Приемы работы на уроках литературного чтения в начальной школе
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Приемы работы на уроках литературного чтения в начальной школе
Автор: Ивлева Наталья Николаевна
БУКТРЕЙЛЕР НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Н.Н. Ивлева, учитель начальных классов высшей категории МБОУ «Средняя школа №27» МО Тахтамукайский район Один из важнейших метапредметных результатов сформированность основ читательской компетентности. Основным подходом образования является деятельностный подход, поэтому, необходимо использовать в работе на уроке методы способствующие развитию самостоятельной познавательной деятельности В практике своей работы на уроках литературного чтения я использую такие методы: творческого самочувствия, творческого самовыражения, дискуссии, На уроках литературного чтения центральное место занимает работа с текстом художественного произведения. Наряду с традиционными средствами обучения использую информационные технологии, которые оказываются достаточно эффективными при изучении данного предмета. Недавно в своей работе стала использовать создание буктрейлеров. Что же такое – «буктрейлер»? Буктрейлер – короткий видеоролик по мотивам книги. Рассказать о книге, заинтересовать, заинтриговать читателя- это его основная задача. В своей статье «Смотреть нельзя читать: Буктрейлерство как издательская стратегия в современной России» Юлия Щербинина выделяет разновидности буктрейлеров. По способу визуального воплощения текста буктрейлеры могут быть:1) игровые (минифильм по книге);2) неигровые (набор слайдов с цитатами, иллюстрациями, книжными разворотами, рисунками, фотографиями и т. п.);3) анимационные (мультфильм по книге).Можно классифицировать буктрейлеры по содержанию. Так, встречаются ролики:1) повествовательные (презентующие основу сюжета произведения).2) атмосферные (передающие читательские эмоции и основные настроения книги) 3) концептуальные (транслирующие ключевые идеи и общую смысловую)Можно выделить основные этапы создания буктрейлера:1. Выбор книги для рекламы (представления). Мотиваций в выборе книг для создания буктрейлера может быть множество. Это и реклама новых книг, и продвижение книг-юбиляров, и создание буктрейлеров, приуроченных к датам и событиям и др. Но самое главное: выбранную книгу надо любить.2. Создание сценария к буктрейлеру (продумать сюжет и написать текст). Это самая сложная задача при создании буктрейлера. Если это повествовательный буктрейлер, то можно выстроить сюжет и внести интригу, таким образом, чтобы читателю непременно захотелось узнать, что будет дальше, чем закончится история. Узнать можно прочитав книгу. Для атмосферного надо определить, какое настроение у этой книги, с помощью каких средств можно передать его. Важно продуманно подходить к написанию текста сценария. 3. Подбор материалов для видеоряда. Нарисовать рисунки, отсканировать иллюстрации книги, подобрать подходящие картинки.4. Записать озвученный текст, если это предусмотрено по сценарию или подобрать музыкальный ряд. Соблюдая авторские права.6. Заключительный этап – видеомонтаж. Опытным путем сформировались общие принципы создания буктрейлеров.1. Средний интервал роликаот одной до трех минут. При желании можно взять больший интервал, но видеоряд должен быть логично выстроен, чтобы не потерять цель, заинтересовать читателя и утомлять зрителя не стоит. Используется прием подобный рекламе фильмов перед просмотром в кинотеатре.2. Желательно соблюдать единообразие иллюстрирования: если рисованные картинки – значит рисованные, если иллюстрации книги - значит иллюстрации, если фото – значит фото. Желательно соблюдать стилистику музыки и видеоряда. При использовании записи видео с ребенком необходимо получить согласие родителей3. Ролик должен интриговать. Для этого важно подбирать не только яркие и эффектные картинки, но и меткие цитаты. Пересказывать смысл произведения не стоит. При сложностях написания фраз для сценария, можно использовать яркие диалоги с дальнейшим представлением главных героев. 4. Иллюстрации должны быть качественными, без чужеродных элементов. Делаем акцент на простоту и качество. 5. В субтитрах и титрах шрифт должен быть разборчивым, читабельным. Лучше использовать Times New Roman. Буктрейлер создается для потенциальных читателей, поэтому должен быть не сложным. 6. Обязательно нужно помнить об авторских правах и если вы используете материалы , аудио или иллюстрации, то сначала убедитесь, что они находятся в свободном доступе и делайте ссылки в заключении ролика на используемые материалы. 7. Показ образцов роликов. Презентация готового продукта небольшой группе людей. Проанализировать какое воздействие он имеет на зрителя. Соответствует ли требованиям. Просматривается ли идея ролика. Сделать необходимые правки. Детей увлекает это процесс. Они читают книгу с удовольствием, карандашом сразу выделяют острые и интересные моменты. Это замечательный метод развития читательского интереса, выражения признательности книге и автору. Готовые буктрейлеры можно использовать на уроках и во внеурочной деятельности. Литература:Волкова Н В . Буктрейлер как «визуальное эссе»в контексте формирования читательского интереса// Культура. Духовность, Общество. 2015. №16. С. 209-213. Банина Т В . Буктрейлер : смотреть нельзя читать// Образование : ребёнок и учеников. 2015. - № 2. - С. 24. Электронный ресурс [Режим доступа] Электронный ресурс [Режим доступа]