Открытое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе «Грамотеи»
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Открытое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе «Грамотеи»
Автор: Наталья Владимировна Умрихина
Открытое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе «Грамотеи»Цель: закреплять знания умения и навыки детей по разделу «обучение грамоте»; создать радостное эмоциональное настроение от совместной командной деятельности.Задачи:Закрепить понятие буква, звук, слог, предложение.Закреплять знания о гласных, согласных твердых и мягких звуках.Закреплять умение делить слова на слоги.Продолжать учить составлять слова из слогов.Учить вставлять пропущенные буквы в словахОборудование: конверт с письмом; ключи, вырезанные из бумаги; картинки с изображением Белоснежки, колдуньи; волшебного замка; картинки с изображением букв; слоговые таблицы; карточки с заданиями; картинка для составления схемы предложения; квадраты синего, зелёного, красного цветов; цветные карандаши; жёлтые круги для рисования смайликов; мяч.Ход занятия:Подготовительная часть.Организационный момент.Раз, два, три, четыре, пять,(загибают поочерёдно пальцы правой руки)Будем мы сейчас играть,(руки перед грудью, движения руками вверх, вниз)Смотреть, слушать, размышлять,(прикладывают указательные пальцы поочередно к наружным уголкам глаз, ушам, вискам)Но друг другу не мешать,(«грозят» указательным пальцем)Внятно четко говорить,(очерчивают область рта)Не вертеться, не шалить.(«грозят» указательным пальцем)Все хотим мы заниматься, Все хотим мы много знать.Основная часть.Сюрпризный момент.– Ребята, я хочу рассказать вам о случае, который произошел со мной сегодня утром. Когда я пришла в детский сад, то увидела у дверей нашей группы, лежало вот это письмо. Сейчас я его прочитаю.«Здравствуйте, ребята, пишет вам Белоснежка, из сказки «Белоснежка и семь гномов» я узнала, что в группе Дюймовочка очень добрые и отзывчивые дети и поэтому решила именно вас попросить о помощи. Меня похитила злая ведьма и заточила в каменный замок. Мне смогут помочь те дети, которые справятся с заданиями, которые будут встречаться у них на пути. За каждое правильно-выполненное задание вы будете получать ключ. Если к концу пути у вас будет шесть ключей, то вы сможете освободить меня. Ну, а если вы не соберёте шесть ключей, то я навсегда останусь в каменном замке».– Ребята, ну что поможем Белоснежке? Освободим её?– Ребята, дорога длинная, нас ждёт много испытаний.Палочкой волшебнойВ воздухе взмахнёмВолшебство начнётся,В сказку попадем!– Для того, чтобы получить первое задание, нужно ответить на вопросы.– Готовы? (Да)Вопросы:Когда мы общаемся друг с другом, мы слышим звуки. Это звуки речи.Какие бывают звуки речи? (гласные и согласные)Назовите гласные звуки (А, О, У, Ы, И, Э,Е,Ю,Ё,Я).Почему они называются «гласные»? (они произносятся только с помощью голоса, их можно петь).Назовите согласные звуки (Л, М, Н, Р, Г, К, В, Ф, З,С ). Почему они не поются? Что мешает?Чем отличается «звук» от «буквы»? (звуки мы слышим и говорим, а буквы видим и пишем).-А какие гласные звуки бывают ( твёрдые и мягкие)Игра с мячом «Твёрдый – мягкий».Я буду называть твёрдый звук, а вы мне мягкий. (С-сь, М-мь, В-вь, Л-ль, К-кь, Т-ть, П-пь, Н-нь, Р-рь, Ф-фь, Г-гь, Д-дь, З-зь)– Молодцы, и так, мы можем перейти к первому заданию, чтобы получить первый ключик.Задания за столами.– А сейчас давайте пройдём к столам. Дети занимают места за столами.(После каждого задания воспитатель вывешивает ключ).Препятствие «Буква спряталась»– Ребята, давайте постараемся найти буквы, которые здесь спрятались.Работа в парах.Препятствие «Лишняя буква».– Перед вами лежат две карточки с буквами. Найдите и зачеркните в каждой карточке лишнюю букву и объясните, почему вы зачеркнули именно эту букву. Например, (Я зачеркнул букву К, потому что она согласная, а все остальные – гласные буквы) идём на стульчикиНу чтоб нам перейти к следующему препятствию,нужно ответить на вопросыРебята, а согласные звуки какие бывают? (звонкие и глухие).– Какие же гласные звуки указывают на твердость согласного? («а», «о», «у», «ы», «э»).– Какие же гласные звуки указывают на мягкость согласного? («я», «ё», «ю», «и», «е»).Препятствие «Твёрдый или мягкий звук».– Я вам называю слова, а вы слушаете внимательно, какой первый звук в слове. Если первый звук в слове твёрдый – вы поднимаете синий квадрат, а если первый звук в слове мягкий, то поднимаете зелёный квадрат.– Приготовились, слушаем внимательно: сад, синий, мыло, мила, луч, нитка, телефон, Зина, корзина, рысь, волк, зеркало, мука, ночь, вилка, лимон.ФизкультминуткаВ старом дереве дуплоЭто домик буквы «О» (круговые движения руками)Рядом с нею на сукуПримостилась буква «У» ( присесть на корточки)В гости к нам издалекаПрибежала буква «А» (бег на месте)Прилетела буква «Я»На спине у воробья. (махи руками, как крыльями) Буквы стали веселиться,И смеяться, и кружиться.То попрыгают немножко,То похлопают в ладошки,То присядут, отдохнут,То опять плясать начнут.– Подтянули плечи, спинки. А сейчас конец разминке.И вот, новое препятствие,но сначала нужно ответьте на вопросРебята, на что делятся слова? (слова делятся на слоги)4.Препятствие Разделите слова на слоги.– Отгадайте загадки. Слова-отгадки разделите на слоги.Они ходят, но стоят.Всем о времени твердят,Когда спать, когда вставать,Когда можно погулять…(Часы)Кто зимой холодной,В лесу ходит злой и голодный?(Волк)Белый хвост, чёрный нос.Наши тапочки унёсВ уголок под кровать.И не хочет отдавать.(Собака)– Сколько слогов в словах-отгадках? (2,1,3)Игра с мячом «Придумай слово»Воспитатель бросает мяч и говорит слог, а дети придумывают слова, которые начинаются с этих слогов.– Например, слог МА (мама, Маша, матрас, машина, март, май)Слоги: ЛА (лампа, лапа, лама, ламбада).МУ – (муха, мухомор, мул, мусор, мультфильм, Мурзик);НИ – (Нина, нитка, Ника, никогда, Никита);5.Препятствие «Раздели слова на слоги».– Напишите в пустых клеточках слог ГА и прочитайте слова.– Напишите в пустых клеточках слог КА и прочитайте слова.– Напишите в пустой клеточке букву, чтобы получилось слово, прочитайте получившееся слово.– Назовите полученные слова? (нога, вилка, кот)Препятствие «Придумать предложения». – Ребята нам нужно выяснить, сколько слов в предложении. Я буду говорить вам предложение, а вы определите, какая схема из четырёх подходит к предложению.Мальчик читает книгу.Дети играют в мяч.– А теперь вы придумайте предложение вот по этой картинке. Каждое слово в предложении нарисуйте в виде прямоугольника. – Ребята, напоминаю, что у первого прямоугольника правая сторона повыше и обозначает начало предложение.– А почему первое слово мы обозначаем так? (потому, что первое слово в предложении пишется с большой буквы).– И вот мы выполнили последнее задание, и получаем седьмой ключик. Какие мы с вами молодцы. Мы отправим эти ключики гномам, и они освободят Белоснежку.– Ребята, Белоснежка вам очень благодарна и приготовила для вас небольшие подарочки.Заключительная часть.Палочкой волшебнойВ воздухе взмахнёмВолшебство закончится,В группу попадем!Рефлексия деятельности.– Чем мы сегодня занимались на занятии?– Что вам больше всего понравилось на занятии?«Смайлики»У детей на столах жёлтые круги, на которых они должны нарисовать своё настроение в конце занятия. Если настроение на протяжении занятия было очень хорошее, веселое, то дети рисуют улыбающейся смайлик, а если настроение было не очень хорошее, или что то было не понятно, сложно, то грустный смайлик.