребёнок мешает родителям, особенно маме, когда она готовит еду. Если у вас двое или трое детей, можно устроить соревнования между юными физиками. Поставьте на стол несколько одинаковых ёмкостей, низкую миску с водой и поролоновые губки разного размера и цвета. В миску налейте воды примерно на 1,5 см. Пусть дети положат губки в воду и угадают, какая из них наберёт в себя больше воды. Отожмите воду в приготовленные баночки. У кого больше? Почему? Можно ли набрать в губку столь воды, сколь хочешь? А если предоставить губке полную свободу? Пусть дети сами ответят на эти вопросы. Важно только, чтобы вопросы ребёнка не оставались без ответа. Если вы не знаете точного (научного) ответа, необходимо обратится к справочной литературе.Эксперимент можно провести во время любой деятельности.Например, ребёнок рисует, У него кончилась зелёная краска. Предложите ему попробовать сделать эту краску самому. Посмотрите, как он будет действовать, что будет делать. Не вмешивайтесь и не подсказывайте. Догадается ли он, что надо смешать синюю и желтую краску? Если у него ничего не получиться, подскажите, что надо смешать две краски. Путём проб и ошибок ребёнок найдёт верное решение.