Тема "Воспитание пианистических навыков в работе с начинающими"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Тема "Воспитание пианистических навыков в работе с начинающими"
Автор: Стрюк Елена Владимировна

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯХанты-Мансийского района«ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА»СЦЕНАРИЙоткрытого урока(фортепиано)с учащимися младших классов (1-2 кл.)Тема урока:Воспитание пианистических навыков в работе с начинающимиПреподаватель Стрюк Е.В.2025 г.ЦЕЛЬ урокаФормированиеиразвитиепианистическихнавыков наначальном этапе обучения в классе фортепиано.ЗАДАЧИ:
  • Образовательные:
  • Освоение игровых навыков исполнения на фортепиано.
  • Применениеигровыхдвиженийвсочетании с художественным исполнением музыкальных произведений.
  • Запоминание музыкальных терминов, встречающихся в пьесах.
  • Воспитательные:
  • Воспитывать умение ученика работать творчески.
  • Воспитание интереса к занятиям.
  • Развивающие:
  • Развитие образного мышления
  • Развитие навыка подбора на слух простейшего аккомпанемента
  • Развитиеумениясамостоятельноработатьнадтехническими трудностями в музыкальных произведениях.
  • План урока:Вступление
  • Вступительное слово
  • Организационный момент:
  • мобилизация внимания и организация движений ученика с помощью упражнений на освобождение рук.
  • Основная часть:
  • Игра гаммы до мажор
  • М.Качурбина « Мишка с куклой» (подбор простейшего аккомпанемента)
  • К Лонгшамп-Друшкевичова « На коньках»
  • Д.Кабалевский Маленькая полька
  • ЗаключениеВступление Вступительное словоНачиная заниматься с детьми, прежде всего надо стараться не спугнуть их чем-то слишком серьезным и скучным. Занимаясь тем, что обычно принято называть «постановкой рук», педагог должен научиться делать это незаметно, ненавязчиво.Воспитание пианистических навыков на начальном этапе должно начинаться, по моему глубокому убеждению, с воспитания у ребенка психологической установки. Когда ребенок начинает играть на инструменте, руки становятся его голосом, они научаются петь, говорить, выражать то, что ребенок чувствует. И руки - голос, подобно голосу малыша могут петь и говорить тихо и громко, ласково и сердито, мягко и резко, распевно и сухо. Вот та установка, которая должна быть усвоена, понята и прочувствована.Формируется эта установка в процессе действий ребенка, на практике, то есть тогда, когда его учат владеть своими руками, помогают их сделать свободными, умными, слышащими и реагирующими на все тонкости музыки.А дальше хочет того педагог или не хочет, он будет прививать ребенку не те «правильные» навыки, о которых он прочел в книгах, но сам не овладел, а фортепианные приемы, которыми пользуется сам. Замечу, что успехов добивается тот педагог, который любит ребенка, любит его руки, бережно и осторожно с ними обращается.Я согласна с той точкой зрения, согласно которой внимание педагога с первых же шагов должно быть направленно на одновременное воспитание у ребенка фортепианных приемов двух типов: широких и свободных движений всей рукой и пальцевых движений в пределах естественной пятипальцевой позиции. Сочетание движений всей руки с мелкими движениями пальцев – вот фундамент, на котором целесообразно строить фортепианно-техническую базу с ребенком. Важно, чтобы фортепианный прием своей амплитудой и жестикуляционным характером по возможности соответствовал интонационно-образному строю исполняемой музыки. Забота об этой стороне дела открывает дорогу к формированию «слышащей» руки.В качестве организационного упражнения используем широкие движения всей рукой – квинты через октаву - «Радуга».Ой ты, радуга-дуга, Под тобой лежат луга В небе ты повисла, Словно коромыслоРекомендую это упражнение выполнять в начале каждого урока на первых порах, потому как это положительно влияет на организацию и постановку игрового аппарата. Следите за свободой запястья, положением 1- гои 5-го пальцев и, чтобы опора осуществлялась не в косточки, а «широкую» ладонь.Гамма До мажорНа данном этапе ученик играет гамму двумя руками в расходящемся движении различными штрихами – легато, стаккато, нон легато.Каждый штрих связываем с образом:« Какой сегодня светлый день» - расходящееся движение на октаву«Поем мы песню целый день» (легато) - обратное движение навстречу« Шагать нам с песенкой не лень» (нон легато)« Нам прыгать с песенкой не лень» (стаккато) Вариантов подтекстовки может быть множество. М.Качурбина «Мишка с куклой»Перед исполнением несколько слов о характере песенки (веселая, шутливая, озорная) и каким звуком лучше сыграть (легким, светлым, точным).Находим квинты на I, IV,V ступенях, поем мелодию подбирая сопровождение. Далее играем песенку двумя руками. К Логшамп-Друшкевичова «На коньках»На протяжении многих лет я даю эту пьесу моим маленьким ученикам и они с удовольствием ее играют и работают над:-глубоким погружением левой руки в клавиатуру (тенуто)-распределением звучности между руками-переносами руки через руку-плавной передачей мелодической линии из руки в руку-динамическими оттенкамиРебенкувовсенеобязательнообъяснятьнадчемон«работает», достаточнопоговорить о характере, образе: плавное скольжение, мягкие движения, ощущение радости, восторга, легкости, полета…Передисполнением вспоминаемкаким звуком(теплым,протяжным, глубоким…) и какими движениями (широкими, свободными, полетными…) .После игры коротко анализируем: нравится не нравится, удалось - не удалось, высказываю свои замечания , исправляем неточности в исполнении.Д.Кабалевский «Маленькая полька»Эта пьеска замечательного советского композитора тоже заняла прочное место в репертуаре моих пианистов.Характер, образ танцевальный,веселый, задорный, шутливый… Звук – точный, ясный, звонкий, легкий…Здесь мы добиваемся яркого звучания темы в партии левой руки, работаем над исполнением парной лиги с глубоким погружением в клавиатуру и легким снятием, кистевым стаккато всей рукой в партии правой, координацией движения рук.Как правило эта пьеска исполняется в До мажоре. Мы ее играем в Ре мажоре по книжке с нотами для начинающих Л. Баренбойма, Н. Перуновой, что, на мой взгляд, удобней для детской руки и позволяет избежать низкого положения кисти. И парные лиги, проставленные в партии левой руки, исполнять малышам гораздо легче (одновременное снятие рук), нежели играть разными штрихами.ЗаключениеПолностью согласна с высказыванием Л.Баренбойма, который говорит о«сверхзадаче», стоящей перед учителем, «…приступающим к работе с ребенком: научить его относиться к музыке, как к выразительному искусству; научить выразительно интонировать музыку, а на начальном уровне – прежде всего мелодию, научить передавать характер интерпретируемой музыки, пусть и самой простой.»Зажечь, «заразить» ребенка желанием овладеть языком музыки – главнейшая из первоначальных задач педагога. Но вместе с интересом нужно так же тщательно прививать любовь к работе. Если ребенок воспримет яркий образ, созданный вместе с педагогом, перед разучиванием новой песенки, пьески, у него возникнет потребность передать этот образ своими силами. Так возникает склонность к многократным повторениям к тому, что мы называем«умением работать».Хочется закончить работу словами А.Артоболевской: «Начав путь музыкального обучения, ведите ребёнка по царству музыки спокойно, без окриков, красиво и терпеливо. Музыка не терпит в занятиях ничего скучного, пошлого и некрасивого. Её язык – это, может быть, единственный в мире язык на котором человеческая душа может выразить самое тонкое, самое возвышенное, ничем, кроме звуков музыки невыразимое».Список литературы:
  • Артоболевская А.Д.Первая встреча с музыкой: Учебное пособие.- М.: Советский композитор , 1987г
  • Л.Баренбойм, Н.Перунова Путь к музыке. Книжка с нотами для начинающих обучаться игре на фортепиано
  • Т.Смирнова Методические рекомендации к интенсивному курсу «Аллегро»
  • Шмитд-Шкловская А.А. О воспитании пианистических навыков.