Реализация программы «Социокультурные истоки» через проектную деятельность в детском саду


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Реализация программы «Социокультурные истоки» через проектную деятельность в детском саду
Автор: Улядарова Ольга Станиславовна

Реализация программы «Социокультурные истоки» через проектную деятельность в детском саду В настоящее время воспитание детей рассматривается как стратегический общенациональный приоритет, требующий консолидации усилий различных институтов гражданского общества и ведомств на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. В частности, разработана и реализуется в настоящее время «Стратегия развития и воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». В ней указано, что «Приоритетная задача Российской Федерации ‭ формирование новых поколений, обладающих знаниями и умениями, которые отвечают требованиям XXI века, разделяющих традиционные нравственные ценности, готовых к мирному созиданию и защите Родины. Ключевым инструментом решения этой задачи является воспитание детей. Стратегические ориентиры воспитания сформулированы Президентом Российской Федерации В. В. Путиным: «…Формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России -зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой родине, общенациональная и этническая идентичность, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом». В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства» является одним из основных принципов дошкольного образования. «В настоящее время необходимо обеспечить объединение обучения и воспитания в единый процесс, основанный на нравственных и социокультурных ценностях, принятых в обществе норм и правил поведения в интересах человека, семьи, общества». Недавно разработана Федеральная образовательная программа дошкольного образования, которая будет реализовываться на всей территории России. Федеральная образовательная программа дошкольного образования позволяет реализовать несколько основополагающих функций дошкольного уровня образования: 1. Обучение и воспитание ребенка дошкольного возраста как Гражданина Российской Федерации, формирование основ его гражданской и культурной идентичности на соответствующем его возрасту содержании доступными средствами. 2. Создание единого ядра содержания дошкольного образования, ориентированного на приобщение детей к традиционным духовно- нравственным и социокультурным ценностям российского народа, воспитание подрастающего поколения как знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины. 3. Создание единого федерального образовательного пространства воспитания и обучения детей от рождения до поступления в начальную школу, обеспечивающего ребенку и его родителям (законным представителям) равные, качественные условия ДО, вне зависимости от места проживания. Таким образом, государством очерчены четкие ориентиры, которые позволят подготовить совершенно новое поколение будущих граждан России. В настоящее время в детском саду № 82 г. Чебоксары реализуется программа «Социокультурные истоки». Содержание программы позволяет объединить воспитательные и развивающие цели и задачи на основе системы социокультурных и духовно- нравственных категорий и ценностей, позволяет детям осваивать знания не на информационном уровне, а на уровне социокультурного опыта и личностного развития. Основная задача программы «Социокультурные истоки» в дошкольный период ‭ формирование духовно-нравственной основы личности, а также присоединение ребенка и его родителей к базовым духовно-нравственным и социокультурным ценностям России. В связи с этим педагогами детского сада разработан и успешно реализуется проект «Под крылом добра ‭ под крылом семьи». Задачами проекта является формирование культуры личности ребенка и взрослого с миром ценностей и традиций многонационального народа российского общества и вовлечение семей воспитанников в воспитательно-образовательный процесс. В рамках проекта с семьями воспитанников организуются в течение года активные занятия. Проведение таких занятий с родителями разных возрастных групп организуется по различной тематике: «Ласковое имя», «Дружная семья» «Верность родной земле» «Сказочное слово» «Доброе слово», «Домашнее тепло» и пр. Система активных занятий и методика проведения активных форм образовательной деятельности направлены именно на то, чтобы дети были готовы и умели делать жизненно важный выбор. В процессе освоения содержания программы «Социокультурные истоки» происходит постепенное присоединение детей, родителей и педагогов к социокультурному опыту; переосмысление прошлого и настоящего опыта; развитие способности ориентироваться на будущее. В детском саду существует традиция оформления семьями воспитанников книг- самоделок по прочитанному, и анонсирование их на выставке. Родители читают литературные произведения детям, а затем своими руками изготавливают книги, и делятся ими в рамках выставки. Содержание книг для развития детей дошкольного возраста по программе «Социокультурные истоки» актуализируют знания обучающихся по игровой деятельности, развитию речи, познавательному развитию, изобразительной, музыкальной и художественно-продуктивной деятельности. Центральное место в книгах для развития занимают русские народные сказки, сказы, былины, фрагменты произведений классической литературы. Это произведения А. С. Пушкина, В. А. Жуковского, Ф. И. Тютчева, И. А. Бунина и др. Народные игры, песенки, потешки, поговорки, пословицы, помещенные в книгах для развития, являются составной частью народной культуры, ее духовного потенциала, формировавшегося на протяжении длительного времени. Они возвращают детей к ценности родного слова, возрождают их генетическую память. Воспитание нравственно- духовных чувств, происходит не только в беседах и чтении литературы, но и в праздниках. Большое место в проекте отведено проведению календарных праздников, наполненных духовным и нравственным содержанием. Мероприятия всегда подразумевают активное взаимодействие с семьями воспитанников. Интересно проходит приобщение к рождественским традициям во время «Рождественских посиделок». Воспитанники декламируют стихи, которые имеют глубокий духовный смысл, взрослые и дети изготавливают рождественских ангелов для украшения елки. Праздничный вечер завершается всегда веселым хороводом и чаепитием в семейной обстановке. Одним из любимых праздников является праздник «Три Спаса», где дети и родители узнают традиции медового, яблочного и орехового спаса, играют в народные игры, поют песни, водят хороводы. Осенью традиционно организуются семейные посиделки «Ларец-дворец», приуроченные ко Дню матери. Здесь рукодельницы- мамы проводят мастер-классы: делятся своими вышивками и ткачеством, мастерством выпечки. С целью передачи семейных традиций колыбельных песен устраиваются, вечера «Баю-баюшки-баю». Родители представляют всем свои традиции, укачивая малышей, поют семейные колыбельные. Вечера всегда получаются очень трогательными и наполненными большой любовью и лаской. Знакомство с богатырскими традициями защитников Родины происходит на «Богатырских состязаниях», где воспитанники и их родители показывают свою силу, смекалку, волю, соревнуясь в постройке крепости и скачках на конях, юные воины ощущают себя настоящими защитниками Родины. Праздник «Пасхальная ярмарка» объединяет вокруг себя всех членов семьи, вместе играют в хороводные игры и забавы, создают писанки, украшают пасхальное дерево. В завершении года всегда проходит «Фестиваль семейных театров». Для постановок выбираются литературные произведения, которые в течение года читали родители вместе с детьми. Инсценировки всегда несут в себе нравственный смысл, доступный восприятию дошкольников. Летом проводится всеми любимый праздник «День любви, семьи и верности». В этот день вспоминают историю возникновения праздника, разговаривают о семейных традициях. Важной частью мероприятия становится изготовление ромашки, где на лепестках дети пишут самые добрые и теплые пожелания своим семьям. Литература: Официальный сайт RG.RU.Стратегия «Стратегия развития и воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» [Электронный ресурс]. ‭ Режим доступа . Дата обращения: 31.05.2023 Официальный сайт КонсультантПлюс. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]. -Режим доступа .Дата обращения: 31.05.2023 Официальный сайт Министерства просвещения Российской Федерации. Федеральная образовательная программа дошкольного образования [Электронный ресурс]. Дата обращения: 31.05.2023 Пожалуйста, не забудьте правильно оформить цитату: Смелова, А. В. Реализация программы «Социокультурные истоки» через проектную деятельность в детском саду / А. В. Смелова, А. А. Ельникова, М. А. Мокеева, О. В. Тимофеева. ‭ Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. ‭ 2023. ‭ № 6 (65). ‭ С. 26-28. ‭ URL: (дата обращения: 20.01.2025).