классный час "Общение и конфликт"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: классный час "Общение и конфликт"
Автор: Юлия Дмитриевна Сидорова

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение«Осташковский колледж»МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКАОбщение и конфликтОсташков, 2025 г.РАССМОТРЕНО И ОДОБРЕНОна заседании ЦМК классных руководителей Председатель ЦМК___________Протокол № ____«____»__________2025 г.В данной методической разработке представлена методика организации и проведения внеклассного мероприятие по теме «Общение и конфликт».Целью методической разработки является получение новых знаний, умений и навыков в области конфликтов.Разработка предназначена для использования материала классными руководителями колледжа при проведении внеклассных мероприятий.Автор: Ю.Д.Сидорова, мастер производственного обучения ГБПОУ «Осташковский колледж»СОДЕРЖАНИЕПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКААктуальность темы обусловлена тем, что студентам необходимо научиться выстраивать отношения друг с другом. Каждый человек – это личность, обладающая набором своих внутренних характеристик и качеств. В связи с этим возможно возникновение различных конфликтных ситуаций.Методическая разработка предназначена для проведения внеаудиторного мероприятия в форме классного часа с элементами тренинга по теме «Общение и конфликт» со студентами всех специальностей первого года обучения, не изучавшими конфликты на занятиях по психологии. Разработка включает практико-ориентированные материалы для развития у студентов представлений о конфликте, навыков конструктивного решения конфликтов, повышения коммуникативной и социально-психологической компетентности будущих медицинских работников.В методической разработке предлагается подробное описание практических заданий и методический материал к ним. Данная разработка может быть использована в работе классных руководителей студенческой группы.1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАПВажную роль играет предварительная работа – подготовка классного часа. Необходимо заранее разделить группу на две команды, дать тему классного часа.Также важно подготовить студентов, которые будут помогать организовывать и вести этот классный час. Необходимо подготовить материалы для классного часа: распечатать «Экран настроения», «Фишбоун», тестирование «Определение уровня конфликтоустойчивости».Это обеспечит создание благоприятной обстановки.2. ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЯТема: «Общение и конфликт»Цельполучение новых знаний, умений и навыков в области конфликтов.Задачи:1.Познакомить студентов с понятием «конфликт».2.Изучить виды конфликтов и причины их возникновения.3.Рассмотреть основные тактики поведения в конфликтных ситуациях.4.Развивать и закреплять умения и навыки правильного разрешения конфликтных ситуаций.Технологии, используемые на классном часе:1. Приём «Фишбоун» (рыбный скелет). Используется для визуализации высказываний обучающихся на проблемный вопрос о том, что такое «конфликт».2.Приём «Ассоциативный ряд». Применяется для знакомства обучающихся с тактиками поведения в конфликтных ситуациях.3. Приём рефлексии «Сундук». Приём рефлексии использовался в конце занятия. Суть - зафиксировать полученные знания, умения и навыки по изученной теме.4. Упражнение «Смайлики». Использовалось для диагностики эмоционального состояния студентов до начала занятия и после.5.Элементы цветотерапии. «Смайлики» были зелеными для положительного настроя на работу. Сигнальный характер цвета был в названиях технологических карт: красный - для обозначения неправильного поведения в конфликтных ситуациях; зеленый - для правильного поведения в конфликтах.Место проведения: учебный кабинет.Время проведения: 40 мин.Участники: студенты группы.ОК и ПК, которые актуализируются на внеклассном мероприятии:ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.OK 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития.ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.ПК 4.3. Проводить санитарно-гигиеническое просвещение населения.ПК 4.6. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья различных возрастных групп населения.План3. СЦЕНАРИЙ КЛАССНОГО ЧАСА1.ВВЕДЕНИЕОрганизационный момент: группа заранее была разделена на 2 команды, которые сидели за отдельным столами.Упражнение «Смайлик».Цель: диагностика психоэмоционального состояния студентов до начала классного часа. Ведущий: «Ребята, пожалуйста, выберите любой «смайлик», который похож на Ваше настроение, на начало занятия, с обратной стороны впишите свою фамилию и имя. Затем свои «смайлики» отдайте моей помощнице («смайлики» собираются и данные вносятся на бланк «Экрана настроения»).Вводная беседа: Ведущий: «Доброе день, ребята! Все мы разные: у каждого свои взгляды, привычки, мечты. А это значит, что наши интересы и интересы других людей могут не совпадать. Иногда это становится причиной, приводящей к возникновению конфликтов (барьеров в общении). Целью нашего занятия будет получение новых знаний, умений и навыков в области конфликтов. Вы познакомитесь с понятием «конфликт», его видами и причинами возникновения. Узнаете о том, как правильно их нужно разрешать, а также парами и командами потренируетесь разрешать конфликты. Сейчас с помощью изображения «скелета рыбы» мы с вами попробуем разобраться, что же такое конфликт.Приём «Фишбоун». Упражнение «Скелет рыбы».Цель: определение степени знаний о понятии «конфликт», знакомство с научным понятием «конфликт».Ведущий: «Ребята, вы слышали слово «конфликт»? С вами часто происходили конфликтные ситуации? Как вы понимаете это слово, что, по - вашему означает «конфликт»? Важно дать понять, что конфликты - жизненно важные сферы, где есть стереотипы восприятия с навешиванием ярлыков, желанием любой ценой доказать свою правоту; часто конфликт вовремя не распознается, протекает скрыто, вызывая напряжение у участников. Как часто конфликт возникает на пустом месте, просто потому – что участники конфликта не умеют слушать друг друга. Здесь нужно дать участникам высказаться, как можно защищать свою позицию в споре, без обиды и оскорблений.Итак, в латинском языке слово «conflictus» означает столкновение. В русском языке слово «конфликт» стало употребляться с 19 века и трактуется как, «спор, столкновение, серьёзное разногласие». Ученые считают, что конфликты - это часть нашей жизни, они способствуют реформам, преобразованию, развитию человека и всего общества. Конфликт - это отстаивание своей позиции, точки зрения, столкновение отдельных людей или социальных групп, выражающее различные, а нередко, и противоположные цели, интересы и взгляды (подсказка для обучающихся: конфликт – злость, ненависть, ссора, несчастье, стресс, болезнь, радость, победа ссора, спор, драка, разногласия, столкновение, непонимание).Обсуждение:- молодцы, благодаря Вашей помощи, наша рыбка стала – золотой и красивой!- смотрите, Ваши ответы совпали с определением, которое дают ученые этому слову!2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬУпражнение - разминка: «Ветер дует на того…».Цель: снятие напряжения, настрой на дальнейшую работу. Выбирается ведущий, который убирает один стул, а затем говорит: «Ветер дует на того, кто сегодня умывался! И т.д.».Все участники вскакивают со стульев и быстро меняются местами. Кто остался без места, становится водящим.Беседа: виды и причины возникновения конфликтов.Ведущий: «Зачитывается высказывание Т.Фуллера – «Люди, которые ведут борьбу с огнём при помощи огня, обычно оказываются в пепле». Как вы думаете, между кем могут возникать конфликты? (заслушиваются ответы). Предлагается рассмотреть виды конфликтов:- внутриличностный;- межличностный;- между личностью и группой;- межгрупповой конфликт.Ведущий: «Большинство конфликтов между людьми происходит по одной простой причине. Мы много фантазируем о том, что хорошо понимаем друг друга, и мало говорим, для того, чтобы действительно друг друга понимать…».Вопросы студентам:- Ребята, как вы считаете, почему возникают конфликты?- Попадали ли вы когда-нибудь в конфликтные ситуации?- С какими людьми вы чаще всего конфликтуете? Почему?- Бывают ли у вас конфликты со своими сверстниками? В чём их суть?- Что чаще всего является для вас причиной конфликта?Заслушиваются ответы. Далее предлагается рассмотреть следующие причины конфликтов:1. Конфликт может возникнуть при появлении трудноразрешимых противоречий.2. При столкновении интересов на почве соперничества.3.При отсутствии взаимопонимания, часто сопровождается острыми эмоциональными переживаниями.4. Недоверие и раздражение может вызвать конфликтную ситуацию.5. Отсутствует возможность высказаться.6.Основу любого конфликта образует ситуация, включающая противоположные цели или средства их достижения.Вопросы студентам:- Конфликты влияют на общение и взаимоотношения людей?- Каким образом?- Каким становится общение и взаимоотношения людей после ссоры?Ведущий: «Но конфликты в жизни неизбежны. Конфликтов не будет, когда все люди вдруг станут совершенно одинаковыми: одинаково будут думать, одинаково чувствовать, жить без ссор! Ребята, как вы думаете, весело или грустно будет жить в таком мире одинаковых людей? Вадим Зверев говорил, что «каждая лошадь думает, что её поклажа самая тяжелая». Так и у нас с вами есть различные формы общения, поведения и реакций в конфликтных ситуациях».Упражнение «Временные модели конфликтных реакций». Цель: познакомить студентов с характеристикой типичных моделей конфликтных реакций и способами с ними справиться.Ведущий: «Существует несколько типов моделей конфликтных реакций, внимательно их послушайте и попробуйте определить, какая модель реакции у вас чаще всего возникает». После знакомства предлагаются краткие советы, как справиться со своими реакциями.1.Вулкан (непредсказуемые вспышки). Совет: запомните, в какое время вы или окружающие закипаете, и выключите пламя.2.Глиняный горшок (медленно разогревается). Совет: запомните, в какое время вы или окружающие закипаете, и выключите пламя3.Волна  (спорный вопрос кажется решенным, но позже поднимается снова). Ничего не поделаешь. Совет: будьте готовы к этому. Старайтесь обойти предмет разногласий.4.Собиратель (до тех пор, пока не накопится достаточно, по его мнению, обид, не высказывает никакой реакции). Совет: будьте честным. Следите за событиями. Регулярно проверяйте, как обстоят дела.5.Реактор (приходит к внезапным решениям и высказывает их, не думая о последствиях). Совет: сожмите губы, пока не успокоитесь. Найдите другой способ разрядки. Отделите мысленно реакцию от источника.Упражнение «Праздничный пирог».Цель: самодиагностика стратегии поведения обучающихся в конфликтной ситуации.Ведущий: «Представьте себе, что к вам на День рождения пришли друзья пить чай с праздничным тортом. Но торт к сожалению, был небольшого размера и его явно не хватит на всех. Что вы будете делать в этой ситуации? Выберите вариант своего поведения:1.Откажетесь разрезать торт, и чтобы никого не обидеть, попросите, кого - нибудь это сделать (избегание).2.Разрежете торт сами, на своё усмотрение, кому какой кусок - не важно, главное - себе самый лучший, так как у Вас же День рождение! (конкуренция).3.Учтёте пожелание гостей, а себе возьмете кусок, какой достанется (приспособление).4. Постараетесь разделить торт поровну между всеми участниками праздника, включая и себя тоже (сотрудничество).5. Скажете, что торт вы есть не хотите, пусть его съедят гости, а сами съедите только шоколадные фигурки с торта (компромисс).Ведущий: «Классическим образцом неразрешимого конфликта могут служить два барана, не желающим уступить друг другу дорогу на узком мосту. Чтение стихотворения С. Михалкова «Бараны»:По крутой тропинке горнойШел домой барашек черныйИ на мостике горбатомПовстречался с белым братом,И сказал барашек белый:«Братец, вот какое дело:Здесь вдвоем нельзя пройти -Ты стоишь мне на пути».Черный брат ответил:«Ме-е, Ты в своем, баран, уме-е?Пусть мои отсохнут ноги,Не сойду с твоей дороги!»Помотал один рогами,Уперся другой ногами...Как рогами ни крути,А вдвоем нельзя пройти.Сверху солнышко печет,А внизу река течет.В этой речке утром раноУтонули два барана.Упражнение - разминка «Узкий мост».Цель: развитие способности избегать конфликты, умение регулировать своё поведение в конфликтной ситуации. На полу ведущий чертит длинные линии на некотором расстоянии друг от друга, это будет мост. Выбираются два участника, которые идут с разных сторон «моста» одновременно. На середине они встречаются, перед ними стоит задача дойти до конца моста. Ведущий обращает внимание остальных участников на то, как каждый из испытуемых себя ведет: вежливо расходятся, ищут компромисс, толкают друг друга и т.д. В конце проводится обсуждение.Обсуждение:- легко было выполнять упражнение?- у кого не получилось перейти мост?- почему, как вы думаете?- кто смог перейти мост, не упав в овраг?- что им помогло?- что нужно, для того, чтобы перейти мост?Ведущий: «Японский писатель Ямамото говорил: «Мудрый человек всегда найдёт способ, чтобы не начать войну». Сейчас я познакомлю вас с тактиками поведения, которые люди применяют в тех или иных конфликтных ситуациях».Упражнение «Ассоциативный ряд».Цель: познакомить обучающихся с тактиками поведения в конфликтных ситуациях.Ведущий: «Мы живём с вами в мире, где часто солнечный свет взаимопонимания заслоняется мрачными тучами обид, дует холодный ветер подозрений, сверкают молнии конфликтов.… Как сохранить прекрасную погоду в нашей душе, жить в мире и радости? Как не «промокнуть» под дождем непонимания и как помочь в этом другим? Рассмотрим некоторые варианты поведения в конфликте. В чем их сильные и слабые стороны? Вспомните, как вы вели себя переходя через мост? Был ли их выбор товарищей для разрешения конфликтной ситуации правильным? Очень важная роль в конфликтной ситуации принадлежит выбору соответствующего стиля поведения!Различаются следующие тактики/стратегии поведения:- конкуренция;- уклонение;- приспособление;- сотрудничество;- компромисс.Вопросы обучающимся:- какие ассоциации, образы или слова возникают у вас при словах – конкуренция, уклонение, приспособление, сотрудничество и компромисс.Человек, использующий стиль конкуренции, обычно весьма активен, предпочитает идти к разрешению конфликта своим определенным путем. Он не очень заинтересован в сотрудничестве с другими людьми, но зато способен на волевые решения. Стиль конкуренции эффективен в том случае, когда человек обладает определенной властью и уверен что его решение в данной ситуации правильное.Стиль уклонения - приемлем, когда проблема не столь важна для человека, когда он не хочет тратить силы на нее, когда чувствует, что находится в безнадежном положении.Стиль приспособления приемлем, если вы действуете совместно с противоположной стороной. Этот стиль целесообразнее, когда вы, немного уступая, мало при этом теряете. К такой стратегии допустимо прибегать, если в данный момент нужно смягчить обстановку и отстоять свою позицию.Следуя стилю сотрудничества, человек активно участвует в разрешении конфликта и отстаивает свою точку зрения, свои интересы, но старается при этом и сотрудничать с оппонентом.Стиль компромисса предполагает частичное удовлетворение интересов обеих сторон путем взаимных уступок, взвешивая все «за» и «против».Обсуждение:- какие узнали тактики поведения в конфликтной ситуации?- как вы считаете, какая тактика поведения самая лучшая? Почему?- какая тактика, наоборот, самая неэффективная? Почему?- ребята, в конфликтных ситуациях, вы какую тактику поведения чаще всего применяете?- как общаетесь и взаимодействуете в конфликтной ситуации?Ведущий: «Древнегреческий ученый Домиль считал, что «Те, кто не могут сварить суп, заваривают кашу». В связи с этим, я предлагаю вашему вниманию упражнение, которое будет помогать развитию у вас навыков неконфликтного общения».Упражнение «Рисунок вдвоем».Цель: развитие навыков неконфликтного поведения.Делятся на пары. Каждая пара получает лист бумаги. С этого момента и до окончания упражнения разговаривать нельзя. Необходимо взять одну ручку вдвоём и так, чтобы оба партнера держали её, нарисовать рисунок на свободную тему.Обсуждение:- кто что рисовал,- почему нарисовали именно это,- трудно ли было выполнять это задание? Почему?Причина трудности выполнения задания: в ситуации, когда наши интересы не совпадают с интересами другого человека (а именно так возникает конфликт!), можно вести себя совершенно по-разному.- как вы думаете, что нужно для того, чтобы лучше всех выполнить задание? Нужно: уметь договариваться о том, что будем рисовать.- понравилось выполнять такое задание? Почему?Ведущий: «Ребята, послушайте замечательные слова - «Жизнь - процесс решения бесконечного количества конфликтов. Человек не может избежать их. Он может только решить, участвовать в выработке решений или оставить это другим!». Сейчас вам предстоит самостоятельно составить фотоколлаж о тактиках поведения людей в конфликтных ситуациях».3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬВедущий: «Как говорил отечественный писатель Г. Александров, «Конфликт любой всегда уладит мудрец, владеющий собой». Я в свою очередь, предлагаю вашему вниманию следующие советы доброго общения и отношений:1.Не позволяй себе раздражения, гневного состояния.2. Не упрямься и не будь капризным.3. Не ругай себя, если что-то не получается так как тебе бы хотелось.4. Не предъявляй больших требований к окружающим людям, они тоже могут в чем – то ошибаться.5. Принимай людей такими, какие они есть.6. Относись к окружающим так, как бы тебе хотелось, чтобы они относились к тебе (Конфуций).7. Постарайся приложить волевые усилия, чтобы в острой ситуации сдержать себя, не будь агрессивным и вспыльчивым.Ведущий: «Ребята, что нового и полезного Вы узнали сегодня на классном часе? Для того, чтобы Вы смогли ответить на мой вопрос, я предлагаю вам упражнение «Сундук». Цель: рефлексия занятия, подведение итогов. Задание: участники по очереди, начиная со слов: «После сегодняшнего занятия Я могу положить в сундук..» перечисляют то, что увидели, почувствовали, узнали нового, научились делать, тренировались чему - то, т.е. наиболее важные для них результаты занятия.Упражнение «Смайлик».Цель: определить психоэмоциональное состояние в конце занятия. Ведущий: «Ребята, выберите «смайлик», который похож на Ваше настроение в конце нашего занятия, с обратной стороны впишите свою фамилию и имя и отдайте их помощнице («смайлики» собираются и данные повторно вносятся на бланк «Экрана настроения»).Ведущий: «Конфликты неизбежны. Нужно уметь их решать и выходить из них с достоинством, оставаясь Человеком!Просим пройти процедуру тестирования, подсчитать результаты, подвести краткие итоги.Мне бы хотелось завершить нашу встречу словами старинной народной мудрости:Прежде чем сказать – посчитай до десяти,Прежде чем обидеть – посчитай до ста,Прежде чем ударить – посчитай до тысячи.Ведущий: «Большое спасибо всем за активность и заинтересованность темой нашего занятия! До новых встреч!СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
  • Гущина Т.Н. Игровые технологии по формированию социальных навыков у подростков: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2007г.
  • Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия / Под ред. Е.А. Левановой СПб.: Питер, 2007г.
  • Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители). – СПб.: Издательство “Речь”, 2006г.
  • Победи конфликт! / Авт.-сост. В.И. Екимова, Т.В. Золотова. – М.: АРКТИ, 2008г.
  • Психокоррекционная работа со старшеклассниками: тренинги / Авт.-сост. О.Н. Рудякова. – Волгоград: Учитель, 2008г.
  • Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. — М. Изд-во Института Психотерапии. 2002 — ...с.
  • ПРИЛОЖЕНИЕ 1Рис. 1 «Экран настроения»ПРИЛОЖЕНИЕ 2Рис. 2 «Фишбоун» (скелет рыбы)ПРИЛОЖЕНИЕ 3Определение уровня конфликтоустойчивостиНазначение. Данная методика позволяет выявить основные стратегии поведения в потенциальной зоне конфликта - межличностных спорах и косвенно определить уровень конфликтоустойчивости личности.Инструкция. Внимательно прочитайте и оцените каждое из десяти полярных суждений, указанных в бланке, которые в большей мере свойственны вашему поведению. Для этого сначала определите, какое из двух крайних суждений подходит вам, а затем оцените его по 5-балльной системе. Помните, что промежуточная графа 3 означает равнозначное присутствие обоих качеств. Крайние же значения 4-5 и 1 -2 характеризуют либо уклонение от споров, либо непринужденное участие в разрешении спорных моментов.Бланк ответовПРОДОЛЖЕНИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ 3Обработка и интерпретация данныхОцените по пятибалльной системе, насколько у вас проявляется каждое из приведенных слева свойств. Подсчитайте общую сумму баллов.Начертите свой профиль поведения в спорных ситуациях.Проанализируйте причины полярных стратегий поведения с целью внесения необходимых корректив.40-50 баллов - высокий уровень конфликтоустойчивости.30-40 баллов - средний уровень конфликтоустойчивости, свидетельствующий об ориентации личности на компромисс, стремлении избегать конфликта.20-30 баллов - низкий уровень конфликтоустойчивости, свидетельствующий о выраженной конфликтности.1-19 баллов - очень низкий уровень конфликтоустойчивости. Данный уровень свойствен конфликтным людям.