Практика организации совместной деятельности по созданию творческого продукта на уроках с обучающимися уровня начального общего образования для выявления, мотивирования и сопровождения одаренных, талантливых и высокомотивированных детей.
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Практика организации совместной деятельности по созданию творческого продукта на уроках с обучающимися уровня начального общего образования для выявления, мотивирования и сопровождения одаренных, талантливых и высокомотивированных детей.
Автор: Литвинова Наталия Сергеевна
Муниципальное общеобразовательное учреждение Иркутского районного муниципального образования«Уриковская средняя общеобразовательная школа»Межрегиональный конкурс «Лучшие практики работы с одаренными детьми»МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИПрактика организации совместной деятельности по созданию творческого продукта на уроках с обучающимися уровня начального общего образования для выявления, мотивирования и сопровождения одаренных, талантливых и высокомотивированных детей. Урик, 2023Актуальность разработкиВ основу научной модели обучения одаренных, талантливых и высокомотивированных детей в МОУ ИРМО «Уриковская СОШ» положена концепция групповой динамики, предложенная немецким и американским психологом Куртом Левин. В рамках этой концепции группа трактуется как динамическое целое, как особая система, компоненты которой (входящие в группу индивиды) сплачиваются под действием различных сил. Вследствие воздействия этих сил между людьми в малой группе складываются связи, и чем их больше, тем более сплочена группа. «Сущность группы, – отмечал К. Левин, – не сходство или различие ее членов, а их взаимозависимость. Группа может быть охарактеризована как «динамическое целое». Это означает, что изменения в состоянии одной части изменяют состояния любой другой. Степень взаимозависимости членов группы варьирует от несвязной массы к компактному единству». Теория групповой динамики позволяет объяснить, почему в малой группе (класс, учебная рабочая/проектная группа и пр.) слабые обучающиеся «подтягиваются», а «сильные» совершенствуют свои навыки.Понятия «одаренный», «талантливый», «высокомотивированный» обучающийся встречаются в литературе довольно часто. Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Одаренность обычно проявляется в разносторонних способностях и граничит с талантом. Талант — это способности к определенной деятельности, проявляющиеся как творчество. Высокий уровень творчества при выполнении деятельности — особенность таланта. Высокомотивированный ребёнок – ребёнок, у которого высоко развиты внутренняя и внешняя потребности быть успешными в определённой области знаний и деятельности.Категории детей, которые можно увидеть в МОУ ИРМО «Уриковская СОШ», представлены на рис.1. Для классификации мы определили два критерия: «одаренность» и «мотивированность», и получили 4 типа обучающихся:одаренные и мотивированные обучающиеся;обучающиеся, у которых не выявлена/не проявлена одаренность, но имеется мотивация к успеху;обучающиеся, у которых не выявлена/не проявлена одаренность, отсутствует мотивация;одаренные обучающиеся с низкой мотивацией.Вместе с тем, одаренность не всегда проявляется в обычной учебной деятельности, не всегда выявляется в обычной жизни. Бывают ситуации, когда о своем даре/способности человек узнает уже в достаточно зрелом возрасте. Мотивация – тоже неустойчивый показатель. Все зависит от факторов, которые на нее влияют. Допустим, если у обучающегося есть наглядный пример успеха и возможность получения поддержки и одобрения – это может на определенных этапах мотивировать к каким-либо видам деятельности. Рис.1 Категории обучающихся, выделенные по критериям «одарённость», «мотивированность».Одаренные, талантливые и высокомотивированные дети обучаются в одной школе и одном классе со «всеми остальными», поэтому для выявления и развития их способностей мы практикуем методы и приемы совместной работы над созданием «многокомпонентного и дифференцированного по своим свойствам конечного учебного продукта». Проблема заключается в том, что для выявления и развития способностей необходимо вовлечение детей в разные виды работ, что не всегда возможно в урочной деятельности, но требуется государственными стандартами в сфере общего образования (в том числе начального). В связи с этим, целью данной методической разработки стало организация совместной деятельности обучающихся по созданию «многокомпонентного и дифференцированного по своим свойствам конечного учебного продукта» для выявления и развития способностей каждого ребенка, стимулирования достижений одаренных детей. Задачи:Определить типы учебных продуктов (результатов проектной/исследовательской деятельности), которые позволят вовлечь обучающихся уровня НОО в разнообразную совместную деятельность;Сформировать алгоритм работы над созданием учебного продукта;Реализовать практику в урочной деятельности;Провести анализ результатов.Описание практики.Основная идея предлагаемой практики заключается в организации совместной деятельности обучающихся по созданию «многокомпонентного и дифференцированного по своим свойствам конечного учебного продукта». Эта деятельность выстраивается как пролонгированный интегрированный комплекс уроков по разным предметам. При этом какой-то предмет является в данной деятельности базовым (т.е. на нем изучается тема, которая будет взята за основу для создания учебного продукта). Остальные предметы являются инфраструктурными – т.е. обеспечивают/содействуют осуществлению основной деятельности (рис.2.).Рис.2.Предлагаемая практика включает три этапа:Подготовительный этап.На первом этапе педагог определяет базовую тему и отбирает учебный материал нескольких предметов, который может быть выстроен в пролонгированный интегрированный комплекс уроков, охваченных этой темой. Например, это может быть какое-то произведение предмета «литературное чтение», взятое за основу. Далее это может быть иллюстрирование героев либо сюжетов, о которых рассказано в произведении, на уроках ИЗО. В рамках уроков технологии это может быть модель/модели каких-то объектов, представленных в произведении. В рамках предмета «музыка» это может быть подборка для музыкального сопровождения «конечного учебного продукта». Следующим шагом учителя является либо самостоятельный, либо согласованный с обучающимися выбор формы «конечного продукта» и его представления/презентации. В рамках внеурочной деятельности это может воплотиться в театральную постановку, для которой надо подготовить на уроках ИЗО и технологии реквизит, надо сшить костюмы, на уроках литературного чтения распределить роли и отрепетировать выступление каждого героя, на уроках русского языка разобрать лексику и грамматику диалогов в театральной постановке. Круг возможных примеров «учебных продуктов» весьма широк:театральная постановка;мультипликационный фильм;художественный/документальный фильм;глянцевый журнал;газета;интервью,игра и пр.За основу может быть взята любая тема предмета «Окружающий мир» и в качестве «учебного продукта» можно предложить фильм/мультипликационный фильм, рассказ, театральную постановку и пр. Также это может быть любая тема предметов «английский язык», «ОРКСЭ» и пр.На подготовительном этапе учитель дает обучающимся задание, и далее обучающиеся начинают поисковую деятельность. В зависимости от того, какой это класс (1,2,3,4), задание будет иметь более или менее сложный характер. Ребятам необходимо узнать, каким способом создается конечный продукт, какой материал надо собрать для его наполнения. После того, как обучающиеся выяснят, каким образом они будут создавать учебный продукт, они начинают распределять роли в соответствии со способностями: ребенок, обладающий лидерскими качествами, берет на себя организацию всех видов деятельности по созданию учебного продукта. Способности в изобразительном искусстве определяются, когда весь класс участвует в отборе лучших рисунков. Способности художественного чтения выявляются, когда весь класс участвует в чтении по ролям. Реализация практики.На втором этапе на базовом предмете изучается содержание выбранной базовой темы (например, базовое произведение на литературном чтении, либо параграф, посвященный какой-либо теме).Далее обучающиеся приобретают первичный навык создания учебного продукта (компоновка материалов газеты/журнала, первый погон театральной постановки, использование специальных редакторов для монтажа мультипликационного/художественного/документального фильмов). На следующем шаге идет работа по выполнению заданий в соответствии с распределением ролей и «сборка» конечного учебного продукта. Результирующий этап.На этапе, когда учебный продукт уже создан, необходимо сделать «первый прогон/просмотр» и обсудить – все ли получилось, следует ли что-то доделать либо убрать. Обучающиеся совместно принимают решение, каким образом они будут представлять свой продукт родителям/законным представителям и общественности. Это может быть спектакль, презентация журнала/газеты, проведение игры и пр.Использование современных технических и информационных средств обучения.В осуществлении совместной деятельности по созданию учебного продукта используются следующие современные технические и информационные средства обучения:Персональные компьютеры;Графический планшетСканеры;Интерактивная панель;Флеш-карты;Сеть Интернет.Результативность предлагаемой практикиИспользование предлагаемой практики позволяет достичь следующих результатов:– личностные: включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме; – метапредметные: включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории; – предметные: включают освоенные новые знания и навыки, умение преобразовывать и применять полученные знания в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях. Практическая значимость предлагаемой практикиЗначимость данной практики объясняется тем, что совместная работа обучающихся в ходе реализации проектной деятельности на уроках уровня начального общего образования позволяет, во-первых, выявить разные типы одаренности/таланта/высокой мотивированности у обучающихся, во-вторых, позволяет развить новые качества путем наблюдения за теми, у кого они уже развиты, в-третьих, позволяют обеспечить систему внутреннего наставничества в группе (пример: если у ребенка не получается выполнить какое-то действие, решить какую-то задачу, но он очень хочет это сделать качественно, то помощь одноклассника, у которого это получается лучше, позволяет добиться желаемого результата).Приложение 1Пример организации совместной деятельности по созданию рисованного мультфильма по произведению С.Я. Маршака «Автобус номер 26».В Интернете мы изучили процесс создания мультфильма в домашних условиях и приступили к работе. Мы решили создать рисованный мультфильм по произведению С.Я.Маршака «Автобус номер 26». Для создания мультфильма была проведена следующая подготовительная работа: На уроке литературного чтения познакомились с произведением С.Я.Маршака «Автобус номер 26». Несколько раз прочитали с выражением, выбрали лучшего чтеца.Погружение в сюжет произведения путём драматизацииНа уроке изобразительного искусства обучающиеся выступали в качестве «художников – мультипликаторов» - рисовали по желанию понравившегося персонажа или сюжет из данного стихотворения.На уроке технологии все рисунки были вывешены на доску. Ребята рассматривали работы друг друга. Проводили взаимооценку рисунков, рассказывали, почему выбран тот или иной персонаж/сюжетДля съемки мультфильма мы выбрали на фотоаппарате самый маленький размер кадра. Это нужно для того, чтобы мультфильм занимал мало места в памяти. Отключили вспышку и настроили баланс белого. Плавно переводя объектив от одного рисунка к другому, провели видеозапись. Задерживались некоторое время на каждом изображении. Так как некоторых героев ребята нарисовали в повторе, приходилось подольше задерживать камеру на этих персонажах. А за кадром тем временем шла озвучка нашего мультфильма. Выбранный нами самый лучший читающий ученик озвучивал вслух произведение. Монтаж мультфильма.Презентация мультфильма для его создателей и родителей. Ссылка на мультфильм: Создавая мультфильмы, ребята реализуют свои фантазии. Они рады увидеть мультфильм, который создали сами. Ребята попробовали себя в роли художника-мультипликатора, режиссёра и сценариста, В процессе работы у обучающихся формируются навыки работы в команде и развиваются творческие способности. Дети получили мощный стимул к развитию творческого воображения и познавательного интереса. Развиваются личностные качества: самостоятельность, ответственность, инициативность, уважение к сверстникам. Формируются коммуникативные и познавательные навыки, нравственные качества. Это все, в свою очередь, приводит к развитию речи, мелкой моторики, творчеству и фантазии. Создание мультфильмов с детьми является действенным средством для развития творческих, познавательных и коммуникативных способностей.Главный итог данной практики – повышение качества обученности, с одной стороны, и выявление, и развитие способностей – с другой стороны. Например, в приводимом нами примере хорошо запоминается изучаемое на уроках литературного чтения произведение.