"Как победить капризы ребенка?"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Как победить капризы ребенка?"
Автор: Рассадина Любовь Алексеевна
Как победить капризы ребенка?
Воспитатель ФМАОУ СШ №1 им. М.Аверина г. Валдай
дошкольное отделение Алёнушка
Каприз – это всегда сообщение ребенка о дискомфорте, которое он не умеет выразить в приемлемой форме. Если ребенок капризничает постоянно, а физические причины (недомогания, усталость) вы исключили, стоит задуматься, в каком душевном состоянии он пребывает. Психологи отмечают, что зачастую неадекватное поведение ребенка является реакцией на внутрисемейную дисгармонию. Бабушка недовольна тем, как молодая мама воспитывает малыша, постоянно возмущается и дает непрошенные советы. Или родители начинают ссориться каждый раз, как только малыша нужно укладывать спать. Явные или невысказанные претензии и конфликты, напряженная обстановка в семье в наибольшей степени сказываются именно на ребенке. В этом случае его капризы – это материализация окружающего его недовольства и раздражения. И исправить ситуацию можно, лишь наладив отношения в семье.
Определенные педагогические нарушения в семье тоже легко могут стать источником капризов. Если родители разрешают ребенку абсолютно все, и он просто-напросто не понимает слова нет, любая попытка запрета приводит его чуть ли не к истерике. Как правило, родители пугаются подобной реакции и готовы на все, лишь бы избежать ее повторения, а значит, продолжают потакать малышу. А это неминуемо углубляет разлад в семье и делает ее членов еще более раздражительными. Обратная ситуация также может вовлечь всю семью в порочный круг: с ребенком ведут себя излишне строго и пресекают буквально все попытки к самостоятельным действиям и принятию решений. Малыш протестует, родители становятся с ним еще строже. Тот же эффект возникает, если разные члены семьи придерживаются диаметрально противоположных стилей воспитания – например, мама очень строга с малышом, а папа разрешает абсолютно все.
Часто за капризы родители принимают стремление ребенка к самостоятельности. С 8–9 месяцев малыш уже начинает проверять на прочность окружающих взрослых. Ему дают игрушку, он кидает ее на пол и тут же требует назад. Так может повторяться много раз подряд. Ребенок выясняет границы дозволенного, причем, при общениис мамой, папой или бабушкой границы могут быть различными. При этом отличить плач реальной потребности от проверочного можно довольно легко: проверяя, малыш иногда перестает реветь, оглядывается и прислушивается, чтобы оценить произведенный эффект. Такие остановки – признак требования внимания к себе. Это не значит, что в этом случае его нужно игнорировать, лучше мягко разговаривать с ребенком, приводить разумные доводы, объяснять свои действия, в том числе необходимые отказы или запреты. Такой словесный контакт, если он установлен в самого рождения, позволяет проще отличить, чем именно вызвано необычное поведение, и справиться с ситуацией.
В возрасте 2–3 лет наступает пора, когда ребенок буквально на все отвечает: Я сам!. Причем, если попытки сделать что-то самостоятельно и не очень успешны (разлил, рабил, сломал, упал), лучшей стратегией будет не ругать малыша, а отметить его достижения и предложить вместе довести дело до конца. Часто одного факта признания самостоятельных попыток ребенка что-то сделать уже достаточно, чтобы жить в ладу и свести капризы к минимуму
1. Понимание причин капризов
Первый шаг к решению проблемы — это понимание, почему ребенок капризничает. Капризы могут быть вызваны:
-усталостью или недосыпом,
-голодом,
-скукой или недостатком внимания,
-стрессом в доме или на улице.
Обратите внимание на сигнал, который подает ребенок. Поняв причину, вы сможете предпринять соответствующие шаги для ее устранения.
2. Поддержание режима
Стабильный режим дня помогает ребенку чувствовать себя в безопасности и избежать лишних стрессов. Регулярные часы сна, приема пищи и игр снижают вероятность капризов, так как ребенок знает, чего ожидать.
3. Эмоциональное воспитание
Научите ребенка осознавать и называть свои эмоции. Используйте картинки или книги, чтобы помочь ему понять, что он чувствует в данный момент. Например, если ребенок расстроен, скажите: Ты выглядишь грустным. Тебе что-то не нравится? Это поможет ему научиться идентифицировать свои чувства и выражать их словами, а не капризами.
4. Ограничение выбора
Иногда капризы возникают из-за того, что у ребенка слишком много выбора. Упростите ситуации, предлагая ему ограниченное количество вариантов. Например, вместо того чтобы спрашивать Что ты хочешь на завтрак? предложите два варианта: Ты хочешь овсянку или йогурт?
5. Установка границ
Важно установить четкие и последовательные границы. Дети чувствуют себя более уверенно, когда знают, что можно, а что нельзя. Объясните, какие поведение ожидается от них, и что произойдет в случае нарушения этих правил. Например, если ребенок не убирает свои игрушки, можно сказать: Если ты не уберешь игрушки, то не сможешь поиграть с ними завтра.
6. Позитивное подкрепление
Поощряйте хорошее поведение и позитивные реакции. Похвала и маленькие награды могут мотивировать ребенка вести себя хорошо. Например, за каждый день без капризов можно ставить наклейку в специальный календарь, а в конце недели — дарить небольшую награду.
7. Применение тайм-аутов
Если ребенок упорно капризничает, попробуйте использовать тайм-аут. Это метод, при котором ребенок на некоторое время уводится в спокойное место, чтобы успокоиться и обдумать свое поведение. Важно заранее объяснить, почему это делается, чтобы он не воспринимал это как наказание, а как возможность прийти в себя.
8. Быть примером
Дети учатся, наблюдая за взрослыми. Если вы показываете, как можно эффективно справляться со своими эмоциями и трудными ситуациями, ребенок быстрее научится делать то же самое. Если, например, вы сталкиваетесь с проблемами и сохраняете спокойствие, это станет хорошим примером для подражания.
Заключение.
Капризы — это нормальное проявление детской натуры, однако с помощью этих стратегий их можно свести к минимуму. Главное — быть терпеливым и последовательным. Помните, что каждый ребенок уникален, и поиск правильного подхода может занять время. Главное — создать для ребенка атмосферу любви и поддержки, где он сможет безопасно исследовать свои эмоции и развиваться.