"Взаимодействие воспитателя и подростков через проектную деятельность "Мир глазами детей"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Взаимодействие воспитателя и подростков через проектную деятельность "Мир глазами детей"
Автор: Абдуллина Регина Дамиловна
Мазурова Наталья Анатольевна, воспитатель общежитияГБПОУ СО «Вольский строительный лицей»Взаимодействие воспитателя и обучающихся через систему педагогического воздействия в системе СПОСреднее профессиональное образование (далее СПО) значительно отличается от общего и высшего образования. В сфере СПО готовят выпускников по профессиям и специальностям в соответствии со стандартами ФГОС СПО, согласно которым образовательная организация должна определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, с учётом стандартов WorldSkills Russia. Обучающиеся приходят из школ возрастом от 15 лет. Согласно статистическим данным 86% обучающихся поступающих на обучение в ГБПОУ СО «Вольский строительный лицей» из семей с трудной жизненной ситуацией или подростки со сложной психикой, т.е. относятся к «трудным обучающимися». Многие из них даже еще не уверены, хотят ли они работать впоследствии по выбранной профессии. Все подростки имеют индивидуальные психолого-физические особенности и, учитывая контингент лицея, считаю, воспитательное взаимодействие должно строиться через систему педагогического воздействия воспитателей, классных руководителей, мастеров производственного обучения и обучающихся. Педагогическое взаимодействие – это личностный контакт воспитателя с воспитанниками, направленный на взаимные изменения в их поведении, деятельности, отношениях, установках. Каждый воспитатель должен сформировать свою систему педагогического воздействия на воспитанников. Как осуществляется система педагогического воздействия, расскажу на примере своего практического опыта воспитательной работы в группе обучающихся, проживающих в общежитии, с которой я работаю с 2014/15 учебного года.Из собственной практики и теоретических основ я выделила элементы системы педагогического воздействия на обучающихся:Педагогический оптимизм;Профессионализм в своем деле;Заинтересованность в судьбе воспитанника;Желание уважать воспитанника как личность;Понимание душевного состояния обучающегося;Умение радоваться успехам, переживать за неудачи;Умение справедливо анализировать ситуации;Доверие к воспитанникам (особенно при поручении сложных дел «трудным подросткам»);Умение убеждать и держать свое слово.Только данная система педагогического воздействия, включающая все перечисленные элементы, формирует авторитет воспитателя. В процессе собеседования при первом знакомстве нужно выявить индивидуально-психологические качества каждого подростка. Далее в первые три месяца обучения в лицее максимально уделять внимание каждому воспитаннику, составить психологический портрет, сформировать взаимоотношения в группе проживающих, создать микроклимат в группе так, чтобы каждый чувствовал себя важным, значительным. Для формирования системы педагогического воздействия необходимо разрабатывать план воспитательной деятельности (входящей в рамки функционала для воспитателей), включающий:Организацию эффективной деятельности самоуправления в общежитии и лицее через:контроль старостой посещаемости, дежурстваорганизацию участия в спортивных мероприятиях лицеяорганизацию подготовки внеклассных мероприятийорганизацию участия в волонтерской деятельности посещение муниципальных выставок, игр, мероприятийОрганизация и проведение значимых воспитательных мероприятий в общежитии (тематических праздников, встреч, экскурсий, конкурсов, участие в акциях и др.)Работу по профилактике пропусков занятий обучающимися по неуважительным причинамИндивидуальная работу с детьми из социально неблагополучных семей через вовлечение «трудных» и обучающихся из «группы риска» в мероприятия уровня лицея, муниципальные, региональные и др.Согласно плану работы лицея, направления деятельности воспитательной работы включают в себя: гражданско-патриотическую деятельность, нравственно-правовую деятельность, профилактическую работу, культурно-эстетическую деятельность, трудовая деятельность и физкультурно-оздоровительную деятельность. С воспитанниками мы участвуем во всех мероприятиях лицея, и результатом такой активной работы является стабильная посещаемость, 100% успеваемости и большое количество грамот за успехи и достижения в спортивной и общественной жизни лицея и города. Так, из выделенных элементов системы педагогического воздействия на студента важными считаю все. А основные традиционные виды педагогического воздействия: убеждение и внушение. Зная характерные особенности подростка, метод убеждения дает возможность добиться того, чтобы подросток следовал указаниям, а внушение направляет на внутреннюю установку, которая преодолевает лень, безразличность, пассивность обучающихся. Обязательный элемент – похвала. Умение радоваться успехам подростки очень чувствуют, достаточно поблагодарить, одобрить, оценить воспитанника и он готов к дальнейшим подвигам. Практическая значимость системы педагогического воздействия при работе воспитателя не может быть эффективной, если он не использует все элементы педагогического воздействия и не выполняет свои функциональные обязанности со стопроцентной отдачей. ЛитератураРадугина, А.А. Психология и педагогика. - [Текст] / А.А.Радугина.- М., 2000.Коломинский Я.Л. Изучение педагогического взаимодействия I Я.Л. Коломинский II Сов. педагогика. 1991. № 1O. С. З6-42.16. Реан, А.А., Коломинский, Я.Л. Социальная психология. - [Текст] / А.А. Реан, Я.Л. Коломинский.- Санкт-Петербург, 1999.Сластенин, В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений . - [Текст] / В.А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2002. - 576 с.Научная библиотека КиберЛенинка: Официальный сайт Российского Образовательного федерального портала Электронный ресурс / Режим доступа: Официальный сайт Педсовет Электронный ресурс / Режим доступа: