Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа имени воина-интернационалиста С.Н. Левчишина с. Чѐрновка муниципального района Кинель-Черкасский Самарской области Методическая разработка открытого занятия по финансовой грамотности Учитель: Данилов Сергей Романович, учитель математики и физики ГБОУ ООШ им. С.Н. Левчишина с. Чѐрновка Тема учебного занятия с указанием класса «В мире финансов», 7 класс. Тип урока Квест-игра. Урок открытия новых знаний по финансовой грамотности. Цель урока Развитие финансовой грамотности обучающихся. Задачи урока Образовательные: формировать опыт применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов по финансовой грамотности в области экономики; карманные деньги, сколько и когда давать, чтобы это стало инструментом обучения. Коррекционно-развивающие: способствовать формированию экономического образа мышления; формировать финансовую ответственность у обучающихся; привитие навыков финансовой грамотности для развития базы успешности будущего ребѐнка. Воспитательные: - воспитывать ответственность и нравственное поведение в области финансовых знаний в быту; - воспитать привычку вести учѐт финансов и копить на мечты; - особенности финансового воспитания ребѐнка в условиях кризиса и роста цен; - рассмотреть все варианты, которые должен знать ребѐнок, чтобы не вестись на уловки мошенников. Оборудование и материалы ЭОР: проектор. Карточки с заданиями, бумажные жетоны в виде железных рублей, купюры разных стран. Планируемые результаты (УУД) Предметные: развить умение формулировать определение понятий по финансовой грамотности; формировать умение находить предложения по финансовой грамотности в области экономики; развить умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию по финансовым вопросам; обогащать словарный запас учащихся, связанный с терминами в финансовых вопросах. Метапредметные: 1. Познавательные: владеть приѐмами отбора и систематизации материала по финансовым вопросам; анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать. 2. Регулятивные: искать пути решения учебной задачи по финансовой грамотности и самостоятельно выполнять ее; соотносить цели и результаты своей деятельности; определять степень успешности работы. 3. Коммуникативные: строить связное монологическое высказывание; представлять результат своей деятельности и деятельности группы. 4. Личностные: формировать адекватную самооценку; устойчивую мотивацию к обучению, прививать интерес к познавательной деятельности по вопросам финансовой грамотности. Основные термины и понятия Банк - финансовая организация, основной деятельностью которой является хранение денег людей, компаний и выплат им за это определѐнных денежных сумм (процентов по вкладу). Банки также выдают людям деньги в кредит, на время, и за это банкам платят денежные суммы (проценты по кредиту). Банкнота (банковский билет) - денежные знаки, выпускаемые в обращение и гарантируемые центральными банками. Безналичные деньги - деньги на банковских счетах, которые служат для оплаты товаров, услуг или проведения денежных сделок без использования бумажных денег. Бумажные деньги (банкноты) - деньги, изготовленные из бумаги, в противоположность, например, монетам. Валюта - денежные знаки конкретного государства (группы государств) как в наличной форме (банкноты, монеты), так и безналичной (банковские счета и банковские вклады). Например, национальной валютой в Российской Федерации является российский рубль, состоящий из 100 копеек. Вклад - денежный депозит, открытый в банке. Деньги - денежные знаки в виде банкнот и монет. Денежные знаки - знаки стоимости; замещают в обращении определенное количество драгоценных металлов. В виде денежных знаков выступают монеты из недрагоценных металлов (никеля, меди и др.), а также бумажные деньги или банковские билеты. Депозит - сумма денег, переданная банку с целью получения дохода. Банк проводит финансовые операции с этими деньгами, а за это вкладчик получает процентный доход. Купюра - банкнота или ценная бумага (в виде документа). Карманные деньги - деньги, выдаваемые ребенку на мелкие расходы (карманные расходы). Монета - деньги, изготовленные из драгоценных металлов или металлических сплавов определѐнной формы (часто диска) и установленного веса. Наличные деньги - валюта любой из стран в виде банкнот и монет, которые служат для оплаты товаров и услуг. Обменный продукт - любая вещь, которая участвует в обмене на другие вещи. Товар - продукт, произведенный для продажи. Банковская карта - электронное средство платежа, удостоверение доступа к счѐту в банке. Семейный (личный) бюджет - роспись доходов и расходов семьи (человека), составляемая на конкретный период (месяц, год и др.). Доходы семьи - деньги, материальные средства, ценности, которые получают члены семьи. Доходы могут поступать от предприятия, на котором работают члены семьи, от предпринимательства и так далее. Заработная плата (зарплата) - вознаграждение за труд человека (выполненную работу, оказанную услугу и т.п.), а также различные доплаты. Коммунальные услуги - обеспечение доступа к водным или энергоресурсам (холодная и горячая вода, электричество, отопление и т.д.). Кредит - предоставление денег на условиях платности, срочности, возвратности. Мошенничество - хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием. Пенсия - ежемесячное денежное пособие, выплачиваемое лицам, которые: достигли пенсионного возраста, имеют инвалидность или потеряли кормильца. Формы обучения Индивидуальная, фронтальная, групповая Методы обучения По источнику "передачи знаний": словесный, наглядный. По степени активности познавательной деятельности учащихся: проблемный. Приемы обучения Фронтальный опрос, работа по группам, индивидуальные задания. Этапы урока Деятельность учителя 1. Организационный этап Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала. Приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку. Создает благоприятную рабочую атмосферу. - Ребята, сегодня нас ждет увлекательное занятие – урок по финансовой грамотности. Для чего нам это нужно? Сегодня мы с вами познакомимся со многими терминами и понятиями по финансовой грамотности, применяемые в быту и так необходимые в повседневной жизни. Данный урок проведем в виде квест-игры. Как вы понимаете, что такое финансы на простом и понятном языке? Финансы – это деньги. Финансовая грамотность – понимание основных финансовых понятий и использование этой информации для принятия разумных решений, способствующих благосостоянию людей. К ним относятся принятие решений о тратах и сбережениях, выбор соответствующих финансовых инструментов, планирование бюджета, накопление средств на будущие цели, например, получение образования или обеспеченная жизнь в зрелом возрасте. А что такое экономика? Экономика – это наука о правильном ведении хозяйства. Экономика – это особая сфера жизни общества, охватывающая производство товаров и услуг, обмен ими, распределение и потребление созданных в обществе благ. Класс делится на три группы. 2. Актуализация знаний. Создание проблемной ситуации (5 минут) - Ребята, посмотрите, пожалуйста, на экран. Как собрать потребительскую корзину, то есть минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, который необходим для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности. Деятельностный компонент урока Выбрать основные виды продуктов для продовольственной корзины вашей семьи на месяц. Какие из товаров лучше не покупать вообще? Почему? Какие товары можно покупать время от времени? 3. Открытие новых знаний Проблемной ситуацией учитель подводит обучающихся к теме урока. Ученики сами называют тему сегодняшнего урока. - Тема урока: Квест-игра «В мире финансов». 4. Практический этап. Учебные задания Итак, мы начинаем наше путешествие в страну Финансовой грамотности, и наша первая остановка – Бюджет Семьи все знать должны! Задание в формате теста с одним правильным ответом, за каждый правильный ответ 1 б. Желаю удачи. 1. Задание в формате теста с одним правильным ответом, за каждый правильный ответ 1 б. Индивидуальная работа. Задание – тест. 1) Из чего складывается бюджет: а) из заработной платы, пенсии и стипендии б) из доходов и расходов в ) из денег. 2) Деньги, которые поступают в бюджет семьи это: а) расходы б) проценты в) доходы. 3) Как называются деньги, которые получают пожилые люди?: а) рента б) пенсия в) стипендия 4) Деньги, которые тратятся из бюджета это: а) доходы б) расходы в) прибыль. 5) Лучшим считается бюджет, в котором: а) доходы больше расходов б) доходы равны расходам в) доходы меньше расходов. 6) Зарплата, пенсия, стипендия – это разные виды: а) доходов б) расходов 7) Как называется денежное вознаграждение художников, поэтов и музыкантов за проделанную работу: а) грант б) премия в) гонорар. 8) Какой период времени считается самым удобным для составления бюджета: а) 1 месяц б) 1 год в) 1 неделя. 2. Конкурс загадок «Экономические загадки». Групповая работа. Вопросы задаются по очереди каждой группе. За правильный ответ группа получают баллы. 1. Стал владельцем, братцы, я – Вот завода … (Акция). 2. Люди ходят на базар: Там дешевле весь… (Товар). 3. На товаре быть должна обязательно… (Цена). 4. Как ребѐнка нет без мамы, Сбыта нету без… (Рекламы). 5. Чуть оплошаешь – в тот же момент Рынок захватит весь твой… (Конкурент). 6. Коль трудился круглый год, Будет кругленьким… (Доход). 7. Журчат ручьи, промокли ноги, Весной пора платить… (Налоги). 8. Дела у нас пойдут на лад: Мы в лучший банк внесли свой… (Вклад). 9. Приносить доходы стал В банке папин… (Капитал). 10. Мебель купили, одежду, посуду. Брали для этого в банке мы… (Ссуду). 11. Чтобы дом купить я смог, Взял кредит, внеся… (Залог). 12. И врачу, и акробату Выдают за труд … (Зарплату). 13. Чтобы партнѐров не мучили споры, Пишут юристы для них … (Договоры). 14. Он финансовый факир, В банк к себе вас ждѐт … (Банкир). 15. Мебель, хлеб и огурцы Продают нам … (Продавцы). 3. Соотнесите валюты и страны (за каждый правильный ответ – 1б., всего 12 баллов). Индивидуальная работа. Правильные ответы Беларусь Лат Казахстан Сомони Киргизия Сом Латвия Рубль Литва Лей Молдова Лит Туркменистан Манат Украина Крона Эстония Гривна Азербайджан драм Таджикистан Тенге Армения Манаты 4. Фронтальная работа. Задаются вопросы всему классу и кто первый ответит, получает 1 б. 1. - Какое «удобрение» увеличивало урожайность золотых монет на Поле Чудес в Стране дураков?(заклинание «Крекс – фекс – пекс»); 2. - На чѐм разбогател сказочный коротышка Пончик на Луне? (соль); 3. - Героине какой сказки удалось за нетрудовую денежную единицу сделать выгоднейшую покупку к своему юбилею? (Муха-Цокотуха); 4. - Какой сказочный персонаж периодически нѐс золотые яйца? (Курочка Ряба) 5. - Вспомните мультфильм по стихотворению С. Михалкова и ответьте: «Почему старик передумал корову продавать?» 6. 5. «Пословицы о деньгах». Проверим, хорошо ли вы понимаете значение пословиц, которые связаны с деньгами. Групповая работа. Бедность не порок. Не надо стыдиться своей бедности. Говорится в утешение тому, кто стыдится своей бедности, или когда сам человек говорит в оправдание своей бедности, когда хочет показать, что не придает им большого значения. Голь на выдумки хитра. Недостаток, отсутствие чего-либо заставляет быть изобретательным и использовать то, что есть. Говорится с одобрением или удовлетворением, когда из-за недостатка чего-либо необходимо придумывают нечто оригинальное, и, как правило, дешевое. Деньги – дело наживное. Говорится с желанием подбодрить, когда кто-либо испытывает денежные затруднения или несет материальные потери. Деньги к деньгам льнут. Говорится либо про богатого человека, либо когда у кого-либо началась серия денежных поступлений из разных источников. Деньги не пахнут. Говорят в ответ на осуждение способа зарабатывания денег. Деньги счет любят. Говорится в оправдание бережливости или усердного пересчитывания денег. Долг платежом красен. Как отнесешься к чему-либо, так отнесутся и к тебе. Говорится тогда, когда в ответ на какое-либо действие или отношение поступают так же. За спрос денег не берут. Говорится с целью подбодрить кого-либо разузнать поподробнее какую-либо информацию. Здоровья на деньги не купишь. Говорится как совет беречь здоровье, а также с осуждением, когда кто-либо в ущерб здоровью старается больше заработать денег. Копейка рубль бережет. Если будешь беречь копейку, то те самым и рубль сбережешь. Говорится как совет быть экономным, не тратить безрассудно деньги. Лишние деньги — Говорится с целью утешить кого-либо в случае финансовых проблем, либо в оправдание своей бедности лишняя забота. Не было гроша, да вдруг алтын. Грош – старинная медная монета в полкопейки. Алтын – старинная медная монета в три копейки. Вдруг стало много того, чего не было совсем. Говорится при неожиданной удаче, радости, когда после недостатка чего-либо оно появилось в большом количестве. Не в деньгах счастье. Говорится, чтобы утешить, ободрить кого-либо, когда у него нет или мало денег. Не все то золото, что блестит. Не все то, что ярко, привлекательно и бросается в глаза, представляет настоящую ценность. Говорится о том, что не имеет больших достоинств, несмотря на яркий внешний вид. Не дорог подарок, дорога любовь. Добрые чувства, хорошие отношения дороже подарков. Говорится, когда видят в недорогом подарке проявление хорошего отношения, внимание того, кто этот подарок сделал. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Хорошо иметь много друзей. Говорится, когда друзья или знакомые выручают в беде, помогают. Не с деньгами жить, а с добрыми людьми. Говорится, когда хорошие отношения между людьми ценят дороже, чем деньги, богатство. При беде за деньгу не стой. Говорится как совет, что если можно беды миновать, отдав деньги, то лучше заплатить. 6. «Загадочные финансы». Фронтальная работа. Ее суть заключается в том, что не все можно купить за деньги? Не все на свете продается и покупается. Есть на земле то, что ни за какие деньги не купишь. Чтобы убедиться в этом, закончите фразы: за деньги можно купить лекарство… (но не здоровье); за деньги можно купить часы… (но не время); за деньги можно купить книгу… (но не мудрость); за деньги можно купить телохранителя… (но не друга); за деньги можно купить положение в обществе… (но не уважение людей); за деньги можно купить поцелуй… (но не любовь); за деньги можно купить развлечения… (но не счастье). 1. 7. «Эрудиты финансов». Групповая работа. 2. В какой кубышке деньги не прячут? Ответ: В цветке под названием кубышка. 3. Где цену набивают молотком? Ответ: НА АУКЦИОНЕ. 4. Делать это ни в чужом, ни тем более в своѐм доме не стоит: деньгу выжить можно. Ответ: СВИСТЕТЬ. 5. Для всех мы в обилии рождаемся на свет. У одних нас много, а у других нас нет. Ответ: ДЕНЬГИ. 6. И марка российского самолета, и французская разменная монета. Ответ: СУ. 7. И очень длинная табуретка, и маленький магазин. Что это? Ответ: ЛАВКА. 8. Какое животное всегда при деньгах? Ответ: Свинья: у нее всегда есть пятачок. 9. Кто считает миллионы тысячами? Ответ: МИЛЛИАРДЕР. 10. Маленькая, кругленькая, Из кармана в карман скачет. Ответ: МОНЕТА. 11. На каком базаре самый большой шум? Ответ: НА ПТИЧЬЕМ БАЗАРЕ (РЫНКЕ). 12. Нумизматы ценят в купюрах год выпуска, а все остальные – количество … Чего? Ответ: НУЛЕЙ. 13. У какого русского художника-иконописца была «валютная» фамилия? Ответ: У АНДРЕЯ РУБЛЁВА. 1. Чем богачи гребут деньги? Ответ: ЛОПАТОЙ. 2. Что проверяют, не отходя от кассы? Ответ: ДЕНЬГИ 3. Что считать в чужом кармане нехорошо, но очень интересно? Ответ: ДЕНЬГИ. 5. 8. «Финансовые задачи». Групповая работа. 6. Прочитайте и решите задачи. 1. Летом килограмм клубники стоит 120 рублей. Ирина купила полтора килограмма ягод. Сколько рублей сдачи она получит с 500 рублей? (2 б.). 2. Максим положил в банк 50000 рублей под 10% годовых. Сколько денег окажется на вкладе через 1 год? (3 б.). 3. На рынке 1 кг малины стоит 250 рублей. Сколько полных стаканов малины можно купить на 180 рублей, если в 1 стакан входит 200 г малины? (4б.). 4. Вот и подошло к концу наше путешествие по стране «Финансы». Финансы и умение ими пользоваться играют большую роль в жизни человека. Но самое главное не надо преувеличивать роль денег, не надо превращать их в единственную цель в жизни. Деньги должны быть средством, а не целью человека. Английский экономист Френсис Бэкон высказал замечательную мысль: “Деньги – очень дурной господин, но весьма хороший слуга”. Именно так и надо относиться к деньгам. А сейчас самый волнительный момент нашего путешествия, жюри объявит, чья команда сегодня стала победителем. Молодцы сегодня все команды, упорно шли вперед. Поздравляю всех и желаю удачи.