"Применение современных технологий, в коррекционной работе с детьми ДЦП".
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Применение современных технологий, в коррекционной работе с детьми ДЦП".
Автор: Топунова Светлана Константиновна
Топунова С. К., Галкина Л,Н.
Применение современных технологий
в коррекционной работе с детьми с ДЦП.
Коррекция детей с нарушением опорно-двигательного аппарата проводится уже не первый год. Главное в восстановительной работе — это методы двигательной коррекции. Независимо от восстановления двигательных функций, проводились занятия с воспитателем, направленные на восстановление познавательной деятельности. Введение новых технологий в коррекционную работу позволило не только соединить эти виды коррекции, но и дополнить их психологическими методами. Часто в коррекционной работе все виды восстановления трудно разъединить, так как одно задание включает в себя часто несколько направлений. Следует подчеркнуть, что в коррекционной работе мы не стремимся достичь уровня здорового ребенка в каждом конкретном случае. У детей с детским церебральным параличом своя норма, т.е. тот уровень, который мы можем достичь в развитии ребенка, но самое главное — научить ребенка жить в обществе, научить его самообслуживанию, достичь максимального развития движений для каждого ребенка.
Любая коррекционная работа проходит не стихийно, а целенаправленно. Современные технологии, которые мы используем для реабилитации детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, часто были разработаны для совершенно других задач. И, по всей видимости, разработчики даже не ожидали, что их технологии могут использоваться для коррекции детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. Некоторые технологии, наоборот, были специально разработаны для коррекционной работы.
Все современные технологии могут быть разделены на 2 группы: методы используемые для индивидуальной коррекции, а также методы для групповой работы. Но есть методики, которые могут быть использованы и в том, и в другом виде.
Одни из современных технологий для коррекционно-педагогической работы требуют специально оборудованных комнат, другие можно проводить в игровой комнате или даже в кабинете логопеда или психолога..Развитие ребенка с детским церебральным параличом происходит в ограниченном пространстве, что ведет к формированию эгоцентрических установок, способствует вторичной аутизации. В семье больной ребенок развивается в условиях гиперопеки со стороны родителей. Не учитываются его планы, увлечения.
Задача коррекции состоит в том, чтобы разорвать эту симбиотическую связь мать-дитя, чтобы дать возможность развиваться ребенку, и чтобы родители способствовали этому развитию. В силу гиперопеки у ребенка больше всего страдает общение. Ребенок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения общаться, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвленным, отвергнутым. Это может привести к резкому снижению самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости. Необходимо помочь ребенку наладить отношения с окружающими, чтобы этот фактор не стал тормозом на пути развития личности.
На групповых занятиях с детьми мы учим детей коммуникативным навыкам. Однако общение ребенка — это не только способность вступать в контакт и вести разговор с собеседником, но и умение внимательно и активно слушать, использование мимики и жестов для более эффективного выражения своих мыслей, а также осознание особенностей себя и других людей и учет их в ходе общения.
В группах детей с нарушением опорно-двигательного аппарата много внимания уделяется невербальным способам общения. Детей учат с помощью жестов, поз, мимики передать какое-либо сообщение (например: игра через стекло), с помощью пантомимы рассказать всем известное стихотворение или сказку. На занятиях учат детей использовать общепринятые жесты, проводятся упражнения на развитие мимических движений.
Занятия и упражнения будут полезны только тогда, когда ребенок захочет ими заниматься. Поэтому не надо заставлять его. Развитие проблемного ребенка и форма имеющегося у него нарушения диктуют специфику работы с родителями. Семья не всегда понимает своеобразие личности ребенка, неадекватно оценивает его возможности, завышая или занижая их. У некоторых родителей отмечается негативное отношение к рекомендациям по воспитанию ребенка, неверие в успех работы с ним. У одних родителей нет желания, у других — возможности заниматься с ребенком. Есть родители, которые хотят заниматься с ребенком, имеют условия для этого, но не знают конкретно, что могут и должны делать.
Перечисленные методы вместе с традиционными дают наибольший результат в коррекции ребенка. Как уже говорилось раньше, реабилитация ребенка не означает, что он должен достичь уровня здорового. Коррекция означает, что необходимо социализировать ребенка, т.е. научить его жить в обществе, помочь выбрать профессию, в самом тяжелом случае — научить ребенка обслуживать себя.
Список литературы
1. Шипицина Л.М. Социальная и педагогическая интеграция. Проблемы сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья // Психолог – педагогическое медико – социальное сопровождение развития ребенка. СПб., 2001, с. 15 – 19
2. Смирнова И.А. Специальное образование дошкольников с ДЦП. Учебно – методическое пособие. СПб., 2003
3. Выгодский Л.С. Развитие высших психических функций. М., 1960
4. Данилова Л.А. Методы коррекции речевого и психического развития у детей с церебральным параличом. Л., 1977
5. Ипполитова М.В. Коррекционно – воспитательная работа с детьми дошкольного возраста, страдающими церебральными параличами // В сборнике: Очерки по патологии речи и голоса. Под ред. С.С. Ляпидевского. Вып. 3. М., 1985, С. 214 – 223.
6. Ипполитова М.В., Мастюкова Е.М. Нарушение речи у детей с церебральным параличом. М., 1985
8. Ермоленко Н.А., Скворцов И.А., Неретина А.Ф. Клинико – психологический анализ развития, двигательных, перцептивных, интеллектуальных и речевых функций у детей с церебральными параличами // Журнал неврологии и психиатрии, 2000, № 3, с. 19 – 23.