«Формирование универсальных учебных действий средствами современных педагогических технологий»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Формирование универсальных учебных действий средствами современных педагогических технологий»
Автор: Бирюкова Людмила Николаевна

«Формирование универсальных учебных действий средствами современных педагогических технологий»Скажи мне и я забудуПокажи мне и я запомнюВовлеки меня и я научусьКитайская народная мудростьИзменения в современной социальной жизни требуют разработки новых подходов к обучению и воспитанию. Современные дети значительно отличаются от тех, для которых была создана прежняя образовательная система, что привело к возникновению ряда проблем в их обучении и воспитании. Вот некоторые из них:- Постепенно исчезают дошкольные виды деятельности, заменяясь учебными занятиями. Сюжетно-ролевая игра не занимает центрального места в жизни старших дошкольников, что затрудняет развитие их произвольного поведения, образного мышления и мотивации, а также не способствует формированию психологической готовности к школе.- Вызывает беспокойство, что взрослые ориентируются исключительно на умственное развитие детей, пренебрегая духовно-нравственным воспитанием и личностным ростом, что, в свою очередь, приводит к снижению интереса к обучению.- Уровень информированности детей резко возрос. Если раньше школа и уроки были основными источниками знаний о мире, то сегодня СМИ и Интернет становятся важными факторами формирования мировосприятия ребенка, и не всегда в положительном ключе сказываются на его мировоззрении.- Современные дети читают мало, особенно классическую и художественную литературу. Телевидение, фильмы и видео вытесняют чтение, что приводит к трудностям в обучении, связанным с отсутствием навыков смыслового анализа текстов различных жанров, недостаточной сформированностью внутреннего плана действий и проблемами с логическим мышлением и воображением.- Современные дети испытывают ограниченность в общении со сверстниками. Игры и совместная деятельность часто недоступны для школьников из-за изолированности. Общество затрудняет детям усвоение моральных норм и нравственных принципов. Вместе с тем, наблюдается снижение числа одаренных и способных детей в общеобразовательных школах, при этом растет количество учеников, которые не умеют работать самостоятельно, являются «интеллектуально пассивными», сталкиваются с трудностями в обучении, или просто имеют проблемы в умственном развитии. Таким образом, становится очевидным, что начальное образование нуждается в новых подходах, которые предусмотрены государственными стандартами четвертого поколения. Современная образовательная система должна быть нацелена на воспитание высокообразованной, интеллектуально развитой личности с целостным мировосприятием. Среднее образование представляет собой фундамент для последующего обучения.Какова же роль преподавателя СПО с учетом образовательных стандартов? На мой взгляд, ключевым моментом является то, что современные образовательные стандарты ставят перед педагогом новые задачи. Теперь в СПО преподаватель должен не только выдать блок знаний за курс полной средней школы. Он должен, во-первых, совершенствовать имеющиеся у студента универсальные учебные навыки, которые составляют основу умения учиться. Во-вторых, активно способствовать формированию мотивации к обучению, опираясь на практик ориентированное обучение непосредственно связанное с будущей профессией обучаемого. Важнейшими становятся образовательные результаты меж предметного и обще учебного характера.Изучая различные общеобразовательные предметы на первом курсе, студент должен на уровне своих личных возможностей освоить способы познавательной и творческой деятельности, а также коммуникативные и информационные умения, готовясь к освоению в дальнейшем профессиональных умений и навыков. В связи с этим преподавательский состав СПО должен будет изменить свое мышление в соответствии с новыми задачами современного образования. Содержание образования в значительной степени остается прежним, однако, реализуя принятый государственный стандарт, каждый педагог должен выйти за пределы своего предмета, фокусируясь на развитии личности обучаемого и формировании универсальных учебных умений, которые необходимы для успешности в дальнейшем образовании и профессиональной деятельности.Успешное обучение на первом курсе невозможно без формирования у вчерашних школьников учебных умений, которые существенно способствуют развитию их познавательной деятельности и являются обще учебными, то есть независимыми от конкретного содержания предмета. В этом процессе каждый учебный предмет, в зависимости от своей специфики, занимает свое место.Например, на первых занятиях по математике перед студентом ставятся учебные задачи, и, сначала вместе с учителем, а затем самостоятельно, он объясняет последовательность учебных операций, необходимых при самостоятельной работе с учебной литературой, учится обосновывать выбор решения профессионально ориентированных задач по предложенному предмету, намечая план действий. В начале обучения все эти действия выступают как предметные, но пройдет немного времени, и ученик будет использовать алгоритм действия, работая с любым учебным содержанием. Теперь главным результатом обучения становится то, что студент, научившись строить план выполнения учебной задачи, уже не сможет работать по-другому.В связи с этими изменениями, роль преподавателя значительно трансформируется в понимании процесса обучения и воспитания. Теперь педагогу необходимо организовать обучение не только как процесс овладения знаниями, умениями и компетенциями, которые составляют основу учебной деятельности, но и как процесс формирования личности и усвоения духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей, то есть развивать у студентов универсальные учебные действия.1. Формирование универсальных учебных действий. Что представляют собой «универсальные учебные действия»? В широком смысле этот термин обозначает умение учиться, то есть способность к саморазвитию и самосовершенствованию через активное и осознанное присвоение нового социального опыта. Более узко, он может быть определен как набор действий учащегося. Того, что обеспечивают его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений. Ключевой задачей современного профессионального образования является формирование универсальных учебных действий (УУД), которые дают вчерашним школьникам возможность учиться, развиваться и совершенствоваться в рамках учебного процесса.Что подразумевается под способностью человека учиться? - Он точно и конкретно понимает свои возможности.- Осознает свои ограничения – нехватку знаний, неспособность справляться с определенными ситуациями или неопытность.- Столкнувшись с задачей, требующей знаний или умений, которых у него нет, он не отказывается от решения, не считает её неинтересной, а ищет способы расширить свои возможности.- Изучает опыт других, включая информацию из книг и интернет источников.- Изобретает новые методы, которые еще не были использованы другими.- Находит задачи, для выполнения которых у него отсутствуют средства, и решает их самостоятельно.- Умеет сомневаться, задавать вопросы, проверять полноту и правильность понимания, а также делиться своими трудностями с взрослыми.Способность учиться не обязательно является ипостасью ученого или изобретателя, решающего лишь интеллектуальные задачи. Это относится и к хорошей хозяйке, которая постоянно расширяет свои кулинарные навыки, ставя смелые эксперименты. Это также касается людей, занимающихся саморазвитием, которые не просто мечтают, но активно ищут способы контролировать свое раздражение при столкновениях с грубостью, или учиться, не падая духом после неудач. Любой настоящий педагог также обладает умением учиться, каждый день, сталкиваясь с новыми нестандартными задачами в обучении и воспитании. Он анализирует свои ошибки, не оправдывая их внешними обстоятельствами. Отслеживает сложные ситуации, чтобы понять, чем они отличаются от привычных, хорошо изученных, для которых у него уже есть готовые решения. Именно тогда он может обогатить свои педагогические приемы новыми подходами.В любой деятельности могут возникнуть нестандартные ситуации. Человеку необходимо обдумать ситуацию, понять ее суть и сформулировать, чем она отличается от стандартной. Он должен осознавать, что его знания и умения имеют ограничения. Затем следует поставить цель — приобрести недостающую информацию для решения проблемы. Необходимо искать способы получения этих знаний и умений, а при необходимости обратиться за помощью к другим и работать в команде.Важно также вести непрерывный рефлексивный контроль над своими действиями, проверяя их соответствие поставленным целям. После нахождения решения проблемы полезно обобщить новый способ, чтобы использовать его в будущем. Таким образом, появляется новый элемент знания, а вместе с ним и умение. Такой подход позволяет применять новый метод для решения проблем в различных, возможно, даже непривычных ситуациях.Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе происходит на основе изучения различных учебных дисциплин. Каждый предмет, в зависимости от своего содержания и методов организации учебной деятельности, открывает определенные возможности для формирования универсальных учебных действий.2. Функции универсальных учебных действийОсновные функции универсальных учебных действий включают:
  • - Обеспечение возможности обучающимся самостоятельно осуществлять учебную деятельность: ставить цели, искать необходимые ресурсы и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты работы.
  • - Создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации, основываясь на готовности к непрерывному образованию, а также для успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетенций в любой области.
  • Универсальность учебных действий проявляется в их надпредметном и мета предметном характере, способствующем целостности культурного, личностного и познавательного развития, обеспечивая преемственность на всех уровнях образовательного процесса и составляя основу для организации и регулирования любой деятельности учащегося, независимо от специфик предметного содержания.3.Виды универсальных учебных действийСреди основных видов универсальных учебных действий можно выделить 4 блока:I. Личностные:- Самоопределение (мотивация к обучению, формирование основ гражданской идентичности);- Смыслообразование (умение осознавать значение учебного процесса и находить на него ответ).- Нравственно-этическое оценивание (оценка усваиваемого материала с точки зрения социальных и личных ценностей, способствующая моральному выбору).II. Коммуникативные:- Планирование (определение целей, функций участников и способов взаимодействия).- Постановка вопросов (активное сотрудничество в поиске и сборе информации).- Разрешение конфликтов (выявление и идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных решений, принятие решения и его реализация).- Управление поведением партнёра (точность выражения своих мыслей, контроль, коррекция и оценка действий партнёра, способность выразить свои мысли полно и точно).III. Познавательные действияОбщеучебные:- Формулирование познавательной цели;- Поиск и выделение информации;- Работа со знаково-символическими системами;- Моделирование.Логические:- Анализ для выявления существенных и несущественных признаков;- Синтез, представляющий собой объединение частей в целое, включая недостающие элементы;- Выбор оснований и критериев для сравнения, группировки и классификации объектов;- Подведение объектов под определённые понятия и выведение следствий;- Установление причинно-следственных связей;- Построение логической цепи рассуждений;- Доказательство;- Формулирование гипотез и их обоснование.Действия по постановке и решению проблем:- Формулирование проблемы;- Самостоятельное создание творческих и поисковых способов решения задач.IV. Регулятивные действияЦелеполагание: постановка учебной задачи на основе соотнесения с уже известным и усвоенным учащимися;Планирование: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;Прогнозирование: предвосхищение результата и уровня усвоения, а также его временных характеристик;Контроль: сравнение способа действия и его результата с эталоном для выявления отклонений и различий;Коррекция: внесение изменений и дополнений в план и действия в случае расхождения с эталоном;Оценка: осознание учащимися того, что уже усвоено, и что ещё предстоит усвоить, а также оценка качества и уровня усвоения;Волевая саморегуляция: способность мобилизовать свои силы и энергию; умение принимать волевые решения в ситуации мотивационного конфликта и преодолевать препятствия.4. Альтернативные технологии развития УУДКак сформировать универсальные учебные действия:Формирование УУД у студентов во многом зависит от того, насколько эффективно преподаватель применяет педагогические технологии в своей практике.Что такое «педагогическая технология»?Педагогическая (образовательная) технология — это система работы всех компонентов педагогического процесса, основанная на научных принципах. Она программируется во времени и пространстве и обеспечивает достижение запланированных результатов. Предметом педагогической технологии являются конкретные взаимодействия между учителями и учащимися в любой области, организованные на основе четкого структурирования, систематизации, программирования, алгоритмизации и стандартизации методов и приемов обучения и воспитания с использованием компьютерных и технических средств.Применение педагогических технологий способствует:- Формированию мотивации к обучению и развитию устойчивых познавательных интересов у учащихся.- Развитию продуктивных приемов и навыков учебной деятельности, что помогает первокурсникам научиться учиться.- Раскрытию индивидуальных особенностей и способностей учащихся.- Развитию навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции.- Формированию адекватной самооценки и критичности, как к себе, так и к окружающим.- Освоению социальных норм и нравственному развитию студентов колледжа.- Развитию навыков общения со сверстниками и установлению крепких дружеских связей.Таким образом, внедрение педагогических технологий в образовательный процесс начальной школы нацеливает как педагогов, так и учеников на духовно-нравственное развитие и воспитание (личностные результаты), освоение содержания учебных предметов (предметные результаты), а также на формирование универсальных учебных действий (метапредметные результаты). В результате достигается устойчивое и позитивное усвоение студентами предметных умений, а также формируются социально ценные формы и привычки поведения.5.Технологии формирования универсальных учебных действийСреди педагогических технологий, ориентированных на личностное развитие в образовательном процессе можно выделить:
  • Гуманно-личностные технологии:
  • Эти технологии используются для создания условий, в которых обучаемые могут получать углубленные и расширенные знания, развивая свои способности с учетом их психологических и физических возможностей. В процессе обучения раскрываются личностные качества студента, направленные на воспитание благородного человека.
  • Личностно-ориентированные технологии:
  • Это система работы преподавателя и всего колледжа, направленная на максимальное раскрытие личностных качеств учащегося. Учебный материал здесь выступает не как самоцель, а как средство, способствующее полноценному проявлению и развитию этих качеств. В этом подходе преподаватель признает приоритет личности над коллективом, создавая гуманистические отношения в группе, в которых каждый студент осознает свою полноправность и учится уважать индивидуальность других.
  • Технология педагогики сотрудничества:
  • Эта технология подразумевает партнерство и сотрудничество между педагогом и обучаемым. Преподаватель и студенты совместно вырабатывают цели и содержание обучения, а также проводят его оценку, находясь в состоянии сотрудничества и совместного творчества.К педагогическим технологиям, направленным на активизацию и интенсификацию деятельности учащихся можно отнести:
  • Игровые технологии:
  • Использование игровых технологий в сочетании с другими методами и приемами организации учебного процесса усиливает мотивацию к изучению предмета, вызывает положительные эмоции и позволяет лучше увидеть индивидуальность каждого обучаемого. Ролевая игра, в частности, обладает значительным потенциалом в обучении и включает в себя:- Углубление личной вовлеченности в происходящее;- Расширение ассоциативного мышления;- Формирование учебного сотрудничества;- Образовательное значение.Таким образом, ролевые игры можно и нужно применять в практической, образовательной и воспитательной деятельности.Внедрение игровых технологий в занятия делает процесс обучения более увлекательным и интересным, создавая у первокурсников рабочую атмосферу и облегчая преодоление трудностей при усвоении учебного материала. Игры помогают формированию нравственных качеств у обучаемых, учат их оказывать поддержку одногруппникам, учитывать мнения и интересы окружающих, а также контролировать свои желания. В результате у учащихся развиваются чувство ответственности, коллективизм, а также воспитываются дисциплина, воля и характер. Игровые технологии усиливают интерес к предмету, профессии и познанию окружающего мира.Применение игровых технологий в учебном процессе вместе с другими приемами и методами организации занятий усиливает мотивацию к изучению предмета, вызывает положительные эмоции и помогает лучше выявить индивидуальность учащихся. Ролевые игры, в частности, обладают значительным обучающим потенциалом, так как:- Углубляют личную вовлеченность участников;- Расширяют ассоциативное мышление;- Способствуют формированию учебного сотрудничества;- Имеют образовательную ценность.Таким образом, ролевые игры открывают широкие возможности в практическом, образовательном и воспитательном аспектах.
  • Технология проектно-исследовательского обучения
  • Эта технология используется для развития у школьников самостоятельности и навыков поиска знаний в различных источниках. Учащиеся учатся применять полученные знания, развивают исследовательские умения и системное мышление. Проектная работа способствует формированию смыслов, оценок, отношений и позитивных поведенческих привычек.
  • Проблемно-диалоговая технология
  • Данная технология отвечает на вопрос, как научить учащихся ставить и решать проблемы. В ходе урока при введении нового материала прорабатываются два ключевых элемента: постановка учебной проблемы и поиск ее решения. Постановка проблемы включает формулирование темы урока или вопроса для исследования, в то время как поиск решения – это формулирование нового знания. Эти этапы осуществляются в рамках специально организованного диалога между учителем и учениками. Данная технология в первую очередь формирует регулятивные универсальные учебные действия, обучая учеников навыкам решения проблем. Кроме того, благодаря использованию диалогов, развиваются коммуникативные и познавательные универсальные учебные действия, такие как извлечение информации и логическое мышление. Проблемно-диалогическая технология стимулирует мотивацию к обучению, повышает познавательный интерес и формирует самостоятельность и убеждения.6.Педагогические технологии, направленные на эффективность управления и организации учебного процесса
  • Технология уровневой дифференциации обучения
  • Эта технология способствует формированию адекватной самооценки, саморазвитию, самосовершенствованию, повышает учебную мотивацию и развивает навыки постановки целей.
  • Групповые технологии или педагогические мастерские
  • Эти технологии основаны на совместной работе студентов в микро- и макси- группах. Учащиеся совместно планируют свою деятельность, распределяют роли и функции каждого участника группы, а также корректируют ошибки. Важно, чтобы в ходе уроков каждый учащийся имел возможность высказать свое мнение, зная, что оно будет услышано.В организации групповой работы можно выделить следующие этапы:- Постановка познавательной задачи (проблемной ситуации);- Раздача дидактического материала;- Планирование работы в группе;- Индивидуальное выполнение задания и обсуждение результатов;- Обсуждение общего задания группы;- Представление результатов работы группы;- Общий вывод о работе групп и достижении поставленной задачи.Однородная групповая работа подразумевает выполнение одинаковых заданий для всех участников группы, тогда как дифференцированная работа предполагает выполнение различных заданий разными группами. Эта форма работы в значительной мере увеличивает индивидуальную поддержку для тех учеников, кто в ней нуждается, как со стороны преподавателя, так и от своих сверстников.
  • Индивидуальный подход к творческой личности
  • Создание условий для развития творческого потенциала каждого студента требует особого внимания. При использовании дифференцированного подхода преподаватель должен учитывать следующие принципы:- Формирование атмосферы, способствующей комфортному обучению;- Активное взаимодействие с учениками для мотивации учебного процесса, чтобы ребенок мог учиться в соответствии со своими возможностями и понимал ожидания от него;- Уровень усвоения учебного материала должен соответствовать возможностям ученика.
  • Информационно-компьютерные технологии
  • ИКТ обеспечивают формирование адекватной самооценки, понимания процесса учебы и мотивации, а также помогают справляться с трудностями, критически воспринимать информацию и осознанно подходить к её использованию. Уважение к личной информации и достижениям других людей также способствует формированию правовой культуры в области использования информации. Компьютерные технологии эффективно повышают мотивацию и индивидуализируют процесс обучения, развивают творческие способности, создавая при этом позитивный эмоциональный фон. Информационно-коммуникационные технологии представляют собой инструмент для формирования универсальных учебных действий. В условиях ускоренной информатизации общества и образования необходимо широкое использование цифровых инструментов и возможностей современной информационной среды вместе с традиционными методами. Умение ориентироваться в ИКТ и развитие навыков их грамотного применения (ИКТ-компетентность) являются важными этапами формирования универсальных учебных действий. Широкое применение ИКТ требуется как для оценки сформированности универсальных учебных действий, так и в процессе учебной и внеучебной деятельности для решения различных задач.7. Технологии развивающего обучения- Система развивающего обучения Л. В. Занкова;- Общие принципы технологий развивающего обучения.8. Здоровьесберегающие технологииДанную технологию применяют с целью сохранения здоровья учащихся в ходе их обучения, а также для формирования у них знаний, умений и навыков ведения здорового образа жизни. Необходимо правильно организовать учебный процесс, соблюдая режим занятий, учитывая работоспособность вчерашних школьников, использовать наглядные средства, строго следовать гигиеническим требованиям и поддерживать позитивный эмоциональный настрой. Важно сохранить высокую работоспособность на уроках и предотвратить переутомление учащихся. Формирование понимания основ здорового образа жизни начинается с соблюдения режима дня, который способствует сохранению здоровья с раннего возраста и культуре самоорганизации. Особое внимание нужно уделять рационально разработанному расписанию учебных занятий. Физкультминутки являются естественным элементом на занятиях студентов- первокурсников, перешедших с классно - урочной системы организации занятий к системе, принятой в СПО. Они помогают удовлетворить физиологические потребности подростков в движении, снимают утомление мышц, а также уменьшают умственное и зрительное напряжение. Ключевым аспектом является создание психологического комфорта для обучающихся во время занятий: дружелюбная обстановка, спокойные беседы, внимание к каждому высказыванию, тактичное исправление ошибок и поощрение самостоятельной мыслительной деятельности.Воспитанию внимательного отношения к собственному здоровью способствуют различные мероприятия, такие как кураторские часы, «Разговоры о главном», посвященные сохранению здоровья, беседы и экскурсии. Использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе создает позитивный эмоциональный фон и атмосферу психологического комфорта, способствуя успешности и укрепляя уверенность детей в своих силах, а также поддерживая и улучшая их физическое здоровье.9. Психосберегающие технологииЭти технологии применяются для развития психических механизмов, на которых основываются творческие способности учащихся, таких как память, мышление и воображение, а также для стимулирования познавательных интересов и наблюдательности.10. Технология оценки образовательных достиженийТехнология оценки образовательных достижений направлена на формирование контрольно-оценочной самостоятельности учащихся путем изменения традиционного подхода к оцениванию. Учащиеся развивают навыки самостоятельной оценки своих результатов, самоконтроля, поиска и исправления своих ошибок, а также мотивируются на успех. Устранение страха учеников перед школьным контролем и оцениванием благодаря созданию комфортной обстановки составляет важную часть сохранения их психического здоровья. Эта технология фокусируется на формировании регулятивных универсальных учебных действий, обеспечивая развитие навыков определения достижения поставленных задач. Помимо этого, она также способствует формированию коммуникативных навыков, обучая учащихся аргументированно отстаивать свою точку зрения и логически обосновывать свои выводы. Воспитание толерантного отношения к альтернативным решениям способствует личностному росту студента. Одним из наиболее эффективных методов является создание каждым учащимся своего собственного «Листа достижений». «Листа достижений», может помочь первокурснику:- Осознанно выбирать учебный материал, необходимый для решения образовательных и практических задач.- Определять и понимать свой индивидуальный путь в изучении предмета.- Делать предположения о возможных дальнейших достижениях.«Листа достижений» может служить инструментом:- Планирования;- Удержания логики предмета на протяжении учебного года;- Рефлексии индивидуального пути в изучении предмета. Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов происходит в контексте освоения различных дисциплин.Памятка преподавателю для формирования УУД - Преподаватель подчеркивает развивающую ценность каждого задания, применяя специальные развивающие упражнения и задавая вопросы.-Преподаватель фиксирует успехи учащихся, сравнивая их текущие результаты с прошлыми достижениями.- Преподаватель объясняет, зачем необходимо то, или иное знание и как оно может пригодиться в жизни, ненавязчиво донося до студентов смысл обучения.- Преподаватель вовлекает обучающихся в процесс открытия новых знаний во время изучения нового материала.- Преподаватель обучает студентов методам работы в группах, демонстрируя, как достичь единого решения в коллективной деятельности, и помогает решать конфликты, развивая навыки конструктивного взаимодействия.- На занятии преподаватель уделяет значительное внимание самопроверке, обучая находить и исправлять ошибки; по предложенному алгоритму студенты учатся оценивать результаты своей работы. Преподаватель объясняет, за что выставляется та или иная отметка, и помогает детям самостоятельно оценивать свою работу по критериям.- Преподаватель не только оценивает работу сам, но и вовлекает членов учебной группы в процесс оценки после выполнения задания. В конце они совместно обсуждают, чему научились, что получилось, а что нет.- Преподаватель формулирует цели занятия и направляет учащихся к их достижению, подчеркивая, что каждый участник учебного процесса должен знать свою цель.- Преподаватель обучает навыкам, необходимым для работы с информацией— пересказу, составлению плана, а также использованию различных источников для поиска данных.- Преподаватель акцентирует внимание на развитии памяти, логическом мышлении и других аспектах познавательной деятельности.- Преподаватель рассматривает общие способы действий в различных ситуациях.- Преподаватель применяет проектные формы работы, как на текущих занятиях, так и на специально отведенных для выполнения проектной работы.- Преподаватель учит студентов делать нравственный выбор, работая с ценностными материалами и их анализом.- Преподаватель находит способы заинтересовать студентов в обучении.- Преподаватель считает важным, чтобы каждый студент научился планировать и предвидеть свои действия.- Преподаватель вовлекает студентов в конструктивную деятельность, организовывает коллективные творческие проекты и поддерживает инициативу учащихся.- Преподаватель всегда предоставляет детям возможность исправить ошибки и демонстрирует, что ошибки — это нормально. Главное — уметь учиться на них. - Преподаватель помогает учащимся понять себя, создавая индивидуальные пути развития и поддерживая их, формируя ситуацию успеха.- Преподаватель обучает ребенка формулировать цели и находить пути их достижения, а также решать возникающие проблемы. - Преподаватель обучает студентов составлять план действий перед началом выполнения задачи. - Преподаватель обучает разнообразным способам выражения собственных мыслей, искусству вести спор, отстаивать свою точку зрения и уважать мнения других. - Преподаватель создает деятельностные форматы, в которых дети могут усвоить необходимые знания и ценности. - Преподаватель обучает методам эффективного запоминания и организации своей деятельности. - Преподаватель демонстрирует, как распределять роли и обязанности в команде. - Преподаватель активно вовлекает каждого студента в образовательный процесс и поощряет сотрудничество между учащимися и между студентами и преподавателем. - Преподаватель и студенты совместно решают возникающие учебные затруднения. - Преподаватель использует интерактивные возможности информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на своих занятиях. 11. Ожидаемые результаты по формированию УУД у студентов первого курса СПО Личностные: - Развитие индивидуальности; - Понимание значения слов «семья»;- Знание значений понятий «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья»; - Умение оценивать жизненные ситуации и поступки персонажей художественных произведений с точки зрения общечеловеческих норм; - Освоение роли студента, проявление интереса (мотивации) к учебе и приобретении профессии; - Формирование адекватной внутренней позиции и мотивации к учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы; - Умение ориентироваться в моральных нормах и следовать им; Коммуникативные: - Активное взаимодействие со сверстниками и взрослыми, участие в совместной образовательной деятельности; - Наличие начальных навыков работы в группе;-Проявляет широкую любознательность, умеет задавать учебные вопросы;-Он способен договариваться, учитывать интересы других, сдерживать свои эмоции, проявляет доброжелательное внимание к окружающим;-Умеет слушать, принимать чужую точку зрения, отстаивать свою;-Владеет способами разрешения конфликтов;-Владеет способами управления поведением партнера: контролирует, корректирует, оценивает его действия.Познавательные:-Студент умеет осуществлять поиск информации, критически относиться к ней, сопоставлять её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом;-Умеет находить информацию в словаре;-Структурирует знания;-Осознанно и произвольно строит речевое высказывание в устной и письменной форме;-Выбирает наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий;-Осуществляет рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности;-Извлекает необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров.-Определяет основную и второстепенную информацию.-Самостоятельно создаёт алгоритм деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;-Моделирует преобразование объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);-Преобразует модель с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область. Регулятивные:-Умеет проявлять инициативность и самостоятельность в разных видах учебной и общественной деятельности:-Умеет обсуждать возникающие проблемы, правила;-Учитывает выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с преподавателем;-Осваивает способы итогового, пошагового контроля по результату;-Умеет соотнести способ действия и его результат с заданным эталоном.Из личного опыта Основные задачи полного общего образования в СПО: развитие личности студента, его творческих способностей, интереса к учению и приобретаемой профессии, формирование желания и умения учиться; воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного отношения к себе и окружающим. Решение этих задач возможно, если исходить из гуманистического убеждения, опирающегося на данные педагогической психологии: все дети способны успешно учиться, если создать для них необходимые условия. И одно из этих условий – личностно-ориентированный подход к учащемуся с опорой на его жизненный опыт, опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности, то есть ключевые компетентности, определяющие современное качество содержания образования. Исходя из поставленных задач, считаю, следует не только давать обучающимся образование в виде системы знаний, умений и навыков, а, в большей степени, развивать познавательные и креативные возможности обучающихся, воспитывать творческую личность, которая в будущем сможет успешно реализовать свои возможности, состояться в профессии. Мой рабочий и педагогический стаж - более сорока лет. В образовательной сфере СПО более12 лет. Преподаю математику в медицинском колледже. Мне всегда было интересно заниматься чем-то новым и увлекательным, делать свои занятия насыщенными, продуктивными, современными. Ведь задача преподавателя состоит в том, чтобы заинтересовать обучаемых своим предметом, привлечь внимание учащихся, чтобы они захотели получать предложенные им знания и учились добывать их сами. Современные информационные технологии открывают доступ к ранее недоступным источникам информации, позволяют реализовать принципиально новые формы и методы обучения. Мне, как преподавателю, дает поле для внедрения в свою педагогическую практику инновационных технологий, как: технологию проблемно-диалогического обучения, технологию оценивания учебных достижений; технологию критического мышления; здоровьесберегающие технологии; технология проектно-исследовательского обучения; технология проектно-исследовательской деятельности; ИКТ; здоровьесберегающие технологии. Всеми перечисленными и еще некоторыми неназванными технологиями я с успехом пользуюсь. Но технология проектно-исследовательской деятельности вызвала у меня в этом году неподдельный интерес. Захотелось исследовать возможности объединить два таких разных на первый взгляд направления, как математика и медицина. Темы проектных работ для своих студентов составляла с большим удовольствием. Уже на первых занятиях по проектной деятельности я убедилась, насколько это увлекает студентов.Причин тому много, пользы – еще больше. Во-первых - этот формат работы позволил студентам получить много новых знаний. Во-вторых, непривычное сочетание предмета и объекта исследования повысило интерес к моему предмету, способствовало развитию умственной активности учащихся. В-третьих, контактирование в непривычных рамках занятия помогает мне, как преподавателю больше узнать о моих студентах нужной информации, пересмотреть свои подходы к обучению разных студентов. Время защиты проектов еще не пришло, но то что эта деятельность развивают кругозор, дает ясное и чёткое восприятие действительности, предлагает новый угол зрения на будущую профессию – это факт!В результате достигается устойчивое позитивное усвоение учащимися предметных умений, формирование социально ценных форм и привычек поведения. Особое внимание уделяю созданию условий для развития творческого начала в деятельности каждого студента, работающего над проектом, осуществляя дифференцированный подход В свою очередь, развитие ОУУН и познавательного интереса учащихся является составляющими для развития навыков самостоятельной работы учащихся на других предметных направлениях. Моя роль в этом процессе – оказание индивидуальной помощи учащимся.Считаю, что использование данных разнообразных технологий в образовательной системе СПО способствует повышению мотивации учащихся не только к изучению общеобразовательных предметов, развитию личности школьника и его познавательных способностей, но и создает прочный фундамент для получения прочных профильных знаний и надежных профессиональных умений. Это позволяет достигать желаемых результатов в обучении и профессиональном образовании. Список литературы
  • Беловолова, Е.А. География. Формирование универсальных учебных действий. Методическое пособие / Е.А. Беловолова. - М.: ВЕНТАНА-ГРАФ ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР ООО, 2022. - 224 c
  • Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий – М. Просвещение, 2010, -159 с.
  • Громыко, Г. Обучение в парах – и просто, и сложно /Г. Громыко // Директор школы.- 2010.-№3.-С.67-70
  • Белый, В.И. О современных тенденциях в распространении методов проектного обучения /В.И. Белый // Школьные технологии.- 2010.-№2.-С.105-153
  • Новикова, А.М. Методология игровой деятельности /А.М. Новикова // Школьные технологии.- 2009.-№6.-С.77-89
  • П. М. Горев, В. В. Утемов «Развитие универсальных учебных действий учащихся основной школы в условиях реализации стандартов нового поколения (ФГОС). Учебно-методическое пособие». ЛитРес- 2016, -277с.
  • 2. Батырева, С. Г. Литературное чтение. 4 класс. Типовые задачи по формированию универсальных учебных действий / С.Г. Батырева. - М.: Просвещение, 2022. - 64 c.
  • 3. Беловолова, Е. А. География. 5-9 классы. Формирование универсальных учебных действий. Методическое пособие / Е.А. Беловолова. - М.: Вентана-Граф, 2019. - 224 c.