Повышение профессиональной компетентности педагогов по вопросам работы с детьми ОВЗ
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Повышение профессиональной компетентности педагогов по вопросам работы с детьми ОВЗ
Автор: Алеся Инисовна Шабарчина
Я часто задаю себе вопрос. Почему я выбрала профессию педагога – психолога. Профессий много, но я недолго думала и решила, что свяжу свою жизнь с психологией. Я считаю, что психолог это призвание души. Психолог должен быть ответственным, уверенным, целеустремленным и уметь слышать и чувствовать другого человека. Не каждому дано призвание лечить человеческие души. Мне интересно изучать психологию поведения людей. Педагогу – психологу дошкольного учреждения нужно уметь подобрать подход к каждому маленькому человечку, но порой это бывает трудно. Каждый ребенок имеет свой темперамент, характер, свои индивидуальные особенности развития, свои желания и мысли. Для того, чтобы были тесные и дружеские взаимоотношения между педагогом и воспитанником, нужно учитывать особенности каждого ребенка, общаться с ними как с взрослыми и даже к их детским проблемам относиться серьезно, ведь для них это очень важно. Приятно видеть, как ребенок вам доверяет, делится своими переживаниями, чувствами, мыслями. Благодаря вам узнает, что- то новое, находит пути решения своих проблем и тревог, становится самостоятельной личностью. Своей задачей, как педагога – психолога я считаю находиться рядом с ребенком в важный момент его жизни, помогать преодолевать его жизненные трудности, помочь поверить в себя, вместе пережить неудачи и радоваться успехам. Именно тогда, маленький ребенок станет сильным, крепким, сможет использовать свои внутренние силы. Для того, чтобы была возможность с легкостью решать поставленные задачи, я постоянно повышаю свой профессиональный уровень, систематически прохожу курсы повышения квалификации, изучаю инновационные технологии. Профессия педагога – психолога интересная и творческая, но трудоемкая, требующая большой отдачи. Наряду с профессиональными навыками и уровнем образования, требуется терпение и выдержка. Педагогу – психологу всегда нужно быть в курсе всех дел ДОУ, уметь взаимодействовать со всеми участниками образовательного процесса. Важная функция дошкольного психолога заключается в поддержании доброжелательного микроклимата в организации, позитивной атмосферы в коллективе. Главные приоритеты моей профессиональной деятельности помогать детям и взрослым в разрешении их проблем, помочь ощутить свою ценность и значимость. Выбранная мною профессия педагога-психолога определяет мои природные качества и помогает реализовывать мои мечты и стремления. Психология - это наука, которая изучает сущность человека, восприятие мира, реакцию на окружающие условия жизни.Мне интересно научиться объяснять психологию и поведение людей, ведь так много факторов влияет на поступки человека! И если их правильно рассмотреть, построить, расположить, то можно помочь отдельному человеку, группе людей.Разделяя мнение многих моих знакомых по поводу того, что психология – это полезная наука. Почему? Отчего профессия психолога стала так востребована в наши дни? Думаю, что все дело заключается в элементарном дефиците человеческого общения. Мы делаем научные открытия и живем в эпоху развития инновационных технологий. Мы стремимся стать независимыми, заработав много денег. Люди разучились радоваться простым человеческим радостям. А в итоге – жестокость, тирания, деспотизм. Нам стало некогда общаться. И больно становится от того, как день за днем отдаляются, друг от друга порой самые родные люди.Я стараюсь осваивать технические приемы облегчения человеческого страдания, анализировать проблемы и искать верные решения в той или иной жизненной ситуации для человека. Мне очень хочется, чтобы люди, живущие в Мире Людей, перестали быть одинокими блеклыми песчинками и захотели стать самими собой.К сожалению не всегда можно отследить результат своей работы, насколько твоя помощь была эффективной, да и проблемы с которыми обращаются люди чаще всего не очень приятные. И тут очень важно «поддержать» себя, а лично у меня не всегда это получается.Когда в сентябре 2000 года я пришла работать в дом детского творчества, то была приятно удивлена тем, как хорошо меня приняли мои коллеги. А фраза: «Надежда, ты как будто на этом месте и была», дала мне понять то, что я сделала свой профессиональный выбор правильно. Хотя была масса сомнений и тревог, мне казалось, что на меня смотрели как на волшебника, от которого ждут чуда. А мне было тревожно не оправдать доверие детей и взрослых. Сейчас я чувствую себя более уверенно как психолог, но с другой стороны теперь я психолог со стажем и это возлагает более серьезные требования.Многие думают, что психологи это «супер эксперты», которые все знают, и могут дать рецепт на любую жизненную ситуацию. Может быть, есть такие психологи, но про себя могу сказать, что иногда я чувствую себя так, что я ничего не знаю, но очень хочется понять и по возможности помочь.Работать педагогом-психологом в доме детского творчества это очень здорово. Дополнительное образование предполагает разнообразие творческой деятельности. А именно это и спасает от профессионального выгорания. Выполняя все профессиональные функции педагога-психолога: психодиагностику, консультирование, просвещение, психокоррекцию я могла попробовать себя в разных направлениях работы.Это и работа со старшеклассниками, лидерами района и с волонтерами. И пробовала себя как психолог тренер (коуч) в работе с родителями и безработными гражданами. Возникла душевная потребность попробовать себя в инклюзивном образовании: разработала программу «Радужное детство» по работе с детьми дошкольного возраста с включением обучающихся с ОВЗ и организовала работу в этом направлении, где чувствуешь и знаешь от тебя будет больше пользы и отдачи.И до сих пор, я чувствую к себе доброжелательное отношение коллег, ко мне обращаются за помощью, и я понимаю, что моя работа нужна и востребована. Получаю «колоссальное» удовлетворение от того, что помогла ребёнку, педагогу или родителям. Помогая людям, чувствую, что нахожусь в гармонии с собой.Ведь, как говорил Абрахам Маслоу: «Чтобы находиться в согласии с собой, человек должен быть тем, чем он может быть».Считаю, себя счастливым педагогом-психологом у меня для этого есть все: замечательный коллектив, дружная семья, благодарные родители и воспитанники, профессиональные задумки и личные проблемы, которые заставляют меня саморазвиваться и самосовершенствоваться. Дело в том, что решая свои проблемы, я изучаю новые эффективные техники, методики, а затем делюсь своим опытом с другими людьми. Помогая себе, я помогаю другим. Делаю свою жизнь «нужной», интересной, разнообразной, наполняя её смыслом.Свое эссе мне хотелось бы закончить строками написанными Ольгой ПорталСобираю себя по кусочкам,Строю душу свою ежедневно,Я пишу себя в каждой строчке,И другой становлюсь мгновенно.Как же скучно быть постоянной,Как же скучно сидеть на месте,Лучше буду для всех я странной,Но счастливейшей на планете.И всю жизнь буду я учитьсяИ менять свои убежденья,В жизнь играть и к любви стремиться,И однажды наступит прозренье.Я пойму, почему я такая,И зачем были эти скитанья,Я найду на земле двери рая,И любовью наполню сознанье,Чтоб потом подарить её людям,Тем, кого я в пути повстречаю,Осветить ею тысячи судеб,Что стоят, ожидая у края.